Азбука дорожного движения
план-конспект занятия

Вчерашняя Елена Сергеевна

Технология Безопасность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_dorozhnogo_dvizheniya.docx15.49 КБ
Файл v_mire_opasnyh_predmetov.docx12.79 КБ
Файл pozharnaya_sluzhba.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект теоретического занятия по обучению правилам дорожного движения «Азбука дорожного движения»

Категория: 6-7 лет

Задачи:

Образовательные:

• Познакомить детей: - с понятием «транспортное средство»;

- с особенностями светофора для слепых пешеходов;

- с дорожным знаком «Движение пешехода запрещено».

• Закрепить: - представление об элементах дороги;

- знания о различиях транспортного и пешеходного светофоров;

-названия дорожных знаков: «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходная зона», «Конец пешеходной зоны», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход».

• Уточнить классификацию транспортных средств.

Коррекционно-развивающие:

Развивать:

• умение давать полный ответ на поставленный вопрос;

• высшие психические функции (внимание, память, мышление);

• координацию движений.

Расширять и активизировать словарный запас по теме.

Воспитательные:

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, умение работать в группе.

Материал: макет перекрёстка; картинки «транспорт»; набор дорожных знаков: «Место остановки автобуса и троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходная зона», «Конец пешеходной зоны», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»; три обруча разного цвета; светофоры: пешеходный и транспортный.

На каждого ребёнка цветные карандаши, геометрические формы для дорожных знаков.

Фонограмма: шум улицы, сигнал светофора для слепых пешеходов, музыкальное оформление для игры и для выхода лисы Алисы.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, скажите, как называется город, в котором мы живём? (Дети отвечают: Кемерово).

Воспитатель. Да, мы живём в большом, красивом городе Кемерово, в котором, как и в других городах, есть широкие улицы, проспекты…А сейчас закройте глаза и прислушайтесь к шуму улицы Звучит фонограмма: шум улицы.

Воспитатель. Что вы услышали?(Дети отвечают).

Воспитатель. Звук каких машин вы услышала?(Дети отвечают: Автобус, трамвай, машина).

Воспитатель. То, что вы перечислили, как можно назвать одним словом?(Дети отвечают: транспорт или транспортное средство).

Воспитатель. Да, много транспорта в городе. А вы знаете, что и транспорт, и мы с вами являемся участниками дорожного движения. Как нас можно назвать на улице города?(Дети отвечают: Пешеходами, пассажирами).

Воспитатель. Поэтому нам всем просто необходимо знать и соблюдать «Дорожную азбуку». Прошу всех пройти к столу и занять удобные места (на столе расположен макет перекрёстка).

Воспитатель. Вспомните: из каких частей состоит дорога? (Дети отвечают: из тротуара, из проезжей части, разделительной полосы, обочины).

Воспитатель. По какой части дороги разрешено ходить пешеходам? (Дети отвечают: по тротуарам).

Воспитатель. По какой части дороги разрешено ездить автомобилям?(Дети отвечают: по проезжей части).

Воспитатель. Для чего нужна разделительная полоса? (Дети отвечают: она делит проезжую часть пополам: по одной стороне машины едут в одну сторону, а по другой стороне – в другую).

Воспитатель. Вы знаете, что есть дороги, которые состоят из проезжей части и вместо тротуаров – обочины. Обочины не отделяются от проезжей части бордюром и не покрыты асфальтом. Как должен двигаться пешеход по обочине? (Дети отвечают: пешеходам надо идти навстречу транспорту).

Воспитатель. Почему? (Дети отвечают: чтобы видеть идущий на встречу транспорт).

Воспитатель. Скажите, а какой автомобильный транспорт вы знаете?(Дети отвечают: пассажирский, грузовой, специальный).

Воспитатель. Какой транспорт мы называем пассажирский?(Дети отвечают: автобус, троллейбус, трамвай, маршрутное такси, автомобили и т. д.)

