Рабочая программа по обучению плаванию секции "Дельфиненок"
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Пильчинов Федор Васильевич

Данная программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста плаванию. Будет полезна специалистам осуществляющих дополнительные образовательные услуги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_dopolnitelnomu_obrazovaniyu.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 233 ОАО "РЖД"

Рабочая программа по обучению плаванию 

секции «Дельфиненок»

для детей 5-7 лет

 

Составил:  

        Инструктор по плаванию

 Пильчинов Ф.В.

Пояснительная записка

Занятия в бассейне – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. При этом не вызывает сомнений оздоровительная направленность плавания. Плавание широко применяется как средство закаливания и профилактики ряда заболеваний, и как средство коррекции функциональных отклонений. В результате систематических занятий плаванием более совершенными становятся сердечно - сосудистая и дыхательная системы, развиваются все основные группы мышц, что способствует сохранению правильной осанки, лучше развиваются и отдельные физические качества. Плавание способствует лучшему усвоению питательных веществ детским организмом. После занятий процессы обмена и выделения протекают совершенно.

Цель программы – укрепление здоровья детей и обучение плаванию с учетом особенностей их развития, возраста и реальных сил и возможностей.

Задачи программы:        

1. познакомить детей с водой, ее свойствами;

2. научить детей уверенно держаться на поверхности воды;

3. обучить плаванию способами: «кроль» на груди, на спине, «брасс».

Программой предусмотрен цикл занятий разной тематики сроком на 7 месяцев, для детей 5-7лет. Для освоения данной программы требуется 54 часа занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятий 30 минут.

Необходимым условием для организации работы является:

- наличие бассейна;

- достаточное количество инвентаря и оборудования для занятий;

- учебно-методический комплекс по всем темам;

Представленная система обучения строится на основе принципов современной дидактики: последовательности, доступности  излагаемого материала и приобретенных умений, учета возрастных и индивидуальных особенностей, использования наглядности в обучении, заинтересованности и творческой активности.

Организация занятий по плаванию

1.Обучение плаванию ведет педагог – инструктор по плаванию, имеющий специальную подготовку, которая дает право на работу с детьми дошкольного возраста. Он должен знать анатомо-физиологические и психологические особенности детей и учитывать их в работе; соблюдать технику безопасности на воде; владеть приемами страховки и оказания первой медицинской помощи.

Инструктору необходимо не только знать комплекс физических и плавательных упражнений, но и самому владеть основными элементами техники плавания, представленными в программе. Он занимается организационными вопросами и руководит учебно-воспитательным процессом, проводит занятия по плаванию, беседует с родителями. Вместе с медсестрой проверяет условия проведения занятий, приучает детей к соблюдению правил гигиены.

2. Место занятий. Помещение должно проветриваться после занятий. Место вокруг ванны бассейна должно быть свободным от посторонних предметов и ненужной мебели. Оформление бассейна должно соответствовать не только гигиеническим, но и эстетическим требованиям.

3.Необходимый инвентарь. В бассейне должен находится необходимый физкультурный инвентарь: плавательные доски, очки, мячи, обручи, ласты, колобашки др. Инвентарь должен храниться в шкафах, корзинах, на стойках и т.п.

4. Одежда для занятий. Дети занимаются плаванием в плавках или купальниках, в резиновых шапочках, плавательных очках.

5. Врачебный контроль. На занятиях необходимо присутствие медсестры и помощника. Медсестра контролирует температуру воды в бассейне- 30-32 градуса и температуру воздуха в помещении – 28 градусов.

Занятия проводятся с группой в 10-12 детей.

Нагрузка дозируется за счет количества повторений одного упражнения, количества упражнений, темпа выполнения упражнений. Обязательным условием для занятий является хорошее самочувствие ребенка.

Методическое обеспечение учебной программы

        Обучение плаванию начинается с вводного занятия, на котором дети знакомятся или повторяют правила поведения и техники безопасности на воде. Остальные занятия носят практический характер, в процессе которых дети обучаются приемам        и способам плавания.

