Опытно-исследовательская деятельность в ДОУ "Волшебная сила маленького мыла"
проект (подготовительная группа)

Трунаева Альбина Сергеевна

Первые шаги в науку маленьких ейчан.

             8 февраля торжественная дата для всех, кто любит науку, кто стремится к знаниям и к новым открытиям. В этот день родился великий русский ученый Д. И. Менделеев, поэтому эта дата признана Днем науки. В нашем городе Ейске этот праздник отмечается  открытием научной конференции «Мир науки глазами детей». И приглашаются туда юные исследователи.  Есть в нашем маленьком городе очень много любознательных ребят и хороших учителей и наставников, которые стремятся помочь юным исследователям раскрыть свои таланты и способности, ведут за собой в страну знаний открытий.

             Мы педагоги дошкольного образования готовим  дошколят к школьной, шумной, бурной и интересной жизни. Нам необходимо   научить будущего первоклассника  мыслить творчески, помочь находить ответы на все вопросы, устанавливая причинно-следственные связи, учить докапываться до истины, помочь стать любознательным и уверенным будущим первоклассником.

             Вот и у нас в МБДОУ ДСОВ №6 в подготовительной группе №7 работает научно- исследовательское Общество «Чистые ладошки». Любознательные ребята решили узнать,  почему так необходимо мыть руки с мылом, как раньше люди обходились без него. Решили доказать всем не любителям мыла его важную роль  в жизни человека.  Вместе с воспитателем Трунаевой Альбиной Сергеевной изучили много умных энциклопедий и книг и провели опыты и эксперименты, изучили процесс мыловарения, нашли полезные составляющее для своего рецепта приготовления мыла, что бы детям в детском саду была от него радость и польза. Опыты всё подтвердили: у маленького мыла есть волшебная сила.  Получилось первое открытие, все не любители чистых рук были повержены. А ребята из детского сада №6 «Ромашка» были впервые приглашены на праздник «День науки» и стали участниками  в городской научной исследовательской конференции «Мир науки глазами детей» на базе СОШ №4 г. Ейска. Выступали со своей научно-исследовательской работой «Волшебная сила маленького мыла»: Илья Лепетуха, Мария Лунева и Михаил Вячин и стали вместе со своим наставником Трунаевой Альбиной Сергеевной победителями ПЯТОЙ НАУЧНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «МИР НАУКИ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ» в городе Ейске!

Молодцы! Так держать! Впереди ждет еще много открытий и новых знаний!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска               муниципального образования Ейский район

Юридический адрес:  353691, Краснодарский край,

г. Ейск, ул. Мира 148

            Адрес электронной почты:  dou6@eysk.edu.ru

         Телефон:   8 (861 32)2-36- 

                                          Тема исследовательской  работы :

                                                   «Волшебная сила маленького мыла.»

                          Вячина Михаила

                                                                Лепетуха Ильи

                                                                Луневой Марии

                                                               Воспитанников МБДОУ ДСОВ       №6

                                                               Научный руководитель:

                                                               Трунаева Альбина Сергеевна

                                                                Воспитатель МБДОУ ДСОВ №6

                                                       2019 г.

Содержание:

1.Введение……………………………………………………..

  • план работы
  • цель и задачи работы
  • объект исследования;
  • гипотеза;
  • методы исследования;

2.Сбор информации………………………………………………………….

2.1. Свойства мыла.

2.2. Действие мыла на микробов.

2.3. Из истории создания мыла.

3. Практическая часть…………………………………………………………

3.1.Описание проведение опытов

3.2.Результаты исследования, умозаключения и выводы.

3.3.Отрицательные и положительные стороны мыла купленного в магазине и сваренного в домашних условиях.

4.Заключение………………………………………………………………………

5.Список источников………………………………………………………………

                                                                              Вячин Михаил Григорьевич

                                                       Лепетуха Илья Русланович

                                                       Лунева Мария Олеговна

                                                       Краснодарский край,  Ейский  район, г. Ейск

                                                       МБДОУ ДСОВ №6 МО Ейский район,    

                                                       Подготовительная группа

                                                      Тема: «Волшебная сила маленького мыла»

                                                    Научный руководитель:Трунаева А.С.

