Педагогическая концепция «Использование степ – платформ, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».
методическая разработка (подготовительная группа)

Сафарова Юлия Владимировна

Педагогическая концепция

«Использование степ – платформ, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическая концепция

«Использование степ – платформ, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста».

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым»

 Жан-Жак Руссо 

В современных условиях развития общества проблема здоровья подрастающего поколения  является актуальной, как никогда ранее, в связи с тенденцией к его ухудшению. Достичь необходимого уровня интеллектуально-познавательного развития может только здоровый ребенок. Сохранение и укрепление здоровья детей  в процессе воспитания и обучения – одна из актуальных задач современной педагогики.

В подавляющем большинстве дети, начиная  с  раннего возраста,  уже  страдают дефицитом движений. Это оказывает отрицательное влияние на их организм. Двигательный дефицит приводит и к более выраженным функциональным нарушениям в организме ребёнка. Снижается  сила  и  работоспособность  скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, задержку развития физических качеств.

Известно, что старший дошкольный возраст  является наиболее благоприятным для развития физических качеств.

По мнению таких  исследователей, как А.А. Гужаловский, Б.А. Ашмарин, Г.П. Юрко именно в этот возрастной период закладываются основы управления движениями, формируются умения и навыки, отсутствие которых зачастую не удаётся восполнить в более позднем возрасте. В результате, дети менее успешно справляются с программным материалом, двигательными задачами, не могут быстро и качественно выполнить технику упражнений, и, как следствие, имеют недостаточный уровень развития физической подготовленности.

Отмечено, что в содержании физкультурной деятельности в дошкольных учреждениях часто наблюдается однообразие, усредненный подход к физкультурному процессу, отсутствие стимулов к развитию физических качеств.

К сожалению, в  настоящее время в  программах по дошкольному воспитанию «Мозаика», «Детство», «Радуга», «Истоки» и многих других, не уделяется должного внимания развитию физических качеств.

Проанализировав технологии и методики, я пришла к выводу, что  использование степ платформ будет эффективным методом, и даст положительный результат деятельности.

Именно  это предположение позволило мне разработать содержание  и выбрать  методы реализации своей концепции.

Цель (данной концепции):

Развитие физических качеств старших дошкольников через использование степ-платформ.                      

Задачи:

1. развивать физические качества;

2. создавать условия для проявления самостоятельности, инициативы, волевых усилий;

3. пробуждать интерес к спортивным играм, к деятельности, расширять круг представлений о разнообразных видах физкультурных упражнений  и их оздоровительном значении.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных технологий  здоровьесбережения, а также внедрением разработанной авторским  коллективом ДОУ  программы дополнительного образования «Аэробика на степах».

(Оздоровительно – развивающая программа -«Са-фи-дансе»  Л. М. Фирилева, Е.Г. Сайкина, «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет» Л..И. Пензулаева, Социально-оздоровительная технология - Ю.В.Змановский «Здоровый дошкольник», М.Л.Лазарев программа «Здравствуй» . Программа  «Здоровье»   В.Г. Алямовская)

Для качественной работы по физическому воспитанию детей одним из  условий является наличие спортивной материальной базы. Это широкий перечень типового и нестандартного оборудования.

 Нестандартное спортивное  оборудование,  которое я использовала для развития физических качеств  детей, - это «Степ-платформа».

Степ-платформа – это ступенька высотой 8 см, шириной 22 см, длинной 40 см (на слайд)

Вся педагогическая работа с детьми строится на принципах:

 -принцип осознанности и активности 

-принцип постепенности. 

-принцип наглядности  и других

-принцип учета возрастных  и индивидуальных физических  особенностей;

-принцип непрерывности 

принцип цикличности.

-принцип оздоровительной направленности 

Технология использования степ – ступеньки  состоит  из трех этапов:

1.Подготовительный этап.

2. Основной этап.

3.Заключительный этап.

Реализация  содержания работы на данных этапах опирается на методические разработки, которые  использую в деятельности.