Воспитатель. Какой транспорт мы называем грузовым? (Дети отвечают: самосвал, грузовик, фургон, бензовоз, молоковоз, панелевоз, автовоз, бетоносмеситель, КАМАЗ)

Воспитатель. Какой транспорт мы называем специальным? (полиция, ДПС, пожарная охрана, скорая медицинская помощь, снегоуборочная машина, поливоуборочная машина, мусоровоз, экскаватор, трактор, подъёмный кран)

Воспитатель. У каждой машины дела и заботы,

Машины выходят с утра на работу.

А сейчас предлагаю поиграть в игру «Найди свой гараж» (Воспитатель раскладывает обручи) Гараж зелёного цвета для пассажирского транспорта, гараж жёлтого цвета для грузового транспорта и гараж красного цвета для специального транспорта. Но перед тем как поехать – проверим всё ли у нас в порядке.

- На чём поедим?

- На машине!

- Качайте шины!

- Ш-ш-ш-ш…(движения руками, наклоны)

- Открывайте бак!

- Чик-чик, чик-чик (отвёртывание)

- Наливайте бензин.

- С-с-с-с-с (движения со звуком)

- Заводите мотор!

- Д-р-р-р, д-р-р-р (руки перед грудью, круговые движенья)

- Гудок гудит!

- Би-би…

Воспитатель. Ну, что по машинам…(воспитатель раздаёт карточки) Пока звучит музыка – машины ездят, музыка замолкает – машины разъезжаются по своим гаражам.

Воспитатель. Все ли заехали в свой гараж?(если кто-то ошибся, помочь разобраться, игра повторяется)

Воспитатель. Вы очень внимательные водители! А сейчас отгадайте загадку:

Мчался транспорт, торопился,

А потом остановился,

Приглушил слегка мотор.

Кто помог нам?

(Светофор)

Воспитатель. Какие бывают светофоры?(Дети отвечают: Пешеходный и транспортный)

Воспитатель. Чем они отличаются? (Дети отвечают: У пешеходного – два сигнала, а у транспортного – три)

Воспитатель. Как вы думаете, зачем транспортному светофору жёлтый сигнал?(Дети отвечают: чтобы на жёлтый свет машина успела остановиться).

Воспитатель. А ещё, ребята, есть светофоры, которые издают звуки, похожие на соловьиную трель, послушайте.

Звучит фонограмма: сигнал светофора для слепых пешеходов

В. – Это сигнал слепым пешеходам о безопасном переходе дороги.

Звучит фонограмма для выхода лисы Алисы. Заходит лиса Алиса.

Лиса Алиса. Здравствуйте!

Воспитатель. Здравствуй, Алиса!

Лиса Алиса. Пришла вот к вам, к самым умненьким, благоразумненьким деткам.

Воспитатель. А что у тебя случилось?

Лиса Алиса. Да, вот зашла в магазин купить карты, да кота Базилио обдурить, а продавщица дала мне какие-то карты (достаёт «дорожные знаки», я сама в них ничего не понимаю.

Воспитатель. Так это во все не карты.

Лиса Алиса. А что?

Воспитатель. Ребята, подскажите лисе Алисе, что это? (Дети отвечают: дорожные знаки).

Лиса Алиса. Что ещё за дорожные знаки и зачем они нужны? (Дети отвечают: Они помогают пешеходам и водителям безопасно передвигаться по дорогам).

Воспитатель. Машинам помогают они ездить,

А пешеходам – правильно ходить.

Без них по правилам движенья,

Ну, просто невозможно жить.

Воспитатель. Алиса, хочешь, мы можем научить тебя читать дорожные знаки?

Лиса Алиса (рассматривает знаки и показывает по одному детям). Что здесь можно прочитать? (Дети отвечают: «Место остановки автобуса или троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки легковых такси», «Пешеходная зона», «Конец пешеходной зоны», «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход»).

Лиса Алиса показывает знак «Движение пешеходов запрещено», дети затрудняются ответить.

