"Здоровье"
рабочая программа (младшая, средняя, старшая группа)

Программа для спортивной секции "Юный гимнаст"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа «Содружество»»

Утверждено

Педагогическим советом

      ГБОУ  «Школа «Содружество»»

Протокол № 1 от 1.09.2019

Директор ГБОУ

 «Школа «Содружество»»

                                  Абрамов Р. Ю.

Дополнительная образовательная программа

«Здоровье»

Тип программы: ознакомительная

Направленность: спортивная

Возраст учащихся – 3-6 лет

Срок реализации – 2 года

Автор – Крымова Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования

Москва 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Дополнительная общеобразовательная программа «Здоровье (общая физическая подготовка)» составлена в 2019 году.

Направленность программы  «Здоровье (общая физическая подготовка)»– физкультурно-спортивная.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы и мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, считать и писать.

        Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника. Название ему – движение.

        Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее – особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все системы и функции организма. Гигиенисты и врачи считают, что движение – это преграда любой болезни.

        Движение – это и хороший воспитатель. Благодаря ему, окружающий мир открывается малышу во всем своем удивительном многообразии.  Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.

        . Что же такое здоровье? Это правильная, нормальная деятельность организма. В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.

        Согласно исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве. В чем же причина повышенной заболеваемости? Гиподинамия. Многие понимают это упрощенно – как недостаток движения. Но это не совсем верно. Гиподинамия – своеобразная болезнь, определение которой звучит довольно угрожающе – нарушение функций организма (опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения) при ограничении двигательной активности.

        Современные дети в большинстве своем испытывают двигательный дефицит, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастных норм. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии

        Таким образом, интенсивность физического развития детей, их здоровье зависит от двигательной активности. Ребенок  XXI века, по мнению академика Амосова, сталкивается с тремя пороками цивилизации: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедания и гиподинамия.  Программа «Здоровье» и направлена на то, чтобы помочь ребенку справиться с гиподинамией, оздоровить его.

        В общей системе всестороннего и гармоничного развития человека физическое воспитание ребенка младшего школьного возраста занимает особое место.        

Физические упражнения являются основным и специфическим средством физического воспитания и  представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные и руководимые педагогом движения и сложные виды двигательной деятельности. Физические упражнения основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера.

        Гимнастика – система специальных физических упражнений направленных на укрепление здоровья, совершенствование двигательных способностей, гармоничное физическое развитие человека.

        Гимнастические упражнения воспитывают различные двигательные качества, особенно ловкость и координацию. Гимнастика занимает важное место в системе физического воспитания ребенка. У детей, занимающихся гимнастикой, равномерно развита мускулатура, красивая осанка, хорошая выправка, улучшается деятельность внутренних органов, усиливается обмен веществ, укрепляется нервная система.

        Гимнастика является комплексом упражнений, простых и сложных; сочетания естественных движений и искусственных, выполняемых с предметом и без предмета. Возможность оказывать наряду с общим разносторонним воздействием на организм ребенка местное, локальное воздействие на те или другие мышечные группы; возможность относительно точно регулировать физиологическую нагрузку на организм ребенка. Благодаря этому, гимнастика может иметь корригирующее и лечебное значение.

Средствами гимнастики достигается формирование и совершенствование жизненно необходимых движений и навыков, развитие необходимых двигательных качеств, а также умение применять приобретенные навыки в практической деятельности.

        В системе физического воспитания различаются следующие виды гимнастики:

        общеразвивающие виды – оздоровительная (гигиеническая) и атлетическая;

        спортивные виды – спортивная и художественная гимнастика, акробатика;

        прикладные виды – лечебная гимнастика, профессионально прикладная гимнастика, военно-прикладная и спортивно-прикладная гимнастика.

Общеразвивающие виды гимнастики направлены на общее развитие и укрепление здоровья занимающихся, на овладение основными двигательными навыками, на всестороннее развитие физических качеств.

        Занимающиеся должны научиться пользоваться приобретенными навыками в своей повседневной практической деятельности. Этот вид гимнастики наиболее доступен и эффективен для общего физического развития и укрепления здоровья.

В данной программе главенствующая роль принадлежит общеразвивающим видам гимнастики.

Цель программы «Здоровье» – создание условий для

  • воспитания ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности;
  • формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
  • воспитания моральных и волевых качеств, формирования гуманистических отношений и приобретения опыта общения.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих

задач:

  • овладение жизненно важными двигательными умениями и навыками;
  • формирование правильной осанки;
  • создание условий для укрепления здоровья детей через специальные упражнения (дыхательная гимнастика, йога, занятия с предметами);
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • развитие и укрепление суставно-связочного аппарата;
  • развитие физических качеств: быстроты, гибкости, ловкости, выносливости;
  • формирование коллективистских отношений.

