«Экологическая тропа. От создания до организации работы с детьми»
проект (подготовительная группа)

Решетова Наталья Юрьевна

Организация экологической тропы в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Экологическая тропа.

 От создания до организации работы с детьми»

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством.

В целях экологического образования на территории нашего детского сада с 2002 года функционирует экологическая тропа. Создана  она руками сотрудников детского сада, родителей, посильным участием самих детей и, конечно же, природой. Экологическая тропа позволяет значительно расширить объекты наблюдения детей в природе.

Можно выделить следующие функции экологической тропы:

 • познавательная,

 • оздоровительная,

 • развивающая,

 • ознакомительная.

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи  создания экологической тропы:

1) Развить познавательный интерес ребенка  к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

3) Привлекать детей и родителей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

4) Углубить и расширить знания детей дошкольного возраста об окружающей их среде (геологическом строении местности и т. п.), совершенствование понимания закономерностей биологических и других естественных процессов, повышение ответственности за сохранение окружающей среды.

 Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что она строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.

Формы и методы работы на экологической тропе:

• экологические беседы;

• экологические экскурсии;

• уроки доброты;

• уроки мышления;

• экологические кружки;

• экологические конкурсы;

• КВН, викторина «Поле чудес»;

• экологические акции;

• обсуждение и проигрывание ситуаций;

• трудовой десант;

• зелёный патруль;

• клуб исследователей природы;

• лаборатория юного эколога;

• составление экологических карт;

• ведение фенологических календарей природы;

• коллекционирование;

• экологические выставки и экспозиции;

• экологические праздники;

•экологические игры (дидактические, имитационные, игры-моделирование экосистем; соревновательные, игры-путешествия и т. д.);

экологические сказки;

• инсценировки, театрализации и т. д.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе

  • Взросло-детские проекты;
  • Изготовление рисунков, поделок;
  • Субботники по облагораживанию территории ДОУ;
  • Участие в конкурсах
  • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах;
  • Фотовыставки;
  • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

На экологической тропе дети проходят по следующим видовым точкам:

  1. «Спортивная площадка».

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

  1. «Птичий городок»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам. Формировать экологическую культуру детей, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней, знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле, развивать познавательную способность дошкольников.

К зиме планируется установить «метеорологический столб». На нем будут установлены термометры, приборы для измерения силы и направления ветра, влажности воздуха, количество выпавших осадков.

Цель: учить детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

  1. «Альпийская горка».

Цель: познакомить детей с одним из способов украшения ландшафта – альпийской горкой. Закреплять представления детей о камнях: размеры, их образование в природе, камни как объект скопления различных насекомых.  Уточнить знания о приемах правильной пересадки и уходе за растениями.

4. «Огород». 

Цель: Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомиться с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

Эта видовая точка представляет собой овощной огород на открытом, хорошо освещенном пространстве, где произрастают культуры, неприхотливые к условиям обитания привлекательные для проведения наблюдений.

     5. «Сад».

Цель: Расширять знания о плодовых деревьях, кустарниках, растущих на участке детского сада. Закрепить знания о яблоне, о её плодах. Развивать воображение, память.

Формировать любознательность, умение наблюдать. Воспитывать бережное отношение к природе.

    6. «Дикий уголок природы».

Цель: Познакомить детей с вьющимся растением (плющом), объвивающем стену во внутреннем дворе детского сада.

    7. «ЖУЖЖАЩИЙ, ПОЛЗАЮЩИЙ МИР».

Цель: учить детей различать насекомых по их характерным признакам, правильно называть их, рассказывать о жизнедеятельности жителей «маленького мира». На площадке в теплое время года обитают разнообразные насекомые: пчелы, осы, бабочки, шмели - это все объекты для наблюдения детей.

    8. «Место встреч и посиделок»

Цель: показать детям многоцветность окружающего мира. Вызвать эмоциональное отношение к наблюдаемым природным явлениям, объектам. Воспитывать эстетическое чувство. Дети располагаются вокруг, читают стихи, поют песни, водят хороводы. Это любимое место для проведения развлечений.

    9. «Волшебный цветник»

Цель: формировать представления о цветах, их разнообразии, особенностях; вызывать интерес и желание заботиться о растениях.

    10. «Кустарники».

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

    11. «Летняя лаборатория».

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

     Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость.

    12. «Царство Нептуна».

Цель: Закаливание, профилактика простудных и других заболеваний, укрепление иммунитета;

· Формирование правильной осанки;

· Улучшение обмена веществ, сна, аппетита;

·Укрепление нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, опорно-двигательного аппарата;

·Улучшение физических способностей: координация движений, силы, выносливости;

· Положительные эмоции вашего малыша.

  13. Чудо дерево (ель)

Цель: закреплять умение детей узнавать ель по характерным особенностям ее строения, признакам, отличающим ее от других деревьев. Узнать о еловом лесе ряд  интересных  особенностей.

Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологической тропе очень важна и дает хорошие результаты, она помогает воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней. Произошли изменения в поступках и поведении детей. Дети стали внимательнее, добрее, трудолюбивее и наблюдательнее. Повысилась любознательность, дети с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...

Организация работы с детьми на экологической тропе

Перспективные планы наблюдений на экологической тропе (старшая, средняя группа).Занятие 1. Осень (октябрь).Программное содержание.1.     Обучающее: продолжать учить детей замечать ...

Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»

Методические рекомендации«Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»                          ...

Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста на экологический тропе.

Данный материал надпомнит воспитателям формы и методы работы с детьми на экологической тропе, а также взаимодействие с родителями по данному направлению...

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возраста»

Конспект интерактивной педагогической мастерской «Организация экологической тропы в дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей дошкольного возра...

Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»

Экологическая тропа – одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, проходящем через различные природн...

Организация работы с детьми на экологической тропинке в разное время года

Автором представлен методический материал по формированию экологического воспитания дошкольников в рамках ДОО....