Формирование основ культуры здорового питания. Методика «Сапере».
презентация к уроку (подготовительная группа)

Светлана Викторовна Кузьмина

Материал представлен в форме презентации. Рассматривается вопрос, связанный с привитием ребёнку основ культуры здорового питания. В первой части презентации - знакомство с итальянской методикой  развития вкусовых рецепторов человеческого организма, появившейся в середине прошлого века во Франции. Автор методики - Жак Пюизе. Во второй части - представление программы "Здоровое питание", разработанной Московским институтом возрастной физиологии при РАО. И третья (заключительная часть) - взгляд на проблему формирования основ здорового питания известного педиатра - Комаровского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovoe_pitanie_tekst.docx38.1 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 2.

«Взрослым кажется, что дети не заботятся о своём здоровье…

Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать.

Объясни им, и они будут беречься».

 Януш Корчак

Слайд 3.

В середине 20-го века во Франции зародилась методика «Сапере» (от итальянского – знать).

Её основоположник - Жак Пюизе.

 Жак Пюизе родился в Пуатье в 1927 году.

Будучи по образованию химиком, в 1964 году он начал проводить курсы по воспитанию вкуса и создал Французский институт вкуса  (Унивepcитeт Вkyca и Гacтpoнoмии в Шaмпaни), призванный способствовать мультидисциплинарному исследованию чувствительности к еде.

Чтобы привить детям вкус к пище, он создал метод пробуждения органов чувств.

Сейчас эта методика охватила (в экспериментальном порядке) многие страны Европы и Японию.

Слайд 4.

Методика «Сапере»  позволяет побороть неофобию (боязнь нового) и дать важнейшие основы здорового питания.

Слайд 5.

Что такое пищевая неофобия?

Питание детей – это непрерывный процесс обучения.

В начале жизни совсем маленький ребенок сосет грудь своей матери или пьет из бутылочки с соской. Если материнское молоко меняет вкус в зависимости от пищи, которую ела мать, то заменители грудного молока имеют постоянный вкус. Это не приучает ребенка исследовать различные вкусы пищи.

Но, как только его начинают прикармливать новой пищей, он внезапно сталкивается с новыми для него запахами и вкусами пищи. В результате может возникнуть пищевая неофобия, то есть страх перед новой для него пищей, которую он ранее не пробовал.

Это проявляется в возрасте примерно двух лет, достигая максимума где-то между 4 и 7 годами.

Слайд 6.

Причины  пищевой неофобии  у детей.

Ребенок хочет самоутверждаться. Если в целом он полностью зависит от взрослых, отказываясь от новой пищи, он может показать свое «я», показать свою власть над взрослыми. Других способов самоутвердиться он пока не видит.

Отказываясь от новой пищи, ребенок таким образом старается себя обезопасить, он не хочет рисковать. Он боится ввести в свой организм продукт, который ему чужд и незнаком.

Малышей привлекают сладкие продукты, поскольку при этом они очень быстро испытывает приятные ощущения. Но они не приучены пробовать еду с другими, менее приятными вкусами: горькие, соленые, кислые.

Часто ребенку не нравится внешний вид нового продукта, что сразу его отталкивает и он даже не пробует его на вкус.

Слайд 7. Слайд 8.

Как помочь ребенку преодолеть пищевую неофобию и расширить его рацион?

Объяснить ребенку, что существуют такие продукты, которые с первого раза показались невкусными, а если их есть регулярно, они понравятся и будут казаться вкусными.

Приводить примеры из своей жизни, например: «Я ужасно боялась попробовать сыр, а теперь я его обожаю!»

Тем не менее, если у ребенка есть отвращение к одному или двум продуктам, с этим необходимо считаться (ведь это есть почти у всех людей).

Говорить ребенку о пользе некоторых продуктов для его здоровья. Он должен знать, что есть – это не только получать удовольствие, но и получать необходимые вещества для здоровья. Малыш должен уметь думать и заботиться о своем здоровье.