Структура проведения занятий.

Занятие состоит из 3 частей:

- подготовительная часть (обще-развивающие упражнения на суше или в

воде);

- основная часть (специальные и подготовительные упражнения для

обучения плаванию);

- заключительная часть (игры и упражнения на внимание).

        

Ожидаемый результат работы по данной программе состоит в укреплении здоровья, снижении заболеваемости, приобретении практических первоначальных навыков плавания, приобретении положительных качеств (уверенность, смелость, дисциплинированность воля). Проведение диагностики знаний и умений детей на начальном и конечном этапе обучения позволяет не только проследить динамику решения поставленных целей и задач, но и выявить эффективность используемых форм и методов обучения.

Форма проведения итога: открытое занятие для родителей, соревнования между детьми.        

Учебно – тематический план

Этап обучения

Содержание

Часы

1

Первый этап

(вводный)

Учить свободно входить в воду и передвигаться по бассейну.

Учить погружать лицо (голову) в воду.

Учить скольжению (лежанию) по поверхности воды с опорой.

Учить выдоху в воду.

6

2

Второй этап

Учить  попеременным движениям ног в сочетании со скольжением с опорой на плавательную доску.

Учить открывать глаза под водой.

Учить прыжку ногами вперед (сидя на лестнице) в бассейн.

Учить скольжению без опоры.

10

3

Третий этап

Учить плавать в заданном направлении при согласованной работе ног и рук.

Учить ориентироваться под водой.

Ознакомить с прыжками головой вперед.

Совершенствовать скольжение с попеременной работой ног без опоры.

Учить ритмичному выдоху в воду с поворотом головы.

17

4

Четвертый этап

Обучение спортивным способам плавания в полной координации

20

5

Контроль

Открытое занятие для родителей.

1

                54

                

        

Содержание изучаемого курса 1-й год обучения (5-6 лет)

№ занятия

Программное содержание

1 - 2

(октябрь)

Создать представление о плавании. Познакомить со свойствами воды

Обучить правильному дыханию на воде, опусканию лица в воду

Обучить различным передвижениям в воде, удерживаясь за поручень вдоль стены, затем от стены к стене, с доской и без доски. Бег в воде с доской и без доски.

3 - 4

(октябрь)

Обучить самостоятельному входу в воду. Вход спиной к воде.

Обучить погружению в воду с головой с опорой и без опоры.

Обучить однократному выдоху в воду и многократному («дуем на шарики»)

5 - 6

(октябрь)

Обучить открыванию глаз в воде (игровые приемы: «Посчитай сколько пальцев на руке», «Посмотри игрушку»)

Совершенствовать погружение под воду с головой, с задержкой дыхания

7 - 8

(октябрь)

Совершенствовать  открывание глаз в воде (Поднятие игрушек со дна)

Совершенствовать различные передвижения с выдохом в воду

Обучить работе ног при плавании способом «кроль» на груди у опоры

Обучить технике выполнения упражнений на всплывание у опоры

9 - 10

(ноябрь)

Обучить выполнению упражнения «Звёздочка», «Мячик» на груди с поддержкой

Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду

Совершенствовать технику всплывания в воде

11 – 12

(ноябрь)

Обучить принимать горизонтальное положение на груди и на спине с поддержкой

Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду без опоры

Совершенствовать различные виды передвижения в воде

Совершенствовать технику работы ног, способом «кроль»  на груди у опоры

13 – 14

(ноябрь)

Обучить принимать горизонтальное положение в воде с опорой и  без опоры

Совершенствовать выполнение упражнений лежание на воде  «Звездочка», «Мячик».

Совершенствовать выполнение выдохов в воду.

