Развитие деятельности дошкольника
консультация

Особенности развития деятельностей дошкольника. Рекомендации по их развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deyatelnosti_doshkolnika.docx30.36 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие деятельности дошкольника

Вид деятельности

Особенности

Рекомендации по развитию

Бытовая

В младенческом возрасте:

- у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический

человеческий биоритм «сон-бодрствование»;

- через усвоение культурного способа удовлетворения биологических потребностей

начинается процесс их очеловечивания;

- выделяются предметы удовлетворения биологических потребностей и формируется

положительное эмоциональное отношение к ним;

- формируется первое отношение к бытовым процессам и первые их предпочтения

(нравится купаться, любит кашу);

- закладываются основы некоторых личностных качеств, связанные с бытовыми

процессами.

В раннем возрасте:

- бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;

- у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем

составят основу сложных форм поведения;

- формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности;

- ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;

- у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе(опрятность), к вещам (аккуратность), к другим людям(дисциплинированность) и к делу(целеустремленность).

В дошкольном возрасте:

- формируется осознание необходимости выполнять бытовые процессы, исходя из личной

и общественной значимости их;

- происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой

деятельности;

- изменяются и усложняются культурно-гигиенические навыки, образуя системы

поведения в быту;

- складываются первые бытовые привычки;

- ребенок начинает соблюдать культурно-гигиенические навыки по собственной

инициативе.

В младенческом возрасте:

-соблюдение режима дня;

- привлечение к аккуратности;

-привлечение ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия.

В раннем возрасте:

-соблюдение режима дня;

-систематичность выполнения действий;

- для того чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и, комментируя ее, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вместе с малышом, выполняя сопряженные действия. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат, а затем только результат.

-постоянно обращать внимание ребенка на преобразования предметов (мокрое-сухое и т.п.), малыш

начинает замечать все, на его взгляд, необычное и пытаться объяснить, установить

простейшие причинно-следственные связи.

В дошкольном возрасте:

- режим дня

- систематичность выполнения действий;

- положительная оценка выполнения действий в правильной последовательности;

- объективность требований;

- важно аргументировать любое требование взрослого по отношению к

дошкольнику;

-постепенное усложнение навыков;

-систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его

известную самостоятельность.

Трудовая

В раннем детстве развиваются предпосылки трудовой деятельности.

Предпосылки трудовой деятельности складываются в

предметной деятельности малыша и связаны с развитием самосознания, личности.

Предпосылки:

- освоение орудийных действий и формирование на их основе первых простейших

трудовых умений и навыков;

- стремление к достижению результата своих действий и получение его оценки взрослым.

В дошкольном возрасте:

- складываются общественные мотивы труда;

- расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

- формируются целеполагание, планирование и самоконтроль;

- расширяется самостоятельность ребенка в труде, что позволяет усложнять формы

трудовой деятельности;

- складывается совместный со сверстниками труд;

- появляется потребность трудиться и привычка к регулярному труду, характеризующие

трудолюбие;

- формируется представление о труде взрослых.

В дошкольном возрасте

-постепенное усложнение компонентов  (мотивов, целей, контроля, навыков) трудовой деятельности

-формирование общественного мотива труда («надо»).

-объяснение смысла труда взрослых;

-четкая формулировка цели деятельности в младшем дошкольном возрасте и обобщенная в старшем;

- давать ребенку посильные задания,

научить его правильно обращаться с орудиями и предметами труда;

- критерий оценки

трудовой деятельности – качество труда;

- поддерживать стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и

предоставлять ему возможность проявить свою самостоятельность.

Игровая

В раннем возрасте:

- формируются первые игровые умения;

- складывается способность ставить и решать игровые задачи;

- начинает развиваться взаимодействие со сверстниками в совместных играх;

- формируются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

В раннем и дошкольном возрасте:

- игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

- ребенок осваивает разные виды игры;

- с помощью игры дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя

возможности познания этих сфер.

У детей младшего дошкольного возраста:

- предоставить каждому ребёнку возможность реализовать свои потребности и интересы.

- играя с детьми, помогать им адаптироваться к условиям жизни в детском саду.

-формирование умения детей принимать и словесно обозначать игровую роль.

-формировать у детей умения, необходимые для сюжетно-изобразительной игры: предметные действия «понарошку».

У детей среднего дошкольного возраста:

-формировать у детей более сложные игровые умения.

-учить детей соотносить свою игровую роль с множеством других ролей для развёртывания интересного сюжета.

-развивать у детей интерес к игре, воспитывать умение самостоятельно занять себя игрой (индивидуальной и совместной со сверстниками).

-использовать минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимание ребёнка от ролевого взаимодействия.

У детей старшего и подготовительного дошкольного возраста:

-обеспечить условия для игровой деятельности детей.

-дать возможность свободного выбора ребёнком игры, соответствующего его интересам.

-развивать умения детей самостоятельно организовывать совместную игру

Изобразительная

Особенности развития изобразительной деятельности в дошкольном возрасте:

- изобразительная деятельность включается в развитие знаковой функции сознания и, моделируя действительность, расширяет границы ее познания;

- формируется ручная умелость, позволяющая передать богатое содержание рисунка;

- развивается умение создавать и воплощать замыслы;

- осваиваются специфические выразительные средства изобразительной деятельности.