Варьировать рацион ребенка. Предлагать ему как можно больше разнообразной пищи.

Рассказывать о происхождении того или иного продукта, чтобы он этим заинтересовался.

Никогда не заставлять доедать до конца то, что лежит в его тарелке, если он больше не хочет есть.

Попробовать приучить ребенка различать тонкости вкусовых ощущений, например, предложив ему различить по вкусу два разных яблока.

Слайд 9.

Жак Пюизе считал:

Любой ребенок, независимо от своего социального и этнического происхождения, способен приучиться к здоровому образу жизни и правильному выбору пищи.

Запах и текстура еды, осознание ее достоинств – лучшая прививка против вредных привычек.

Поскольку каждый имеет свои предпочтения в этой области, глубокое знакомство с едой помогает лучше понять и принять свое тело, свои естественные потребности.

Слайды  10, 11, 12, 13,14,15,16.

Работа  ведётся  в тесном взаимодействии с семьёй.

Без опыта нет представления, без слов нельзя отобразить переживания.

Поскольку современные классы (группы) обычно мультикультурны, всегда есть возможность привнести в обучение что-то свое, представить его другим, и родители охотно помогают демонстрировать различные кулинарные традиции мира.

Детям также рассказывают о разных способах приготовления и подачи блюд, о хранении и составе продуктов, о приготовлении блюд к определенным праздникам как в данной местности, так и вообще в мире.

Слайд 17, 18.

Работа  ведётся  в тесном взаимодействии с семьёй.

Без опыта нет представления, без слов нельзя отобразить переживания.

Поскольку современные классы (группы) обычно мультикультурны, всегда есть возможность привнести в обучение что-то свое, представить его другим, и родители охотно помогают демонстрировать различные кулинарные традиции мира.

Детям также рассказывают о разных способах приготовления и подачи блюд, о хранении и составе продуктов, о приготовлении блюд к определенным праздникам как в данной местности, так и вообще в мире.

Слайд  19.

Для каждой страны разрабатывается своя модификация метода «Сапере», основанная на местных привычках питания.

Слайд 20.

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни детей и подростков, что нашло отражение в федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС).

 Здоровое питание – важный фактор нормального развития и здоровья детей.

Слайд 21.

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста  является забота о здоровье. Что подразумевает под собой  создание комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медикопедагогическим рекомендациям, в том числе и формирование основ культуры питания.

Правильная организация питания предусматривает обеспечение детей всеми необходимыми витаминами, что способствует их лучшему развитию, повышает сопротивляемость к различным вредным факторам внешней среды, в первую очередь к инфекционным заболеваниям.

Именно в этот период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка.

Слайд 22.

Здоровье детей и его состояние относится к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества.

В публикациях последних лет подчеркивается тревожная ситуация, складывающаяся в отношении состояния здоровья детей – дошкольников.

В этой возрастной группе наблюдается рост заболеваемости практически по всем классам болезни.

И состояние здоровья детей ухудшилось, в первую очередь, в связи с изменениями условий жизни и с нарушением питания дошкольников.

Слайд 23.

Одной из самых главных причин, приводящих к формированию неправильных рационов, является информационный хаос, царящий на рынке продуктов питания.

А может ли ребёнок дошкольного возраста самостоятельно оценивать своё питание?

И может, и должен, если взрослые ему помогут.

Дошкольники вполне  способны владеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «гигиена питания».

Для того чтобы помочь детям усвоить эти понятия, родители и педагоги должны знакомить с некоторыми физиологическими закономерностями, лежащими в основе рекомендуемых ими правил питания.

Слайд 24.

От эффективности мероприятий во многом зависит дальнейшая судьба ребёнка, его здоровье, физическое и психическое развитие.

Большая доля ответственности за питание ребёнка ложится на детский сад.

Это особенно актуально сегодня, когда на растущий детский организм влияют резкое ускорение темпов жизни, социальное и материальное расслоение населения, увеличение получаемой детьми познавательной информации, изменение условий воспитания в семье.