Совершенствовать технику работы ног «кроль» на груди у опоры и без опоры с доской

15 – 16

(ноябрь)

Совершенствовать работу ног при плавании «кроль» на груди с опорой, с доской. Упражнение «стрелочка» скольжение в воде с задержкой

Совершенствовать самостоятельное погружение с головой в воду

Совершенствовать различные виды передвижений в воде

17 – 18

(декабрь)

Обучить скольжению на груди

Совершенствовать технику работы ног способом «кроль» на груди

Совершенствовать навык погружения под воду с головой

19 – 20

(декабрь)

Обучить самостоятельному лежанию на воде на груди

Совершенствовать различные передвижения в воде

Совершенствовать навык открывания глаз в воде

Совершенствовать выполнения выдохов в воду

Совершенствовать технику работы ног способом «кроль» на груди

21 – 22

(декабрь)

Обучить лежанию на воде на спине с поддержкой, с удержанием доски на груди двумя руками без движения ног, ноги вместе

Совершенствовать технику выполнения выдохов в воду

23 – 24

(декабрь)

Обучить скольжению на спине с поддержкой

Совершенствовать лежание на груди и на спине

Совершенствовать работу ног «кроль» на груди и на спине у опоры, без опоры с доской

Совершенствовать навык погружения под воду с головой

Совершенствовать технику выдохов в воду в движении с доской

25 – 26

(январь)

Обучить работе ног способом «кроль» на груди и на спине с плавательной доской

Совершенствовать скольжение на груди и на спине

27 – 28

(январь)

Обучить скольжению на груди и на спине с работой ног

Совершенствовать навык скольжения на груди и на спине

Совершенствовать навык погружения под воду с открыванием глаз

Способствовать развитию силы мышц пальцев рук

29 – 30

(январь)

Обучить скольжению на груди с выдохом в воду

Совершенствовать работу ног способом «кроль» на груди и на спине с плавательной доской с выдохом в воду

Совершенствовать скольжение на спине

Совершенствовать технику  выдохов в воду

31 – 32

(февраль)

Обучить работе рук при плавании способами «кроль» на груди и на спине

Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди и на спине при помощи работы рук и ног

Совершенствовать лежание на спине

Совершенствовать технику выдохов в воду с поворотом головы у опоры

32 – 33

(февраль)

Обучить работе рук при плавании способом кроль на груди с поворотом головы для выдоха у опоры, с доской

Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди и на спине при помощи работы ног и рук

Совершенствовать технику выдохов в воду

34 – 35

(февраль)

Создать представление о технике плавания способом «брасс» в сухой зоне

Обучить работе рук при плавании способом «брасс»

Совершенствовать технику плавания способом «кроль» на груди с выдохом воду и на спине с доской и без доски

Совершенствовать выдохи в воду

36 – 37

(февраль)

Создать представление о технике не спортивного плавания: руки «брасс», ноги «кроль»

Совершенствовать работу рук при плавании способом «брасс»

Совершенствовать навык выполнения скольжения на груди и на спине с работой ног

Совершенствовать выдохи в воду с поворотом головы

38 – 39

(март)

Закреплять представление о технике не спортивного плавания: руки «брасс», ноги «кроль»

Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания

Скользить с движениями ног всеми способами плавания на задержке дыхания и с использованием доски, чередование с дыханием

40 – 41

(март)

Обучить работе ног при плавании способом «брасс» в сухой зоне и в воде

Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания

Скользить с движениями ног всеми способами плавания

Способствовать развитию силы мышц спины и брюшного пресса

42 – 43

(март)

Повторить все способы плавания

Совершенствовать  способы плавания «кроль» на груди и на спине, «брасс» как по элементам, так и в полной координации

Познакомить с техникой старта и поворотам при плавании

44 – 45

(март)

Создать представление о технике плавания способом «дельфин»

Совершенствовать способы плавания: «кроль» на груди и на спине, «брасс»

Совершенствовать технику старта и поворотам при плавании

46 – 47

(апрель)

Обучить прыжкам  в воду из положения сидя на лестнице бассейна  

Совершенствовать технику плавания способами: «кроль» на груди, на спине, «брасс»

48-49-50

(апрель)

Упражнять в прыжках в воду, головой вперед из положения сидя на бортике бассейна.

