Проект «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего возраста»
проект (младшая группа)

александрова анна станиславовна

В настоящее время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Основополагающий вопрос: «Знают ли ребята как сохранить свое здоровье?» Здоровье рассматривается как физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Кугесьский детский сад «Крепыш» Чебоксарского района Чувашской Республики

Проект «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего возраста»

                                                                    Выполнила:

                                                                    воспитатель

                                                                                 Александрова А. С.

Кугеси 2016

Проект

Формирование навыков здорового образа жизни

у детей младшего возраста.

        

В здоровом теле – здоровый дух.

Актуальность проекта: в настоящее время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Основополагающий вопрос: «Знают ли ребята как сохранить свое здоровье?» Здоровье рассматривается как физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самими собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его посредством здоровьесберегающих технологий и приобщения к здоровому образу жизни.

Цель проекта: формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего возраста.

Задачи проекта:

Образовательные

  • создавать устойчивую положительную мотивацию к сохранению и укреплению собственного здоровья;
  • помочь детям в развитии привычек здорового образа жизни;
  • привлечь родителей к взаимодействию с детским садом по развитию у детей представлений о ЗОЖ;
  • формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
  • дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
  • дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека;
  • формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья; формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни: потребность в чистоте и опрятности, соблюдении распорядка дня, необходимость выполнения физических упражнений.

Развивающие:

  • развивать у детей младшего дошкольного возраста представления о здоровом образе жизни;
  • способствовать развитию координации движений и умению ориентироваться в пространстве.

Воспитывающие:

  • воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим.

Оздоровительные задачи:

  • формировать психологическое здоровье дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом;
  • повысить интерес детей к оздоровлению собственного организма и умение определять свое состояние и ощущение;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику.
  • укреплять и охранять здоровье детей;

Участники проекта:

  • дети 3-4 лет (младший возраст);
  • воспитатели;
  • родители.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Ожидаемый результат:

  • в ходе реализации задач предполагается, что дети приобретут представление о здоровом образе жизни (о своем теле и организме) и навыки;
  • повышение интереса детей к оздоровлению собственного организма и умение определять свое состояние и ощущение;
  • снижение уровня заболевания.

План реализации проекта

Этапы

Срок

Деятельность педагогов

Деятельность воспитанников

Результат

Подготовительный

Март

(неделя)

Подбор методической и художественной литературы по формированию культуры здоровья.  Подготовка и подбор материалов для изготовления картотек по разделам: «Подвижные игры для детей младшего возраста», «Физкультминутки», «Пальчиковые игры».Составление каталогов загадок «Загадки о предметах личной гигиены», «Части тела», пословиц и поговорок о здоровье

Чтение, заучивание, рассматривание иллюстраций книг

Оформление книжного уголка.

Подбор  иллюстраций, фотографий о здоровье

Рассматривание, обсуждение

Анкетирование родителей по теме «Здоровье вашего ребенка»

Анкетирование

Приложение 1


Основной

Чтение художественной литературы: К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Доктор Айболит», стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», А. Барто «Девочка чумазая»

Беседы по прочитанным произведениям

Викторина по произведениям

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»

Дидактическая игра лото «Овощи», «Фрукты». Рисование детьми полезных продуктов

Выставка рисунков

Приложение 2

Проф. Гимнастика (утренняя гимнастика,гимнастика пробуждения), массажные дорожки.

Приложение 3

Комплексное занятие «Красиво, вкусно, полезно»

Создание коллективной композиции (лепка)

Выставка работ

Приложение 2

Заучивание пословиц, поговорок о здоровье

Чтение, заучивание

НОД «Физическая культура», подвижные игры, физкультминутки. Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Аптека»

Изготовление атрибутов к играм вместе с детьми

Приложение4

«Беседа о здоровье и чистоте», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»

Рисование предметов гигиены

Выставка рисунков

Заключительный

Совместная деятельность родителей и детей – рисунки на тему «Мы занимаемся гимнастикой!»

Рисование с родителями

Приложение 5

Комплексное занятие

«Здоровье в порядке -

спасибо зарядке»

Двигательная деятельность

Приложение 6

Итоги проекта.

За время реализации проекта у детей сформировались начальные представления о здоровом образе жизни. Это можно увидеть по результатам совместной деятельности педагогов и детей.

