Самообразование по теме «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа)

Михайлова Юлия Александровна

1 младшая группа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3

«Родничок» с. Правда муниципального образования «Холмский городской округ»

____________________________________________________________________________694615, Сахалинская область, Холмский район, с. Правда ул. Речная д. 48 А, телефон 93-2-96

План самообразования

на 2018 – 2019 уч. г.

воспитателя МБДОУ детский сад № 3 «Родничок»

Михайловой Юлии Александровны

Тема:

«Формирование культурно - гигиенических навыков

 у детей младшего дошкольного возраста»

2018 г.

Актуальность темы

В дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового ребенка. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве.  Важно с самого раннего возраста воспитывать полезные для здоровья навыки, чтобы они стали привычками.

Воспитание культурно-гигиенических навыков направленно на укрепление здоровья ребенка. Вместе с тем оно включает важную задачу воспитание культуры поведения. Необходимость опрятности, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

С первых дней жизни при формировании культурно гигиенических навыков идет не только усвоение правил и норм поведения, но и процесс вхождения ребенка во взрослую жизнь.

Приучая ребенка к чистоте, мы воспитываем у них общую культуру, организованность, бережное отношение к вещам и труду взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. При этом детей приучают выполнять не только то, что  им приятно, но  и  то,  что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и с взрослыми.

Таким образом, проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.     Именно поэтому я решила углубленно работать над темой «Формирование культурно-гигиенических навыков». В этом же направлении я решаю не менее важные задачи по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни и по сохранению и укреплению здоровья детей, физического, так и психического.

Цель: формирование простейших культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности; развивать любознательность и познавательную активность.

Задачи:

1. развивать культурно-гигиенические навыки;

2. формировать простейшие навыки поведения во время еды, пользоваться столовыми приборами;

3. формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо, насухо вытираться после умывания, пользоваться расческой, носовым платком;

4. формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой, не крошить хлеб, тщательно пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды;

5. формирование у детей интереса к предметам окружающего быта и к действиям взрослого с этими предметами через игру и показ этих действий взрослым;

6.  обучение детей в игре умениям адекватно действовать с предметами быта;

7.  консультировать родителей по данной теме;

Направления профессионального саморазвития (Самообразование и самовоспитание):

- расширение кругозора;

- рост профессиональной        культуры;

- развитие личностных качеств, способствующих высоким результатам профессиональной деятельности и устранению недостатков;

-формирование информационной компетентности, направленной на самостоятельный поиск знаний.

- повышение педагогической и психологической компетенции;

- развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности;

- поиск новых подходов к организации образовательной деятельности.

Социально – коммуникативное развитие: овладение навыком культурного отношения к взрослым и детям.  Закрепление навыков владения предметами личной гигиены. Закрепить представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей    КГН.    

Познавательное развитие: формировать представления о правилах личной гигиены, систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. Беседы, рассматривание иллюстраций.

Речевое развитие: приобщение к словесному искусству через чтение художественной литературы.

Художественно – эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности.

Методы деятельности:

  • личный пример работников детского сада, родителей;
  • обеспечение чистоты среды;
  • культура общения;
  • использование художественной литературы;

План работы по формированию культурно – гигиенических навыков

Месяц

Проводимые мероприятия

сентябрь

  • Диагностика культурно-гигиенических навыков;

Цель: выявить знания и умения детей;

  • Разучить «Три золотых правила мытья рук»:

а) перед едой

б) после туалета

в) после прогулки

Цель: расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода – чистая, теплая, холодная.

  • Учить детей пользоваться горшком;
  • Находить своё полотенце и уметь им пользоваться;
  • Есть аккуратно, пользоваться ложкой;
  • Учить детей складывать аккуратно одежду в шкафчик;
  • Практическая деятельность «Учимся умываться».

 Цель: формировать умение мыть руки и лицо, пользоваться мылом и полотенцем;

  • Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста»                                                                                             

октябрь

  • Чтение А.Барто «Девочка чумазая»;
  • Разучивание потешки «Руки надо чисто мыть…»;
  • Игровое упражнение «Мыльные перчатки».

Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.

