Игры, направленные на развитие неречевого слуха. (слухового внимания)
картотека

Чурбакова Елена Михайловна
Игры, направленные на развитие неречевого слуха.
(слухового внимания)
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_sluhovogo_vnimaniya.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, направленные на развитие неречевого слуха.

(слухового внимания)

Дидактические игры I этапа.

Цель: развитие слухового внимания.

«Тишина»

С закрытыми глазами дети слушают тишину узнают и называют известные им бытовые шумы (скрип дверей, тикают часы и др.)

«Большие уши»

Ребёнок сидит с закрытыми глазами и прислушивается к окружающим звукам 2 мин.  Затем рассказывает, что услышал. Хорошо проводить это Упражнение во время прогулки или с применением фонотеки (различные простые звуки: бытовые, технические).

«Послушай, как звучит»

Вместе с педагогом дети анализируют звуковую природу предметов окружающей обстановки (что- то бросили на пол, погремели каким-либо предметом, прошуршали пакетом и др.)

«Что упало, то пропало»

Возьмите несколько предметов (мячик, карандаш, игрушка и др.), уроните их на пол и послушайте какие звуки при этом получаются. После того как дети запомнили звук, они с закрытыми глазами определяют, что упало.

«Постучалки»

Постучите деревянной палочкой, металлической ложкой по любым предметам, находящимся вокруг.

.

«Шумящие коробочки»

Погремите с ребёнком коробочками, заполненными различными материалами, послушайте. Усложнение- попросить ребёнка найти коробочку, которой гремел взрослый.

Цель: определение направления звука.

«Колокольчик»

Дети поочерёдно (сидя на стуле с завязанными глазами) отгадывают направление звучащего колокольчика. Сначала показывают рукой, потом проговаривают: спереди, сзади, сверху, слева и т.д.

«Где позвонили?»

Дети в резных местах группы, у каждого звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагается закрыть глаза и угадать, где позвонили или показать направление.

«Где звенит?»

Педагог дает ребёнку погремушку или колокольчик, а остальным детям предлагается отвернуться и не смотреть, куда прячется водящий ребёнок. Водящий ребёнок прячется где-либо в группе и звенит. Дети по направлению звука отыскивают водящего.

«Где постучали?»

Дети сидят в круг на стульчиках. Водящий обходит детей и стучит палочками (звенит колокольчиком и т.д.) у кого-то за спиной. Тот, за кем прозвучал звук, должен подать сигнал (например, поднять руку или сказать условную фразу).

Дидактические игры II этапа.

Цель: развитие слухового внимания, развитие умения соотносить звук и изображение источника звука.

«Угадай, что за звук»

Ребёнку предлагается послушать несколько музыкальных инструментов, а затем определить какой инструмент звучит. Усложняем задание, предлагая для угадывания последовательность из 2-3 инструментов

«Скажи, что ты слышишь»

Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (серия различных звуков). Дети должны ответить целым предложением.

«Кто что услышит»

Педагог за ширмой стучит молотком, звенит в звонок и т.д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук.

« Встречай гостей!»

 Педагог объявляет детям, что к ним придут гости: петрушка, зайка и мишка. Ведущие-дети получают инструменты: петрушка-бубенчики, мишка-барабан, зайка-балалайку. Ведущие прячутся за ширму и по очереди подают звуки. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет.

Вариант: звери-гости по- разному стучаться в дверь: зайка тихонько стучит, мишка стучит всей ладонью, лиса- скребется ноготками. Дети должны на слух определить кто-же пришел в гости.

«Подбери картинку»

Педагог за ширмой производит звук, а дети должны отгадать, каким предметом или какой игрушкой произведен звук и показать соответствующую картинку.

«Найди братцев»

Игра с двумя наборами шумящих коробочек. Взрослый шумит – ребёнок находи такую же в своём наборе. Вариант - ребёнок самостоятельно находит пары.

___________________________________________________________________________

Цель: развитие слухового внимания, развитие ориентации в пространстве.

«Жмурки с колокольчиком»

1вариант: играющие сидят на стульях, на некотором расстоянии от них стоит ребёнок-водящий с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребёнка с колокольчиком. Водящий перемещается, но не бегает.

2вариант: несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Водящему дают колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

«Куда спрятались часы»

Возьмите часы (будильник), которые громко тикают, дайте детям послушать и запомнить звук. Потом спрячьте. Дети должны по звуку их найти. Игру можно проводить со всеми детьми или с водящим.

__________________________________________________________________________

Цель: развитие чувства ритма.

«Ритм-ответ»

Взрослый задает ритм, дает его характеристику. Ребёнок отстукивает его левой, правой рукой, карандашом. Затем усложнение во время демонстрации ритма показывается схема.

«Ритм»

Взрослый на музыкальном инструменте исполняет ритм, ребёнок повторяет. Затем, когда ребёнок научится, и сможет сыграет что- то достаточно структурированное, то взрослый повторяет за ребёнком.