Отличительные особенности от уже существующих

образовательных программ.

        Как отмечает Л. Кун, история физической культуры и спорта – интересная и увлекательная наука. За время своего существования она накопила огромное количество материалов, наглядно показывающих поступательное развитие физической культуры и спорта: от низких форм до современного их состояния.

        История прослеживает эволюцию возникновения и развития физической культуры и спорта с древних времен и до наших дней. Она знакомит с происхождением и распространением в мире идей, теории, систем, средств, форм и методов физического воспитания и спорта, существующих в различные периоды человеческого общества.

        В истории общественного развития физической культуре и спорту всегда принадлежала важнейшая роль в формировании физических и психических качеств человеческого рода. Они способствовали, при умелом подходе, воспитанию физической, умственной и психической гармонии человеческой личности.

        Физическая культура – часть общей культуры общества, достижений в области физического воспитания и совершенствования человека. Она включает: систему физического воспитания, специальные научные знания по анатомии, психологии и другим отраслям, развитие спорта и достижения в нем.

        В понятие физической культуры входят также общественная и личная гигиена, гигиена труда и быта, правильный режим труда и отдыха, оздоровление и закаливание (см.: Сосновский И.Ю. Энциклопедический словарь юного спортсмена: Краткий справочник по видам спорта, правилам соревнований, спортивной атрибутике и др.).

        В пособии И.А. Гуревич «300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию» рассматривается соревновательно-игровой метод проведения занятий по физическому воспитанию и 300 игровых заданий, которые успешно используются на занятиях по гимнастике.

        Физическая культура и спорт – обширное педагогическое пространство. На уникальные возможности спортивных занятий в воспитании цельной, развитой личности обратили внимание еще великие греки-философы: Сократ, Платон, Аристотель и другие, в трудах которых оформился еще ранее родившийся идеал калокагатии – гармоничного сочетания духовного и физического совершенства. Олимпийские игры древних греков были неотъемлемой частью их высокоразвитой культуры и одновременно полем, на котором развивалась и олимпийская педагогика.

        Как семь нот являются в музыке основой бесконечного разнообразия, так и семь частей тела (голова, шея, туловище, руки и ноги) – источник бесконечного разнообразия движений. Оно, это разнообразие, определяет осанку, походку, в определенной мере – всю манеру поведения человека. Оно создает неповторимую индивидуальность облика, сказывается на развитии, работоспособности, эффективности взаимодействия всех органов и систем тела.

        В генетической программе каждого человека изначально заложен огромный запас прочности. Вместе с тем, здоровье детей оставляет желать много лучшего, и динамика развития показателей их здоровья неблагоприятна. Тем более возрастает значение физкультурных занятий с детьми как важнейшей части всей программы оздоровления населения, укрепления здоровья, создания в детстве и юности надежной основы будущей долголетней и здоровой жизни.

        Основателю современного олимпийского движения Пьеру де Кубертену принадлежит мудрая мысль, выраженная в кратком афоризме: “Чтобы десять человек занимались физкультурой, один из них должен заниматься спортом”. Но в наш просвещенный век все знают, что спорт высших достижений – удел очень немногих; знают и то, что между этим спортом и хорошим здоровьем нет прямой связи. Именно поэтому огромна роль педагога, который сможет показать, что доступно многим – доступно большинству. Своим показом и примером он ведет детей иногда к высоким спортивным достижениям и всегда – к здоровой, а значит полноценной жизни. Для этого он должен научить правильному, в полном смысле слова, “культурному” выполнению движений, что влияет не только на собственно физическое, но и личностное развитие человека.

        В основу предлагаемой программы положено три принципа.

        Принцип фасцинации (очарования) – специально организованное вербальное (словесное) воздействие, которое предназначается для уменьшения потерь семантически значимой информации при восприятии детьми различного рода сообщений, управления процессом занятий и достижения результативности во всех сферах реализации программы: оздоровительной, воспитательной, образовательной.

        Принцип синкретичности (соединение, объединение) – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка. Согласно теории Л.С. Выгодского, он имеет большое значение для развития детского мышления. В данной методике принцип синкретичности направлен на установление в двигательной сфере синкретических связей, с помощью которых ребенок постигает для себя истинное значение физических упражнений, их назначение, природу внедрения.

        Принцип творческой направленности, результатом которого является самостоятельное создание ребенком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта и наличие мотива, побуждающего к творческой деятельности.

        Руководствуясь современными программами по физической культуре Л.Д. Глазыриной, Г.И. Погадаева, Л.Б. Кофмана предпочтителен подход к творческому развитию личности.