  • Продолжать учить детей пользоваться индивидуальным

полотенцем;

  • Продолжать учить детей есть аккуратно, всегда ложкой, а не рукой;
  • Учить замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых;
  • Беседа. «Доброе утро, расчёска!» Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней;
  • Рекомендации родителям: «Одежда детей в осенний период».

ноябрь

  • Чтение: потешки «Водичка, водичка». Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате (нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
  • Игровая ситуация «Купаться любят все…»

Цель: вызвать у детей интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, побуждать к постоянному их соблюдению;

  • Продолжать учить детей мыть руки последовательно следуя алгоритму умывания;
  • Продолжать учить детей насухо вытирать руки полотенцем;
  • Продолжать учить детей во время одевания на прогулку последовательно одеваться и после прогулки убирать свою одежду и обувь на место;
  • Продолжать совершенствовать навыки культуры поведения за столом (есть аккуратно над тарелочкой, не крошить еду на стол, не крутиться во время еды и не разговаривать во время приёма пищи);
  • Наглядная информация для родителей на тему: «Как приучить ребёнка быть аккуратным»;
  • Экспериментирование «Свойства воды».                                   Цель: формировать у детей представления о

свойствах воды (вода капает, разливается, льется);

декабрь

  • Продолжать учить детей вешать полотенце на место;
  • Учить детей правильно мыть лицо и высмаркивать нос во время умывания;
  • Беседа «Берегите воду».

Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран.

  • Продолжать учить есть ложкой и не залезать в тарелку руками;
  • Продолжать учить детей одеваться и раздеваться последовательно, не разбрасывать свою одежду;
  • Воспитывать умение играть игрушками бережно, не разбрасывать их и убирать на место;
  • Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр». Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания.
  • Просмотр м/ф «Мойдодыр»;
  • Консультация для родителей «Как подготовить ребенка ко сну»

январь

  • Сюжетно – ролевая игра «Сделаем Кате новую прическу»;
  • Экспериментирование «Вода теплая и холодная»

Цель: формировать у детей представление, что вода бывает теплая и холодная;

  • Чтение: потешки «Чистая водичка»;
  • Чтение отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо»;
  • Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая». Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить, в чем девочка была не права, и как нужно было.
  • Игровая ситуация «Кукла Катя умывается» Цель: формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно;

Папка-передвижка «Воспитание личной гигиены у детей»

февраль

  • Сюжетно – ролевая игра «Накормим куклу Катю обедом»;
  • Продолжать учить последовательно, по алгоритму мыть руки и пользоваться краном и водой;
  • Прививать у детей привычку мыть руки после туалета;
  • Продолжать учить детей сидеть за столом прямо, не разговаривать, не крутиться, есть аккуратно;
  • Прививать привычку самостоятельно пользоваться салфеткой;
  • Учить пользоваться расчёской;
  • Продолжать учить бережно, обращаться с игрушками, убирать их на место;
  • Продолжать учить последовательно, одеваться и раздеваться во время тихого часа, аккуратно вешать одежду на стульчик;
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
  • Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе»                                                                                       Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Просмотр м / ф «Федорино горе».
  • Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

               

март

  • Разучивание потешки «Зеркало любит чистые лица»,
  • Продолжать прививать привычку мыть руки с мылом;
  • «Мое полотенце».

Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем\

  • Формировать умение садиться за стол спокойно;
  • Учить правильно, нести стульчик;
  • Продолжать учить пользоваться индивидуальной расчёской;
  • Воспитывать бережное отношение к игрушкам, умению делиться ими;
  •  Дидактическая игра: «Посмотрим  в зеркало, как аккуратно мы одеты» Цель: продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его самостоятельно, с помощью взрослых или других детей. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
  • Дидактические игры «Научим куклу одеваться (раздеваться)»; «Одень куклу»;
  • Рассматривание сюжетных картинок «Дети на прогулке» (в разные времена года).
  • Сюжетная игра «День рождения».

Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания.

  •  Чтение: Н. Павлова «Чьи башмачки»
  • Консультация для родителей «Как повысить иммунитет»

апрель

  • Экспериментирование «Вот какая пена».

Цель: дать детям представление о мыле: оно белое, душистое; можно намыливать, смывать, образует мыльную пену. Предложить детям попускать мыльные пузыри.

