Картотека "Подвижные игры с мячом" для воспитанников старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Татьяна Ильинична Шендель

Подвижные игры с мячом для воспитанников старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_s_myachom.docx35.17 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Умка»

Картотека

Подвижные игры с мячом.

Для детей старшего дошкольного возраста

 (5-6лет)

 

                                                                          Инструктора по физической культуре:

                                                             Шендель Татьяна Ильинична

Г. Урай, 2018 год

Подвижные игры с мячом.

«Мяч водящему»

Задачи. Учить детей передавать мяч двумя руками от груди и ловить его. Развивать умение согласовывать  свои действия с действиями товарищей.

Описание игры. Дети делятся на 4-5 групп, каждая образует свой круг диаметром 4-5м. в центре каждого круга - водящий с мячом. По сигналу водящие поочерёдно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдёт всех игроков круга (1-3 раза), водящий его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившая мяч.

Вариант. Побеждает команда, быстрее закончившая игру и меньшее количество раз уронившая мяч.

«Успей поймать»

Задачи. Учить  передавать-ловить мяч, координировать свои действия с действиями товарищей.

Описание игры. Дети встают по кругу с водящим в середине. Они перебрасывают мяч с одной стороны круга на другую, водящий должен поймать мяч или коснуться его рукой. Если ему это удаётся, он встаёт в круг, а в середину идёт тот, кто последним бросил мяч.

Методические указания. Группа на 4-6 подгрупп. Дети встают в круг на расстоянии вытянутых рук.

«За мячом»

Задачи. Учить передавать-ловить мяч двумя руками от груди. Развивать умение ориентироваться на площадке, воспитывать за свои действия перед коллективами.

Описание игры. Дети образуют несколько команд, каждая команда выбирает водящего. Команды делятся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-3м. после сигнала водящий передаёт мяч стоящему первым в противоположной колонне ребёнку, а сам бежит в конец этой колонны, т.е. вслед за мячом. Поймавший также передает мяч напротив стоящему и отправляется за мячом.

Игра заканчивается тогда, когда все игроки вернутся на свои места, а мячи возвратятся водящим.

Вариант. Выигрывает та команда, которая быстрее заканчивает игру.

Методические указания. Дети быстрее поймут, куда бежать после передачи мяча, если объяснить, что они должны передвигаться по тому направлению, куда брошен мяч.

 «10 передач»

Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умения согласовывать действия с товарищами, воспитывать стремление помочь товарищу правильно выполнять движения.

Описание игры. Дети становятся парами на расстоянии 1,5-2 метра друг от друга. У каждой пары мяч. По сигналу дети начинают передавать мяч друг другу заданным способом, стараясь не уронить его на землю. Побеждает пара, быстрее сделавшая 10 передач без падения мяча.

Методические указания. Обращать внимание детей на то, что мяч необходимо ловить, не касаясь им груди, а бросать его партнеру на уровне груди.

«Гонка мячей по кругу»

Задачи. Развивать быстроту и передаче мяча, умение сосредоточиться при выполнении задания. Воспитывать ответственность перед товарищами по игре.

Описание игры.  Дети становятся в круг на расстоянии вытянутых рук друг от друга. У игроков, стоящих в круге напротив друг от друга, мячи разного цвета или размером. После сигнала игроки начинают передавать мячи друг другу (по указному направлению), стараясь догнать другой мяч.

«Вызов по имени»

Задачи. Развивать интенсивность и устойчивость внимания;  развивать чувство времени;  развивать двигательную память.

Особенность игры -  действие начинается после подброска мяча и называния имени ребенка.

Две команды. Дети передвигаются в произвольном порядке. Внезапно ведущий подбрасывает мяч и называет имя ребенка из первой команды, который должен поймать мяч. Аналогично из второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.

«Мяч в кольцо»

Задачи. Развивать глазомер. Закреплять навык метания в цель.
Ход    игры.
Кольцо, в которое дети будут забрасывать мяч должно быть расположено на высоте 120-130 см. диаметр кольца должен быть 25 см.
В игре может принять участие несколько детей (4—8). Играющие становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от столба, и поочередно забрасывают мяч в кольцо. Выигрывает тот, кто скорее наберет условное количество попаданий (5-6). Затем игра повторяется. Выигравший в предыдущей игре получает право бросать первым. Прежде чем давать эту игру, надо научить детей приемам броска.

