Формирование основ культуры здорового питания. Методика «Сапере».
методическая разработка (подготовительная группа)

Данная методика была мною применена в работе с детьми подготовительной к школе группы, которые уже могли читать, писать и считать, что немаловажно, так как работа в данном направлении предполагает небольшие расчёты, эксперименты, опыты и умение делать выводы. Технология «Сапере» рассчитана на интеграцию образовательных областей.  В ней пересекаются история, окружающий мир, математика, этика, эстетика, формирование представлений о здоровом образе жизни и развитие речи. Огромную роль  играют родители, так как современные группы иногда бывают мультикультурны, и всегда есть возможность привнести в обучение что-то свое, представить его другим. Родители охотно помогают демонстрировать различные кулинарные традиции мира, опираясь  на рубрики, посвященные поэтапному приготовлению различных блюд, которые представлены в социальных сетях и приложениях.

Как показала практика, работа в данном направлении должна быть постоянной, подкрепляться новыми знаниями, доводами, широкой  наглядностью и практикой, как в детском саду, так и в семье, иначе интерес у детей может угаснуть. Да и вообще, всё, что касается здоровой еды, правильного питания – не может быть разовым. Это огромный труд;  работа над своими вкусовыми предпочтениями для того, чтобы научиться жить в гармонии с собой, получать от здоровой пищи – удовлетворение, а самое главное, понимать зависимость рациона и пользы. Тем более, сейчас как никогда, стали очень актуальными темы  подсчета калорий, диет, питьевой 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ культуры здорового питания.
Методика «Сапере».Картуха О.М.

Слайд №1

Титульный лист

Слайд №2

«Запах и текстура еды, осознание ее достоинств – лучшая прививка против вредных привычек».

  Жак Пюизе

Слайд №3

В середине 20-го века во Франции зародилась методика «Сапере» (от итальянского – знать).

Её основоположник - Жак Пюизе.

Жак Пюизе родился в Пуатье в 1927 году.

Будучи по образованию химиком, в 1964 году он начал проводить курсы по воспитанию вкуса и создал Французский институт вкуса (УнивepcитeтВkyca и Гacтpoномии в Шaмпaни ), призванный способствовать мультидисциплинарному исследованию чувствительности к еде.

Чтобы привить детям вкус к пище, он создал метод пробуждения органов чувств.

Сейчас эта методика охватила (в экспериментальном порядке) многие страны Европы и Японию.

Слайд №4

Что такое пищеваянеофобия?

Питание детей – это непрерывный процесс обучения.

В начале жизни совсем маленький ребенок сосет грудь своей матери или пьет из бутылочки с соской.

Но, как только его начинают прикармливать новой пищей, он внезапно сталкивается с новыми для него запахами и вкусами. В результате может возникнуть пищевая неофобия, то есть страх перед новой для него едой, которую он ранее не пробовал.

Слайд №5

 Цели методики «Сапере» таковы:

– создавать положительное и природоориентированное отношение к еде;

– поддерживать и стимулировать детей знакомиться с разными видами пищи при помощи разных органов чувств;

– стараться выражать и помогать детям высказывать свои впечатления от еды и принимать во внимание то, что говорят другие;

– знакомить детей с происхождением разных видов пищи (где произрастают фрукты и овощи, как выращивают домашних животных, как обрабатывают продукты питания);

– поощрять культуру питания;

– подкреплять самосознание.

Слайд №6

Формы и методы работы

В качестве организации занятий внесены различные формы:

  • экскурсии,
  • наблюдение,
  • мини проекты,
  • групповые дискуссии,
  • мозговой штурм, практические занятия;
  • творческие домашние задания;
  •  конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
  • ярмарки полезных продуктов;
  • сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
  • совместная работа с родителями

* Основные методы:

исследовательский, объяснительно-иллюстративный,  практический, поисковый.