  • Сюжетно – ролевая игра «Салон красоты»

Цель: продолжать знакомство с трудом парикмахера. Предложить детям сделать куклам красивые прически, завязать им бантики.

  • Учить пережёвывать пищу с закрытым ртом;
  • Продолжать прививать привычку сидеть за столом красиво, есть аккуратно, не торопясь;
  • Прививать привычку убирать за собой игрушки;
  • Обращать внимание на свой внешний вид;
  • Закреплять навыки вежливой культуры за столом;
  • Продолжать учить складывать одежду;
  • Игровая ситуация «К нам пришла замарашка»
  • Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Кукла Катя хочет спать».
  • Практическое упражнение «Носовой платок» Цель: формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, вовремя обращаться за помощью к взрослым.

май

  • Беседа «Чистота - та же красота»

Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.

  • Чтение стихотворения Е. Благиной «Как у нашей Ирки».

Цель: воспитывать желание быть опрятным, аккуратным

  • Игровая ситуация «Варвара - краса, длинная коса»
  • Игровая ситуация «Купание куклы Маши»
  • Дидактическое упражнение «Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол»
  • Игровая ситуация: «Водичка, водичка…». Цель: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки.
  •  Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
  • Сюжетно - ролевые игры: «Дела семейные» – внесение игровой ситуации «Кукла Маша у нас в гостях»
  •  Упражнение «Самые аккуратные». Цель: воспитывать опрятность.

        

Ожидаемый результат у детей:

  • формирование у детей таких положительных качеств и привычек, как: бережливость, аккуратность. Самостоятельность, трудолюбие, последовательность;
  • овладение культурно - гигиеническими навыками и навыками самообслуживания детей;
  • дети пытаются самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности;
  • проявляют навыки опрятности, следят за своим внешним видом (замечают непорядок в одежде, устраняют его самостоятельно или при помощи взрослого;
  • правильно ведут себя за столом, во время еды (не крошат хлеб, пережевывают пищу с закрытым ртом, не разговаривают);
  • пользуются индивидуальными предметами: полотенцем, носовым платком, салфеткой, расческой;
  • правильно пользуются мылом: аккуратно моют лицо, руки, насухо вытираются после умывания.

Предполагаемый результат для родителей:

  • повышение знаний для успешного развития детей;
  • получение консультаций по вопросам культурно-гигиенических навыков и самообслуживанию;
  • укрепление связей между ДОУ и семьей.

          Список используемой литературы

  1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: Мозаика синтез, 2014. — 368 с
  2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. И др. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7. – М.: Просвещение, 1991.
  3. Богуславская З. М., Смирнова е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М.: 1991.
  4. Бондаренко а. К. Дидактические игры в д/с: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1985.
  5. Вершинин В.Н. «Беседы на этические темы» Ульяновск ипкпро-2000г.
  6. Волчкова В.Н., Степанова Н.ВРазвитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста: практическое пособие для воспитателей детских садов. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2001.  
  7. Гурина И. В. Первые шаги от 0 до 3 лет. Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем. – СПб., 2007                              
  8. Иванова Н.П. Белова И.Н., Косухина Н.А. «Организация работы по     этическому воспитанию дошкольников»-Ульяновск, ИПКПРО-2004г.
  9. Конина Е. Ю. Формирование культурно - гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 г.
  10. Лихачёва а. А. Встреча с Мойдодыром. //дошкольное воспитание №9 – 2004. С. 56
  11. Островская л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников. – М.: Просвещение, 1990.
  12. «Этическое образование дошкольника: индивидуальный подход» Иванова Н.П., Белова И.Н., Богова Л.И, Касухина Н.А., Сергеева А.П. Ульяновск 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Презентация. Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»Вид проекта : долгосрочный,  игровой.Сроки реализации проекта: ...

Педагогический проект на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» «Хочу быть здоровым».

«Здоровье детей – богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена»....

Методическая разработка на тему " Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"

Методическая разработка на тему: " Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора"...

План работы по самообразованию. Тема: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год

Самообразование на тему: "Формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр" на 2018-2019 учебный год...

Проект на тему: "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  у детей младшего дошкольного возраста...

План по самообразованию на тему: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

План по самообразованию «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»...