Рабочая программа по обучению плаванию секции "Дельфиненок"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Данная программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию. Будет полезна специалистам осуществляющих дополнительные образовательные услуги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Частное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 233 ОАО "РЖД"
Рабочая программа по обучению плаванию
секции «Дельфиненок»
для детей 5-7 лет
Составил:
Инструктор по плаванию
Пильчинов Ф.В.
Пояснительная записка
Занятия в бассейне – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. При этом не вызывает сомнений оздоровительная направленность плавания. Плавание широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний, и как средство коррекции функциональных отклонений. В результате систематических занятий плаванием более совершенными становятся сердечно - сосудистая и дыхательная системы, развиваются все основные группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки, лучше развиваются и отдельные физические качества. Плавание способствует лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают совершенно.
Цель программы – укрепление здоровья детей и обучение плаванию с учетом особенностей их развития, возраста и реальных сил и возможностей.
Задачи программы:
1. познакомить детей с водой, ее свойствами;
2. научить детей уверенно держаться на поверхности воды;
3. обучить плаванию способами: «кроль» на груди, на спине, «брасс».
Программой предусмотрен цикл занятий разной тематики сроком на 7 месяцев, для детей 5-7лет. Для освоения данной программы требуется 54 часа занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.
Необходимым условием для организации работы является:
- наличие бассейна;
- достаточное количество инвентаря и оборудования для занятий;
- учебно-методический комплекс по всем темам;
Представленная система обучения строится на основе принципов современной дидактики: последовательности, доступности излагаемого материала и приобретенных умений, учета возрастных и индивидуальных особенностей, использования наглядности в обучении, заинтересованности и творческой активности.
Организация занятий по плаванию
1.Обучение плаванию ведет педагог – инструктор по плаванию, имеющий специальную подготовку, которая дает право на работу с детьми дошкольного возраста. Он должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей и учитывать их в работе; соблюдать технику безопасности на воде; владеть приемами страховки и оказания первой медицинской помощи.
Инструктору необходимо не только знать комплекс физических и плавательных упражнений, но и самому владеть основными элементами техники плавания, представленными в программе. Он занимается организационными вопросами и руководит учебно-воспитательным процессом, проводит занятия по плаванию, беседует с родителями. Вместе с медсестрой проверяет условия проведения занятий, приучает детей к соблюдению правил гигиены.
2. Место занятий. Помещение должно проветриваться после занятий. Место вокруг ванны бассейна должно быть свободным от посторонних предметов и ненужной мебели. Оформление бассейна должно соответствовать не только гигиеническим, но и эстетическим требованиям.
3.Необходимый инвентарь. В бассейне должен находится необходимый физкультурный инвентарь: плавательные доски, очки, мячи, обручи, ласты, колобашки др. Инвентарь должен храниться в шкафах, корзинах, на стойках и т.п.
4. Одежда для занятий. Дети занимаются плаванием в плавках или купальниках, в резиновых шапочках, плавательных очках.
5. Врачебный контроль. На занятиях необходимо присутствие медсестры и помощника. Медсестра контролирует температуру воды в бассейне- 30-32 градуса и температуру воздуха в помещении – 28 градусов.
Занятия проводятся с группой в 10-12 детей.
Нагрузка дозируется за счет количества повторений одного упражнения, количества упражнений, темпа выполнения упражнений. Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.
Методическое обеспечение учебной программы
Обучение плаванию начинается с вводного занятия, на котором дети знакомятся или повторяют правила поведения и техники безопасности на воде. Остальные занятия носят практический характер, в процессе которых дети обучаются приемам и способам плавания.
Структура проведения занятий.
Занятие состоит из 3 частей:
- подготовительная часть (обще-развивающие упражнения на суше или в
воде);
- основная часть (специальные и подготовительные упражнения для
обучения плаванию);
- заключительная часть (игры и упражнения на внимание).
Ожидаемый результат работы по данной программе состоит в укреплении здоровья, снижении заболеваемости, приобретении практических первоначальных навыков плавания, приобретении положительных качеств (уверенность, смелость, дисциплинированность воля). Проведение диагностики знаний и умений детей на начальном и конечном этапе обучения позволяет не только проследить динамику решения поставленных целей и задач, но и выявить эффективность используемых форм и методов обучения.
Форма проведения итога: открытое занятие для родителей, соревнования между детьми.