                                                      Воспитатель подготовительной группы

                                                      МБДОУ ДСОВ №6

Мыло бывает
Разным-преразным:
Синим,
Зеленым,
Оранжевым,
Красным…
Но не пойму,
Отчего же всегда
Черной-пречерной
Бывает вода?

                                                       1.Статья.

                                                      Введение.

                                         Наша исследовательская работа началась с       проблемы, которую я заметила в нашем детском саду в моей группе: Не все дети моют руки с мылом после прогулки и посещения туалетной комнаты . Все знают, что  многие вирусы и болезни передаются через грязные руки, но некоторые думают, что вода в одиночку может справиться со всеми микробами. Каждый день дома и в детском саду взрослые всегда напоминают нам детям, что руки надо мыть с мылом перед едой, и после прогулки, и после игр… Но почему надо умываться с мылом  и зачем? Кто  придумал  это душистое и пенистое мыло?  Как догадался?

Мы  решили создать в своей группе «Общество Чистые ладошки».

План научно- исследовательской работы «Общества Чистые ладошки».

1.Узнать от взрослых и из энциклопедий  все о свойствах мыла, о противомикробном действии на наш организм, и  историю создания мыла.

2.Провести исследование действия мыла на загрязнения и приготовить своё собственное мыло.

3.Доказать всем не любителям чистых рук, что мыло играет важную роль в предотвращении и распространении болезней.

Тема нашей исследовательской работы: «Волшебная сила маленького мыла.»

1.1 Гипотеза: мыло сваренное в домашних условиях, приносит пользу для здоровья человека, так как оно считается натуральным.
1.2.Обьект исследования: ладошки,  процесс мыловарения.
1.3. Предмет исследования: мыло.

1.4.Цель: исследовать способы мыловарения в домашних условиях, и  положительное влияние мыла на организм  человека.

Задачи:

  1.  Узнать историю возникновения мыла.
  2. Выяснить, как же на микробы действует мыло.
  3. Изучить технологию производства мыла. 
  4. Изготовить мыло в домашних условиях.
  5. Сравнить мыло из магазина и мыло, сделанное своими руками.  

Практическая значимость:  знания, приобретённые нами, в ходе исследований помогут нам убедить всех ребят никогда не забывать, что надо мыть руки с мылом всегда, а еще полученные знания расширят кругозор и поднимут интерес к исследовательской деятельности и к творчеству.

Оборудование:

Фотоаппарат

Формы для заливки мыла

Ароматические масла          

2. Теоретическая часть.            

 2.1.О прямом значении  мыла для человека.

      -Мы обратились к научной  детской энциклопедии, что бы    узнать о свойствах мыла и доказать,  что мыло играет огромную роль в предотвращении распространения болезней. И узнали, что мытьё рук сохраняет микрофлору организма в нормальном состоянии и позволяет решать вопросы со многими заболеваниями, которые именно так и начинаются – с развития микробов на наших руках. Если правильно и регулярно мыть руки с мылом, то можно обезопасить себя от целого ряда заболеваний, например грипп и расстройство кишечника. -Человек должен постараться уничтожить все микробы, поскольку, если этого не сделать, то вместе с едой, которую мы принимаем, они будут попадать внутрь нашего организма, тем самым, провоцировать развитие различных болезней.

 - Моя мама медицинский работник              

 и всегда   говорит мне,

что в период эпидемии гриппа

надо чаще мыть руки с мылом!

Микробы живут

 на наших руках  несколько часов.

А подцепить их можно

при  рукопожатии,

 в общественном транспорте,

коснувшись компьютерной мышки...

2.2 Так как же на микробы действует мыло?

   -С этим вопросом я обратился к своей маме, ведь она имеет высшее медицинское образование. Мама доступным языком мне объяснила взаимодействие мыла и грязи. Оказывается, молекулу мылa можно предстaвить в виде змеи с мaленькой головой и длиннющим хвостом.  Голова молекулы очень любит воду и с удовольствием цепляется за молекулы воды. Хвост нашей змеи, напротив, терпеть не может воду, но зато очень любит жир. При попaдaнии мыльного рaстворa на руку, мыльные хвостики с удовольствием обволaкивaют молекулы жира и утaскивaют их с собой. Таким образом, частички жира и грязи перетaскивaются мылом с загрязненной поверхности в воду и уносятся в раковину умывальника.

