Семинар -практикум
материал

Петрушина Вера Владимировна

 « Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_po_igram.odt20.42 КБ

Предварительный просмотр:

                Семинар -практикум

 « Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса»

 

 

План семинара:

1.     Игра- среда  здоровьесбережения  (сообщение)

2.     Нетрадиционные техники рисования по здоровьесбережению                  (практикум) - воспитатель .

3.     Игры- экпериментирования  в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей  деятельности ( презентация игр)

 

1.Игра среда здоровьесбережения.

                         

Забота о здоровье- это

важнейший труд воспитателя

От жизнерадости, бодрости детей

зависит их духовная жизнь,

мировозрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы.

                            В.А. Сухомлинский.

 

Дошкольный возраст является решающим периодом в формировании фундамента физического и психического здоровья, именно на этом этапе важно воспитывать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

         Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте- игра. Через игру воспитатели укрепляют физическое здоровье детей. Наша цель формировать представление о здоровье, как главной человеческой ценности, осознания личной значимости здоровья, необходимости заботится, и укреплять его. Через какие игры мы это осуществляем:

1.Музыкально-творческие игры:

Формируют навыки самостоятельного выражения движений по музыку, развивают мышление, воображение, находчивость. Воспитывают умения эмонационального выражения. Специальные  задания, способствующие развитию выдумки, творческой инициативы, для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения.

2.Игры «Минуты тишины».

Это игры способствующие развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки.

3.Гимнстика для глаз.

Зрение- основной источник знаний о внешнем мире, поэтому  глаза ребенка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения, 90% информации поступают ребенку через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребенка рационально им пользоваться- важнейшая задача воспитателя. Зрительная гимнастика проводится с целью предупреждения утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения. Гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты, гимнастика проводится в течении 2-3 мин.

Основной приём проведения- наглядный показ действий педагога. Для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом- птички, бабочки, снежинки. Демонстрацию предмета проводить необходимо на уровне глаз детей. Упражнения хорошо проводить под музыку. Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала.

3.Игры для поднятия настроения «Минуты шалости».

Эмонациональное развитие дошкольника является одним из важнейших условий его воспитания. Рост эмонационально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Дети легко перенимают образцы агрессивного поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их в группах ДОУ.

В связи с этим перед нами встает задача  развития умения детей жить в обществе сверстников и взрослых, уметь отзываться на чужие переживая, т.е. стать социально-эмонационально компетентным. Наиболее эффективным методом развития эмоций у детей является игровая терапия.

«Минута шалости»- психологическая разгрузка. Ведущий по сигналу предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается… Повторный сигнал ведущего через 1-2 мин. объявляется конец шалости.

4.Игровой- стретчит.

-комплекс упражнений, основанный на растяжку мышц тела, суставносвязачного  аппарата и позвоночника ребенка. Эти упражнения способствуют предотвращению нарушений осанки, оказывают глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Игровой стретчит, упражнение которого носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровых ситуации, заданий. Упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр,  театрализованной деятельности.

5.Сказкотерапия.

Это воспитание и лечение сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, либо театрализованное представление детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

По ходу сказки дети учатся расслабляться, правильно дышать, преодолеваются барьеры общения, развивается речь, внимание, мышление, воображение. Под влиянием сказкотерапии ребенок корректирует своё поведение мягко и без потрясений.

6. Улыбкотерапия.

Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А еще у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

         Таким образом, каждая из рассмотренных игр имеет оздоровительную направленность, а используется в комплексе здоровьесберегающая деятельность и в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

2. «Использование нетрадиционной техники рисования в работе по здоровьесбережению»

 

В центре организации образовательного процесса в дошкольном учреждении сегодня - ребенок, его неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка. Особое место в образовательной работе детей в нашем учреждении отводится использованию нетрадиционной технике рисования, в процессе которой ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы, а также направлению усилий на оздоровление детей, формирование привычки к здоровому образу жизни. Именно эти задачи являются на сегодняшний день актуальными в программе модернизации российского образования.

Педагогический процесс современного дошкольного учреждения невозможен без здоровьесберегающих технологий. Организация образовательной области «Художественное творчество» и здоровьесберегающие технологии тесно взаимосвязаны. Можно сказать, что здоровьесберегающие технологии никак не связаны с изобразительной деятельностью, к сожалению это не так. Если рассмотреть данную проблему, то можно сказать, что важной характеристикой педагогических технологий есть воспроизводимость.

