Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их классификация, методические рекомендации к работе.
методическая разработка

Применение   в   работе   ДОУ   здоровьесберегающих  педагогических   технологий  повысит   результативность   воспитательно-образовательного   процесса,   сформирует у  педагогов    и  родителей    ценностные ориентации,    направленные     на   сохранение    и  укрепление  здоровья  воспитанников,  если  будут  созданы  условия  для  возможности  корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если,   опираясь    на  статистический     мониторинг     здоровья    детей,  будут    внесены  необходимые     поправки    в   интенсивность    технологических     воздействий,    обеспечен  индивидуальный   подход   к   каждому   ребенку;   будут   сформированы   положительные  мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их   классификация, методические рекомендации к работе.

     Концепция модернизации российского образования предусматривает  создание условий для повышения качества общего образования и в этих  целях,   наряду   с   другими   мероприятиями,   предполагает   создание   в  образовательных  учреждениях  условий  для  сохранения  и  укрепления  здоровья  воспитанников.  Согласно  современным  представлениям  целью  образования     является    всестороннее     развитие    ребенка    с   учетом   его  возрастных      возможностей       и    индивидуальных        особенностей       при  сохранении и укреплении здоровья.

     Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы,      по   которой     работают     педагоги,     конкретных      условий  дошкольного  образовательного   учреждения  (ДОУ),  профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Современные здоровьесберегающие технологии

Таблица 1.

Виды     здоровьесберегающих педагогических

технологий        

Время проведения в режиме  дня  

Особенности методики                проведения

Ответственный

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30

мин. после приема

пищи, 2 раза в неделю

по 30 мин. со среднего

возраста в физкультурном или музыкальном залах

либо в групповой комнате, в хорошо проветренном

помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием.

Опасаться

непропорциональной нагрузки на мышцы

Руководитель

физического

воспитания

Ритмопластика

Не раньше чем через 30

мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на

художественнуюценность,

величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным

показателям ребенка

Руководитель

физического

воспитания,

музыкальный

руководитель,

педагог ДО

Динамические

паузы

Во время занятий, 2-5

мин., по мере

утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в

себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида

занятия

Воспитатели

Подвижные и

спортивные игры

Как часть физкультурного

занятия, на прогулке, в

групповой комнате -

малой со средней

степенью подвижности.

Ежедневно для всех

возрастных групп

Игры подбираются е

соответствии с возрастом

ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Релаксация

В любом подходящем

помещении. В зависимости от состояния

детей и целей, педагог

определяет интенсивность

технологии. Для всех

возрастных групп

Можно использовать

спокойную классическую

музыку (Чайковский,

Рахманинов), звуки природы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

психолог

Технологии

эстетической

направленности

Реализуются на

занятиях

художественно-эстетического цикла,

при посещении музеев,

театров, выставок и пр.,

оформлении помещений

к праздникам и др. Для

всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по

специально запланированному

графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Все педагоги

ДОУ

Гимнастика

пальчиковая

С младшего возраста

индивидуально либо с

подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Воспитатели,

логопед

Гимнастика для

глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в

любое свободное время;

в зависимости от

интенсивности

зрительной нагрузки с

младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Все педагоги

Гимнастика

дыхательная

В различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы

Обеспечить проветривание

помещения, педагогу дать

детям инструкции об

обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Все педагоги

Гимнастика

бодрящая

Ежедневно после

дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по

ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в

зависимости от условий ДОУ

Воспитатели

Гимнастика

корригирующая

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Гимнастика

ортопедическая

В различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы

Рекомендуется детям с

плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное

занятие

2-3 раза в неделю в

спортивном или

музыкальном залах.

Ранний возраст - в

групповой комнате, 10мин. Младший возраст-

15-20 мин., средний

возраст - 20-25 мин.,

старший возраст - 25-30

мин.

Занятия проводятся в

Соответствии программой, по

которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо

проветрить помещение

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания

Проблемно-

игровые

(игротреннинги и

игротерапия)

В свободное время,

можно во второй

половине дня. Время

строго не фиксировано,

в зависимости от задач,

поставленныхпедагогом

Занятие может быть

организовано не заметно для ребенка, посредством

включения педагога в процесс игровой деятельности

Воспитатели,

психолог

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30

мин. со старшего

возраста

Занятия строятся по

определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры

разной степени подвижности,

занятия рисованием, лепкой и др.