«Поймай мяч»

Задачи. Учить детей передавать мяч одной рукой от плеча (правой и левой). Воспитывать умение прийти на помощь товарищу.

Описание игры. Дети  делятся по трое. Двое из них становятся друг против друга на расстоянии 3-4 м и перебрасывают мяч друг другу, как кому удобнее. Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удаётся, он меняется местами с тем, кто бросил мяч.

Методические указания. Дети, передающие мяч, перед броском его товарищу могут выполнять и другое движение, например, вести его на месте или в движении, бросить его вверх, вниз и поймать.

«Мотоциклисты»

Задачи. Совершенствовать ведение мяча на месте и в движении, приучать детей видеть площадку.

Описание игры. На площадке размечается дорога шириной 2-3м и длиной

4-5м. Все дети – мотоциклисты. Они свободно ведут мяч по площадке. Около дороги стоит регулировщик. Он зелёным и красным флажками регулирует движение по дороге. Если регулировщик показывает красный флажок, мотоциклист останавливается, но мотор не выключает-ведёт мяч на месте. Когда поднимается зелёный флажок, мотоциклисты могут проехать улицу без остановки - провести мяч бегом (движение  проходит по улице, проходит в одном направлении.)

Методические указания. Через определённое время игры воспитатель подаёт сигнал, дети меняют руку.

 «Вызовы  по номерам»

Задачи. Учить вести мяч, быстро реагировать на сигналы. Воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры.  Дети делятся на несколько команд по 4-5 игроков. В команде рассчитываются по очереди и становятся в колонну. Перед каждой колонной расставляют 5-6 кеглей на расстоянии 1м одна от другой. Воспитатель называет номера (не по очереди) и вызванные дети ведут мяч, обводя первую кеглю справа, вторую слева и т.д. последнюю кеглю обегают кругом и таким же образом  возвращаются обратно. Выигрывает команда, которая уронит меньше кеглей.

Вариант. Выигрывает команда, уронившая меньше булав и быстрее закончившая игру. Ребёнок, быстрее выполнивший задание, выигрывает для команды очко. В конце игры выбирается команда- победитель.

«Ведение мяча парами»

Задачи. Учить вести мяч бегом, формировать умение видеть площадку. Воспитывать честность, справедливость в игре.

Описание игры. дети делятся по двое. Каждый из них имеет мяч и свободно передвигается по площадке. Один ребёнок в паре - водящий, его цель - не роняя мяч, коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удаётся, другой ребёнок становится водящим, а бывший водящий свободно ведёт мяч.

Методические указания. После того как водящий своего товарища, он должен продвинуться на 5-6 шагов вперёд и тогда другой ребёнок может его ловить.

«Подвижная цель»

Задачи. Учить детей передавать – ловить мяч, согласовывать свои действия с действиями других игроков, соразмерять бросок с  расстоянием до цели.

Описание игры. Все дети делятся на несколько групп, каждая группа становится кругом с водящим в центре. Дети перебрасывают друг другу мяч, стараясь попасть в водящего. Попавший становится водящим, а ребёнок, бывший водящим, встаёт в круг.

Методические указания.  Мяч можно бросать только в ноги водящего. Вариант. Бросать мяч в водящего можно только после передачи (или 2-3 передач мяча) друг другу.

«У кого меньше мячей»

Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умение ориентироваться на площадке.

Описание игры.  Дети образуют две равные команды. Каждая из них берёт по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. (Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см.) Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

Методические указания. Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

Игра «школа мяча»

Цель. Упражнять в умении бросать и ловить мяч из разных положений, двумя руками, правой и левой рукой. Развивать ловкость, внимание.

Ход игры.

Для игры дается небольшой мяч. Играют дети по одному, по двое и небольшими группками в порядке очередности.
Дети выполняют следующие движения с мячом: 
1. Бросать мяч вверх и ловить его двумя руками.

2. Бросать мяч о стену и ловить его двумя руками.

3. Бросать мяч о землю и ловит его - то правой, то левой рукой.