Учебно – тематический план
№ | Этап обучения | Содержание | Часы |
1 | Первый этап (вводный) | Учить свободно входить в воду и передвигаться по бассейну. Учить погружать лицо (голову) в воду. Учить скольжению (лежанию) по поверхности воды с опорой. Учить выдоху в воду. | 6 |
2 | Второй этап | Учить попеременным движениям ног в сочетании со скольжением с опорой на плавательную доску. Учить открывать глаза под водой. Учить прыжку ногами вперед (сидя на лестнице) в бассейн. Учить скольжению без опоры. | 10 |
3 | Третий этап | Учить плавать в заданном направлении при согласованной работе ног и рук. Учить ориентироваться под водой. Ознакомить с прыжками головой вперед. Совершенствовать скольжение с попеременной работой ног без опоры. Учить ритмичному выдоху в воду с поворотом головы. | 17 |
4 | Четвертый этап | Обучение спортивным способам плавания в полной координации | 20 |
5 | Контроль | Открытое занятие для родителей. | 1 |
54
Содержание изучаемого курса 1-й год обучения (5-6 лет)
№ занятия | Программное содержание |
1 - 2 (октябрь) | Создать представление о плавании. Познакомить со свойствами воды Обучить правильному дыханию на воде, опусканию лица в воду Обучить различным передвижениям в воде, удерживаясь за поручень вдоль стены, затем от стены к стене, с доской и без доски. Бег в воде с доской и без доски. |
3 - 4 (октябрь) | Обучить самостоятельному входу в воду. Вход спиной к воде. Обучить погружению в воду с головой с опорой и без опоры. Обучить однократному выдоху в воду и многократному («дуем на шарики») |
5 - 6 (октябрь) | Обучить открыванию глаз в воде (игровые приемы: «Посчитай сколько пальцев на руке», «Посмотри игрушку») Совершенствовать погружение под воду с головой, с задержкой дыхания |
7 - 8 (октябрь) | Совершенствовать открывание глаз в воде (Поднятие игрушек со дна) Совершенствовать различные передвижения с выдохом в воду Обучить работе ног при плавании способом «кроль» на груди у опоры Обучить технике выполнения упражнений на всплывание у опоры |
9 - 10 (ноябрь) | Обучить выполнению упражнения «Звёздочка», «Мячик» на груди с поддержкой Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду Совершенствовать технику всплывания в воде |
11 – 12 (ноябрь) | Обучить принимать горизонтальное положение на груди и на спине с поддержкой Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду без опоры Совершенствовать различные виды передвижения в воде Совершенствовать технику работы ног, способом «кроль» на груди у опоры |
13 – 14 (ноябрь) | Обучить принимать горизонтальное положение в воде с опорой и без опоры Совершенствовать выполнение упражнений лежание на воде «Звездочка», «Мячик». Совершенствовать выполнение выдохов в воду. Совершенствовать технику работы ног «кроль» на груди у опоры и без опоры с доской |
15 – 16 (ноябрь) | Совершенствовать работу ног при плавании «кроль» на груди с опорой, с доской. Упражнение «стрелочка» скольжение в воде с задержкой Совершенствовать самостоятельное погружение с головой в воду Совершенствовать различные виды передвижений в воде |
17 – 18 (декабрь) | Обучить скольжению на груди Совершенствовать технику работы ног способом «кроль» на груди Совершенствовать навык погружения под воду с головой |
19 – 20 (декабрь) | Обучить самостоятельному лежанию на воде на груди Совершенствовать различные передвижения в воде Совершенствовать навык открывания глаз в воде Совершенствовать выполнения выдохов в воду Совершенствовать технику работы ног способом «кроль» на груди |
21 – 22 (декабрь) | Обучить лежанию на воде на спине с поддержкой, с удержанием доски на груди двумя руками без движения ног, ноги вместе Совершенствовать технику выполнения выдохов в воду |
23 – 24 (декабрь) | Обучить скольжению на спине с поддержкой Совершенствовать лежание на груди и на спине Совершенствовать работу ног «кроль» на груди и на спине у опоры, без опоры с доской Совершенствовать навык погружения под воду с головой Совершенствовать технику выдохов в воду в движении с доской |
25 – 26 (январь) | Обучить работе ног способом «кроль» на груди и на спине с плавательной доской Совершенствовать скольжение на груди и на спине |
27 – 28 (январь) | Обучить скольжению на груди и на спине с работой ног Совершенствовать навык скольжения на груди и на спине Совершенствовать навык погружения под воду с открыванием глаз Способствовать развитию силы мышц пальцев рук |
29 – 30 (январь) | Обучить скольжению на груди с выдохом в воду Совершенствовать работу ног способом «кроль» на груди и на спине с плавательной доской с выдохом в воду Совершенствовать скольжение на спине Совершенствовать технику выдохов в воду |