В зависимости от начальной физической подготовки детей  и увеличение времени занятий, что корректируется учебным планом на текущий год, содержание базовых тем может быть дополнено комплексами специальных упражнений различной степени сложности, соответственно.

В данной программе прослеживается преемственность в организации системы физических упражнений, направленных на укрепление и оздоровление детей как здоровых, так и имеющих отклонения в состоянии здоровья на различных возрастных этапах.

Возраст детей - 3-6 лет.

Сроки реализации программы

Программа «Здоровье» реализуется в течение 2 лет и включает следующие этапы:

Основной этап, цель которого способствовать формированию потребности к занятиям физической культурой, закреплению умений и навыков координации движений и владения собственным телом.

        Продолжительность – 1 год.

        Задачи:

  1. Создать условия для развития физических качеств: гибкости, ловкости, быстроты и выносливости.
  2. Формировать мотивации достижений для повышения интереса к занятиям.
  3. Познакомить детей с понятиями, связанными с ориентацией в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз и т.д.) и способствовать закреплению навыков ориентации.
  4. Создать условия для укрепления здоровья детей через специальные упражнения (дыхательная гимнастика, йога, занятия с предметами).

          Заключительный этап. Цель – способствовать совершенствованию физической подготовки к продолжению занятия спортом, стремлению к здоровому образу жизни.

        Задачи:

  1. Совершенствовать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость.
  2. Формировать правильную осанку.
  3. Создавать условия для формирования потребности в здоровом образе жизни.
  4. Формировать мотивацию для дальнейшей специализации в избранном виде спорта.

Формы и режим занятий.

К занятиям допускаются дети по рекомендации лечащего врача и при наличии справки о состоянии здоровья.

        Группы целесообразно формировать в составе 8-10 человек в соответствии с возрастными психологическими особенностями и санитарными нормами спортивного зала. Допустим прием детей в течение учебного года на соответствующий этап обучения по результатам просмотра или медицинских рекомендаций.

        Дети, успешно освоившие учебный материал, переводятся на следующий год обучения.

Продолжительность учебных занятий:45+ 45 минут с перерывом 10-15 минут.

Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Формы подведения итогов.

        Во время каждого занятия преподаватель контролирует физическое состояние ребенка и уровень формирования двигательных навыков на текущий момент. По итогам пройденной темы с целью выявлений достижений проводится итоговое занятие, на котором оценивается уровень двигательных способностей ребенка.

Упражнения, в которых возможно измерение результата (бег, прыжки и т.д.), оцениваются по показанному ребенком результату. Таблица оценки разработана отдельно по каждому возрасту на основе научных разработок и многолетних наблюдений. Упражнения, в которых измерение результата невозможно (гимнастические упражнения), оцениваются на основе визуального восприятия упражнения педагогом по следующей шкале:

10 баллов – полностью выполненное упражнение;

 8 баллов – упражнение выполнено по основным требованиям;

 6 баллов – в целом выполнено с отдельными существенными недостатками;

 4 балла   – упражнение выполнено не полностью;

 2 балла  - по основным требованиям упражнение не выполнено.

Итоговое занятие может проводиться в форме контрольного урока, выступления на концерте, соревнований.

Решение воспитательных задач просматривается во время игровых заданий, игр, эстафет и оценивается по следующим критериям:

- умение работать в коллективе;

- помощь товарищу во время выполнения заданий;

- сопереживание во время соревнований;

- помощь педагогу при исполнении сложных элементов (страховка) и др.

Контрольные упражнения

для оценки физической подготовленности и умений детей

  1. Ходьба и бег:

- перестроение из колонны по одному в колонну по два и по четыре.

  Способы бега:

   - пробежать быстро 50 м;

   - челночный бег.

  1. Прыжки в длину с места (80-90 см).
  2. Прыжки в высоту с места (50 см).
  3. Метание мяча на дальность (~ 10-12 м).
  4. Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса на шведской стенке (упражнение «уголок») – 10 раз.
  5. Гимнастические упражнения:

- «мостик» из положения «лёжа» с опорой на одну ногу;

- «березка» с движениями ног (вперед, назад, в стороны);

- «шпагат» прямой;

- приседания на одной ноге («пистолетик») – 5 раз

  1. Музыкально-ритмическая композиция.
  2. Гимнастическая разминка с предметом (мяч, гимнастическая палка, скакалка).

Контрольные упражнения

для оценки физической подготовленности и умений детей

(2 год обучения)

  1. Ходьба и перестроения:

- приставным шагом в колонну по два, по четыре и в круг.