4. Бросить мяч о стену, дать ему упасть на землю и отскочить, после чего ловить его двумя руками. Повторить упражнение и ловить мяч вначале правой, потом левой рукой.

5. Ударять мяч о землю, отбивать его несколько раз(5) и ловить сначала правой, потом левой рукой.

6. Бросать мяч о стенку и ловить его сначала правой, потом левой рукой.

7. Бросать мяч в стенку правой рукой, ловить левой рукой, затем наоборот.

8. Подбросить мяч вверх, и не давая ему упасть, 5 раз отбить правой рукой. Затем отбивать левой рукой.

9. Ударить мяч о стену 5 раз, отбить правой рукой к стене, потом поймать той же рукой. Затем упражнение повторить левой рукой.

10. Повернувшись к стене спиной, бросить мяч через голову о стену, отскочить от нее, дать мячу упасть на землю, а затем ловить двумя руками.


11. Подбрасывать мяч, двумя руками вверх и не сходя с места, ловить его. Повторить, делая во время полета мяча хлопок в ладоши перед собой, за спиной, по коленям. Во время полета мяча повернуться кругом, а затем поймать мяч.

12. Ударить мяч о землю и поймать его. Повторить упражнение с хлопками перед собой, за спиной. Ударить мяч по 5 раз о землю правой и левой рукой.

13. Ударить мяч о стенку и поймать его. Повторить с броском мяча из-под руки, из - под ноги, из  за головы, снизу. Бросок делается двумя руками, одной рукой, с хлопком в ладоши, с поворотом вокруг себя, с перепрыгиванием через мяч после отскока от земли.

«У кого меньше мячей»

Задачи. Учить детей передавать-ловить мяч, развивать умение ориентироваться на площадке.

Описание игры.  Дети образуют две равные команды. Каждая из них берёт по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки. (Площадка разделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см.) Дети обеих команд после сигнала воспитателя стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей.

Методические указания. Запрещается толкать друг друга, отнимать мяч.

«Бросить и поймать»

Цель. Упражнять в умении, подкидывать мяч, ловить его, быстро бегать.
Ход игры.                 
На двух столбиках или стойках для прыжков укрепляется веревочка на высоте ребенка с поднятой вверх рукой. Дети бросают мяч через веревочку, затем пробегают следом за ним под веревочкой и ловят его. Игра может один ребенок и несколько детей. В зависимости от количества играющих изменяется и расстояние между стойками, чтобы дети не мешали друг другу

«Мяч в кольцо»

Цель. Развивать глазомер. Закрепить навык метания в цель.

Ход игры. Кольцо, в которое дети будут забрасывать мяч должно быть расположено на высоте 120-130 см. диаметр кольца должен быть 25 см.
В игре может принять участие несколько детей (4—8). Играющие становятся за чертой, проведенной на расстоянии 1,5 м от столба, и поочередно забрасывают мяч в кольцо. Выигрывает тот, кто скорее наберет условное количество попаданий (5-6). Затем игра повторяется. Выигравший в предыдущей игре получает право бросать первым. Прежде чем давать эту игру, надо научить детей приемам броска.

 «Передай мяч»

Цель. Продолжать  учить  действовать  согласно правилам игры. Закрепить навык метания в подвижную цель.

Ход игрыИграющие   становятся  в  круг на  расстоянии шага друг от друга. Воспитатель   дает   одному   из   играющих  мяч.  По   слову    воспитателя: «Начинай!»   -    дети передают   мяч  по кругу, при  этом  все четко говорят:
Раз, два, три –  мяч  скорей  бери!
Четыре,  пять,  шесть –  вот  он,  вот он  здесь!
Семь, восемь,  девять!  Бросать,  кто  умеет? Я!
Тот,  у кого  на  слово   «Я»   оказался мяч,  выходит   на    середину  круга и говорит:  «Раз,  два, три – беги».  Дети   разбегаются  в    разные   стороны,  а водящий,  не сходя  с  места, бросает  в них  мяч. Ребенок,  в которого     попал мяч,  отходи в сторону  и  одну  игру  пропускает. Остальные играющие  снова становятся  в  круг,  и  игра  повторяется,  при  этом  мяч  передается  в другую сторону.

«Забрось мяч в кольцо»

Цель.  Развивать  глазомер.  Закрепить  навык  метания  в  цель.