В ДОУ стараются не только накормить ребёнка в соответствии с физиологическими потребностями, но и сформировать у него правильный стереотип пищевого поведения.

Слайд 25.

Существенную помощь в формировании основ культуры здорового питания  призвана оказать программа «Разговор о питании».

Данная программа позволяет создавать в ДОУ оздоровительное пространство, благодаря системе методической и медицинской работы, обеспечивающих деятельность педагогических кадров, обобщение и распространение опыта, формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Слайд 26.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

 (Материалы разработаны сотрудниками Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких, Т. А. Филипповой, А. Г. Макеевой).

Слайды  27.

Специальные исследования, проведенные Институтом возрастной физиологии РАО, показывают, что питание детей в семье, как правило, нерациональное и несбалансированное, нарушен режим питания.

Во многих семьях, даже живущих в сельской местности, в питании мало овощей, фруктов, молочных продуктов, а предпочтение отдается колбасным и кондитерским изделиям и т.п.

Только 20% родителей знакомы с общими принципами организации здорового питания.

Слайды  28.

Программа «Разговор о правильном питании» направлена на развитие

  • творческих способностей и кругозора у детей,
  • интересов и познавательных способностей,
  • коммуникативных навыков,
  • умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.

Слайды  29.

 Программа «Разговор о правильном питании» включает в себя три части.

   Первая часть программы «Разговор о правильном питании», предназначенная для старших дошкольников и учащихся 1-2 классов, включает в себя 15 занятий.

   Вторая часть «Две недели в лагере здоровья» состоит из 14 занятий, предназначенных для учеников 3-4 классов.

   Третья часть «Формула правильного питания» включает в себя 11 занятий, предназначена для учеников 5 классов.

   В каждый комплект входит методическое пособие  для учителя, рабочая тетрадь для учащегося, плакаты, информационные материалы для родителей.

Слайды 30,  31, 32.

 (Фотографии)

Слайд 33.

Программа "Разговор о правильном питании" - новый и во многом уникальный образовательный курс, направленный на формирование у детей основ здорового образа жизни.
   Курс представляет интерес не только для детей и педагогов, но и для родителей.
 Благодаря Программе, дети и взрослые получают возможность  познакомиться с основами рационального питания как составной части здорового образа жизни.
 Многие родители считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по карману лишь очень обеспеченным семьям.
   На самом деле здоровая и полезная пища далеко не всегда самая дорогая.
   К тому же важно не только то, что ест ребенок, но и как организованно его питание.

Слайд 34.

АКТУАЛЬНОСТЬ программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается снижение количества здоровых детей, увеличение числа эндокринных заболеваний и заболеваний пищеварительной системы.

НОВИЗНА программы заключается в учёте традиций питания, активном вовлечении в работу родителей. 

Слайд 35.

ЦЕЛЬ  ПРОГРАММЫ –

формирование культуры здорового образа жизни с выделением главного компонента — культуры питания.

Слайд 36.

Задачи программы:

-формирование и развитие представления  у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

- формирование у школьников знаний о правилах рационального  питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также  готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми   практических навыков рационального питания;

-  формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа  жизни;

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Слайд 37.

Основные принципы программы:

возрастная адекватность — используемые формы и методы обучения соответствуют психологическим особенностям детей младшего школьного возраста; ‰

научная обоснованность — содержание УМК базируется на данных исследований в области возрастной физиологии, гигиены питания, педагогики; ‰

практическая целесообразность — содержание УМК отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у детей навыков здорового образа жизни; ‰

необходимость и достаточность предоставляемой информации — детям предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться; ‰

модульность структуры — УМК может быть реализован на базе традиционных образовательных областей, в факультативной работе, во внеклассной работе; ‰

вовлеченность родителей в реализацию программы.

Слайд 38.

Формы и методы работы:

В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: 

экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм.

Основные методы: исследовательский, объяснительно-иллюстративный,  практический, поисковый.