Дидактические игры III этапа.

Цель: развитие слухового внимания, знакомство со звуками природы, развивать умение узнавать голос других людей.

Чудо- звуки

Прослушайте с детьми аудиозапись звуков неживой природы (шум дождя, морской прибой, треск огня, грохот камней и.т.д.) Обсудите услышанные звуки.

«Скажи, что слышишь»

Прослушайте с детьми аудиозапись звуков неживой природы (шум дождя, морской прибой, треск огня, грохот камней и.т.д.) Дети сами называют, что они услышали.

Нп.: «Я слышу шелест осенних листьев».

Далее с усложнением в какой-либо последовательности, но звуки хорошо отличающиеся друг от друга.

«Кто как разговаривает»

Прослушивание с ребенком  аудиозаписи голосов животных. Попросите сказать, что он услышал (ржание, мычание, лай и т.д.) Вариант с усложнением – показать к звукам соответствующие картинки.

«Лягушка»

Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит в центре круга и говорит:

 Вот лягушка по дорожке,

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала…

Тот, на кого он указал в тот момент говорит: «Ква»

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

«Угадай,  кто я»

Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее обусловленным образом: «Ку-ку», «Кукареку» и др. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Тот, кого узнали будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

«Чей голос»

Дети идут по кругу, водящий в центре с завязанными глазами.

Дети говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Педагог показывает рукой на кого-нибудь из играющих, тот называет имя водящего. Последний должен угадать, кто его позвал.

___________________________________________________________________________

Цель: развивать умение определять направление звука в пространстве, узнавать знакомые голоса.

«Жмурки с голосом»

Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо перебегают с одного места на другое (кричат петухом, кукушкой и т.д.). Водящий должен кого-нибудь поймать, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

«Прятки «ку-ку»

Дети прячутся в одном помещении. Как только они спрятались, входит водящий ребёнок и говорит: «Я смотрю и никого не вижу. Ушки открою, вдруг кого услышу. Дети по одному начинают кричать «ку-ку, я тут». Водящий должен узнать по голосу, кто кричал, и сказать откуда раздался крик.

___________________________________________________________________________

Цель: развитие слухового внимания, координации и темпа движений.

«Солнышко и дождик»

Как только педагог произносит слово «солнышко», сопровождая его звучанием бубна, дети начинают бегать по группе. Стоит педагогу сказать «дождик» и позвенеть колокольчиком – дети прячутся (на веранде, под зонтиком и т.д.)

+ игры того же типа «Лев и черепаха», «Медведь и медвежонок»

«Мяч»

Дети сидят кружком на полу. Как только звучит музыка, дети, начиная с водящего, передают мяч по кругу. Музыка остановилась – тот, у кого оказался мяч, должен поднять его вверх. После этого игра продолжается снова.

«Птичка и птенчик»

Расскажите детям сказку, как мама-птичка учила своего птенчика петь. Мама- взрослая птичка и может петь долго (п-и-и-и-и), а птенчик- маленький и поёт коротка (пи-пи-пи).

Для этой игры можно раздать любые музыкальные инструменты и издавать на них долгие и короткие звуки.

+ игры того же типа «Птичка и сосулька» и др.

«Угадай, что делать»

Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках флажки. Педагог ударяет в бубен громко, дети поднимают флажки высоко вверх и машут ими. Бубен звучит тише, дети опускают флажки ниже.  Менять силу звука не более 4 раз.

Вариант:

Педагог стучит в бубен тихо- дети идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут.

Цель: развитие слухового внимания.

«Найди игрушку»

Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребёнок выходит из комнаты, педагог прячет игрушку за кем-то из детей. По сигналу, водящий выходит и идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того, как водящий приближается к ребёнку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука, водящий догадывается, к кому он должен подойти.  После того, как игрушка найдена, водящим назначается другой ребёнок.

«Колечко»

Выбирается 2-а водящих: 1-й выходит из комнаты , 2-й  говорит слова и прячет колечко:

 Я колечко свое хороню, хороню.

Я у батюшки в терем, в терем.

Гадай, гадай отгадывай,

Где колечко угадывай?

Дети говорят слова: Иди, иди, колечко найди.

Выходит 1-й водящий - если он приближается к месту, где спрятано колечко - дети громко хлопают в ладоши; если удаляется - тихо хлопают/

Дидактические игры IV этапа.

Цель: развитие слухового внимания.

«Продавец и покупатель»

Один ребенок продавец, перед ним коробочки с разными видами продуктов (горох, пшено, мука до 5шт.) Покупатель приходит в магазин и просит отпустить ему какой-либо товар. Продавец предлагает найти его. Покупатель должен на слух определить, в какой коробке, нужный ему продукт.