Ход игры. Кольцо,  в  которое  дети  будут   забрасывать  мяч  должно  быть расположено на высоте 120-130 см. диаметр кольца должен быть 25 см.
В игре может принять участие несколько детей (4—8). Играющие становятся за   чертой,  проведенной   на  расстоянии    1,5 м     от столба,  и  поочередно забрасывают  мяч  в  кольцо.  Выигрывает  тот,  кто  скорее наберет условное количество  попаданий   (5-6).   Затем   игра   повторяется.   Выигравший   в предыдущей игре получает право бросать первым.
Прежде чем давать  эту игру,  надо  научить  детей  приемам  броска.

«Ловишки с мячом»

Задачи. Учить детей вести мяч в правильной стойке правой и левой рукой бегом, меняя направление и скорость передвижения, воспитывать честность и справедливость.

Описание игры. Дети с мячами свободно передвигаются по площадке, один из них водящий. Его цель, ведя мяч, задеть рукой кого-либо. Если ему это удается, то тот кого он задел становится водящим, а водящий игроком.

Методические указания. Вначале роль водящего выполняет воспитатель, а в дальнейшем – ребенок, свободно управляющий мячом.

«Ведение мяча парами»

Задачи. Учить вести мяч бегом, формировать умение видеть площадку. Воспитывать честность, справедливость в игре.

Описание игры. Дети делятся по двое.  Каждый из них имеет мяч и свободно передвигается по площадке. Один ребёнок в паре – водящий, его цель – не роняя мяч, коснуться рукой товарища по паре. Если ему это удаётся, другой ребёнок становится водящим, а бывший водящий свободно ведёт мяч.

Методические указания. После того как водящий своего товарища, он должен продвинуться на 5-6 шагов вперёд и т тогда другой ребёнок может его ловить.

«Эстафета с ведением мяча»

Задачи. Учить детей вести, передавать и ловить мяч. Воспитывать ответственность перед командой.

Описание игры. Дети делятся на команды по 5 -6 человек игроков. Команда располагается крестообразно, вокруг неё чертится круг. Воспитатель указывает направление передвижения. После сигнала первый ребёнок из команды ведёт мяч по кругу, возвращается на своё место и передаёт мяч следующему игроку, а сам становится в конец. Побеждает команда, первой закончившая ведение мяча.

Варианты. 

    1. Игроки рассчитываются по номерам, их вызывает воспитатель.

  1. сначала ребёнок ведёт мяч к корзине, бросает его в корзину, затем обводит его по кругу и передаёт следующему игроку команды.

«Пять бросков»

Задачи. Учить детей бросать мяч в корзину, развивать меткость, точность движений. Воспитывать честность, справедливость.

Описание игры. 10-12 детей располагаются на расстоянии 1,2-2м от корзины. По сигналу воспитателя все бросают мячи в корзину, каждый подбирает свой мяч и опять бросает. Побеждает тот, кто быстрее попадёт 5 раз в корзину, бросая мяч указанным способом.

«Чья команда больше»

Задачи. Учить метко бросать мяч в корзину. Развивать способность согласовывать свои действия с действиями товарищей, воспитывать ответственность и организованность.

Описание игры. Дети делятся на команды по 4-5 игроков. Они становятся в колонну на расстоянии 2м от корзины. Первые в каждой колонне-с мячом. После сигнала воспитателя они бросают мячи, стараясь попасть в корзину. Каждый ловит мяч, передаёт его следующему товарищу по команде, сам обегает выставленные на площадке кегли и становится в конец. То же повторяют и следующие игроки. Выигрывает та команда, которая в установленное время больше мячей забросит в корзину.

Вариант. После броска мяча в корзину первый игрок передаёт мяч с установленного  места всем игрокам команды по очереди, затем становится в конец колонны. Второй игрок бросает мяч в корзину также повторяет все действия. Игра заканчивается, когда все дети совершат бросок в корзину.

«Метко в цель»

Задачи. Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину, воспитывать ответственность и выдержку.

Описание игры. дети распределяются на команды по числу щитов на площадке и становится в середине её на указанное место. У первых в руках -мяч. По сигналу воспитателя первые ведут мячи к щиту, останавливаются и бросают мячи двумя руками от груди, ловят мячи и передают его следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Варианты. Попавший в корзину повторяет бросок.