Слайд №7

Основные принципы:

- Занятия становятся интегрированными: дети учатся описывать вид пищи и собственные ощущения словами;

- Они знакомятся со странами происхождения и способами производства продуктов питания, узнают о зависимости различной пищи от климата, рельефа местности, исторических обстоятельств и способов ее приготовления, знакомых людям определенной эпохи;

- Учатся считать количество ингредиентов, калорий, вес исходных и готового продуктов, осознавать физические и химические процессы, сопровождающие приготовление пищи, отбрасывать предрассудки и считаться с чужим мнением.

Таким образом на занятиях пересекаются история, окружающий мир, математика, этика, эстетика, развитие речи.

Слайд №8

Одной из самых главных причин, приводящих к формированию неправильных рационов, является информационный хаос, царящий на рынке продуктов питания.

А может ли ребёнок дошкольного возраста самостоятельно оценивать своё питание?

И может, и должен, если взрослые ему помогут.

Дошкольники вполне  способны владеть такими понятиями, как «разнообразие пищи», «режим питания», «гигиена питания».

Для того чтобы помочь детям усвоить эти понятия, родители и педагоги должны знакомить с некоторыми физиологическими закономерностями, лежащими в основе рекомендуемых ими правил питания.

Слайд №9

Личный пример взрослых.

10 способов воспитать  у детей правильное отношение к питанию

 1.Не используйте еду в виде наказания. Это может оказать отрицательное влияние на личностное развитие ребенка.

2.Всегда имейте наготове здоровую еду. Дети любят, есть то, что под рукой. Поставьте на кухне на виду вазу с фруктами. И сами перекусывайте яблоком. Никакие слова не убедят лучше, чем ваш собственный пример.

3. Не делите еду на «хорошую» и «плохую». Вместо этого, «привяжите» еду к тому, что волнует вашего ребенка, например, к спорту или внешнему виду. Пусть ребенок знает, что постный белок, такой, как индейка, или кальций в молочных продуктах, улучшает спортивные показатели. Антиоксиданты в овощах и фруктах придают блеск коже и волосам.

4. Хвалите за выбор здоровой пищи. Говорите вашим детям, что вы гордитесь их выбором здоровой пищи.

5. Не докучайте детям по поводу нездоровой пищи. Не обращайте на это внимание или направьте их выбор в другое русло.

6. Никогда не используйте еду в качестве поощрения. Это может вызвать проблемы с весом в более позднем возрасте.

7. Вечером собирайтесь на семейный ужин. Сделайте это традицией - дети, которые ужинают за семейным столом, лучше питаются и имеют меньший риск серьезных проблем в подростковом возрасте.

8.  Накладывайте еду в кухне. Тогда вы сможете накладывать нормальные порции, а ваши дети научатся понимать, что такое правильный размер порции

Типичные стереотипы, которым следуют родители. Толстый ребенок- здоровый ребенок, худой- больной.

9. Советуйтесь с детьми. Попросите их оценить приготовленную Вами еду.

10. Консультируйтесь с детским врачом. Прежде чем «посадить ребенка на диету», помочь ему набрать вес или внести какие-то радикальные изменения в его питание, проконсультируйтесь с врачом. 

Слайд №10

Работа  ведётся  в тесном взаимодействии с семьёй.

  • Без опыта нет представления, без слов нельзя отобразить переживания.
  • Поскольку современные группы иногда бывают мультикультурны, всегда есть возможность привнести в обучение что-то свое, представить его другим, и родители охотно помогают демонстрировать различные кулинарные традиции мира. Тем более, сейчас есть целые рубрики, посвященные поэтапному приготовлению различных блюд, которые представлены в социальных сетях и приложениях.
  • Оформляется наглядная информация для родителей: фотогазеты, папки – передвижки, проводится анкетирование, показ презентаций.

Слайд №11

Литература в помощь родителям, и не только.

Слайд №12

Как помочь ребенку расширить его рацион?