На непосредственно образовательной деятельности «Художественное творчество» осуществляются следующие подходы по здоровьесбережению в работе с дошкольниками:

- соблюдение требований к структуре образовательной деятельности;

- рациональная организация учебной непосредственно образовательной деятельности;

- двигательные и эмоциональные разгрузки на образовательной деятельности;

- выполнение ФГТ и требований СанПиН к созданию условий для проведения интегрированных мероприятий по изобразительной деятельности;

- гуманный стиль общения детей и взрослых;

- эмоционально положительный микроклимат.

 

Использование необычного и нестандартного материала позволяет деткам ощутить незабываемые эмоции, развиваются творческие способности, общий психический и личностный настрой ребят.

Дети получают возможность отразить свои впечатления, свое настроение в творческой деятельности.

Педагоги в работе с детьми по нетрадиционному рисованию используют следующие материалы:

- поролон;

- зубные щетки;

- нити;

- песок;

- соль;

- манку;

- листья деревьев, кустарников;

- пластилин и др.

 

В процессе работы также применяется бросовый материал как изобразительное средство:

- бусины;

- пуговицы;

- пробки и т.д.

Используем разные техники и приемы нетрадиционного рисования:

- рисование пальчиками рук;

- ладошками;

- водой;

- поролоном;

- набрызги (с помощью зубной щетки);

- кляксография;

- монотипия.

Нетрадиционные техники и приемы рисования благотворно влияют на состояние детей, а также развивают их творчество. Дети изображают свое мастерство свободно, ярко, неповторимо. Каждый ребенок незаметно для себя старается наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Использование в художественном творчестве поролона и зубной щетки у ребят проявляется интерес к данной работе, а рисование пальчиками и ладошкой вызывает бурный восторг. Такой подход к организации изобразительной деятельности восхищают детей.

Из практической деятельности замечено, что те детки, которые хоть один раз поработали с нетрадиционными приемами рисования, никогда уже не расстаются с ними. Нетрадиционное рисование играет важную роль в развитии ребенка. Ведь главное не конечный результат, а развитие личности и его здоровья: формирование уверенности в себе, своих способностях в творческой деятельности. Ведущая роль в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этой особенностью психики дошкольника связана высокая сила воздействия на него искусства – явления эмоционально - образного по своей сути.

Оригинальное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых всем предметов в качестве художественных материалов. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги с помощью нетрадиционного рисования.

Целью и задачами нашей деятельности является - развитие умения видеть свои работы, фантазировать, создавать интересные композиции. Развитие яркой индивидуальности ребенка, оригинальности в творчестве.

Педагоги совершенствуют навыки пользования различными изобразительными, необычными материалами, развивают образное и пространственное мышление, ловкость рук и точность глазомера. Оказывают активное педагогическое воздействие на развитие изобразительных творческих способностей детей через изобразительную деятельность.

Поощряют стремление детей дополнить, изменить, преобразовать уже знакомое, создать новую комбинацию из освоенных старых элементов, подводят к самостоятельным поискам, развивают стремление находить оригинальные приемы решения творческих заданий. Каждый педагог старается направлять и развивать скрытые возможности детей к индивидуальной манере исполнения работы – индивидуальному почерку. Любой ребенок выражает свои мысли, переживания, эмоции, тем самым учится воображать, думать, фантазировать.

Используя инновационные методы обучения мы добиваемся, чтобы для ребенка изобразительное искусство стало радостным, вдохновенным трудом, к которому не нужно принуждать. Такое оригинальное обучение расковывает творческие возможности, позволяет почувствовать используемый материал (вата, соль, свеча, краски, листочки, и т.д.), их характер и настроение.

Конечно, дети, работая в необычной обстановке, могут перепачкаться, но это временные трудности, которые можно предусмотреть. Маленький художник узнает, что такое палитра, смешивание красок, как запомнить цвета, какой материал можно использовать, куда его можно применить. Каждый ребенок - творец. Как правило, его творческие возможности находятся в скрытом состоянии и не всегда полностью реализуются. Создавая условия, побуждающие ребенка к увлеченности искусством, возможно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности. Человек, развитый искусством, отличается более чуткими и умными органами чувств. Его глаза, в буквальном смысле, видят в вещах гораздо больше значимого, чем неразвитый глаз. В этом отношении искусство участвует не только в развитии художественных, но и универсальных способностей человека, в частности, ребенка. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение и неординарное мышление. Учат ценить все красивое, целесообразное, хорошо выполненное.

А самое главное – он научится видеть красоту многоцветного мира, совершенств его форм и гармонию красок. Педагог вместе с ребенком должен радоваться его успехам и с благодарностью принимать полученные результаты.

Детство держит в своих слабых пальцах истину, которую не могут удержать люди своими мужественными руками и открытие которой составляет гордость дальнейших лет.  

