Статья "Формирование здорового образа жизни дошкольников."
статья
В данной статье пойдет речь о том, с какими проблемами сталкиваются педагоги доу и родители в вопросе формирования здорового образа жизни дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию администрации Муниципального образования Тихвинского муниципального района Ленинградской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад« Солнышко»
Статья
Тема: «Формирование здорового образа жизни дошкольников»
Составила: воспитатель,
Махнова А.Н.
г. Тихвин
2019 год
Формирование здорового образа жизни дошкольников.
В настоящее время, решение проблемы формирования здорового образа жизни вышло на государственный уровень. Все чаще нашим правительством ставятся вопросы о внедрении и пропаганде здорового образа жизни среди населения нашей страны и в том числе, среди детей дошкольного возраста.
Можно с уверенностью говорить о том, что за последние годы уровень пропаганды ЗОЖ среди населения вырос. Но в тоже время уровень соблюдения норм и правил здорового образа жизни еще низок. Население России еще достаточно мало уделяет внимания здоровому образу жизни. Мы думаем, что это связано с тем, что людям не хватает элементарных знаний в этой области, а так же системного подхода к выполнению и соблюдению принципов здорового образа жизни. И это не может не коснуться процесса воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса о формировании здорового образа жизни у дошкольников, необходимо разобраться в том, что скрыто под понятиями «здоровый образ жизни».
По мнению Э.Н. Вайнер здоровый образ жизни это есть способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека, конкретным условиям жизни и направленный на формирование укрепление и сохранение здоровья и на полноценное выполнение человеком его
социально-биологических функций [1].
Из данного определения можно сделать вывод о том, что здоровый образ жизни это не что иное, как условия среды в которых находится человек, а так же его внутренние установки и мотивации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
Возвращаясь к теме данной работы мы хотим рассмотреть механизмы формирования установок на здоровый образ жизни у детей дошкольного возраста.
Жизнь человека, его образ жизни, а как следствие и здоровье, в современном обществе во многом зависит от развития и от процесса воспитания в дошкольном возрасте. В этот период ребенок еще ничего не знает о мире и получает знания от педагогов, родителей, от общества в целом в котором он находится. Но основным эталоном, по которому ребенок формирует целостную картину мира являются родители. Именно от них дети получают первые знания и представления об окружающей их действительности, о нормах поведения, а так же происходит формирование представлений о здоровом образе жизни. Смотря на родителей, на образ жизни, который ведет семья в целом, ребенок получает свои первые установки и представления, которые станут для него ориентиром на протяжении всей жизни. Родители организуя деятельность ребенка влияют на его психическое развитие и на формирование образа жизни.
Таким образом, родители в период дошкольного возраста для детей являются первыми наставниками и воспитателями и педагогами.
В воспитании детей дошкольного возраста решающую роль играет семейное воспитание. Но и общество, в котором они находятся так же оказывает большое влияние. Под обществом мы подразумеваем детский сад. У дошкольного учреждения и семьи разные обязанности, но для полноценного воспитания ребёнка необходимо их сотрудничество. Исходя из всего вышеизложенного возникает актуальная потребность в установлении доверительного контакта между детским садом и семьёй. Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него основ здорового образа жизни, в семье формируется их характер, закладываются исходные жизненные позиции. Но и детский сад имеет не последнее место в воспитании детей. Для решения данной задачи необходимо полное понимание и установление доверительного сотрудничества между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Семейное воспитание совместно с деятельностью воспитателей может быть успешной и пойти ребенку на пользу тогда, когда будет установлен открытый и доверительный диалог между обеими сторонами воспитательного процесса, если они смогут стать партнерами и будут действовать сообща, соблюдая при этом интересы самого объекта воспитания – ребенка. Благодаря такому партнерству можно решить проблему формирования основ здорового образа жизни у детей. Детский сад сможет оказать помощь семье, повысить уровень педагогических знаний в вопросах формирования здорового образа жизни, понять индивидуальные особенности детей, посодействовать в преодолении вредных привычек и формировании привычек, направленных на соблюдение правил и принципов здорового образа жизни.
Таким образом, мы считаем, что одной из основных задач в вопросе формирования здорового образа жизни у дошкольников является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды и внедрения здорового образа жизни. И в первую очередь привлечение внимания и формирование мотивации у родителей на желание вести здоровый образ жизни в семье.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что одной из задач дошкольной педагогики в вопросах формирования основ здорового образа жизни является тесное взаимодействие семьи и дошкольного учреждения. На сегодняшний день существует множество форм взаимодействия с семьей, но для эффективного решения вопроса о формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста необходим поиск новых форм взаимодействия, а так же разработка и реализация эффективной системы внедрения и пропаганды здорового образа жизни среди семей воспитанников.
Список литературы
1. Вайнер Э.Н. Общая валеология. Учебник. – Липецк: Липецкое издательство, 1998. – 183 с
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – 2-е изд. – М.: Молодая гвардия, 1979. – 191 с.
3. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. Изд. 2-е. – СПб. 1997. – 414 с.
4.Урунтаева Г.А. Психология дошкольного возраста: учебник/-М.:Академия, 2014.
5. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
"Здоровый образ жизни дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни"....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/26/picture-1001615-1516943347.jpg)
«Что такое здоровье? Значение здорового образа жизни». «Взаимодействие ДОУ и семьи - результат успеха в воспитании здорового образа жизни дошкольников».
Одному древнему философу задали вопрос: “Что является ценным для человека – богатство или слава? ” И он ответил так: “Ни богатство, ни слава не делают человека счастл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-461469-1404040222.jpg)
Основные принципы формирования здорового образа жизни дошкольников. Работа с семьей по пропаганде здорового образа жизни
Здоровье это главный дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здоровье потерять легко, вернуть же его очень трудно.Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-188656-1360414568.jpg)
«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
О здоровом образе жизни ребенка дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/28/picture-1181192-1572291711.jpg)
"Здоровый образ жизни ребёнка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника".
laquo;«Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»Уважаемые родители!В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/11/picture-1038029-1578737027.jpg)
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста. Основные аспекты здорового образа жизни дошкольника»
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/27/picture-1032495-1598525697.jpg)
Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — основа формирования здорового образа жизни дошкольника»
Наша эпоха — эпоха ярких подвигов и их будут совершать люди, живущие радостной жизнью, правильно относящихся к своему здоровью.Здоровье каждого человека в голове, а не в аптеках. Здоровье челове...