 В соответствии с намеченными этапами   и для решения поставленных задач,  были изменены формы организации физкультурной деятельности  и выстроена    схема обучения.

Следует отметить, что  нагрузка дозируется  в связи с состоянием здоровья и индивидуальными особенностями детей. Совместно с ребятами было решено использовать браслет «Подсказка» - для детей перенесших заболевания или имеющих ограничения в физических нагрузках

Рассмотрим деятельность на каждом этапе.

Целью  первого (подготовительного) этапа является:

1. обучение  основным подходам к  степам;

2.разучивание базовых  шагов, связок и блоков.

Для обучения  я использовала  следующие методы: структурный,  музыкальной интерпретации, усложнения,   сходства и метод блоков.

При разучивании  с детьми основных подходов к степ-ступенькам, я применяла  знакомые им строевые упражнения: построение в шеренгу перед степами, ходьба по кругу, обходя степы, расположенные в две линии; передвижение по диагонали, ходьба противоходом, змейкой.

Использовала разнообразные методические приемы обучения двигательным действиям: показ, объяснение, закрепление, поощрение, которое вызывало у детей желание еще раз повторить упражнение, а неоднократное повторение движений улучшало качество их выполнения.

Для дошкольников степ - ступеньки оказались  привлекательным ориентиром, можно отметить, что они были более организованы и выполняли движения более качественно. Кроме этого предлагала общеразвивающие упражнения без предметов, где степ-платформа выступала, как ориентир. Это  способствовало сохранению равновесия.

Применяемые здесь  танцевально-ритмические упражнения и подвижные игры разнообразны: «Пчелы», «Чунга- Чанга» « Чучело», «Цветные островки» «Птички  и кошки», «Разноцветные домики».

Далее приступили к  разучиванию   основных базовых  шагов, где использовала следующую методику обучения: сначала мы  выполняли базовые шаги под речитатив, в каждом из которых  использовалось не более двух базовых шагов. Когда дети осваивали простые  шаги,  я предлагала усложнить задачу и выполнить то или иное упражнение  в разном темпе: медленном, среднем, быстром.  

Далее, выполнение этих шагов происходило  под легкое музыкальное сопровождение, таких как: «Солнышко», «Тучка» , « Капелька».

После разучивания основных шагов степ - аэробики и отработки их на степах,  мы перешли к  разучиванию связок и блоков из базовых шагов.

Образные сравнения,  используемые  в объяснении того или иного движения, помогали ребятам правильно его осваивать, так как создавали у них особое настроение, что вызывало желание активно действовать. Использование предлагаемой совокупности методических приемов, как показали наблюдения, повышало эффективность выполнения движений.

Целью второго (основного) этапа является:

1 Обучение технике движений степ – аэробике.

При разучивании комбинаций и связок  комплекса по аэробике   используются   основные методы:   целостного и расчлененного упражнения, которые я дополняла  рядом методических приемов. При первичном разучивании мы знакомились с терминологией, объяснением и показом выполнения техники  упражнения. Учились  выполнению упражнений перед партнером или зеркалом.

Каждый комплекс упражнений  включал в себя подготовительную, основную и заключительную части. Подготовительная часть обеспечивала разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Все упражнения основной части выполнялись на степе. Заканчивался комплекс упражнениями на дыхание и растяжение.

Также в заключительной части нами использовались знакомые детям танцевальные композиции, такие как «Мотылек», «Разноцветные стекляшки», «Песенка Волшебника».

          Цель третьего (заключительного  этапа) является:  

1. Закрепление, повторение и выполнение движений под музыку.

 Здесь применяла метод – «Фристайл».

После освоения  аэробных упражнений  мы начали разучивание  спортивно-танцевальных композиций. Особо детям нравятся ритмические композиции  с яркими образами. Конечно, для многих сложность составляет подчинение заданному ритму и темпу, но упражнения  с музыкальным сопровождением вызывают  у детей  положительные эмоции, музыка помогает им выполнить  эти упражнения правильно и быстрее  их запомнить.