  1. Комплекс упражнения для формирования правильной осанки (у стены, с предметом, без предмета, в положении «лёжа»).
  2. Общая и специальная подготовка:

- стойка на лопатках, руки на полу («березка»);

- растяжки,

- «шпагат» прямой, «шпагат» поперечный;

- кувырок назад;

- кувырок вперед с разбега с выходом в вертикальную стойку.

- «колесо».

  1. Легкая атлетика:

- бег на 30 м со старта (7.0-7.5 с);

- прыжок в длину с места (1 м-1,10 м);

- метание малого мяча на дальность (15 м);

- прыжок в высоту с разбега способом «ножницы» (1 м).

  1. Музыкально-гимнастическая композиция с предметами (мяч, обруч, лента – на выбор). Групповое выступление.
  2. Произвольная индивидуальная гимнастическая композиция без предмета.

Принимая во внимание все полученные данные и показания, педагог делает вывод об уровне освоения программы «Здоровье» каждым учащимся.

Высокий уровень – основные показатели выше нормативных (более 60 баллов).

Средний уровень – результаты соответствуют нормативным (от 30 до 60 баллов.

Низкий уровень – результаты ниже нормативных (менее 30 баллов).

На основании данных определений педагог дает рекомендации по дальнейшему обучению ребенка в данной области.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Количество часов

Название базовой

1 год

2 год

темы

теория

практика

всего

теория

практика

всего

1.

Строевые упражнения

2

8

10

2

8

10

2.

Основные движения

(упражнения для формирования правильной осанки)

4

26

30

4

26

30

3.

Общие развивающие упражнения. (Общая и специальная подготовка).

10

28

38

8

26

34

4.

Специальные гимнастические и акробатические упражнения.

10

30

40

6

30

36

5.

Игры

-

6

6

-

6

6

7.

Легкая атлетика

4

16

20

6

22

28

Итого:

30

114

144

26

118

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 год обучения

Тема 1. Строевые упражнения.

Теория. Правила выполнения упражнений.

Практика. Построение в колонну по одному, перестроение. Ходьба на пятках. Бег. Зарядка. Ходьба по гимнастической скамейке различными способами. Положение рук в ходьбе. Перестроение в колонну по два. Перестроение в колонну по три и в шеренгу. Бег прямо, боком, спиной вперед. Ходьба и бег с высоким подниманием ноги. Размыкание на вытянутые руки вперед и в стороны. Размыкание и смыкание приставным шагом, повороты кругом.

Тема 2. Основные движения (Упражнения для формирования правильной осанки).

Теория. Правила выполнения упражнений.

Практика. Упражнения у стены и в движении с предметом на голове. Упражнения с гимнастической палкой: стоя, сидя, лежа. Упражнения на ковре. «Колечко», «корзиночка». Упражнения «полумост», «мост». Растяжки. Упражнения в лазанье по гимнастической стенке чередующимся шагом. Висы на гимнастической стене. Упражнения на гимнастической скамейке. Упражнения в парах. Приседания, наклоны. Приседания и подъем с мешочком на голове без помощи рук.

Тема 3. Общие развивающие упражнения (Общая и специальная подготовка)

Теория. Правила выполнения упражнений.

Практика. Упражнения на ковре с малым мячом. Упражнения на ковре с обручем. Махи ногами, растяжки, полушпагаты. Упражнения в ходьбе по гимнастической скамейке спиной вперед, в лазанье по гимнастической стенке. Бег из разных исходных положений (прямо, боком, спиной вперед)). Прыжки, смещая ноги вправо-влево, с продвижением вперед. Упражнения в прыжках на двух и одной ноге из обруча в обруч. Прыжок в 0,5 оборота.

Тема 7. Легкая атлетика

Теория. Правила выполнения упражнений. Спортивные команды.

Практика. Метания мячика в цель, на дальность, с отскока от стены. Беговые упражнения. Команды на «Старт». Подготовительные упражнения к прыжку в длину с места. Многоскоки. Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с места и с разбега.

Тема 4. Специальные гимнастические и акробатические упражнения.

Теория. Правила выполнения упражнений.

Практика. Упражнения с различными предметами: прыжки через короткую скакалку. Прыжки через большую скакалку. Упражнения со средним мячом, стоя и лежа. Хваты обруча. Вращение и упражнения с обручем. Хваты гантели. Зарядка с гантелями. Упражнения с малым мячом по одному и в парах. Упражнения с метболом. Гимнастическая композиция с предметом. Соревнования по гимнастике. Эстафеты с различными предметами. Игры с мячом.

Тема 5. Игры.

Теория. Правила спортивных игр.

Практика. Обучение и игра в «Мини футбол». Волейбол. Баскетбол.