2.3 О истории возникновения мыла

-Наш воспитатель Альбина Сергеевна помогла нам узнать историю возникновения  мыла. Из детской научной энциклопедии мы узнали  интересную легенду, которая гласит, что само слово мыло в переводе на латинский звучит, как- soap и произошло от названия горы Сапо в Древнем Риме, где совершались жертвоприношения богам. При сжигании жертвы выделялся животный жир, он скапливался и смешивался с древесной золой костра. Полученная масса смывалась дождем в глинистый грунт берега реки Тибр, где жители стирали белье, и благодаря этой смеси одежда отстирывалась гораздо легче. Поэтому изобретение мыла приписывается римлянам. Поначалу мыло использовалось главным образом для стирки и обработки язв и ран.

- А моя бабушка рассказала мне, что раньше на Руси вместо мыла использовали берёзовый щёлок. Щёлок (щелок, поташ) - это консистенция из золы, настоянной на воде. Щёлок используется для купания и стирки, это настоящее природное вещество. И оно отличается от моющих средств, которые продаются в магазине.

- На Руси секреты изготовления мыла унаследовали от Византии. Мыло варили, смешивая щелок  с животными жирами для изготовления твердого мыла.  Мастера-мыловары появились только в XV столетии при правлении царя Петра I. В старинной Москве была открыта целая мыловаренная фабрика. Там придумали интересное   мыло для детей с изображением буковки из алфавита.

-Сегодня на прилавках магазинов можно встретить  и приобрести тысячи сортов твердого и жидкого мыла любых расцветок и форм, и запахов. Но моя бабушка говорит, что в современном мыле много химии и оно может вызвать аллергию и сухость кожи.                            

Из-за этого в детских садах, моют руки только с детским мылом. Оно имеет слабый приятный запах, обычную форму, без цвета  и не сильно привлекает детей.
3. Практическая часть. 

В детском саду мы рисуем и лепим из пластилина, руки сильно загрязняются. Мы решили выяснить достачно, ли просто помыть руки водой после таких творческих работ и как справится мыло с такими сильно испачканными  руками.

Самым удивительным для меня  оказалось то, что мыло полезное и завлекательное для детей можно приготовить дома самим. Поэтому мы провели несколько опытов

3.1.Опыт №1 Исследование « Как работает мыло».

Цель: Выяснить силу мыльной пены в борьбе с загрязнениями на коже рук.

Для этого нам понадобиться:

  • гуашь;
  • кисть;
  • вода;
  • мыло;

Ход: Мы рисовали ладошками, раскрашенными гуашью.  После окончания нашей творческой работы  для эксперимента  предложили Ангелине помыть руки просто водой без мыла, а Маше предложили вымыть руки с мылом.

Результат:  У Ангелины руки отмылись частично, краска впиталась глубоко в кожу. А у Маши руки чистые. Хорошо отмылись.

Вывод: Таким образом, мы убедились в силе мыла. Хвостатые молекулы мыла вытянули молекулы краски и водою смылись с рук. Так происходит и с вредными микробами.

Опыт №2  Приготовление мыльного раствора по-бабушкиному рецепту.

Цель: Испробовать старинный рецепт натурального первого мыла.

Для этого нам понадобиться:

  • древесная зола;
  • вода;
  • емкость прозрачная.

Ход: Мы вместе с Альбиной Сергеевной  взяли древесную золу насыпали в прозрачную емкость и налили доверху воды, потом тщательно перемешали и оставили на 3 дня. Через три дня в верхней половине емкости была прозрачная жидкость, на ощупь мыльная.

Альбина Сергеевна сказала, что это и есть щёлок, но его надо обязательно разбавлять водой.

Результат: Мы попробовали помыть руки этим раствором. Он пениться, но не сильно.  Грязь  отмывается. Он действует.

Вывод:  Так мы приготовили  первое «мыло» в домашних условиях из натуральных природных компонентов. Таким мылом пользовались люди в далекие времена. Так мы познакомились с первоначальным «мылом».  Но такой раствор неудобен для использования и детям вряд ли понравится.

 Опыт № 3 Исследование процесса мыловарения.

Цель: Изготовить мыло в домашних условия. Познакомиться с процессом мыловарения. Найти самый полезный рецепт приготовления мыла в домашних условиях.