  • Объяснить ребенку, что существуют такие продукты, которые с первого раза показались невкусными, а если их есть регулярно, они понравятся и будут казаться вкусными.
  • Приводить примеры из своей жизни, например: «Я ужасно боялась попробовать сыр, а теперь я его обожаю!»
  • Тем не менее, если у ребенка есть отвращение к одному или двум продуктам, с этим необходимо считаться (ведь это есть почти у всех людей).
  • Говорить ребенку о пользе некоторых продуктов для его здоровья. Он должен знать, что есть – это не только получать удовольствие, но и получать необходимые вещества для здоровья. Малыш должен уметь думать и заботиться о своем здоровье.
  • Варьировать рацион ребенка. Предлагать ему как можно больше разнообразной пищи.
  • Рассказывать о происхождении того или иного продукта, чтобы он этим заинтересовался.
  • Никогда не заставлять доедать до конца то, что лежит в его тарелке, если он больше не хочет есть.
  • Попробовать приучить ребенка различать тонкости вкусовых ощущений, например, предложив ему различить по вкусу два разных яблока.

Слайд №13

Существенную помощь в формировании основ культуры здорового питания  помогает внести программа «Разговор о правильном питании».

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Материалы разработаны сотрудниками Института возрастной физиологии РАО

 М.М. Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой

Программа «Разговор о правильном питании» направлена на развитие

  • творческих способностей и кругозора у детей,
  • интересов и познавательных способностей,
  •  коммуникативных навыков,
  • умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.

В каждый комплект входит методическое пособие для воспитателя,  рабочая тетрадь для учащегося, плакаты, информационные материалы для родителей.

Слайд №14

Образцы рабочих тетрадей, которые есть у нас на группе.

Слайд №15

А так же в данную методику «Сапере», входят различные дидактическая игры: «Полезные и вредные продукты»

Слайд №16

Дидактическая игра: «Варим Борщ»

Слайд №17

Д\ и: «Собери пирамиду правильного питания»

Слайд №18

Д\и: «Волшебный мешочек».

Слайд №19

Д\ и: «Собери пирамиду правильного питания»

Слайд №20

Д\и: «Аскорбинка и ее друзья»

Слайд №21

Ожидаемый результат:

полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Слайд №22

Результатыработы:

Ребенок уже не просто говорит: «Нравится – не нравится», а разбирается в своем выборе сознательно и аргументированно.

* На своем собственном опыте он научился пробовать, трогать, нюхать, осматривать и «слушать» продукты, участвовать в приготовлении пищи, прослеживать изменение ее состояния.

*  Его открытия в области продуктов питания становятся все более богатыми и полезными.

* Он понимает разницу между горячей и холодной пищей и механизмы ее воздействия на органы чувств, знает, как комбинируются запахи и вкусы, что их усиливает или уменьшает.

В итоге ребенок начинает есть более разнообразную пищу, спектр его интересов расширяется.

Слайд №23

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...

Формирование основ культуры здоровья дошкольников

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного, физического и социального развития ребёнка. Не создав фундамента здоровья в дошкольном детстве, трудн...

«Формирование основ культуры здоровья у старших дошкольников»

Здоровье детей и его состояние относиться к числу важнейших характеристик, определяющих положение детей в обществе, и отражает состояние здоровья всего общества. В публикациях последних лет подчеркива...

Физическое развитие и формирование основ культуры здоровья детей раннего возраста в совместной деятельности через «Оздоровительно-игровой час».

В презентации отражён опыт работы  дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №101» города Дзержинска  по организации оздоровительного игрового часа, направленного на укрепление и ...

Методическая разработка "Проект по формированию основ культуры здорового питания детей старшего дошкольного возраста"

Актуальность темы проекта     Проблема детского питания во всем мире стоит очень остро. В Китае для полных детей создаются оздоровительные лагеря, в США родителей тучных детей ожид...

Формирование основ культуры здорового питания. Методика «Сапере».

Материал представлен в форме презентации. Рассматривается вопрос, связанный с привитием ребёнку основ культуры здорового питания. В первой части презентации - знакомство с итальянской методикой  ...

Формирование основ здорового питания. Методика "Сапере".

Основное содержание презентации направлено на раскрытие методов и приёмов по формированию у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста основ здорового питания и культуры, связанной с орг...