Сообщение для педагогов на тему: «Использование современных оздоровительных технологий и реализация принципа интеграции на занятиях по физической культуре»
методическая разработка

Ольга Сергеевна Енбаева

 

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.  Поэтому приоритетным направлением в работе руководителя и  педагога ДОУ является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_ozdorovitelnye_tehnologii.docx32.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ромашка»

Сообщение для педагогов на тему:

«Использование современных оздоровительных технологий и реализация принципа интеграции на занятиях по физической культуре»

Енбаева Ольга Сергеевна,

старший воспитатель

2017 г.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.  Поэтому приоритетным направлением в работе руководителя и  педагога ДОУ является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

-знание правил гигиены и ухода за своим телом;

-знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;

-знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;

-знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Навыки самооценки физического здоровья и напрямую связанных с ним показателей физического развития и физической подготовленности являются предпосылками приобретения детьми дошкольного возраста навыков самооценки своего психического состояния в старшем возрасте. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача дошкольного образовательного учреждения, должно базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно- оздоровительной деятельности.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, условий ДОУ, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно- развивающей работы:

-приобщение детей к физической культуре;

-использование развивающих форм оздоровительной работы.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

  • медико-профилактические;
  • физкультурно-оздоровительные;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
  • валеологического просвещения родителей;
  • здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

 Формы организации здоровьесберегающей работы:

  • физкультурные занятия
  • самостоятельная деятельность детей
  • подвижные игры
  • утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная)
  • оздоровительные физкультминутки
  • физические упражнения после дневного сна
  • физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами
  • физкультурные прогулки (в парк, на стадион)
  • физкультурные досуги
  • спортивные праздники
  • оздоровительные процедуры в водной среде.

 

Существующие здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

 Стретчинг это система упражнений, основная цель которых – растяжка связок и мышц, а также повышение гибкости тела.

Степ аэробика- это интенсивная ритмическая гимнастика с использованием подставки (степ-платформы), которая имитирует ступеньку.

Динамические паузы –упражнения для профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – используются как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.

Релаксация – миорелакса́ция (от лат. relaxatio — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры.  

Гимнастика пальчиковая –  это пассивные или активные движения пальцами рук.

Гимнастика для глаз – это комплекс специальных упражнений, направленных на сохранение зрения и снятие усталости.

Гимнастика дыхательная – это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания,  сердечно-сосудистых болезнях и др.

 Динамическая гимнастика – комплекс несложных (и нестрашных;)) упражнений, которые (в отличие от традиционной гимнастики) предполагают активное включение вестибулярного аппарата ребёнка.

Гимнастика корригирующая – представляет собой систему специальных физических упражнений, применяемых в основном для устранения нарушений осанки и искривлений позвоночника; оказывает и общеукрепляющее действие на организм (тренирует функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем, укрепляет определённые мышечные группы; восстанавливает равновесие между кривизной позвоночника, вырабатывает правильную осанку).

Гимнастика ортопедическая – это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц свода стопы у детей через комплекс специальных упражнений.

 2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

 Физкультурное занятие это ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

Игротерапия и игротералия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях

Занятия из серии «Здоровье» - занятия  для детей и родителей в качестве познавательного развития.

Массаж, самомассаж - основа закаливания и оздоровления детского организма в ДОУ. 

3. Коррекционные технологии

 Технологии музыкального воздействия – используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Арт-терапия - это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре

Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. 

Технологии воздействия цветом (цветотерапия) – снятие энергетической блокады с помощью цвета.

Фонетическая ритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Результатами внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ является:

  1. Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.
  2. Улучшение и сохранение соматических показателей здоровья дошкольников.
  3. Взаимодействие специалистов ДОУ в организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками специализированных групп.
  4. Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.
  5. Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье.

В работе с семьей применяют технологии валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.

Все дошкольные образовательные организации в соответствии с ФГОС поставлены перед решением совершенно новой задачи: необходимо не просто проводить цикл занятий по здоровьесберегающей деятельности, а организовать единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и ребёнка, в котором будут гармонично объединены различные образовательные области для целостного восприятия окружающего мира.

Через образовательную область «Физическое развитие» можно обогащать познавательную, социальную, речевую сферу дошкольников. Вот некоторые задачи, которые органично интегрируются в образовательную деятельность по физическому развитию:

1. Формирование посредством движений пространственных, временных представлений: (слева – справа, вверх – вниз, длинный – короткий, медленный – быстрый, сильный – слабый) и  изучение в процессе двигательной деятельности физических свойств и фактуры предметов ( тяжелый – легкий, мягкий – твердый, гладкий – шершавый, тонкий – толстый).

2. Расширение и активизация словарного запаса детей, предметного, глагольного, слов-определений, наречий ( ловить, бросать, пинать, катать, толкать, забрасывать, упругий, прыгучий и др).

4. Развитие посредством двигательных заданий, подвижных игр, эстафет математических представлений, а также психических процессов: памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

5. Воспитание личностных качеств: смелости, справедливости, настойчивости, честности, целенаправленности.

6. Формирование необходимых этических норм, например, таких как: женственности, мягкости, аккуратности у девочек, мужественности, лидерства у мальчиков; дружеских взаимоотношений друг с другом, чувства товарищества и взаимопомощи.

7. Коррекция эмоционального состояния детей: формирование положительных эмоций в процессе игры, выработка адекватных эмоциональных реакций на те или иные двигательные игровые ситуации.

Конечным результатом такого единого процесса интеграции должно стать формирование у ребёнка представления о здоровье человека как ценности, являющейся необходимой предпосылкой для полноценной жизни, удовлетворения его материальных и духовных потребностей, активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие По образовательной области: коммуникация, познание: формирование целостной картины мира, художественное творчество, ручной труд на тему: «Зимушка-зима» в рамках РМО «Реализация принципов интеграции образовательной области»

Программное содержание:Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя полным развернутым ответом.Повтор и уточнение обобщённых понятий.Совершенствовать грамматический строй речи.Продолжа...

МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошколь...

Проект на тему: Использование современных здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры в ДОУ.

В данном проекте рассмотрены современные здоровьесберегающие технологии применяемые в МБДОУ ДС №8 "Снеговичок" на занятиях физической культуры. Раскрыты возможности их применения.Целью разра...

Консультация для педагогов «Использование современных оздоровительных технологий и реализация принципов интеграции на занятиях физической культуре»

Для полноценного физического и психического развития ребёнка в детском саду наряду с созданием физкультурно-оздоровительной работы, повышения мастерства педагогов, комплексного решения физкультурно- о...

"Использование элементов метода сенсорной интеграции на занятиях по физической культуре"

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Это происходит по ряду причин, к числу которых можно отнести: проблемы экологии, малоподвижный образ жизни, дефицит двигательн...

Консультация для педагогов на тему «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи»

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии,...

План работы по самообразованию инструктора по физической культуре Водолазской Оксаны Александровны. На тему:Использование современных фитнес-технологий при решении задач физического развития и формирования представлений о ЗОЖ дошкольников в рамках ре

Цель: охрана и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости организма ребёнка посредством внедрения   фитнес- технологий в физкультурные занятия на этапе реализации ФГОС ДО. За...