Программа по саморазвитию на тему: «Использование степ - аэробики для развития физических качеств детей дошкольного возраста»
рабочая программа (старшая группа)

Бобкова Ольга Владимировна

Степ – платформа – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы. Степ - платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок».

     Принята                                                                                                                                                Утверждена

     на педагогическом совете МБДОУ                                                                                    приказом заведующего МБДОУ    

     детский сад №1 «Светлячок»                                                                                              детский    сад   №1 «Светлячок  

     протокол от 30.08.2018 г. №1                                                                                              31.08.2018 г.№66

Программа по саморазвитию на тему:

«Использование степ - аэробики для развития физических качеств детей дошкольного возраста»

https://tanita-shop.ru/wa-data/public/photos/21/01/121/121.970.jpg

                                                                                                                      Подготовила: Бобкова О.В.,

                                                                                                                                    воспитатель высшей кв. категории

С. Дивеево, 2018 год.

Содержание.

1.Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………..3

2.Новизна………………………………………………………………………………………………………………………...3

3.Формы организации занятий……………………………………………………………………………………………….4

4. Цели и задачи………………………………………………………………………………………………………………...5

5. Возраст детей и срок реализации программы…………………………………………………………………………...6

6. Принципы……………………………………………………………......................................................................................6

7. Планируемые результаты…………………………………………………………………………………………………8

8. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы…………………...8

9.Список литературы………………………………………………………………………………………………………….9

11. Приложение………………………………………………………………………………………………………………...10

Пояснительная записка.

    В последние годы наблюдается снижение двигательной активности детей. Чрезвычайно важно привлекать детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом в самом раннем возрасте. Практика работы в детском саду показывает, что основных занятий по физической культуре не достаточно для полноценного двигательного режима детей, и это не благоприятно сказывается на здоровье воспитанников. Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в стенах дошкольного учреждения всегда являлась и является приоритетной. Назрела проблема в поиске эффективных оздоровительных технологий для формирования навыков здорового образа жизни и организации оптимальной двигательной активности детей в условиях современного двигательного образования. «Степ – аэробика»- как одна из эффективных форм повышения двигательной активности, несомненно, ведет к укреплению здоровья детей. Это уже далеко не новый вид спорта, он известен более десяти лет, хотя в России о нем, к сожалению, узнали совсем недавно. А в дошкольных учреждениях – редкий вид физической деятельности.

   Степ-аэробика - один из самых простых и эффективных стилей и направлений аэробики. В переводе с английского языка «степ» означает «шаг». Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе, высота, которой меняется в зависимости от уровня сложности упражнений.

  Использование степ – платформ – это новое направление оздоровительной работы. Эффективность занятий на степах подтверждено опытом коррекционных медицинских центров Европы. Степ - платформа является многофункциональным оборудованием, обеспечивающим решение общеразвивающих и профилактических задач.

   

 Новизна.

 В детском саду проводится системная работа по физическому воспитанию детей, которая включает в себя традиционные и нетрадиционные формы.

 Одной из них является степ – аэробика, которую я буду  апробировать   в работе с детьми с 2019 учебного года. На 2018-2020 учебный год мною была разработана программа. Разработанная программа позволит добиться оптимального уровня развития физических качеств: быстроты, гибкости, равновесия, координационных способностей, а так же несет  профилактический характер.

Под воздействием упражнений на степ – платформе улучшается функция сердечно – сосудистой и дыхательной систем, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряд других физиологических процессов, таких как, профилактики плоскостопия и нарушений осанки.

Новизна данной программы заключается в том, что на ряду с традиционными формами упражнений, проводятся специальные упражнения по степ – аэробикие, а также логоритмические упражнения. Оптимальное сочетание которых в ходе занятий позволит решать не только задачи по физическому воспитанию но и развивать координацию движений и речь.

Формы организации занятий.

 

Занятия со степом способствуют:

Формированию осанки, костно-мышечного корсета;

Развитию координации движений;

Укреплению и развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

Формированию умения ритмически согласованно выполнять простые движения.

Область применения степа довольно широка: это и индивидуальная работа, и самостоятельная двигательная активность детей, и, что является основным, занятия по физической культуре.

Техника степ - аэробики предполагает постоянное поддержание правильной осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости сохранения правильного положения тела во время всех движений. Нагрузка должна быть оптимальной. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

Занятия проводятся  1 раз в неделю согласно календарному планированию (Приложение 1). Структура таких занятий,  как и по физической культуре состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Продолжительность от 30 до 35 минут в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.  

Вводная  часть направлена на организацию занимающихся, сосредочение их внимания, формирование эмоционального и психологического  настроя. Это достигается с помощью специальных упражнений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, а также заранее разученных комплексов по аэробике, музыкально - ритмических композиций.