Для этого нам   понадобится:
         -посуда для водяной бани (или микроволновка)
        - миски для смешивания ингредиентов
        -нож, ложки, терка
        -разделочная доска
        -форма для заливки мыла
Ход: Я натер на терке мыльную основу. Положил все это в банку. Вместе с мамой на водяной бане  растопили , затем добавили для запаха парфюмерное масло, всё перемешал и вылил часть  в формочку на половинку, положил на первый слой красивую картинку, затем вылил оставшееся растопленное Результат: Когда остыло, достал из формочки, получилось  мыло, внутри картинка. Каждый захочет помыть руки таким мылом.
Я намылил мыло на  руки, мыло легко  намыливалось и  пенилось, но
 не было в нем добавок, оказывающих полезный уход за кожей человека.

-Тогда я обратилась за помощью к бабушке, она подсказала, как сделать мыло полезным для кожи рук и еще более приятным в использовании.

Рецепт от моей бабушки.

Нам понадобиться:

1. Специальная мыльная основа- глицерин и детское мыло. (Её можно купить в специализированных магазинах). Натереть на терке детское мыло соединить с глицерином и поставить на водяную баню.

2. Добавить разнообразные ароматические масла (оливковое, миндальное и др.). Они нужны для ароматизации мыла. Также, чтобы придать мылу приятный запах, можно использовать ваниль, корицу и даже натуральный кофе.

3. Добавить травы- ромашка или шалфей. Они нужны для смягчения и питания кожи.

4. Краситель-кардамон.  Можно приобрести специальные или использовать пищевые.

  1. Форма для залива мыла. Можно использовать пластиковые упаковки от различных продуктов. Так же можно мыло заливать в или игрушечные формочки для игры в песке.

Результат: Вот такое мыло сварили мы с бабушкой. Очень душистое, пахучие и мылкое.

-Моя мама посоветовала мне сделать мыло цветное в виде забавных зверюшек, что бы ребятам в детском саду было интересно мыть руки.

Мыло по маминому совету :

- Я в мыльную горячую  основу добавил морковный сок и свекольный  (можно и лимонный)  и масло мяты. Мама сказала, что оно окажет, успокаивающий эффект.

 Результат:  Когда остыло, достал из формочки, вот и получилось душистое мыло.  Этим мылом можно мыть все тело и быть здоровым, после бани. Ребятам такое мыло очень понравиться. Оно хорошо мылиться.          

Вывод: Мы приготовили мыло в домашних условиях вместе родителями по трем рецептам. Все три мыла хорошо мылится и значит, будут губительно действовать на микробов.  Детям это мыло очень понравилось. Все были в восторге и от мыла с золотой рыбкой, и от мыла зверюшек, и от душистого мыла.

Ребята с радостью намыливали  мыло на грязные руки, неплохо намыливалось и не сильно пенилось. Значит, мыло вступает в контакт с микробами. Мы решили сравнить мыло из магазина и сделанное своими руками.

3.3.Отрицательные и положительные стороны мыла купленного в магазине и сваренного в домашних условиях.

1.Сравниваем внешний вид мыла. Мы сравнили несколько образцов домашнего и обычного мыла на привлекательность внешнего вида. Вывод: внешний вид мыла  ручной работы гораздо разнообразнее и привлекательнее, чем обычное мыло.

2.  Сравниваем  ароматы мыла. Оба  мыла имеют приятный аромат.

3. Сравниваем ощущения после мытья рук. Вывод: ощущения схожи, кожа рук мягкая и шелковистая.

4. Сравниваем пенообразования. Вывод: при мытье мылом ручной работы пены меньше, чем при мытье обычным мылом, что свидетельствует о минимальном содержании  веществ, вредных для здоровья.

5.Сравниваем степень размокания мыла в воде. Вывод: мыло ручной работы при нахождении в воде размокает гораздо меньше, чем обычное мыло.

6.Сравниваем главное свойство и назначение мыла – удаление грязи. Оба мыла легко и быстро удаляют грязь с рук.

Вывод:В результате проведённых опытов можно сказать, что мыло ручной работы  не уступает по аромату и ощущениям при мытье, но выигрывает по внешнему виду, степени размокания и безопасности в сравнении с обычным мылом.

4.Заключение.