2 год обучения

Тема 1. Строевые упражнения

Теория. Основные понятия о передвижении человека. Правила выполнения упражнений.

Практика. Построение в колонну по одному, перестроение в колонну по два, по четыре. Бег. Общеразвивающие упражнения. Перестроение приставным шагом. Размыкание и смыкание. Перестроение в круг. Виды ходьбы (на носках, пятках, высоко поднимая колени, с захватом колена).

Тема 2. Основные движения. (Упражнения для формирования правильной осанки)

Теория. Понятие позы правильной осанки. Правила выполнения упражнений.

Практика. Упражнения перед зеркалом. Упражнения для принятия позы правильной осанки у стены. Упражнения на ковре, лежа на животе и на спине. Обучение хватам на гимнастической стенке, висам. Упражнения в лазании по гимнастической стенке. Упражнения с гимнастической палкой, стоя и лежа.        Упражнения, лежа на животе и на спине с предметом (колпачок). Упражнения из упора на четвереньках. Упражнения: «колечко», «корзиночка», «мостик». Упражнение «мостик» из положения «стоя». Упражнение «Лодочка» - (лежа на животе, поднять рук и ноги, прогнуться).

Тема 3. Общеразвивающие упражнения. (Общая и специальная подготовка)

Теория. Правила выполнения упражнений.

Практика. Комплекс общеразвивающих упражнений на месте. Комплекс общеразвивающих упражнений в движении. Махи с опорой и без опоры, растяжки. Комплекс общеразвивающих упражнений, лежа на полу. Стойка на лопатках «березка» с руками. Кувырок назад. Упражнение «шпагат». Гимнастическая композиция на ковре. Махи, шпагаты. Упражнения на равновесие.

Тема 4.Специальные гимнастические и акробатические упражнения.

Теория. Правила выполнения упражнений.

Практика. Упражнения с различными предметами: упражнения с набивным мячом. Хваты гимнастической палки. Упражнения с гимнастической палкой. Упражнения со скакалкой. Кувырок вперед с мячом. Гимнастическая композиция с мячом. Упражнения со средним мячом: стоя, сидя, лежа. Упражнения с мячом в  парах Упражнения с обручем. Прыжки через большую скакалку. Упражнения с лентой. Упражнения с фитболом. Игры с большим мячом. Эстафеты. Соревнования.

Тема 5. Игры.

Теория. Правила спортивных игр.

Практика. Обучение и игра в Гольф. Бадминтон. Теннис.

Тема 7. Легкая атлетика

Теория. Правила выполнения упражнений.

Практика. Беговые упражнения, различные способы бега. Бег на короткую дистанцию. Команды. Отталкивание в прыжке в длину с разбега. Прыжок в 0,5 оборота . Способы прыжка в высоту. Прыжок в высоту с места и с разбега способом «ножницы». Метание мяча на дальность и в цель. Бег с преодолением препятствий. Бег по команде, челночный бег. Кросс. Соревнования по легкой атлетике.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности детского организма

         В реализации данной программы принимают участие дошкольники (3-16 лет);

        Развитие детей младшего школьного возраста идет довольно интенсивно и относительно равномерно. В среднем ежегодно длина тела у мальчиков и девочек увеличивается на 4-5 см, масса тела – на 2-3 кг, окружность грудной клетки – на 1,5-2 см.

        Продолжается окостенение и рост скелета. Происходит дальнейшее окостенение позвоночника (тел позвонков, остистых отростков), но завершается оно в более поздний период.

        Позвоночник все еще гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела детей во время занятий, ношение тяжестей в одной руке, ранняя спортивная специализация могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что, в свою очередь, приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития..

        В этом возрасте происходит дальнейшее развитие и нарастание мышечной массы, увеличение мышечной силы. Более интенсивно, чем в дошкольном возрасте, развиваются крупные мышцы. Этим объясняется способность детей к движениям с большим размахом и затруднения при выполнении мелких, точных движений. В 7 лет мелкие мышцы кисти еще недостаточно развиты.

        Очень важно учитывать, что глубокие мышцы спины в этом возрасте еще слабы, их сухожилия недостаточно развиты. Длительная статическая нагрузка, неправильная поза оказывают неблагоприятное влияние на развитие этих мышц. Слабость мышц наряду с податливостью позвоночника является одним из факторов, способствующих развитию сколиозов и травматизму.

        В программе «Здоровье» каждый этап представляет собой законченный блок определенных знаний, умений и навыков в соответствии с поставленными задачами. Поэтому ребенок, прошедший определенный этап (или этапы) по данной программе, может выйти из нее, чтобы получить специализированное спортивное или хореографическое образование или специализироваться в другой области знаний.