31 – 32 (февраль) | Обучить работе рук при плавании способами «кроль» на груди и на спине Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди и на спине при помощи работы рук и ног Совершенствовать лежание на спине Совершенствовать технику выдохов в воду с поворотом головы у опоры |
32 – 33 (февраль) | Обучить работе рук при плавании способом кроль на груди с поворотом головы для выдоха у опоры, с доской Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди и на спине при помощи работы ног и рук Совершенствовать технику выдохов в воду |
34 – 35 (февраль) | Создать представление о технике плавания способом «брасс» в сухой зоне Обучить работе рук при плавании способом «брасс» Совершенствовать технику плавания способом «кроль» на груди с выдохом воду и на спине с доской и без доски Совершенствовать выдохи в воду |
36 – 37 (февраль) | Создать представление о технике не спортивного плавания: руки «брасс», ноги «кроль» Совершенствовать работу рук при плавании способом «брасс» Совершенствовать навык выполнения скольжения на груди и на спине с работой ног Совершенствовать выдохи в воду с поворотом головы |
38 – 39 (март) | Закреплять представление о технике не спортивного плавания: руки «брасс», ноги «кроль» Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания Скользить с движениями ног всеми способами плавания на задержке дыхания и с использованием доски, чередование с дыханием |
40 – 41 (март) | Обучить работе ног при плавании способом «брасс» в сухой зоне и в воде Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания Скользить с движениями ног всеми способами плавания Способствовать развитию силы мышц спины и брюшного пресса |
42 – 43 (март) | Повторить все способы плавания Совершенствовать способы плавания «кроль» на груди и на спине, «брасс» как по элементам, так и в полной координации Познакомить с техникой старта и поворотам при плавании |
44 – 45 (март) | Создать представление о технике плавания способом «дельфин» Совершенствовать способы плавания: «кроль» на груди и на спине, «брасс» Совершенствовать технику старта и поворотам при плавании |
46 – 47 (апрель) | Обучить прыжкам в воду из положения сидя на лестнице бассейна Совершенствовать технику плавания способами: «кроль» на груди, на спине, «брасс» |
48-49-50 (апрель) | Упражнять в прыжках в воду, головой вперед из положения сидя на бортике бассейна. Совершенствовать все способы плавания как по элементам, так и в полной координации Совершенствовать повороты при плавании |
51-52-53 (апрель) | Совершенствовать все способы плавания, как по элементам, так и в полной координации |
54 (май) | Контроль: открытое занятие для родителей |
Содержание изучаемого курса 2-й год обучения (6-7 лет)
№ занятия | Программное содержание |
1 - 2 (октябрь) | Создать представление о плавании Познакомить со свойствами воды Обучить опусканию лица в воду Обучить различным передвижениям в воде |
3 - 4 (октябрь) | Обучить самостоятельному входу в воду Обучить погружению в воду с головой без опоры Совершенствовать погружение под воду с головой, с задержкой дыхания |
5 - 6 (октябрь) | Обучить однократному выдоху в воду Обучить открыванию глаз в воде Совершенствовать погружение под воду с головой, с задержкой дыхания |
7 - 8 (октябрь) | Обучить многократным выдохам в воду Совершенствовать открывание глаз в воде Совершенствовать различные передвижения с выдохом в воду Обучить технике выполнения упражнений на всплывание у опоры |
9 - 10 (ноябрь) | Обучить работе ног при плавании способом «кроль» на груди у опоры Обучить выполнению упражнения «Звёздочка», «Мячик» на груди с поддержкой Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду Совершенствовать технику всплывания в воде |
11 – 12 (ноябрь) | Обучить принимать горизонтальное положение на груди и на спине с поддержкой Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду без опоры Совершенствовать различные виды передвижения в воде Совершенствовать технику работы ног, способом «кроль» на груди у опоры |
13 – 14 (ноябрь) | Обучить принимать горизонтальное положение в воде без опоры Совершенствовать выполнение упражнений лежание на воде на воде «Звездочка», «Мячик». Совершенствовать выполнение выдохов в воду. Совершенствовать технику работы ног «кроль» на груди у опоры |
15 – 16 (ноябрь) | Совершенствовать работу ног при плавании «кроль» на груди с опорой Совершенствовать самостоятельное погружение с головой в воду Совершенствовать различные виды передвижений в воде |