- целенаправленное обучение

изобразительной деятельности;

-постепенное освоение технических умений и навыков;

- не затягивайте время занятия, но никогда не обрывайте его, дайте ребёнку возможность закончить начатое;

-  правильная организация рабочего места (освещение, высота мебели по возрасту );

- максимальную свободу для проявления творчества: разнообразие изобразительных средств;

-доброжелательность во время занятия, похвала.

Конструктивная

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;

- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;

- расширяется область творческих проявлений.

- постройка должна соответствовать требованиям реального сооружения и

выполнять его назначение;

-   научить  ребенка умению наделять постройку определенным содержанием, обыгрывание постройки;

- развивать две взаимосвязанные стороны конструктивной

деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры;

-организовать  аналитико-синтетическую

деятельность по обследованию предметов

( научить выделять части, устанавливать функциональное назначение

каждой из них, определять соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывать ситуации, в которых конструкция будет использоваться)

-разнообразие конструкторов.

Общение со взрослыми

Ситуативно-личностная, или непосредственно-эмоциональная форма общения:

-воспринимает тембр, громкость и высоту звуков;

-  предпочитает новые объекты уже известным ему и более сложные — простым;

-активные и инициативные действия ребенка, чтобы привлечь внимание взрослого, удержать его возле себя, заинтересовать собой: двигательное оживление, вокализации;

- Возникает первая форма общения со взрослым, проявляющаяся в виде «комплекса оживления».

Ситуативно-деловая форма общения ( с 6 мес.):

-практическое сотрудничество со взрослым;

-экспрессивно-мимические средства

дополняются предметными (выражает свое стремление к сотрудничеству позами,

жестами. Общение ярко эмоционально окрашено, но не только положительными

эмоциями. Дети могут выражать обиду, гнев, если поведение взрослого их не устраивает. Обогащается спектр положительных переживаний.

В младшем дошкольном возрасте возникает

внеситуативно-познавателъная форма общения.

-главный мотив общения – познавательный;

-возникает потребность в уважении взрослого, что определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших;

- основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально

содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослым -внеситуативно-личностная.

-главный мотив общения – личностный;

-общение имеет «теоретический» характер и включено в

познавательную деятельность;

- ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире

людей», а не предметов.

-потребность не просто в доброжелательном внимании,

а во взаимопонимании и сопереживании;

-темы общения  о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях;

- желание достичь единства мнений с взрослым поэтому ребенок соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения

или отношение к обсуждаемым вопросам;

 

В онтогенезе строго фиксирована  только последовательность появления

форм общения, но не их связь с возрастом.

-относится к ребенку как к субъекту, полноправному партнеру по общению;(отношение к ребенку как к личности -решающее

условие для становления коммуникативной деятельности);

- важнейшее значение для развития общения имеют воздействия взрослого и его опережающая инициатива в установлении и поддержании

контактов с ребенком;

-доброжелательное

внимание взрослого, и соучастие в практических действиях;

- взаимопонимание и сопереживание ребенку;

Общение со сверстниками

Эмоционально – практическое общение

- дети действуют рядом, редко и поверхностно соприкасаясь между собой;

-стремления к соучастию в общих совместных практических занятиях( забавы, веселье, раскованные игры) ;

-каждый участник взаимодействия прежде всего озабочен тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить оценку своим действиям.

 -дети мало слушают друг друга и демонстрируют себя друг другу.

-развертывается инициатива детей

-в контактах дети чувствуют себя свободными и действуют на равных;

-расширение диапазона эмоций — и положительных и отрицательных.

Ситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (четыре-пять лет):

- сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и становится предпочитаемым партнером;

- сюжетно-ролевая игра становится по-настоящему коллективной;

- основное содержание их коммуникативной потребности: деловое сотрудничество:

дошкольники заняты общим делом, они тесно кооперированы, и хотя часть дела выполняют индивидуально, все же стараются согласовать действия, достичь единой цели;

- дошкольник уделяет внимание к умениям и поступкам товарищей;

- стремление привлечь внимание сверстника к себе и чувствительность к его отношению к себе приобретают в это время максимальную яркость и выступают в форме специфического феномена, названного М. И Лисиной феноменом «невидимого зеркала». Дошкольник видит в основном себя (его отношение к себе) и видит пристрастно: только положительное; позже он начинает видеть и сверстника, но только его недостатки;

-соревновательность, склонность к конкуренции, желание утвердить себя;

- потребность в признании и уважении ровесника;

 Внеситуативно-деловая форма общения детей со сверстниками (шесть-семь лет):

- жажда сотрудничества (сотрудничество носит практический, деловой характер). На смену играм с сюжетом и ролями, приходят игры с правилами.

-взаимодействия  со сверстниками нуждаются в постоянной и тщательной коррекции  со стороны взрослого.

-взрослый выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов;

- ранние контакты со сверстниками;

Ситуативно- деловая  форма общения с ровесниками у дошкольников требует заботы взрослых для ее становления, особенно в случаях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование - одна из эффективных технологий исследовательской деятельности дошкольников и средств для развития познавательной активности дошкольников.

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, которая  понимается не только как процесс...

Мастер-класс для родителей по развитию речи дошкольников «Игровая деятельность как средство коммуникации и развития речи дошкольников»

Цели: ·        развивать произносительную сторону речи·        формировать коммуникативные навыкиЗадачи:Звуковая кул...

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация для воспитателей на тему:«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....

«Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников».

Консультация «Развитие познавательного интереса, интеллектуально творческого потенциала дошкольников через опытно экспериментальную деятельность дошкольников»....