 

Образцы рисунков с применением нетрадиционных техник рисования

Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами материалом, в котором вы увидите образцы работ для детей, которые я использую при ведении изостудии.

Данная работа выполнена с применением нескольких нетрадиционных техник. Вначале выполняется фон для работы (листок залить водой, а затем акварельными красками, после этого взять целлофановый пакет и приложить его к листку, немного смять и оставить высохнуть, затем убрать пакет – фон готов). Затем приклеиваем на клей ПВА уже заранее расписанные барельефы из гипса – рыбки (так же даем высохнуть). Для завершения работы необходимо лишь украсить картинку водорослями и камнями. Для этого возьмем ватные палочки, акварельные краски и нарисуйте дополнения.

Данная работа выполнена фломастерами в технике мозаика. Предназначена для обучения детей симметричному рисованию и закрашиванию рисунка.

Данная работа является фоном для создания будущего рисунка. Фон выполнен в технике акварель + поваренная соль. Листок залить водой, затем акварелью и посыпать солью (лучше использовать крупную соль – так рисунки получаться более четкими и оригинальными) .

Данная работа выполнена в технике акварель + мыло. Для ее создания необходимо при рисовании фламинго сначала кисть помещать в краски, а затем в мыло и рисовать. Так рисунок получится более воздушным и насыщенным.

Данная работа выполнена в технике акварель + пастель. В-первую очередь рисуется грибок пастелью (восковыми мелками). Затем фон и сам рисунок заливается акварелью необходимого цвета.

Данная работа выполнена в технике «Пуантилизм». Для создания такого рисунка необходимы лишь фломастеры. Заполняем весь рисунок кружечками разных цветов.

Данная работа выполнена в технике рисование цветной манкой. Заливаем рисунок клеем и сыпим манку нужного цвета. Покрасить манку очень легко. Берем водку или спирт в одинаковой пропорции с водой. Вначале можно взять 3 столовые ложки водки (спирта) и с помощью кисточки добавлять туда краску нужного цвета. Когда цвет станет насыщенным добавить в смесь манку (чтобы получилась масса похожая на очень густую кашу) затем высушить. Цветная манка готова.

 

    3.    « Игры экспериментирования  в воспитании дошкольника как

             субъекта  здоровьесберегающей  деятельности »

      Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя  на его чувства своей яркостью  и многообразием. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но порой не замечают самого главного. Чем раньше ребенок познает природу, научиться беречь ее, чем ярче и добрее станет мир. Воспитатель должен стать таким человеком для детей, который будет  удивляться  вместе сними, учить не только смотреть, но и видеть и не только слушать, но и слышать, приобщать к красивому , яркому, испытывать радость от общения с природой.  Одно из основных средств познания природы наряду с чтением художественной литературы  - наблюдение  и исследовательская работа, эксперименты. Огромное значение имеет экспериментальная  работа с детьми дошкольного возраста, вызывающая у ребенка интерес к исследованию мира, природы и развивающую  способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизируя восприятие материала по ознакомлению с природными явлениями. Метод экспериментирования – средство, позволяющее ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Тематика опытов может быть различной - выявление свойств  и последующее сравнение агрегатных состояний, свойства снега, умеющего сохранять тепло и таять при определенной температуре, свойства льда, и исследование природного материала, растений. Вот примеры несложных экспериментов которые можно провести не только в детском саду, но и рекомендовать родителям для проведения их в домашних условиях.

 Эксперимент со снегом. Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, словно одеялом, охраняя растения и деревья от мороза. Возьмите на прогулку 2 бутылки с водой одинаковой температуры. Одну бутылку закопайте в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулки измерьте температуру  воды в обеих бутылках. Вода в бутылке,  закопанной в снегу будет охлаждена меньше.

Эксперимент со льдом. Воспитатель предлагает детям отгадать, где быстрее растает лед: в миске с холодной или горячей водой.  Воспитатель раскладывает лед и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксируется  с помощью цифр, которые раскладываются  возле мисок, дети делают выводы.

 

              «Игры-экспериментирования в воспитании дошкольника как субъекта здоровьесберегающей деятельности»

 

Психологами и педагогами (Л.С. Выготский, Н.Н. Поддьяков) доказано , что детям первых семи лет жизни свойственно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Следовательно,  экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям при ознакомлении ребенка с окружающим миром.

Сочетание двух детских видов деятельности- игровой и опытно-экспериментальной -благоприятное условие для развития дошкольника.