17 – 18 (декабрь) | Обучить скольжению на груди Совершенствовать технику работы ног способом «кроль» на груди Совершенствовать навык погружения под воду с головой Способствовать развитию силы мышц пальцев рук |
19 – 20 (декабрь) | Обучить самостоятельному лежанию на воде на груди Совершенствовать различные передвижения в воде Совершенствовать навык открывания глаз в воде Совершенствовать выполнения выдохов в воду Совершенствовать технику работы ног способом «кроль» на груди |
21 – 22 (декабрь) | Обучить лежанию на воде на спине с поддержкой Совершенствовать технику выполнения выдохов в воду Способствовать развитию подвижности плечевых суставов Способствовать развитию силы мышц пальцев рук |
23 – 24 (декабрь) | Обучить скольжению на спине с поддержкой Совершенствовать лежание на груди и на спине Совершенствовать работу ног «кроль» на груди и на спине у опоры Совершенствовать навык погружения под воду с головой Совершенствовать технику выдохов в воду в движении |
25 – 26 (январь) | Обучить работе ног способом «кроль» на груди и на спине с плавательной доской Совершенствовать скольжение на груди и на спине Способствовать развитию силы мышц плечевых суставов |
27 – 28 (январь) | Обучить скольжению на груди и на спине с работой ног Совершенствовать навык скольжения на груди и на спине Совершенствовать навык погружения под воду с открыванием глаз Способствовать развитию силы мышц пальцев рук |
29 – 30 (январь) | Обучить скольжению на груди с выдохом в воду Совершенствовать работу ног способом «кроль» на груди и на спине с плавательной доской с выдохом в воду Совершенствовать скольжение на спине Совершенствовать технику выдохов в воду |
31 – 32 (февраль) | Обучить работе рук при плавании способами «кроль» на груди и на спине Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди и на спине при помощи работы рук и ног Совершенствовать лежание на спине Совершенствовать технику выдохов в воду с поворотом головы |
32 – 33 (февраль) | Обучить работе рук при плавании способом кроль на груди с поворотом головы для выдоха Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди и на спине при помощи работы ног и рук Совершенствовать технику выдохов в воду |
34 – 35 (февраль) | Создать представление о технике плавания способом «брасс» Обучить работе рук при плавании способом «брасс» Совершенствовать технику плавания способом «кроль» на груди с выдохом воду и на спине Совершенствовать выдохи в воду |
36 – 37 (февраль) | Создать представление о технике не спортивного плавания: руки «брасс», ноги «кроль» Совершенствовать работу рук при плавании способом «брасс» Совершенствовать навык выполнения скольжения на груди и на спине с работой ног Совершенствовать выдохи в воду с поворотом головы |
38 – 39 (март) | Закреплять представление о технике не спортивного плавания: руки «брасс», ноги «кроль» Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания Скользить с движениями ног всеми способами плавания |
40 – 41 (март) | Обучить работе ног при плавании способом «брасс» Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания Скользить с движениями ног всеми способами плавания Способствовать развитию силы мышц спины и брюшного пресса |
42 – 43 (март) | Повторить все способы плавания Совершенствовать способы плавания «кроль» на груди и на спине, «брасс» как по элементам, так и в полной координации Познакомить с техникой старта и поворотам при плавании |
44 – 45 (март) | Создать представление о технике плавания способом «дельфин» Совершенствовать способы плавания: «кроль» на груди и на спине, «брасс» Совершенствовать технику старта и поворотам при плавании |
46 – 47 (апрель) | Обучить прыжкам в воду из положения сидя на лестнице бассейна Совершенствовать технику плавания способами: «кроль» на груди, на спине, «брасс» |
48-49-50 (апрель) | Упражнять в прыжках в воду, головой вперед из положения сидя на бортике бассейна. Совершенствовать все способы плавания как по элементам, так и в полной координации Совершенствовать повороты при плавании |
51-52-53 (апрель) | Совершенствовать все способы плавания, как по элементам, так и в полной координации |
54 (май) | Контроль: открытое занятие для родителей |
Общие методические указания
1.Главными элементами при овладении техникой плавания являются: «высокое» положение тела на воде, правильный выдох в воду, работа ног.
2.На каждом занятии необходимо следить за правильной техникой выполнения движений, особенно за работой ног.
3.Чередовать трудновыполнимые упражнения с дыхательными и игровыми упражнениями.