«Метко в корзину»

Задачи. Учить сочетать ведение, остановку и броски мяча в корзину. Воспитывать ответственность и выдержку.

Описание игры. Дети распределяются на команды по числу щитов на площадке и становятся в середине её на указанные места. У первых игроков в руках мяч. По сигналу воспитателя каждый ведёт мяч к щиту, останавливается, бросает мяч двумя руками от груди, ловит и передаёт его следующему игроку по команде. Выигрывает команда, сделавшая больше попаданий.

Вариант. Попавший в корзину повторяет бросок.

«Бросание мяча в парах»

Задачи. Учить бросать мяч в корзину, сочетать ловлю и броски мяча. Закреплять умение совместно играть с мячом.

Описание игры. Дети становятся парами, у каждой пары один мяч. Один ребёнок из каждой пары становится под корзину, чтобы поймать брошенный мяч. Остальные становятся друг за другом на расстоянии 2м от корзины. После сигнала воспитателя они бросают каждый свой мяч (по 5 раз), а затем меняются местами с напарниками. Выигрывает пара, большее число раз попавшая в корзину.

Методические указания. Ловить мяч после броска и передавать его можно только в своей паре.

«Мяч ловцу»

Задачи. Учить детей применять разученные действия с мячом, сочетать передачу, ловлю и ведение мяча. Способствовать развитию совместных действий, воспитывать коллективизм.

Описание игры. на площадке чертят три круга один в другом: первый диаметром 1м, второй-3м и третий-5м. в первый круг становится ловец, второй круг свободный, в третий становится защитники (4-6 человек); остальные-игроки поля. Игроки поля ведут мяч, стараясь передать его ловцу. Защитники им противодействуют, не  давая ловцу поймать мяч. Если ловец поймает мяч, игроки меняются ролями: передававший мяч игрок поля становится ловцом, ловец - защитником, один из защитников переходит к игрокам поля.

Вариант. Выигрывает тот ловец, который через определённое время (30 с -1мин) поймал больше мячей.

Методические указания. После того как дети усвоят правила игры, можно разделить их на несколько играющих групп и проводить игру одновременно во всех группах.

«Мяч капитану»

Задачи. Учить применять в игре разнообразные движения с мячом. Развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнёра, воспитывать коллективизм.

Описание игры. Дети делятся на две команды. В каждой команде выбирается капитан, который становится в кружок, отмеченный в конце чужой площадки. Игроки одной команды бросают мяч своему капитану, а игроки другой стараются его перехватить и передать своему капитану.

Методические указания. Мяч можно вести, передавать, но нельзя бежать с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Голосовые игры и упражнения - как средство формирования певческих способностей у воспитанников старшего дошкольного возраста

В мастер-классе рассказывается о взаимодействии Детского сада со Школой искусств, в котором используются новые игры и упражнения взятые из опыта работы педагога раннего эстетического развития детей....

Конспект сюжетно - ролевой игры "Школа" для воспитанников старшего дошкольного возраста до 7 лет

Данный конспект был создан с целью развития положительного отношения к школе, а также интереса ребенка к новой социальной позиции школьника....

Педагогические проект Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста

Изучение сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности у воспитанников подготовительного дошкольного возраста; привлечение родителей....

«Корригирующие упражнения и игры в воде, для воспитанников старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение осанки»

Проблема профилактики и коррекции нарушения осанки у дошкольников приобрела особую актуальность. В связи с этим, возростает значение организации профилактической работы, имеющей коррекционную направле...

Квест-игра для воспитанников старшего дошкольного возраста «Рождественский переполох»

Цель: формирование у детей высокой мотивации и заинтересованности при выполнении заданий, умение действовать сообща.Задачи: - Закреплять знания детей о зимних праздниках, Рождестве и С...

Пожарная безопасность. Конспект квест - игры для воспитанников старшего дошкольного возраста

Данное мероприятие проводится в рамках Недели здоровья "Пожарная безопасность" и является итоговым. В рамках квест - игры дошкольники вспоминают имеющие и полученные знания о правилах поведе...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...