Воспитатель. Да, ребята, с этим знаком мы ещё не знакомились. Разберёмся вместе: кто нарисован на знаке? (Дети отвечают: Пешеход).

Воспитатель. Не просто пешеход, а идущий. Что ещё вы видите на знаке?(Дети отвечают: Пешеход зачёркнут).

Воспитатель. Как вы думаете, что это значит? (Дети отвечают: Ему идти нельзя).

Воспитатель. Правильно, этот знак называется «Движение пешеходов запрещено». Запомните все, если стоит этот знак, значит идти нельзя.

Лиса Алиса. Вот здорово, если бы у нас были такие знаки, то не было бы столько неприятностей. Совсем недавно Базилио попал в аварию и сейчас хромает…

Воспитатель. Алиса, не расстраивайся, наши дети не только умные, но и талантливые.

Воспитатель. Поможем Алисе? (Дети отвечают: Да).

Воспитатель. Вы нарисуете «дорожные знаки» и мы их подарим лисе Алисе.

Воспитатель. А ты Алиса можешь в холле посмотреть фоторепортаж с нашей экскурсии, пока ребята рисуют для тебя знаки.

Лиса Алиса. С большим удовольствием (уходит).

Дети рисуют.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «В мире опасных предметов»

Тема: «В мире опасных предметов»

Цель: Учить детей безопасному поведению и обращению с опасными предметами.

Задача:- формировать умение сосредотачивать внимание детей

на опасных предметах, встречающихся в жизни; дать представление о том, что они могут нанести вред нашему организму;

- Развивать внимание, логическое мышление, активизировать словарный запас детей;

-Воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами;

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций «Опасные предметы», чтения произведения С. Я. Маршак «Пожар»

Материал: Сундучок; предметы (ножницы, гвоздь, иголка, молоток, спички)

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня я к вам пришла не с пустыми руками, а принесла мой волшебный сундучок. Вы хотите узнать, что в нем лежит?

Дети: Да

Воспитатель: А чтобы узнать какие предметы лежат в нём, нужно отгадать мои загадки. Готовы? Дети соглашаются. Слушайте:

1. Очень любят разрезать, обрезать и надрезать. (Ножницы)

Дети: ножницы

Воспитатель: Молодцы ребята, угадали, это ножницы (достаёт из сундука их и кладёт на стол).Слушайте вторую загадку.

2. У моего Антошки, только шляпка да железная ножка. (Гвоздь)

Дети: Гвоздь

Воспитатель: Правильно, угадали, это гвоздь (достаёт его из сундука и ложит на стол). Следующая загадка.

3. Всех на свете обшивает, что сошьёт - не одевает. (Иголка)

Дети: иголка

Воспитатель: Да, верно, это иголка (достает её из сундука и кладет на стол). Следующая загадка.

4. Тук-тук- тук- тук,

Раздается громкий стук.

Что же папа в руки взял?

Чем он гвоздик забивал?

Дети: Молоток.

Воспитатель: Молодцы, угадали, это молоток (достает его из сундука и кладет на стол). И последняя загадка нашего волшебного сундука: Маленький конек, Вместо гривы – огонёк.

Дети: Спички.

Воспитатель: Верно ребята, вы угадали все мои загадки и в волшебном сундучке не осталось больше предметов. (показывает что пустой). Ребята, посмотрите на эти предметы, они опасны?

Дети: Да.

Воспитатель: Правильно, всё это опасные предметы. А скажите, чем они опасны (ответы детей).

Да ребята, если пользоваться ими неправильно, брать без разрешения взрослых, то может произойти несчастный случай. Но беду можно предотвратить, если будем осторожны, и каждая вещь будет лежать на своём месте. Есть правила, которые нужно соблюдать: Дома острые ножи ты на место положи,

Не раскидывай иголки,

Убери их все на полку.

Если ножницы достал,

Убери, откуда взял.

Тогда ни девочки, ни мальчики

Не порежут свои пальчики.