 В основной части: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости, выносливости, в т.ч. с различными атрибутами, упражнения на степ - платформе, подвижные  игры и эстафеты. Цель третьей части - восстановление организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.

Организуя степ-тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и физической нагрузке для детей определённого возраста, её распределении с учётом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.

Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.

2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

3.  Метод повторений.

4.  Метод музыкальной интерпретации. Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п.)

5.  Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

6.«Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях

 

Цель и задачи  программы.

  Развитие физических качеств и   практических  навыков здорового образа жизни  , осознанной потребности в систематических занятиях спортом  средствами степ – аэробики.

Задачи:

  • Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
  • Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
  • Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
  • Обогатить развивающую среду группы
  • Развивать двигательные способности детей и физические качества.
  • Формировать навыки правильной осанки развивать мышечную систему через упражнений на степ – платформах;
  • Формировать умения ритмически согласованно выполнять простые

движения под музыку;

  • Выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый

интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;

  • Воспитывать чувство уверенности в себе;
  • Создать условия для организации занятий по степ-аэробики с использованием здоровьесберегающих технологий;

Возраст детей и срок реализации программы.

Рабочая программа разработана  на 2 года, с учетом методических рекомендаций по физическому воспитанию дошкольников от 5 -7 лет. Работа над опытом охватывает период с сентября 2018 года по май 2020года.

Этапы для достижения цели опыта:

1. Вводный (сентябрь 2018. – май 2019г.) Анализ научно методической литературы. Определение теоретической базы опыта. Изучение теории и методики физического воспитания.

2. Практический (сентябрь2019. –  апрель 2020.) Разработка методики проведения степ-аэробики с детьми старшего дошкольного возраста с целью физического развития.

3. Обобщающий ( май 2020г.) Обобщение и анализ результатов, полученных в ходе опыта работы по выбранной теме.

Принципы.

В соответствии с ФГОС Программа опирается на научные принципы ее построения, что учитывается при организации образовательного процесса:

  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
  • сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости. Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики;
  • соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
  • единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
  • принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  • принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
  • дифференциация и индивидуализация воспитания и обучения обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Осуществляется этот принцип учитывая индивидуальные особенности развития ребенка.
  • принцип последовательности и систематичности. Последовательность при обучении детей движениям, подбор и сочетание нового материала с повторением и закреплением усвоенного, распределение физической нагрузки на детский организм на протяжении всего занятия.
  • принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. При организации двигательной активности детей следует учитывать их возрастные особенности. Развитие двигательной активности детей обязательно требует индивидуального похода. Педагог должен ориентироваться на состояние здоровья каждого ребёнка. В процессе выполнения упражнений необходимо наблюдать за самочувствием детей, варьировать содержание занятий в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка. Очень важно соблюдать баланс: так, более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными.
  • принцип оздоровительной направленности, обеспечивающий оптимизацию двигательной активности детей, укрепление здоровья, совершенствование физиологических и психических функций организма.
  • принцип- развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающее -тренирующих воздействий – планомерное увеличение и  обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей.

 Планируемые результаты.

Целенаправленная работа с использованием степ – платформ позволит достичь следующих результатов:

 сформированность навыков правильной осанки ;

 сформированность правильное речевого дыхания;

 развитость двигательных способностей детей и физических качеств;

 сформированность умений ритмически согласованно выполнять степ - шаги под музыку;

 выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

 воспитывать эмоционально-положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;

 воспитывать чувство уверенности в себе.

    Таким образом, использование в практике работы занятий физической культурой на основе степ-аэробики, базирующихся на учете возрастных особенностей детей дошкольного возраста, позволит повысить эффективность процесса физического воспитания. 

Целенаправленная самостоятельная работа позволила мне пополнить и конкретизировать свои знания в области физического развития. Я приобрела достаточно прочный запас знаний теоретических и профессиональных, стала увереннее и глубже анализировать свою работу. У меня развилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, улучшилась гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать образовательный процесс, развился творческий потенциал.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов

освоения программы.

   Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных. Мониторинг детского развития осуществляется с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов.

В основу диагностики легли разработки кандидата педагогических наук, доцента кафедры методики физического воспитания Уральской государственной академии физической культуры Шармановой С. Б., кандидата педагогических наук, профессора кафедры методики дошкольного воспитания и обучения МПГУ Степаненкова Э. Я.( Приложение 2).

Список литературы.

1.  Журнал «Инструктор по физкультуре», №4 2009 год.

2.  Детский фитнес.Физкультурные занятия для детей 3-5 лет.Е.В.Сулим.    

     М.ТЦСфера,2014.-160с.

3. Журнал «Обруч», №5 2007 год.

4. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного

учреждения. Павлова М.А, Лысогорская М.В. Волгоград 2009

5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004

6. Погадаев Г.И., “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.:

Физкультура и спорт, 2000-496с.