«Кто пришел в гости»

Обсудить с детьми, как могут стучаться в дверь разные звери (зайка, лиса, слон и т.д.), если они придут в гости. А затем сыграйте в игру, изображая стуком разных персонажей. Дети должны на слух определить, кто пришел в гости.

__________________________________________________________________________

Цель: развитие чувства ритма.

«Динамический ритм»

Дети двигаются по кругу под ритм, задаваемым взрослым, прохлопывая его в ладоши, по телу, топая, прыгая. Ритм постепенно усложняется.

Вариант «Подстройся под ритм» взрослый начинает отстукивать ритм, через некоторое время к нему присоединяется один ребёнок, потом другой. Необходимо синхронно отстукивать ритм.

«Сердце тук-тук»

Дети отстукивают ритм своего сердца, дыхания или пульса, пытаются отстукивать его рукой, ногой, карандашом и другими предметами. Главным является синхронное сочетание внутреннего ритма с реализуемыми детьми внешними движениями.

«Азбука Морзе»

Дети стоят или сидят по кругу или стоят друг за другом. Один отстукивает ритм по телу соседа, тот в свою очередь, передает ритм своему соседу и т.д. Последний ребёнок отстукивает ритм в ладоши.

«Перешифровка»

Ребёнок должен зарисовать схему прослушанного ритма. Прохлопанного или исполненного на музыкальном инструменте взрослым.

__________________________________________________________________________

Цель: развивать умение определять направление звука в пространстве, узнавать знакомые голоса.

«Проведи друга через минное поле»

Водящему ребёнку завязывают глаза,  впереди становиться ребёнок-проводник с пищащим мячом. Водящий должен следовать за проводником, ориентируясь на писк мяча, стараясь не столкнуться с «миной»-препятствием (обруч, мягкий куб и т.д.). А проводник должен провести водящего через «минное поле», минуя все препятствия. Выигрывают или проигрывают оба.

Дидактические игры V этапа.

Цель: учить детей узнавать свой голос

«Узнай свой голос»

Записать голоса детей, а потом вместе прослушать. Каждый ребёнок должен узнать свой голос.

__________________________________________________________________________

Цель: развивать умение определять направление звука в пространстве, узнавать знакомые голоса.

«Часовой»

Посредине площадки чертят круг. С середины круга ребёнок с завязанными глазами (часовой). Все дети должны перебраться с одного конца площадки  тихонько через круг на другой. Часовой, если услышит шорох кричит «Стоп». Все останавливаются, часовой идет на звук и старается отыскать, кто шумел. Найденный выходит из игры.

Игра продолжается.

__________________________________________________________________________

Цель: развитие чувства ритма.

«Совместный ритм»

Детям раздаются разные музыкальные инструменты. Взрослый задаёт определённый ритм. По команде дети начинают воспроизводить его каждый на своем инструменте. По команде взрослого останавливаются.

«Круг»

Дети сидят кружком на полу. Водящий задает ритм (1 хлопок в ладоши, 2 удара по плечам, 2 удара об пол, 3 удара по коленкам и т.п.) Игра может начинаться словами: «Вот большой весёлый круг, кто ошибся вышел вдруг»

«Шум»

Один ребёнок или несколько отхлопывают ритм,  заданный взрослым, а один ребёнок им мешает (звуком, другим ритмом). Задача удержать ритм и не сбиться.

«Оркестр»

Дети сидят  кружком с различными музыкальными инструментами, внимательно следят за водящим. Пока водящий хлопает дети играют на инструментах, когда водящий останавливается дети, тоже затихают. Если водящий поднимает правую руку, то играют только мальчики, левую – девочки. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победителем становится, последний оставшийся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха, слухового внимания и памяти в индивидуальной коррекционно-образовательной деятельност

В педагогической литературе, посвящённой коррекции речевых нарушений, отмечается, что для усвоения фонетической стороны языка необходимо наличие у ребёнка сохранного физиологического слуха, подготовле...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ТЕМУ: "Игры, направленные на развитие фонематического слуха и восприятия"

Уважаемые родители! Большое значение в формировании правильной речи имеет фонематический слух. Так называется способность человека воспринимать и различать звуки речи (фонемы), составляющие звуковую о...

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.Угадай, что звучит.Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.     Педагог показывает детям  игрушечный ба...

Игры направленные на развитие слухового внимания

Игры направленные на развитие слухового внимания....

Игры направленные на развитие слухового восприятия, внимания и памяти

Игры направленные на развитие слухового воспириятия, внимания и памяти...

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы (звуки) родного языка. Фонематический слух является частью физического слуха. Без него нельзя научи...

Игры, направленные на развитие фонематического слуха.

quot;Какой звук спрятался?"Цель. Формировать слуховое внимание, умение ориентироваться на фонему.Ход игры. Взрослый произносит слово, не договаривая последний звук. Ребенок должен прав...