- Я надеюсь, вы запомнили эти правила?

Воспитатель: А сейчас мы отдохнем и на зарядку все встаём.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками.

Раз, два, три, четыре, пять, будем собираться.

Раз, два, три, четыре, пять, сядем заниматься.

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Топаем и хлопаем». Послушайте внимательно правила игры: «Я читаю стихотворение, и если дети поступают правильно, то вы хлопаете. А если дети поступают не правильно, то вы топаете, только не сильно! Слушайте внимательно и не ошибайтесь!

- Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя! (Хлопают)

- Спички весело горят,

Буду с ними я играть! (Топают)

- Коля убежал за дом,

Там играет он с костром. (Топают)

- Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает. (Хлопают)

- Таня с Ниною играют,

На плите газ зажигают. (Топают)

- Клим увидел, дом горит,

Мальчик 01 звонит. (Хлопают)

- За столом играет Света,

Зажигает она свечи. (Топают)

- Похвалить вас, дети, можно,

Что с огнем вы осторожны? (Хлопают)

Воспитатель: Молодцы ребята! Давайте ещё раз вспомним, с какими опасными предметами мы познакомились (ответы детей). Я предлагаю вам их нарисовать чтобы относиться к ним аккуратно и осторожно!



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по пожарной безопасности «Пожарная служба» для детей старшего дошкольного возраста

Цели: Формировать знания о появлении пожарной службы; закрепить знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с огнём; знать и соблюдать правила поведения при пожаре.

Материал: ЦОР https://www.youtube.com/watch?v=OcVhdc0XLzc мультфильм- песенка «Вера и Анфиса тушат пожар»; слайды; картинки с изображением электроприборов; мяч.

Воспитатель предлагает ребятам отправиться в путешествие – в древнюю Москву. А для того, чтобы дети догадались о цели путешествия им нужно отгадать загадки:

Оставит страшные следы,

Что встретит – пожирает,

И если дать ему воды,

Сам мигом погибает

(Огонь)

Красный камушек не тронь –

Он горячий, как огонь

(Уголёк)

Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его ….(Водой)

Выслушав ответы детей, воспитатель узнаёт у них, догадались ли они, о цели, путешествия? Затем рассказывает(одновременно показывая слайды): «Противопожарная служба – одна из первых государственных служб в России. До наших дней дошли сведенья о пожарах, сметавших целые города. Пожар в России считался большим, если сгорало больше половины дворов города. О пожаре, который уничтожал часть города, даже не упоминалось. Мера наказания за поджог:«Зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казнию». Как вы думаете, почему поджог так сурово наказывался? (Ответы детей). Пожары случались от невнимательного обращения с огнем. До наших дней дошла поговорка «От копеечной свечи половина Москвы сгорело». Послушайте, как это было:

Полыхнула ночь огнем, загорелся княжий дом.

И пошёл огонь плясать – теремам бока лизать.

Бегает в ночи народ, воду ведрами несет.

А огонь, он как петух, полетел по ветру вдруг,

Вот махнул огонь крылом – загорелся ближний дом.

А огонь, то веселится – скачет по ночной столице.

Одна улица горит, а другая мирно спит.

Дьяк младой не оплошал – к колокольне побежал,

Бьёт набат и москвичи, просыпаются в ночи

И бегут пожар тушить – воду из реки носить.

Весь народ, плечом к плечу, встал наперекор огню.

Заработали багры, застучали топоры,

Воду, бочками, с реки, повезли ломовики.

Во главе дружины князь, за Москву с огнем борясь,

Был хоть «зело обожжен», но в строю остался он.

И пока огонь пылал – княже войском управлял.

Солнце встало, вниз глядит: пол Москвы пеплом лежит.

Бабы плачут и детишки, старики и мужики

- погорельцы ведь они.

Князь казною поделился и народ зашевелился

Застучали топоры, пилы завизжали

Над Москвою, над рекой в ряд хоромы встали.