Спортивные танцы с использованием степов постоянно включаются в программу праздников и развлечений. Это повышает интерес детей к физическим упражнениям и вызывает у них положительный эмоциональный отклик.

  Такие  выступления демонстрируют родителям достижения детей и неизменно получают высокую оценку.

Таким образом,  мой опыт показывает, что применяемая система работы  с использованием степ – ступеньки является эффективной для развития физических качеств дошкольников.

По результатам педагогической диагностики  физического развития просматривается тенденция роста развития физических качеств по всем трём тестам: бег на дистанцию 30 метров, прыжок в длину с места, метание мяча  из-за головы.

Интересно и нетрадиционно  спланированная   деятельность  с использованием степ - ступенек в системе физического воспитания показали положительную динамику. В целом хотелось бы отметить, что работа дала  положительные эффекты во всех сферах моей деятельности. Появилась возможность сотрудничать с наукой, в лице Завьяловой Т.П. в рамках областного конкурса Мастер пед. труда. Опыт моей исследовательской работы  опубликован на  сайте областной специализированной спортивной школы.

  Расширились связи с социальными институтами  детства, такими как спортивный комплекс «Атлант», с которым мы вели тесное сотрудничество, ходили на экскурсию, посещали зал спортивной аэробики, приглашали Павлова А.П., тренера по футболу, в рамках проекта «Мои родители спортсмены», Аверину И.Н. , тренера по спортивной гимнастике, с целью показа мастер класса.

Таким образом, использование степ-платформ позволяет  сформировать у детей стойкий интерес к физической культуре, что является одним из важнейших условий для развития физических качеств детей дошкольного возраста.

В перспективе планирую продолжить работу по спортивной степ - аэробике и привлекать родителей к совместной спортивной деятельности.

Приложение 1

Аналитическая справка по результатам  обследования физического  развития детей старшей.

Сентябрь, 2015

В сентябре 2015 г.  в начале года было проведеннено обследование (диагностика) физического развития детей  по программе «Мозаика». Обследование включало  по три теста: бег на дистанцию 30 метров, прыжок в длину с места, метание  мяча        из – за головы.

Цель обследования: определение уровня развития физических качеств детей пятого года жизни.

Контингент: дети старшей группы №10, в количестве 30, из 30.

Результаты обследования представлены в таблице.

Раздел программы

Степень сформированности показателей (кол-во,%)

Не сформирован

В стадии формирования

Сформирован

Физическое развитие

7 д-23,%

10 д-33,%

13 д-44%

Приложение 2

Аналитическая справка по результатам обследования  физического развития детей старшей группы.

Январь,2016

В январе месяце 2016 г.  в середине года было проведеннено обследование  (диагностика) физического развития по программе «Мозаика». Обследование включало три теста: бег на дистанцию 30 метров, прыжок в длину с места, метание  мяча из – за головы.

Цель обследования: определение уровня  развития физических качеств детей пятого года жизни.

Контингент: дети старшей группы №10, в количестве 30, из 30.

 Результаты обследования представлены в таблице.

Раздел программы

Степень сформированности показателей (кол-во,%)

Не сформирован

В стадии формирования

Сформирован

Физическое развитие

3р -10%

7д -23%

20д -67%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста".

Исследовательская работа: " Использование степ - платформ , как средство развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста"....

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлены результаты экспериментального исследования по развитию физических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр....

Подвижная игра,как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Разнообразные подвижные игры являются эффективным средством активного отдыха после умственного труда,а также играют важную роль в воспитании,как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступка...

Тема по самообразованию: «Подвижные игры как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  №20 «РОСИНКА» Г. НАЗАРОВОКРАСНОЯРСКОГО КРАЯ662200, Красноярский край, г. Назарово, ул. Арбузова, вл. №...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИТБОЛА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И НОРМАЛИЗАЦИЯ У ДЕТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ...

Консультация с рекомендациями для родителей и педагогов детского сада "Координационная лестница как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста"

В здоровом теле, как известно, здоровый дух. Физическая активность оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка, в том числе на его психическое состояние и умственные способности.   ...