4. Только хорошо освоив одно упражнение (70-80%), переходить к овладению следующим.
5.Обязательно давать занимающимся детям задание на дом и проверять их.
6. В графике учебный материал распределен на 54 занятия. Можно удлинить время освоения каждого движения за счет повторения игровых упражнений, их усложнения, введения вариантов.
7. С целью снижения отрицательных эмоциональных качеств личности ребенка использовать игры и игровые упражнения
Мониторинг овладения детьми основных плавательных движений
Старшие группы
Высокий уровень:
1. Выдохи в воду. Выдохи энергичные, продолжительные («пузыри» большие»). Выполняются 15 раз подряд без остановки.
2. «Стрелочка» и скольжение (5 м.). Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.
3. Лежание на спине, на груди 15 сек.
5. «Кроль на груди» в полной координации. Плыть «кролем на груди» в полной координации 14 м без остановки, на задержке дыхания или с произвольным дыханием. Ноги прямые, быстро работают попеременно, руки прямые, работают медленно, попеременно.
Средний уровень:
1. Выдохи в воду 12 раз. После каждого выдоха – пауза, лицо вытирается руками, выдох недостаточно длинный.
2. «Стрелочка» и скольжение (4 м.). Руки выпрямляются не до конца, ноги на ширине плеч или полусогнуты, носки не оттянуты, выполняется с плохим отталкиванием, скорость скольжения быстро теряется.
3. Лежание на спине, на груди 12 сек.
4. «Кроль на груди» в полной координации 7 м.
Низкий уровень:
1. Выдохи в воду 9 раз. Выдохи в воду короткие, лицо опускается в воду частично, после каждого выдоха большой перерыв по времени.
2. «Стрелочка» и скольжение (3 м). Голова поднята над водой, ноги «тонут», плечи напряжены, руки выполняют мелкие движения.
3. Лежание на спине, на груди 9 сек.
4. «Кроль на груди» в полной координации 5м.
Подготовительные группы
Высокий уровень:
1. Выдохи в воду. Выдохи энергичные, продолжительные («пузыри» большие»). Выполняются 20 раз подряд без остановки.
2. Скольжение на груди, на спине (7 м.). Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.
3. Лежание на спине, на груди 20 сек.
5. «Кроль на груди, на спине» в полной координации. 21 м.
Средний уровень:
1. Выдохи в воду 15 раз. После каждого выдоха – пауза, лицо вытирается руками, выдох недостаточно длинный.
2. Скольжение на груди, на спине (5 м.). Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.
3. Лежание на спине, на груди 15 сек.
4. «Кроль на груди, на спине» в полной координации 15 м.
Низкий уровень:
1. Выдохи в воду 12 раз. Выдохи в воду короткие, лицо опускается в воду частично, после каждого выдоха большой перерыв по времени.
2. Скольжение на груди, на спине (4 м.). Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.
3. Лежание на спине, на груди 12 сек.
4. «Кроль на груди, на спине» в полной координации 12 м.
Литература
1.Еремеева Л.Ф. «Научите ребенка плавать» Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2005г
2.Левин Г. «Плавайте с малышами» 1981г
3.Осокина Т.И. «Обучение плаванию в детском саду» 1991г
4.Протченко Т.А. «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников» 2003г
5.Воронова Е.К. «Программа обучения плаванию в детском саду» 2003г
6.Большакова И.А. «Маленький дельфин» Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обучению детей плаванию
Плавание - жизненно важный навык, одно из основных средств разностороннего физического развития ребенка, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательных систем, благо...
Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста
Настоящая рабочая программа является компонентом 2 части основной образовательной программы МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» формируемой участниками образовательного процесса и разра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-602628-1509537749.jpg)
Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста Образовательная область «Физическая культура»
Программа разработана на осно учебно методического пособия А.А. Чеменова, Сталмоковой Т.В. "Система обучения плавания в дОУ"...
Рабочая программа по обучению плаванию детей в ДОУ для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.
Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса соответствует ФГОС ДО, рабочая программа по обучению плаванию в ДОУ составлена на основе основной образовательной программы дошкольног...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/01/picture-1437880-1669877250.jpg)
Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста
Содержание образовательной деятельности по направлению физического развития детей дошкольного возраста (обучение плаванию)....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-1433760-1668581975.jpg)
Рабочая программа по обучению плавания 3-4 года
Рабочая программа расчитана на многолетнюю подготовку воспитанников. Данная программа разработана с сентября по май. Из расчета 1 занятие в неделю....