Слайд 39.

Тематическое планирование:

ТЕМА 1.  Если хочешь быть здоров.

ТЕМА 2.  Самые полезные продукты.

ТЕМА 3. Удивительные превращения пирожка.

ТЕМА 4. Кто жить умеет по часам.

ТЕМА 5. Вместе весело гулять.

ТЕМА 6. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной.

ТЕМА 7. Плох обед, если хлеба нет.

Тема 8. Время есть булочки .
Тема 9. Пора ужинать. 
Тема 10. На вкус и цвет товарищей нет. 
Тема 11. Как утолить жажду.
Тема 12.Что надо есть, если хочешь стать сильнее .
Тема 13. Где найти витамины весной.
Тема 14. Овощи, ягоды и фрукты. 

Слайд 40.

Место программы в учебном плане:

На изучение программы «Разговор о правильном питании» в каждом классе (1-6 классы) отводится по 7 ч в год.

Программа рассчитана на 42 ч.

Сроки реализации определяются самим педагогом — с учетом важности конкретной темы для детской аудитории, заинтересованности детей и т. д.

Слайд 41.

Планируемые результаты:

полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные; ‰

дети смогут оценивать себя (рацион, режим питания, режим дня) с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни; ‰

дети смогут планировать свой режим дня, учитывая важность физической активности, соблюдения гигиенических правил и норм.

Слайд 42.

В процессе освоения программы дети узнают:

Слайд 43,  44,  45,  46, 47,  48, ……62.

(Фотографии).

Слайд63.

Ожидаемый результат:

полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Слайд64.

ПИТАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

«Проблем, связанных с питанием, множество. Проблемы эти совсем непросты, а поиск правильных решений весьма затруднителен - уж слишком велико количество специалистов, точно знающих, как надобно питаться».

Слайд 65, 66.

ПИТАНИЕ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ

Принципиально важный момент - питание ребёнка ни при каких обстоятельствах не должно стать смыслом жизни взрослых.

Мудрый совет "не делать культа из еды" применительно к детям актуален, как никогда.

Самой "волнующей" темой является аппетит, а количество связанных с ним проблем прямо связано с достатком семьи.

Слайд 67.

Аппетит

Аппетит - стремление к приему пищи - является эквивалентом затраченной ребёнком энергии.

На что тратит энергию ребенок? На рост и развитие, на двигательную активность, на поддержание температуры тела.

Много ли может потратить энергии умный, начитанный и всегда тепло одетый ребенок, который вместо активных игр на свежем воздухе изучает иностранный язык? Вопрос риторический, но вот очевидность ответа не способствует почему-то принятию адекватных решений.

Сплошь и рядом отсутствие у ребенка аппетита - признак лени или занятости его родителей. В любом случае, мобилизовать всю семью и с песнями, танцами, уговорами и обещаниями подарков накормить несчастное голодающее дитя гораздо легче и проще, чем провести полдня на свежем воздухе.
В целом
, наличие аппетита - свидетельство готовности организма к тому, чтобы принятую пищу должным образом усвоить, а, следовательно, еда помимо воли - не имеет особого смысла.

Слайд 68, 69,70, 71, 72, 73.

Вопросы, возникающие чаще всего.

1.  Кормление по часам. 

В основе рекомендаций - учение знаменитого физиолога Павлова. Если принимать пищу в одно и то же время, то к этому моменту начинают вырабатываться желудочный и кишечный соки, а это очень полезно, поскольку улучшает процесс пищеварения. Не учитывается, однако, тот факт, что у человека не всегда имеется возможность есть в одно и то же время.

Проблемы кормления в определенное время не существует. Есть лишь два принципиально значимых фактора - 1. Аппетит и 2. Наличие готовой еды.

 И если еда есть, а аппетита нет, то не следует насиловать ребенка.

2.Это хочу, это не хочу.
Обозначенная проблема в 99% случаев имеет своей основой педагогику. Голодный человек ест то, что дают.
Да, для большинства людей жареная картошка лучше, чем перловая каша.