        Ослабленный ребенок по рекомендации врача может выйти из данной программы в связи с улучшением физических показателей.

        Если схематично представить все этапы, то можно проследить связи предлагаемой программы в системе непрерывного спортивно-оздоровительного и специального образования. В содержании программы прослеживается 4 базовые темы:

  1. Строевые упражнения.
  2. Общеразвивающие упражнения
  3. Основные движения
  4. Специальные гимнастические движения.

Общая направленность в планировании физического воспитания в программе «Здоровье» наглядно может быть представлена в виде поднимающейся вверх и постепенно расширяющейся спирали, каждый виток, которой условно обозначает учебный этап.

        Глядя на предложенную иллюстрацию, можно вывести следующие основные принципы планирования:

        1. Постепенное увеличение диапазона осваиваемых физических упражнений. К заключительному этапу ребенок обязан освоить все содержание программы «Здоровье». На заключительном этапе дети будут иметь арсенал в 600-700 упражнений.

        Итак, первый показатель – количественный.

        2. С ростом диапазона освоенных двигательных действий постепенно должна и возрастать сложность физических упражнений. Каким образом можно усложнить упражнение?

        а) Увеличить продолжительность выполнения упражнения.

        б) Увеличить длину преодолеваемого отрезка.

        в) Увеличить быстроту движений..

        г) Сократить паузы пассивного отдыха или сделать его активным.

        д) Увеличить силовую нагрузку на мышцы.

        е) Повысить координационную сложность упражнений.

        ж) Выполнить нескольких элементов подряд (связка).

        Как известно, такой принцип планирования  и проведения занятий называется повторно-кольцевым: когда одно и то же кольцо двигательных режимов повторяется на следующем этапе, но всякий раз на более высоком уровне. Ни для кого не секрет, что повторяемость – очень важный педагогический принцип.

Формы и методы организации занятий

        Основной этап (1 год обучения)        

           Двигательная деятельность становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры. Начинается формирование разнообразных способов многих видов спортивных упражнений.

        Возрастают проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий. Начинают создаваться небольшие группы по интересам к тому или иному виду упражнений.

        Дети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются выяснить, почему следует проделывать их так, а не иначе. Во время объяснения у ребенка возникает мыслительное представление о движении, его направлении, последовательности составных частей. Дети учатся постепенно планировать свои практические и игровые действия, стремясь к их результативности.

        Оценка ребенком движений как своих, так и товарищей приобретает более результативный и обоснованный характер, что обуславливает большую ее объективность. Стремясь к правильной оценке, дети начинают понимать связь между способом движения и полученным результатом.

        Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминания педагога, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности.

В двигательной деятельности у детей складываются более сложные формы общения со взрослыми и между собой.

        Развитие моральных и волевых качеств детской личности продолжает оставаться важной стороной педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания.

Наряду с использованием основных форм занятий: тренировки, соревнования, постепенно вводятся самостоятельные занятия.

        Заключительный этап (2 год обучения)

Еще в глубокой древности врачи и философы считали, что без занятий физической культурой здоровым быть невозможно.

        Постоянные и разнообразные физические упражнения делают человеческое тело не только сильным, но и прекрасным.

        Определяя понятие красоты человеческого тела, ученый М.Ф. Иваницкий наряду со стройностью и безукоризненностью линий, отмечает и такие важные качества, как легкость и согласованность движений, физическую силу, гармоническое развитие.

        Считается, что это своего рода талант, с зачатками которого человек рождается и который, как и всякий талант, для созревания и полного расцвета нуждается в развитии и совершенствовании.

        Все эти качества, даже если они не подарены ребенку природой «в готовом виде», можно выработать с помощью физических упражнений. Они, подобно резцу скульптора, «шлифуют» фигуру, совершенствуют грациозность движений, создают запас телесных сил.

        Красота, здоровье, физическое совершенство – часто результат долгого и упорного труда.

        Установка на всестороннее развитие ребенка предполагает овладение им основами физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень физических способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

             Занятие по традиционной схеме (подготовительная, основная, заключительная части), оставаясь без изменения по содержанию, по форме видоизменяется. Вместо трех четких переходов от одной части к другой (традиционно) может быть использовано 10-15 переходов в течение занятий, т.е. волнообразная система нагрузки, при которой дети меньше утомляются.

        Занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой интенсивности.

        Занятия-тренировки в основных видах движения.

        Занятия-соревнования, где дети в ходе различных эстафет из двух команд выявляют победителя.

        Занятия-зачеты, во время которых дети сдают физкультурные нормы по выполнению основных движений на время, скорость, расстояние.

        Ритмическая гимнастика – занятия, состоящие из танцевальных движений.