  • дети приобрели представление о своем теле и организме;
  • повысился интерес детей к оздоровлению собственного организма;
  • появилось умение у детей определять свое состояние и ощущение;
  • сформировались навыки ведения здорового образа жизни;
  • снизился уровень заболевания;
  • у родителей сформировалась активная позиция по решению заданных проблем совместно с детьми.

Литература

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду, ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая группа). Изд.: Москва, ЦГЛ, 2003.
  3. Гурец И. И. Прогулки в детском саду. Изд.: Москва, Творческий центр «Сфера», 2009. 
  4. Иванова Н. В., Кривовицына О. Б. Социальная адаптация малышей в ДОУ. Изд.: Москва, Творческий центр «Сфера», 2011.
  5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. Изд.: Москва, Линка – Пресс, 2009.
  6. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, физминуток, пальчиковой гимнастики. Изд.: Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2010.
  7. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников. Изд.: Санкт – Петербург, Детство – Пресс, 2011.  
  8. Черенкова Е. Ф. Развивающие игры с пальчиками. Изд.: Москва, Рипол Классик Дом 21 век ,2010.

Приложение 1        

Анализ анкет родителей по теме «Здоровье вашего ребенка».

Вопросы

Ответы

Да

Нет

Частично

1. Есть ли дома спортивное оборудование?

15

5

0

2. Есть ли дома тренажеры (качели, перекладины)?

8

4

8

3. Посещаете ли вы с ребенком бассейн?

10

10

0

4. Бывают ли походы прогулки с ребенком?

18

2

0

5. Поощряете ли вы двигательную активность ребенка?

20

0

0

6. Как вы понимаете значение двигательной активности?

Для всестороннего развития ребенка

8. Гуляете ли вы с ребенком 4 часа в день? (по сан. нормам)

15

5

0

Выводы по результатам анкетирования.

   Большинство родителей предают большое значение организации среды для физического развития детей в домашних условиях (90 %). У многих семей имеются дома тренажеры, качели и другое спортивное оборудование для организации физического воспитания. Мало семей посещают бассейн (36,6 %) – это связано с возрастным показателем детей. Все родители (100 %) поощряют двигательную активность ребенка дома, а также понимают ее значение для всестороннего развития ребенка и придают большое значение полноценному развитию двигательной активности.

Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Кугесьский детский сад «Крепыш» Чебоксарского района
Чувашской Республики

Конспект НОД для детей второй младшей группы «Сказка»

«Здоровье в порядке-спасибо зарядке»

                                                                    Выполнила:

                                                                    воспитатель

                                                                                 Александрова А. С.

Кугеси 2016

Тема: «Здоровье в порядке-спасибо зарядке»

Форма проведения: непосредственно образовательная деятельность образовательной области: физическая культура, здоровье, познание (формирование целостной картины мира), коммуникация, музыка.

Возраст детей: младший дошкольный( младшая группа).

Цель:

  • формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни:потребность в чистоте и опрятности, соблюдении распорядка дня; необходимость выполнения физических упражнений.

Задачи:

Образовательные:

  • содействовать накоплению двигательного опыта;
  • упражнять в ползании на четвереньках и подлезании под дугу;
  • закреплять умение ходить по дорожке.

Развивающие:

  • способствовать развитию координации движений и умению ориентироваться  в пространстве;
  • развивать тактильные ощущения, память, воображение, речь;
  • развивать культуру общения, поведения.

Воспитательные:

  • следить, чтобы дети были внимательны, играли дружно;
  • воспитывать умение ждать сигнала воспитателя и действовать по сигналу;
  • вызвать эмоциональный отклик и желание детей активно выполнять упражнения;
  • воспитывать желание быть здоровыми, бережно относиться к себе и окружающим.

Оздоровительные:

  • укреплять опорно-двигательный аппарат;
  • формировать правильную осанку.

Предварительная работа с детьми: проведение специально организованного обучения, общения, игр, познавательно-практической деятельности, работы в течение всех режимных моментов по темам: «Предметы гигиены», «Мой организм».

Методы и приемы:

  1. Наглядные: картинки.
  2. Словесные: вопросы, диалог педагога и ребенка.
  3. Положительная мотивация.
  4. Художественное слово.
  5. Практические действия: тактильные ощущения.

Материалы и оборудование: куклы, предметы личной гигиены (мыло, мочалка, зубная щётка, расчёска, полотенце), «Волшебный мешочек», физкультурное оборудование: массажная дорожка, дуга, шнур, бубен.

Индивидуальная работа:

Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, при выполнении заданий.