Детское экспериментирование предоставляет возможность саморазвития, самореализации, дает представление о реальных сторонах изучаемого объекта, способствует не только развитию личности ребенка, но и сохранению здоровья за счет повышения уровня двигательной активности и положительного влияния на его  эмоциональную сферу.

Условия для проведения опытно-практической и опытно-экспериментальной деятельности.

1.Оборудовать лабораторию с  разнообразными материалами: семена, растворимые продукты (соль, сахар, пищевые красители) , бумага разных видов , набор тканей, прозрачные и непрозрачные сосуды разных форм и размеров, бытовые предметы из керамики, дерева, бересты, стекла, природный материал(желуди, шишки, камешки), пух, перья, бросовый материал(упаковки от киндер –сюрпризов, кожа, поролон, пенопласт, коробки),специальные столы «песок-вода», увеличительные стекла, песочные и механические часы, настольная лампа, глобус, свечи, карандаши, фломастеры, краски, трафареты, ножницы, треугольник, линейка, клеенки.

На занятиях дети должны быть в форме и нарукавниках, клеенчатых фартуках, шапочках.

Инициатива по проведению того или иного эксперимента может исходить как от воспитателя, так и от воспитанников. Дети этого возраста способны делать выводы о свойствах предметов и самостоятельно делать выводы, давать красочное описание увиденного и фиксировать результат.

Все опыты проводятся только в присутствии педагога, отвечающего за соблюдение техники безопасности.

Представьте себе, что вы находитесь в творческой лаборатории «Любопытная Варвара»  и мы с вами проведем эксперимент: «ВОЗДУХ-НЕВИДИМКА»

Цель: Формирование основы естественно-научных и экологических знаний.

Задачи:

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

-знакомить с понятием «воздух» его свойствами и значением;

-воспитывать любознательность и наблюдательность.

Словарная работа:

Невидимый, прозрачный, упругий.

Оборудование: воздушные шары,( по кол. детей) тазики, банки, стакан с водой, соломинки для коктейля(по кол. дет) мяч или надувные игрушки.

Мотивация: познавательно-игровая.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, сегодня к нам на занятие прилетели воздушные шарики. Один веселые, толстый, румяный, а второй  бледный,  худой и грустный.

Почему второй шарик такой?

Что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

ПРАВИЛЬНО, и сегодня мы с вами поговорим о воздухе.

Откуда же берется в шарике воздух?

Давайте вместе попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух, подставьте ладонь ко рту и выдохните , что вы почувствовали? (движение воздуха)

А теперь возьмите шари и надуйте их, чтобы они стали круглыми и упругими. Теперь опустите шарики в воду отверстием в низ и уберите руки.

Что появляется в воде? (пузыри)

Откуда берутся пузыри?

А теперь возьмите трубочку. Подуйте в нее подставьте ладонь.

Что вы чувствуете? (струю воздуха)

Опустите один конец трубочки в воду и подуйте в нее.

Что происходит? (выходят пузырьки  – это воздух)

Ребята из трубочки и шарика выходит воздух, который мы сначала вдыхаем, а потом выдыхаем. Потому что воздух вокруг нас. Скажите для чего нужен воздух человеку?

А как попадает воздух внутрь человека?

Воздух можно чувствовать. Как мы это делали?(мы подставляли ладонь ко рту)

Воздух можно увидеть. Как мы это делали?(мы дули в трубочку опущенную в воду, и видели пузыри)

Ребята как вы думаете этот стакан пустой?

Внимательно посмотрите, есть ли в нем что – нибудь?

Вот мы сейчас проверим.

Воспитатель переворачивает стакакн вверх дном и медленно опускает его в банку. Обращает внимание на то. Что стакан нужно держать очень ровно.

Что получается? Попадает вода в стакан? Почему нет?

В стакане есть воздух, он не пускает воду. Давайте снова опустим стакан в воду, но держать его будем не прямо, но держать его будем не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде?( видны пузырьки воздуха)

Откуда они взялись?(воздух выходит из стакана, а его место занимает вода.

А почему вы думали, что в стакане ничего нет? (потому, что воздух невидимый, прзрачный.)

Сейчас мы поиграем в игру отгадайте в какую?

Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри)

Ребята, что, мы с вами сегодня узнали о воздухе?

Как можно доказать, что воздух есть? А почему мы не видим воздух?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Практикум по развитию звукопроизношения"

Психолого – педагогическая работа в дошкольных учреждениях ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие». Согла...

Выступление на тему: "Использование тестопластики в работе с детьми. Практикум." на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ и студентов МСГИ

Солёное тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Поделки из солёного теста – древняя традиция, им находится место и в современном мире, потому - что сейчас ценится всё эколо...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...

Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)

     Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...