          В результате работы над проектом, поставленные задачи можно считать выполненными. Мы определил значение мыла,  узнали историю происхождения мыла, изучили процесс изготовления мыла,   провели эксперименты по изготовлению мыла в домашних условиях. И выяснили, что мыло приготовленное своими руками ничуть не хуже магазинного, оно приготовлено из натуральных компонентов и поэтому безопасно, хорошо справляется с загрязнениями, а значит с микробами. Это мыло может вполне заменить детское мыло в детском саду. Потому что дети с большим желанием стали мыть руки и тщательней.

                        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-исследовательская работа «Волшебная сила маленького мыла» Авторы: Вячин Михаил Григорьевич Лепетуха Илья Русланович Лунева Мария Олеговна Воспитанники подготовительной группы МБДОУ ДСОВ №6 Научный руководитель: Трунаева А.С.

Слайд 2

Наша исследовательская работа началась с проблемы, которую я заметила в нашем детском саду в моей группе: Не все дети моют руки с мылом после прогулки и посещения туалетной комнаты .

Слайд 3

Все знают, что многие вирусы и болезни передаются через грязные руки, но некоторые думают, что вода в одиночку может справиться со всеми микробами.

Слайд 4

Мы решили создать в своей группе «Общество Чистые ладошки».

Слайд 5

Гипотеза : мыло сваренное в домашних условиях, приносит пользу для здоровья человека, так как оно считается натуральным. Объект исследования : ладошки, процесс мыловарения. Предмет исследования : мыло. Цель : исследовать способы мыловарения в домашних условиях, и положительное влияние мыла на организм человека.

Слайд 6

Задачи: -Узнать историю возникновения мыла. -Выяснить, как же на микробы действует мыло. -Изучить технологию производства мыла. -Изготовить мыло в домашних условиях. -Сравнить мыло из магазина и мыло, сделанное своими руками.

Слайд 7

О прямом значении мыла для человека. -Мы обратились к научной детской энциклопедии, что бы узнать о свойствах мыла и доказать, что мыло играет огромную роль в предотвращении распространения болезней.

Слайд 8

Мытьё рук сохраняет микрофлору организма в нормальном состоянии и позволяет решать вопросы со многими заболеваниями, которые именно так и начинаются – с развития микробов на наших руках.

Слайд 9

Моя мама медицинский работник и всегда говорит мне, что в период эпидемии гриппа надо чаще мыть руки с мылом! Микробы живут на наших руках несколько часов

Слайд 10

как действует мыло на микробы

Слайд 11

слово мыло в переводе на латинский звучит, как- soap и произошло от названия горы Сапо в Древнем Риме

Слайд 12

В детском саду мы рисуем и лепим из пластилина, руки сильно загрязняются. Мы решили выяснить, достаточно ли просто помыть руки водой после таких творческих работ? Как справится мыло с такими сильно испачканными руками?

Слайд 13

Опыт №1 Исследование « Как работает мыло». Цель: Выяснить силу мыльной пены в борьбе с загрязнениями на коже рук.

Слайд 14

У Ангелины руки отмылись частично, краска впиталась глубоко в кожу. А у Маши руки чистые. Хорошо отмылись.

Слайд 15

Опыт №2 Приготовление мыльного раствора по-бабушкиному рецепту. Цель: Испробовать старинный рецепт натурального первого мыла. Приготовление щелока.

Слайд 16

Мы попробовали помыть руки этим раствором. Щелок пениться, но не сильно. Он действует !

Слайд 17

Опыт № 3 Исследование процесса мыловарения. Цель: Изготовить мыло в домашних условия. Познакомиться с процессом мыловарения. Найти самый полезный рецепт приготовления мыла в домашних условиях.

Слайд 18

Когда остыло, достал из формочки, получилось мыло, внутри картинка. Каждый захочет помыть руки таким мылом Мыло легко намыливалось и пенилось, но не было в нем добавок, оказывающих полезный уход за кожей человека

Слайд 19

Рецепт душистого мыла от моей бабушки.

Слайд 20

Вот такое мыло сварили мы с бабушкой. Очень душистое, пахучие и мылкое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности «Удивительные свойства магнита»

Сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать металлические предметы; выяснить, через какие материалы воздействует магнит; ввести в речь детей понятие «магнетизм»...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита»

: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности....

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе Тема: «Удивительные свойства магнита»

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности.За...

Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Удивительные свойства магнита» Цель: познакомить детей с физическим явлением – магнетизм, магнитом и его свойствами на основе опытнической деятельности. За...