Ход занятия.

  1. Вводная часть

Дети с воспитателем входят в спортивный зал.

В. Каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы у нас весь день был добрым, чтобы настроение у нас было хорошее. Давайте скажем эти утренние слова вместе.

Дети говорят гостям: «Доброе утро».

«Минутка дружбы»

В. – А теперь встанем в кружок.

Дети становятся в круг, держатся за руки.

В. — Раз ладошка, два ладошка.

Подружи со мной немножко.

Мы ребята дружные,

Дружные, послушные.

Дети проговаривают слова вместе с воспитателем.

В. – А ещё сегодня к нам в гости обещали прийти куклы: кукла Таня, кукла Марина и кукла Нина.

Детки кукол ждут и ждут.

Что же куклы не идут?

К ним отправимся мы сами,

Что случилось - мы узнаем.

Чтоб быстрее нам дойти,

Ну-ка, музыка, звучи!

Звучит фонограмма весёлой, бодрой музыки.

Дети идут по массажной дорожке.

В. – Вот шагают наши ножки

Прямо к Тане по дорожке.

А дорожка не простая –

Вот красивая какая!

Раз, два, три!

В гости к Тане мы пришли!

Звучит фонограмма «Колыбельной».

В. – Какая музыка звучит? Тихая? Спокойная?

(Ответы детей.)

Наша Таня ещё спит.

Что же делать, как нам быть,

Как нам Таню разбудить?

Может мы потопаем? (дети топают)

А может мы похлопаем? (дети хлопают в ладоши)

А давайте мы скажем кукле наши утренние, волшебные слова:

«Доброе утро!»

(дети произносят вместе с воспитателем)

Кукла просыпается.

Кукла Таня. Доброе утро, дети!

В гости к вам хочу прийти,

Но не знаю, как дойти.

Ручки не хотят вставать,

И ножки не хотят вставать.

Лучше лягу я в кровать.

В. – Ребята, что мы делаем каждое утро, чтобы легче быловставать, что быть бодрыми и весёлыми целый день?

Дети.  – Зарядку!

В. – Ты, Танюша, не ложись,

Ты с зарядкой подружись!

В. - Ребята, а теперь поближе подойдите ко мне! На зарядку!

2. Основная часть

Общеразвивающие упражнения.

Динамическая пауза «Зарядка».

— Ну-ка, встанем по порядку.

Начинается зарядка!

Чтобы нам скорей проснуться,

Нужно дружно потянуться!

Ручки вверх мы поднимаем!

Даже тучки задеваем!

Руки вверх, стоя на носках (3—4 р.)

А теперь проснись головка,

Поворачивайся ловко!

Наклоны головы вперёд-назад, вправо-влево (по 2 р.)

Ручки просыпаются,

Туда-сюда качаются!

Взмахи руками вперёд-назад. (по 2 р.)

А теперь проснитесь ножки.

Наклоны с поглаживанием ног (2 р.)

И шагайте по дорожке!

Непродолжительная ходьба.

В. – Всё запомнила, Танюша?

Просыпайся поскорей,

В гости ждём всегда друзей!

В. — А теперь мы отправимся к кукле Марине. Она живёт очень далеко.

Надо проползти через  волшебные ворота и перепрыгнуть через канавку. И мы сразу окажемся в гостях у Марины.

Основные виды движения.

Дети проползают на четвереньках под дугу, затем перепрыгивают через «канавку» на двух ногах. И оказываются в гостях у Марины.

В. – Что за странная картина?

Ох, и грязная Марина!

Грязь на щёчках и на лбу!

Грязь на шее, на носу!

Очень стыдно быть такой!

Ты пойди лицо умой!

Кукла что-то шепчет воспитателю.

Ребята, Марине очень стыдно. Она не знает, что нужно для того, чтобы быть чистой и красивой. Но мы-то с вами знаем и сейчас всё расскажем Марине. А поможет нам «Волшебный мешочек».

Дети на ощупь угадывают и называют предметы гигиены: мыло, мочалку, расчёску, зубную щётку, полотенце.

Пальчиковая игра «Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться»

Дети отвечают на вопросы воспитателя и загибают пальчики.

— Что же деткам пригодится, чтобы начисто умыться?

Нам нужна…ВОДИЦА.

Что же с ручек грязь смывает?

МЫЛО деткам помогает.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб они всегда блестели,

Помогает…ЗУБНАЯ ЩЁТКА.