Воспитатели,

психолог

Занятия из серии

«Здоровье»

1 раз в неделю по 30

мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве

Познавательного развития

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

педагог-валеолог

Самомассаж

В зависимости от

поставленных педагогом целей, сеансами либо в

различных формах

физкультурно-

оздоровительной работы

Необходимо объяснить

ребенку серьезность

процедуры и дать детям

элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Воспитатели, ст. медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Точечный

самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по

специальной методике.

Показана детям с частыми простудными заболеваниями и

болезнями ЛОР-органов.

Используется наглядный

материал

Воспитатели, ст.медсестра,

руководитель

физического

воспитания

Биологическая

обратная связь

(БОС)

От 10 до 15 сеансов

работы с компьютером

по 5-10 мин. в специальном помещении.

Рекомендуется со

старшего возраста

Необходимы соблюдение

правил работы за

компьютером. Рекомендуется

специальная методика для дошкольников

Педагог-валеолог,

специально

обученный

педагог

3. Коррекционные технологии

Арттерапия

Сеансами по 10-12

занятий по 30-35 мин.

со средней группы

Занятия проводят по

подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический

инструментарий и

предполагает протоколы

занятий

Воспитатели,

психолог

Технологии

музыкального

воздействия

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы; либо отдельные

занятия 2-4 раза в месяц

в зависимости от

поставленных целей

Используются в качестве

вспомогательного средства как часть других технологий; для

снятия напряжения,

повышения эмоционального

настроя и пр.

Все педагоги

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по

30 мин. со старшего

возраста

Занятия используют для

психологической

терапевтической и

развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый,

либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Воспитатели,

психолог

Технологии

воздействия

цветом

Как специальное

занятие 2-4 раза в месяц

в зависимости от

поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме

интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают

напряжение и повышают

эмоциональный настрой

ребенка

Воспитатели,

психолог

Технологии

коррекции

поведения

Сеансами по 10-12

занятий по 25-30 мин.

со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по

6-8 человек. Группы

составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия

проводятся в игровой форме, имеют диагностический

инструментарий и протоколы занятий

Воспитатели,

психолог

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со

старшего возраста по

25-30 мин.

Занятия проводятся по

специальным методикам

Воспитатели,

психолог

Фонетическая

ритмика

2 раза в неделю с

младшего возраста не

раньше чем через 30

мин. после приема пищи. В физкультурном

или музыкальном залах.

Мл.возраст-15 мин.,

старший возраст-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в

профилактических целях. Цель занятий - фонетическая

грамотная речь без движений

Воспитатели,

руководитель

физического

воспитания,

логопед

      Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела  оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающаядеятельность  в  итоге  сформировала  бы  у  ребенка  стойкую  мотивацию  на  здоровый  образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

      Применение   в   работе   ДОУ   здоровьесберегающих  педагогических   технологий  повысит   результативность   воспитательно-образовательного   процесса,   сформирует у  педагогов    и  родителей    ценностные ориентации,    направленные     на   сохранение    и  укрепление  здоровья  воспитанников,  если  будут  созданы  условия  для  возможности  корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если,   опираясь    на  статистический     мониторинг     здоровья    детей,  будут    внесены  необходимые     поправки    в   интенсивность    технологических     воздействий,    обеспечен  индивидуальный   подход   к   каждому   ребенку;   будут   сформированы   положительные  мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

      Вывод:  

      Главными факторами здоровьесбережения детей в образовательном процессе:

      – это комфортное пребывание ребёнка в ДОУ, которое не вызывает повышенной  тревожности,

      - это личностное в системе взаимоотношения воспитатель-ребёнок,

      - это экологическая грамотность и здоровый образ жизни родителей, а также все  выше перечисленные здоровьесберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в процессе музыкально-валеологического воспитания дошкольников

В свободной и самостоятельной творческой деятельности дошкольников актуально использовать здоровьесберегающие технологии в игровой форме. Проводить интегрированные музыкально-валеологические занятия. ...

Методические рекомендации для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми.

Использование элементов здоровьесберегающих технологий для сохранение и укрепление здоровья детей через использование здоровьесберегающих технологий при систематическом использовании в работе с детьми...

Методические рекомендации к организации НОД с детьми средней группы с использованием здоровьесберегающих технологий «Весна-Красна»

Может быть использованно для создания эмоционально и физически комфортного настроения....

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ (из опыта работы)

Материалы и презентация из опыта работы по использованию здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях....

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающей технологии "Игровой стретчинг" на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитие и высвобождение скрытых твор...