Совершенствовать все способы плавания как по элементам, так и в полной координации

Совершенствовать повороты при плавании

51-52-53

(апрель)

Совершенствовать все способы плавания, как по элементам, так и в полной координации

54

(май)

Контроль: открытое занятие для родителей

Содержание изучаемого курса 2-й год обучения (6-7 лет)

№ занятия

Программное содержание

1 - 2

(октябрь)

Создать представление о плавании

Познакомить со свойствами воды

Обучить опусканию лица в воду

Обучить различным передвижениям в воде

3 - 4

(октябрь)

Обучить самостоятельному входу в воду

Обучить погружению в воду с головой без опоры

Совершенствовать погружение под воду с головой, с задержкой дыхания

5 - 6

(октябрь)

Обучить однократному выдоху в воду

Обучить открыванию глаз в воде

Совершенствовать погружение под воду с головой, с задержкой дыхания

7 - 8

(октябрь)

Обучить многократным выдохам в воду

Совершенствовать  открывание глаз в воде

Совершенствовать различные передвижения с выдохом в воду

Обучить технике выполнения упражнений на всплывание у опоры

9 - 10

(ноябрь)

Обучить работе ног при плавании способом «кроль» на груди у опоры

Обучить выполнению упражнения «Звёздочка», «Мячик» на груди с поддержкой

Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду

Совершенствовать технику всплывания в воде

11 – 12

(ноябрь)

Обучить принимать горизонтальное положение на груди и на спине с поддержкой

Совершенствовать технику выполнения многократных выдохов в воду без опоры

Совершенствовать различные виды передвижения в воде

Совершенствовать технику работы ног, способом «кроль» на груди у опоры

13 – 14

(ноябрь)

Обучить принимать горизонтальное положение в воде без опоры

Совершенствовать выполнение упражнений лежание на воде на воде «Звездочка», «Мячик».

Совершенствовать выполнение выдохов в воду.

Совершенствовать технику работы ног «кроль» на груди у опоры

15 – 16

(ноябрь)

Совершенствовать работу ног при плавании «кроль» на груди с опорой

Совершенствовать самостоятельное погружение с головой в воду

Совершенствовать различные виды передвижений в воде

17 – 18

(декабрь)

Обучить скольжению на груди

Совершенствовать технику работы ног способом «кроль» на груди

Совершенствовать навык погружения под воду с головой

Способствовать развитию силы мышц пальцев рук

19 – 20

(декабрь)

Обучить самостоятельному лежанию на воде на груди

Совершенствовать различные передвижения в воде

Совершенствовать навык открывания глаз в воде

Совершенствовать выполнения выдохов в воду

Совершенствовать технику работы ног способом «кроль» на груди

21 – 22

(декабрь)

Обучить лежанию на воде на спине с поддержкой

Совершенствовать технику выполнения выдохов в воду

Способствовать развитию подвижности плечевых суставов

Способствовать развитию силы мышц пальцев рук

23 – 24

(декабрь)

Обучить скольжению на спине с поддержкой

Совершенствовать лежание на груди и на спине

Совершенствовать работу ног «кроль» на груди и на спине у опоры

Совершенствовать навык погружения под воду с головой

Совершенствовать технику выдохов в воду в движении

25 – 26

(январь)

Обучить работе ног способом «кроль» на груди и на спине с плавательной доской

Совершенствовать скольжение на груди и на спине

Способствовать развитию силы мышц плечевых суставов

27 – 28

(январь)

Обучить скольжению на груди и на спине с работой ног

Совершенствовать навык скольжения на груди и на спине

Совершенствовать навык погружения под воду с открыванием глаз

Способствовать развитию силы мышц пальцев рук

29 – 30

(январь)