Чисто-чисто умывались.

Чем же детки вытирались?

ПОЛОТЕНЦЕМ.

Чтоб волосики не путались.

Чтоб они нас всегда слушались,

Чтоб красивой была причёска,

Помогает всегда…РАСЧЁСКА.

Кукла благодарит детей.

В. – Ну-ка, быстро умывайся,

К нам скорее собирайся.

— А мы дальше пойдём.

Появляется кукла Нина.

— А вот кукла Нина хочет с нами поиграть. Сыграем с ней в игру «По ровненькой дорожке».

Подвижная игра.

Дети становятся в круг и играют:

--По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз, два, раз, два

По камешкам, по камешкам…

В ямку-бух!

Дети выполняют ходьбу, прыгают на двух ногах, присаживаются на корточки.

Вылезли из ямы

Дети поднимаются.

  1. Заключительная часть.

Упражнение на восстановление дыхания: «Большой- маленький».

Дети стоят, руки внизу.

Вдох – подняться на носки, тянуть вверх руки.

Выдох – присесть, обхватив колени и прижать к коленям голову.

В. – Кукол всех мы навестили,

И всему их научили.

Скоро в гости к нам придут,

Скажут: «Здравствуйте, мы тут!»

А мы отправимся в группу и будем их ждать.

Вопросы в группе:

–Ребята, скажите, что вы сегодня узнали о здоровье?

–Чему научились?

–Что было интересно?

     

Приложение 2        

Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу!»

Цель: научить ребенка заботиться о своем здоровье.

-Вчера кукла – мама рассказывала, что ее дети стали чаще болеть, им не хватает витаминов. Витамины нужны детям для укрепления организма. Ее дети их очень любят. Витамины очень полезные.

-А вы, ребята, пробовали витамины?

-Витамины бывают не только в таблетках.

-А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

-В каких продуктах они содержатся и для чего нужны?

Витамин А – морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Витамин В – мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Витамин С – цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Витамин Д – солнце, рыбий жир (для костей).

Для лучшего запоминания использовать художественное слово.

Никогда не унываю и улыбка на лице,

Потому что принимаю витамины А, В, С.

Очень важно спозаранку есть за завтраком овсянку.

Черный хлеб полезен нам и не только по утрам.

Помни истину простую- лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую или сок морковный пьет.

От простуды и ангины помогают апельсины.

Ну, а лучше съесть лимон хоть и очень кислый он.      

Приложение 3

«Беседа о здоровье и чистоте».

Здоровье – это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным. В формировании понятий о здоровом образе жизни.

-Что нужно делать, чтобы быть здоровым? Нужно хотеть и уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Это, во-первых, соблюдение режима дня.  В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда (беседа с детьми о режиме дня дома и в детском саду).

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки.

-Дети должны уметь правильно умываться.

-Для чего это надо делать? Чтобы быть чистым, хорошо выглядеть, чтобы было приятно, и кожа была здоровой, чтобы быть закаленным, чтобы смыть микробы.

В-третьих, это гимнастика, физ. занятия, закаливание и подвижные игры.

-Если человек  будет заниматься спортом, он проживет дольше.

По утрам зарядку делай будешь сильным, будешь смелым.

Прогоню остатки сна-одеяло в сторону,

Мне гимнастика нужна помогает здорово.

-Полезно полоскать горло, обтираться полотенцем, чаще играть в подвижные игры.

В-четвертых, культура питания.

-обыгрывание ситуации «В гости к Мишутке» и «Вини – Пух в гостях у Кролика»;

- рассматривание и обсуждение картинок к играм: «Осторожно, вирус!», «Будь здоров!»

Отсюда вывод:

НЕЛЬЗЯ: пробовать все подряд, есть и пить на улице, есть не мытое, есть грязными руками, давать кусать, гладить животных во время еды, есть много сладкого.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста».

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию...

Презентация. Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста

Формирование навыков здорового образа жизниу детей младшего дошкольного возраста...

Конспект занятия с детьми группы младшего дошкольного возраста Тема: «формирование навыков здорового образа жизни у детей раннего возраста,

Программное содержание:Цель: формировать у детей представление о здоровом образе жизни.Задачи:1.Обучающая:Расширять представление детей о здоровом образе жизни, закреплять представление о полезны...

Презентация для родителей на тему «Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего дошкольного возраста»

Укрепление и сохранение здоровья детей – одна         из главных наших задач, как родителей, так и          п...