Самостоятельные занятия, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время, и он самостоятельно занимается, после чего проверяется выполнение задания.

Воспитательная работа

Решающую роль в развитии детей играет воспитание, которое осуществляется в активной детской деятельности.

С самого раннего возраста нужно воспитывать у детей привычку к соблюдению режима дня и вырабатывать потребность к ежедневным занятиям физическими упражнениями.

При правильно организованных занятиях физическими упражнениями создаются благоприятные условия для воспитания положительных черт характера (организованность, дисциплинированность, самостоятельность, активность), нравственных качеств, а также для проявления волевых качеств.

Воспитательная работа преследует следующую цель: создать условия для формирования положительных, нравственных и волевых качеств.

     Задачи:

  1. Сформировать сплоченный детский коллектив.
  2. Способствовать воспитанию доброты, отзывчивости, взаимовыручки и др.
  3. Воспитывать чувство ответственности, волю к победе.

В процессе физического воспитания имеются большие возможности для осуществления нравственного, умственного, эстетического воспитания. На занятиях у детей развиваются все психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение и др.), а также мыслительные операции (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.). Нужно стремиться, чтобы дети умели творчески пользоваться приобретенными знаниями и навыками в своей двигательной деятельности, проявляли активность, самостоятельность, сообразительность, смекалку, находчивость.

Важно при этом воспитывать положительные эмоции, создающие доброе, жизнерадостное настроение, а также развивать умение быстро преодолевать отрицательное психическое состояние.

Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения гимнастических упражнений следует развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.

Вместе с тем любая профессиональная деятельность педагога может быть по-настоящему результативной, если родители являются его активными помощниками и единомышленниками. Поэтому по некоторым вопросам педагогу и родителям совершенно необходимо достичь общего понимания: например, нельзя требовать от детей выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые не всегда ему следуют. Родители должны быть союзниками педагога.

Формы взаимодействия с родителями:

  1. Родительские собрания. Проводятся 3 раза в год. На собраниях педагог информирует родителей о достижениях и проблемах детей, связанных с усвоением ими программного материала. Вопросы по организации совместного досуга детей и родителей. Организационные вопросы.
  2. Индивидуальные беседы с родителями каждого ребенка после занятий.
  3. Совместная деятельность. Проведение спортивных мероприятий с участием детей и родителей. Соревнования по видам спорта (гимнастика, легкая атлетика), праздники, игровые задания, на которых родители не только зрители, но и участники мероприятия. Организация экскурсий вместе с родителями.
  4. Ознакомление родителей с работой группы «Юный гимнаст» на итоговых занятиях, которые проводятся 2 раза в год:

1). Итоговое занятие за I-е полугодие – в декабре.

2). Итоговое занятие за год – в апреле.

Процесс физического воспитания детей должен строиться так, чтобы одновременно решались оздоровительная, образовательная и воспитательная задачи.

 Условия реализации программы

        Для успешной реализации программы необходимо наличие следующих условий:

        1. Место проведения занятий – специально оборудованный зал для проведения спортивных занятий.

        2. Материально техническая база – спортивный инвентарь (Приложение № ___).

        3. Т.С.О. – магнитофон и аудиокассеты.

        4. Кадры: для создания положительного эмоционального настроя детей педагог может привлекать к совместной работе концертмейстера.

        Музыкальное сопровождение занятий усиливает воздействие физических упражнений на организм ребенка и способствует успешному их выполнению. Систематические занятия под музыку вырабатывают чувство ритма. Для создания музыкального фона используются произведения лирического характера.

        Музыкальное сопровождение может использоваться в течение всего занятия либо отдельных его частей.

        Под музыку проводятся подвижные игры, эстафеты и музыкально-ритмические композиции.

Спортивное оборудование и пособия

Оборудование

1.

Скамейка гимнастическая

1 шт.

2.

Стенка гимнастическая

3 пролета

3.

Щиты мини-баскетбол

2 шт.

4.

Маты гимнастические

3 шт.

5.

Мягкий конструктор

21 шт.

6.

Ящики переносные для спортивного инвентаря

3 шт.

7.

Ворота для мини-футбола

2 шт.

Пособия

1.

Веревка длиной 7 м.

2 шт.

2.

Набивные мячи весом 1 кг

2 шт.

3.

Мешочки с наполнителем 4-х цветов весом 200 г.

8 шт.

4.

Обручи гимнастические большие (диаметром 100 см)

10 шт.

5.

Обручи средние (диаметром 70 см)

15 шт.

6.

Обручи малые (диаметром 50см

15 шт

7.

Палки гимнастические

15 шт.

8.

Скакалки

15 шт.

9.