7. Борисова М.М .Фитнес – технологии в системе здоровьесберегающего образования детей дошкольного возраста.//Инструктор по физкультуре. 2013.№5.

8.Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5-7 лет. Конспекты занятий и развлечений. Игры и тренинги. Пособие для воспитателей и инструкторов по физкультуре. М., 2008.

I.  Вводныйэтап

 Сроки

 Мероприятия

Практические выходы

  

В течении года

 

 1.Изучение учебно- и научно-методической литературы по заданной тематике, сбор материалов для последующей работы по самообразованию, изучение периодической печати, знакомство с работами других педагогов, посещение библиотеки, работа с интернет-ресурсами.

2.Дополнить «Центр физического развития» необходимыми атрибутами для игр

3. Разработка  комплексов со степами.

4. Участие в вебинарах, конференциях.

5.Подбор музыкального сопровождения.

6.Создание картотеки  на тему: «Подвижные игры со степами»

7.Разработка  перспективных планов работы с детьми, родителями, педагогами.

7. Подбор диагностического инструментария и проведение диагностики детей на начало учебного года.

  Наличие дополнительного материала по заданной тематике

Наличие атрибутов

Методические разработки

Свидетельства

Картотека

Наличие перспективных планов  

Наличие диагностического инструментария, наличие результатов диагностики

II.Практический этап.

Сроки

Мероприятия с детьми

Мероприятия

с педагогами

Мероприятия

 с родителями

Сентябрь  

1.Мониторинг

2.Познакомить со степ - платформой.

3. Развивать умение слышать музыку и двигаться в такт музыки.

4. Разучивание аэробных шагов без степов.

5. Развивать равновесие, выносливость.

6. Развивать ориентировку в пространстве.

  Ознакомление с перспективным планом работы

  Опрос родителей «Ваше мнение о  физическом  развитии ребенка в ДОУ и семье»

    Октябрь

 

1.Разучить Комплекс №1.

-Учить сохранять равновесие и правильную осанку при выполнении упражнений на степ - платформе.

-Совершенствовать функциональные возможности организма ребенка.

-Воспитывать морально - волевые качества.

  

Папка – передвижка «Физическое развитие детей»

Ноябрь

 

Разучить Комплекс №2.

-Учить согласовывать движение и дыхание при выполнении упражнений игрового стретчинга.

-Тренировать в сохранении правильной осанки при выполнении упражнений на степ- платформе.

- Воспитывать волю и терпение при выполнении упражнений.

  Подготовка памятки для педагогов

Декабрь

 

Разучить Комплекс №3.

-Формировать умения и навыки правильного выполнения движений.

- Учить построениям, соблюдению дистанции во время движения.

-Упражнять детей в умении управлять своим телом, овладевать нетрадиционными способами оздоровления.

-Создавать эмоционально положительную атмосферу во время занятий.

  Выступление на родительском собрании.

 

  Мастер класс  «Это уникальная степ-аэробика»

Январь

 

Разучить Комплекс №4.

-Упражнять в освоении составных элементов движений, уделяя внимание согласованной работе всех частей тела.

-Формировать навыки сохранения правильной осанки.

-Учить соблюдать правила при выполнении физических упражнений и подвижных игр.

  «Степ-аэробика для детей» практикум для педагогов

 

Март

 

Разучить Комплекс №5.

-Развивать силу основных мышечных групп, способствовать растяжению и укреплению мышц и связок.

-Совершенствовать функциональные возможности организма.

-Учить соблюдать правила выполнения физических упражнений и подвижных игр.

 

Фотообзор

Апрель

 

Разучить Комплекс №6.

-Учить ползать на низких четвереньках, толкая мяч перед собой.

-Учить группироваться при выполнении кувырков.

-Упражнять в умении отталкиваться при прыжках на двух ногах.

-Формировать правильную осанку.

-Воспитывать волю и терпение.

  Рекомендации «Использование в работе с детьми технологии здоровьесбережения»

III.Обобщающий этап

Сроки

Мероприятия с детьми

Мероприятия с педагогами

Мероприятия с родителями

 Май

Итоговый мониторинг.

Открытый показ.

Повторение комплексов.

Выступление на итоговом педагогическом совете по теме.

Презентация творческого отчета об итогах реализации работы на  родительском собрании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий»

               Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия т.е театрализованная деятельность, которые с...

Использование степ-аэробики для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста (презентация)

Задачи:1. Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;2. Повышать работоспособность и двигательную активность;3. Содействовать развитию и функциональному совершенствовани...

Педагогическая концепция «Использование степ – платформ, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».

Педагогическая концепция«Использование степ – платформ, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»....

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ФИТНЕС АЭРОБИКИ

развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством внедрения программы фитнес аэробики....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...