Обучить скольжению на груди с выдохом в воду

Совершенствовать работу ног способом «кроль» на груди и на спине с плавательной доской с выдохом в воду

Совершенствовать скольжение на спине

Совершенствовать технику  выдохов в воду

31 – 32

(февраль)

Обучить работе рук при плавании способами «кроль» на груди и на спине

Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди и на спине при помощи работы рук и ног

Совершенствовать лежание на спине

Совершенствовать технику выдохов в воду с поворотом головы

32 – 33

(февраль)

Обучить работе рук при плавании способом кроль на груди с поворотом головы для выдоха

Совершенствовать технику плавания «кроль» на груди и на спине при помощи работы ног и рук

Совершенствовать технику выдохов в воду

34 – 35

(февраль)

Создать представление о технике плавания способом «брасс»

Обучить работе рук при плавании способом «брасс»

Совершенствовать технику плавания способом «кроль» на груди с выдохом воду и на спине

Совершенствовать выдохи в воду

36 – 37

(февраль)

Создать представление о технике не спортивного плавания: руки «брасс», ноги «кроль»

Совершенствовать работу рук при плавании способом «брасс»

Совершенствовать навык выполнения скольжения на груди и на спине с работой ног

Совершенствовать выдохи в воду с поворотом головы

38 – 39

(март)

Закреплять представление о технике не спортивного плавания: руки «брасс», ноги «кроль»

Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания

Скользить с движениями ног всеми способами плавания

40 – 41

(март)

Обучить работе ног при плавании способом «брасс»

Выполнять движения рук в скольжении всеми способами плавания

Скользить с движениями ног всеми способами плавания

Способствовать развитию силы мышц спины и брюшного пресса

42 – 43

(март)

Повторить все способы плавания

Совершенствовать  способы плавания «кроль» на груди и на спине, «брасс» как по элементам, так и в полной координации

Познакомить с техникой старта и поворотам при плавании

44 – 45

(март)

Создать представление о технике плавания способом «дельфин»

Совершенствовать способы плавания: «кроль» на груди и на спине, «брасс»

Совершенствовать технику старта и поворотам при плавании

46 – 47

(апрель)

Обучить прыжкам  в воду из положения сидя на лестнице бассейна  

Совершенствовать технику плавания способами: «кроль» на груди, на спине, «брасс»

48-49-50

(апрель)

Упражнять в прыжках в воду, головой вперед из положения сидя на бортике бассейна.

Совершенствовать все способы плавания как по элементам, так и в полной координации

Совершенствовать повороты при плавании

51-52-53

(апрель)

Совершенствовать все способы плавания, как по элементам, так и в полной координации

54

(май)

Контроль: открытое занятие для родителей

Общие методические указания

1.Главными элементами при овладении техникой плавания являются: «высокое» положение тела на воде, правильный выдох в воду, работа ног.

2.На каждом занятии необходимо следить за правильной техникой выполнения движений, особенно за работой ног.

3.Чередовать трудновыполнимые упражнения с дыхательными и игровыми упражнениями.

4. Только хорошо освоив одно упражнение (70-80%), переходить к овладению следующим.

5.Обязательно давать занимающимся детям задание на дом и проверять их.

6. В графике учебный материал распределен на 54 занятия. Можно удлинить время освоения каждого движения за счет  повторения игровых упражнений, их усложнения, введения вариантов.

7. С целью снижения отрицательных эмоциональных качеств личности ребенка использовать игры и игровые упражнения

Мониторинг овладения детьми основных плавательных движений

Старшие группы

Высокий уровень:

1.  Выдохи в воду. Выдохи энергичные, продолжительные («пузыри» большие»). Выполняются 15 раз подряд без остановки.

2.  «Стрелочка» и скольжение (5 м.). Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.

3.   Лежание на спине, на груди 15 сек.