Но когда с раннего возраста родители положительно реагируют на детские требования - ситуация очень быстро заходит в тупик. Если с помощью криков и воплей ребенок может получить не то, что дают, а то, что хочется именно ему, - то это вовсе не медицинская проблема.
Любовь к детям никоим образом не должна способствовать формированию эгоизма и чувства собственной исключительности.
 Абсолютно недопустимо такое положение вещей, когда глупые папа и мама глотают суп, а умный Петя ест куриные котлеты. 

3.Кормление в промежутках между кормлениями. 

Явление удивительно частое. Яблочко, конфетка, печеньице и т. д.

С медицинских позиций вредно, хотя бы потому, что слюна - основной нейтрализатор микробов, попадающих в полость рта.

Постоянное питание не только уподобляет ребенка жвачным животным, но и может способствовать возникновению таких болезней как, например, хронический тонзиллит. Речь, кстати, вовсе не идет о жевательных резинках, которые к еде никакого отношения не имеют.

Таким образом, кормление в промежутках между кормлениями является недопустимым в двух случаях:

1.Наличие проблем с аппетитом и 2. Наличие хронических инфекций в ротоглотке.

4. Сладости.

Источник удовольствия, во-первых, и источник легкодоступной энергии, во-вторых.

Вполне резонно отметить, что легкодоступную энергию надобно иметь возможность тратить (достаточная двигательная активность).

Если нет проблем с лишним весом и аппетитом, то почему бы и не получить удовольствие?

Но: помнить про частые аллергические реакции на шоколад и заморские фрукты. - Ежели подобные проблемы имеются - не играться, не давать по чуть-чуть, а не давать вообще, по крайней мере, год, а там попробовать.

5. Первое блюдо.

Выражение "раз в день надобно горяченькое и жидкое" довольно популярно.

 Ежедневное употребление супов и борщей абсолютно не принято в десятках стран мира.

Первое блюдо - с медицинских позиций - вовсе не обязательно.

Употреблять или нет - дело вкусов и привычек  семьи, немаловажную роль играет при этом материальное положение и наличие свободного времени - наварить на три дня суп не очень сложно и не очень дорого.

6.Снижение аппетита - типичный признак почти любой болезни.

С точки зрения логики, действия родителей очевидны: ведь если ребенок от еды отказывается, то значит его организм не испытывает потребности в пище, а, следовательно, и ребенка, и организм надобно оставить в покое.

 Но действовать, таким образом, очень тяжело, поскольку количество здоровья принято связывать с количеством съеденной каши (помните поговорку - "мало каши ел").

Ну а поскольку при болезнях здоровья стало меньше, то напрашивается вывод о том, что еды надо больше.

Слайд 74.

Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

Слайд 75.

Правила кормления заболевшего ребенка:

Руководствоваться, прежде всего, аппетитом.

Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.

Кормить чаще, но давать меньше.

Во время болезни избегать экспериментов - никаких новых продуктов не использовать.

Слайд 76.  

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...

Формирование основ культуры здоровья дошкольников

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудн...

«Формирование основ культуры здоровья у старших дошкольников»

Здоровье детей и его состояние относиться к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В публикациях последних лет подчеркива...

Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья детей раннего возраста в совместной деятельности через «Оздоровительно-игровой час».

В презентации отражён опыт работы  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №101» города Дзержинска  по организации оздоровительного игрового часа, направленного на укрепление и ...

Методическая разработка "Проект по формированию основ культуры здорового питания детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы проекта     Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожид...

Формирование основ здорового питания. Методика "Сапере".

Основное содержание презентации направлено на раскрытие методов и приёмов по формированию у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста основ здорового питания и культуры, связанной с орг...

Формирование основ культуры здорового питания. Методика «Сапере».

Данная методика была мною применена в работе с детьми подготовительной к школе группы, которые уже могли читать, писать и считать, что немаловажно, так как работа в данном направлении предполагает неб...