Ленты цветные длиной 100 см

15 м

10..

Ленты цветные для художественной гимнастики

10 шт.

11.

Мячи резиновые малые диаметром 6-8 см

20 шт.

12.

Мячи резиновые средние диаметром 12-15 см.

15 шт.

13.

Мячи резиновые большие диаметром 20-25 см.

15 шт.

14.

Мячи с ручками (диаметр 45 см), (диаметр 66 см)

2+ 2 шт.

15

Мячи (диаметр 55 см), (диаметр 65 мм)

2+.2 шт.

16.

Кубики полиэтиленовые (5х5)

20 шт.

17

Конструктор «Лего» (большой)

набор

18.

Кегли

3 набора

19.

Свисток судейский

2 шт.

20.

Флажки четырех цветов

30 шт.

21.

Дуги, обручи для подлезания

10 шт.

22.

Музыкальная дорожка

1 шт.

23.

Стойки для прыжка в высоту.

1 набор

24.

Гимнастические коврики

15 шт.

25.

Секундомер

1 шт.

26.

Рулетка

1 шт.

27.

Кольцеброс

2 набора

28.

Разметка цветная

1 набор

29.

Стойки цветные

Кирпичики пл. (10х20 см)

8 шт.

10 шт.

30.

Ходунки детские

6 шт.

31.

Погремушки

30 шт.

32.

Машины игрушечные, Пирамидки

2+4 шт.

33.

Канат 6-метровый

1 шт.

34.

Туннель

2 шт.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать лазать, метать: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1983.
  2. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 1986.
  3. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей: методическое пособие. – М.: Терра-Спорт, 2000.
  4. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам: Программа и программные требования. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  5. Гуревич И.А. 300 соревновательно-игровых заданий по физическому воспитанию: Практическое пособие. – Мн.: Высшая школа, 1994.
  6. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста», - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999.
  7. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
  8. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга, 1982.
  9. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка: Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. – М.: Аркти, 1997.
  10. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. проф. Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998.
  11. Пономарев С.А. Растите малышей здоровыми (физической воспитание детей от 3 до 6 лет). – М.: Советский спорт, 1989.
  12. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения в гимнастике. – М: Терра-Спорт, 2000.
  13. Старковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. – М.: Новая школа, 1994.
  14. Страковская В.Л. Помогите малышу подготовиться в школьной жизни. Оздоравливающие и развивающие подвижные игры для детей от 1,5 до 7 лет: Методическое пособие. – М.: Терра-Спорт, 2000.

15. Энциклопедический словарь юного спортсмена. –М.: Педагогика, 1979.

  1. Хухнаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольном учреждении.- М.: Просвещение, 1984.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы детско-родительского клуба "Здоровей-ка" в рамках реализации психолого-педагогического проекта «Здоровая семья» «Интеграция физического развития и психологического здоровья ребенка через работу детско-родительского клуба «Здоровей-ка»

Кардинальные изменения, произошедшие в жизни страны в последние десятилетия, потребовали серьезных реформ в деятельности образовательных учреждений, в том числе для детей дошкольного возраста. Именно ...

Конспект занятия "Здорово здоровым быть" (в рамках проекта "Здорово здоровым быть")

Здоровым быть важно, здоровым быть нужно. Но психологическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Данное занятие было проведено в рамках реализации проекта "Здорово здоровым быть"....

Проект по формированию здорового образа жизни в рамках недели здоровья «Здоровым быть здорово»

В последнее время остро стоит проблема здоровья. Появилась тенденция к ухудшению здоровья среди детей. Достичь необходимого уровня интеллектуально – познавательного развития может только здоровы...

Буклет«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья – здоровая – страна!»

Долг родителей укрепить здоровье ребенка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского организма в будущем....

Сценарий спортивных состязаний «В здоровом теле – здоровый дух» В рамках мероприятий «Здоровые дети – в здоровой семье» в старшей и подготовительной к школе группах.

Цель: Содействовать охране и укреплению здоровья детейЗадачи:Образовательная область  «Здоровье»Закреплять знания детей о пользе занятий физическими упражнениям.Воспиты...

Конспект организованной образовательной деятельности по формированию предпосылок здорового образа жизни в рамках проекта: «Как здорово здоровым быть» по теме: «Здоровое питание – основа процветания» в старшей группе № 10 «Солнышко»

В ходе ООД предпологанется закрепить знания детей о продуктах питания и их назначении для человека, о понятиях «правильное» или «здоровое питание», формирование познавател...

«Здоровые дети – здоровая семья. Здоровая семья - здоровая нация!»

Цель: повысить результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье.Статья предназначена для расширения кругозора родителей и педагогов....