5.  «Кроль на груди» в полной координации. Плыть «кролем на груди» в полной координации  14 м без остановки, на задержке дыхания или с произвольным дыханием. Ноги прямые, быстро работают попеременно, руки прямые, работают медленно, попеременно.

Средний уровень:

1.  Выдохи в воду 12 раз. После каждого выдоха – пауза, лицо вытирается руками, выдох недостаточно длинный.

2.  «Стрелочка» и скольжение (4 м.). Руки выпрямляются не до конца, ноги на ширине плеч или полусогнуты, носки не оттянуты, выполняется с плохим отталкиванием, скорость скольжения быстро теряется.

3.  Лежание на спине, на груди 12 сек.

4. «Кроль на груди» в полной координации  7 м.

Низкий уровень:

1.  Выдохи в воду 9 раз. Выдохи в воду короткие, лицо опускается в воду частично, после каждого выдоха большой перерыв по времени.

2.  «Стрелочка» и скольжение (3 м). Голова поднята над водой, ноги «тонут», плечи напряжены, руки выполняют мелкие движения.

3.  Лежание на спине, на груди  9 сек.

4.  «Кроль на груди» в полной координации  5м.

Подготовительные группы

Высокий уровень:

1.  Выдохи в воду. Выдохи энергичные, продолжительные («пузыри» большие»). Выполняются 20 раз подряд без остановки.

2.  Скольжение на груди, на спине  (7 м.). Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.

3.   Лежание на спине, на груди 20 сек.

5.  «Кроль на груди, на спине» в полной координации.  21 м.

Средний уровень:

1.  Выдохи в воду 15 раз. После каждого выдоха – пауза, лицо вытирается руками, выдох недостаточно длинный.

2.   Скольжение на груди, на спине  (5 м.). Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.

3.  Лежание на спине, на груди 15 сек.

4. «Кроль на груди, на спине» в полной координации  15 м.

Низкий уровень:

1.  Выдохи в воду  12 раз. Выдохи в воду короткие, лицо опускается в воду частично, после каждого выдоха большой перерыв по времени.

2.  Скольжение на груди, на спине  (4 м.). Выполняется с прямыми руками и ногами, голова опущена в воду. Во время выполнения скольжения делается выдох в воду.

3.  Лежание на спине, на груди  12 сек.

4.  «Кроль на груди, на спине» в полной координации  12 м.

Литература

1.Еремеева Л.Ф. «Научите ребенка плавать» Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. 2005г

2.Левин Г. «Плавайте с малышами» 1981г

3.Осокина Т.И. «Обучение плаванию в детском саду» 1991г

4.Протченко Т.А. «Обучение плаванию дошкольников и младших школьников» 2003г

5.Воронова Е.К. «Программа обучения плаванию в детском саду» 2003г

6.Большакова И.А. «Маленький дельфин» Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению детей плаванию

Плавание  - жизненно важный навык, одно из основных средств разностороннего физического развития ребенка, стимулирует деятельность нервной, сердечно – сосудистой и дыхательных систем,  благо...

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста

Настоящая рабочая программа является компонентом 2 части основной образовательной программы МКДОУ «Верхнемамонский детский сад №1» формируемой участниками образовательного процесса и разра...

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста Образовательная область «Физическая культура»

Программа разработана на осно учебно методического пособия А.А. Чеменова, Сталмоковой Т.В. "Система обучения плавания в дОУ"...

Рабочая программа по обучению плаванию детей в ДОУ для младшей, средней, старшей и подготовительной группы.

Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса соответствует ФГОС ДО, рабочая программа по обучению плаванию в ДОУ составлена на основе основной образовательной программы дошкольног...

Рабочая программа по обучению плаванию детей дошкольного возраста

Содержание образовательной деятельности по направлению физического развития детей дошкольного возраста (обучение плаванию)....

Рабочая программа по обучению плавания 3-4 года

Рабочая программа расчитана на многолетнюю подготовку воспитанников. Данная программа разработана с сентября по май. Из расчета 1 занятие в неделю....