Князь издал такой указ: «Служба будет пусть у нас,

Пусть опричники блюдут, за Москвой надзор ведут

С каланчи высокой ноне – вся Москва, как на ладони.

Днём и ночью с высоты, за Москвой следят стрельцы.

Дым увидят, иль огонь – враз, набатный перезвон.

Выполнен царев указ, служба есть в Москве сейчас.

От копеечной свечи, не пылать Москве в ночи.

В 1504 годы в Москве, по указанию Великого князя Ивана III, создана первая пожарно-сторожевая охрана».

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Огонь – вода».

Воспитатель: Коль скажу я «красный цвет»-

Головой повертим –«нет!»

Голубой цвет – как вода,

Мы ему киваем – «да».

Дети становятся в круг, звучит песенка «Вера и Анфиса тушат пожар». Воспитатель показывает танцевальные движения, дети за ним повторяют. Воспитатель называет цвет, дети или кивают, или вертят головой в разные стороны. Тех игроков, которые ошибаются, приглашают в центр круга. По окончании игры они должны отгадать загадки.

* Без рук, без ног, а в гору ползет. (Огонь)

* Ушки и дужка, под ними кружка,

* Пустое бренчит, полное молчит. (Ведро)

* Из металла шея – шест,

Два крючочка – носик есть.

* Коль случится пожар,

Смело лезет в самый жар. (Багор)

* Я рвусь повсюду напролом

И называюсь просто. (Лом)

* Всем, готова помогать,

И копать и засыпать.

Как зовут меня ребята?

Догадались все? (Лопата)

На столе выложены картинки с изображением электроприборов, предметов бытовой химии, горючие материалы. Воспитатель предлагает детям назвать опасные предметы и приборы, которые могут вызвать пожар и объяснить, почему они опасны.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Разрешается – запрещается». Дети становятся в круг. Воспитатель бросает ребёнку мяч и называет правила поведения на пожаре, ребёнок получивший мяч отвечает «разрешается», либо «запрещается»:

• в случае пожара вызывать пожарных по телефону «01»;

• бросать горящие спички;

• кричать и звать на помощь взрослых; оставаться в помещении, где начался пожар; открывать окна и двери во время пожара;

• закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;

• прятаться в угол, под шкаф, под кровать;

• оставлять без присмотра включенные электроприборы;

• двигаться ползком или пригнувшись к выходу;

• обливать стены и пол водой во время пожара;

• не бояться, слушаться во всём пожарных;

• тушить водой горящие электроприборы;

• обращаться к соседям за помощью;

• по возможности пытаться тушить пожар;

• включать газ, электроприборы, свет.

Педагог хвалит детей за правильные ответы

Итак: в древности пожары возникали от искр, горячих углей, выпавших из печи, свечей и лучин. В наши дни пожар может произойти от небрежного обращения со спичками, электроприборами, газовой плитой. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнём, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила и беда обойдёт вас стороной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Азбука дорожного движения"по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения.

Вашему вниманию представлен проект по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения. В данном проекте  представлено знакомство с основными правилами дорожного движения,...

Конспект образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной группе Тема: "Азбука дорожного движения"

Тема:"Азбука дорожного движения"Задачи: Расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на дорогах.Восспитывать чувство ответс...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «АЗБУКА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Программное содержание:* обобщить знания детей правил дорожного движения, правил поведения на улице, полученных на занятиях через эмоциональное восприятие;* довести до сознания детей, к чему может при...

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»...

Азбука дорожного движения.Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Презентация по обучению дошкольников правилам дорожного движения....

Конспект совместного мероприятия с родителями и воспитанниками младшей группы и старшей группы «Азбука дорожного движения (Правила дорожного движения)».

Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения; формировать представления о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам; воспитывать навыки выполнения основных прав...

Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по правилам дорожного движения в старшей группе дошкольного образовательного учреждения "Азбука дорожного движения"

Конспект занятия, проводимого с целью ознакомления детей с правилами дорожного движения и практическим применением их в различных ситуациях...