Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающей технологии "Игровой стретчинг" на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка по музыке (старшая, подготовительная группа)

Ермакова Екатерина

Методика игрового стретчинга направлена на активизацию защитных сил организма детей, овладение навыками управления своим телом, психоэнергетической саморегуляции, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_stretchinga.docx40.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающей технологии «Игровой стретчинг» на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

                Ермакова Екатерина Владимировна

Педагог дополнительного образования ГБДОУ детский сад №32 Василеостровского р-на Санкт-Петербурга

Актуальность

Дети готовы скакать и прыгать по всей квартире, но только не выполнять традиционные движения, просто много двигаться не значит задействовать все мышцы организма, а между тем многие малыши уже к подготовительной группе не могут выполнить элементарные упражнения, связанные с гибкостью. В отличие от других двигательных способностей гибкость начинает ухудшаться еще до начала поступления ребенка в школу. Одной из интересных и эффективных форм работы с детьми по оздоровлению и развитию гибкости дошкольников является игровой стретчинг.

Что такое игровой стретчинг?


Игровой стретчинг - это оздоровительная методика, основанная на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов и фантазии. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка составляет суть стретчинга. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз, под соответствующе подобранную музыку с ярко выраженным ритмом. Упражнения методики возникли в основном на базе упражнений лечебной физкультуры, но отличаются большей статикой выполнения, более игровым характером, введением доступных детям навыков концентрации, релаксации и дыхательных упражнений.

Занятие у старших дошкольников длится 25-30 минут и состоит из 3-х частей:

  • В первой (вводной) части дети выполняют упражнения на различные виды ходьбы, бега, для координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве разминки используются простые музыкально-ритмические композиции. Задача вводной части – подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений.
  • Во второй части – переход к игровому стретчингу. В ходе сюжетно-ролевой игры дети осваивают новые упражнения, закрепляют старые, которые оказывают физиологическое воздействие на организм ребенка, воспитывают физические качества детей. Начинается основная часть упражнением на растяжку позвоночника, после дети садятся на коврики, сохраняя правильную осанку при сидении. Затем проводится комплекс упражнений на различные группы мышц.
  • В третьей (заключительной) части занятия решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Упражнения на дыхание и релаксацию учат ребенка снимать напряжение с мышц, расслабляться.

Цель занятия – содействовать гармоничному развитию детей, сохранению и укреплению их здоровья, используя методику игрового стретчинга.

Задачи:

  • Развитие физических качеств и умений: силы и выносливости, гибкости и пластичности, точности, координации движений; формирование правильной осанки;
  • Развитие тренировка психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воли;
  • Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности, коммуникабельности;
  • Развитие творческих способностей;
  • Укрепление здоровья: повышение функциональной деятельности органов и систем организма;
  • Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей.

Эта методика позволяет с детства сохранить гибкость тела, правильную осанку, а, следовательно, здоровье и хорошее расположение духа.

Наши дети загружены телевидением, компьютером, гаджетами. А ведь именно игра - это творческая деятельность детей. И хотя в нашем сознании игра - это дело не серьезное, дети живут в игре, действие образов игры не прекращается с её окончанием. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка и является целью данной методики.

За одно занятие дети делают:
2-3 упражнения для мышц живота.
2-3 упражнения для мышц спины.
1 упражнения для укрепления позвоночника.
2-3 упражнения для укрепления мышц спины.
1-2 упражнения для укрепления мышц ног,
1-2 упражнения для развития стоп,
1 упражнения для развития плечевого пояса или на равновесие.

Подбирается музыка с ярко выраженным ритмом. Музыка способствует положительному эмоциональному состоянию, побуждает активное желание выражать музыку в движении.

Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности. После занятий у детей улучшается настроение, взаимопонимание.

Упражнения системы игрового стретчинга

Упражнения начинаются с исходного положения. Они могут быть вертикальными и горизонтальными. Приведённые ниже упражнения объедены в серии: для спины, брюшного пресса и т.д. Время пребывания в статическом варианте определяются для каждой возрастной группы. Это же относится и к количеству повторений каждого упражнения в динамическом варианте.

1.Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём прогиба назад. 

Терапевтический эффект: Повышается внутриутробное давление прямые мышц брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам обновляются и очищаются все внутренности и туловище. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Полезно для глубоко лежащих мышц живота и спины. Каждый позвонок, каждое сухожилие и связка напрягаются и вынуждены работать. Почки получают обильное кровоснабжение и очищаются. Благодаря стимуляции щитовидной железы ликвидируются различные функциональные расстройства, улучшается мозговая деятельность. Укрепляются нервы, находящиеся в брюшной полости, в области поясницы, таза, нижней части позвоночника. Наклоны головы назад способствует притоку крови к миндалинам, аденоидам, очищая их, что помогает при простуде, ангинах, бронхитах, астме.

ЗМЕЯ. Исходное положение (и.п.): лечь на пол ничком, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч. 1. медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться на сколько возможна, не очень сильно запрокидывая голову назад. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.  

 КОБРА. И.п.: лечь на пол ничком, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Пальцы рук переплетены. 1. плавно, без рывков поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота как можно выше. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

 ЯЩЕРИЦА. И.п.: лечь на пол ничком, руки расположены вдоль тела, ладони положить на пол. 1. поднять прямые ноги насколько можно вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

КОРАБЛИК. И.п.: лечь на пол ничком, руки вдоль туловища. 1. ухватить руками ноги щиколоток (колени должны касаться друг друга). Прогнуться, поднимая без рывков голову, грудь и бёдра как можно выше над уровнем пола. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

 ЛОДКА. И.п.: лечь на пол ничком, руки сложить за спиной, сложив кисти на крестцы. Ноги вместе, носки натянуты. 1. поднимая голову, грудь и ноги, прогнувшись при этом насколько возможно. Покачаться на животе. 2.медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

КАЧЕЛИ. И.п.: лечь на пол ничком, руки вытянуть вперёд, соединив ладони. Ноги вместе, носки натянуты. 1. плавна, без рывков поднять голову, грудь, ноги и вытянутые руки как можно выше, прогнуться. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз. Динамический вариант: раскачивание на животе.

 РЫБКА. И.п.: лечь на пол ничком, ноги вместе, руки согнутые в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч. Ноги вместе, носки натянуты. 1. плавна, без рывков, разгибая руки, поднять голову, грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотронуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

 КОЛЕЧКО. И.п.: встать на колени, руки на поясе. 1. медленно наклоняться назад, пока голова не коснётся ног. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

 КУЗНЕЧИК. И.п.: лечь на пол ничком, касаясь, пола подбородком. Кисти сжать в кулаки, руки вытянуть вдоль тела. 1. отталкиваясь кулачками медленно поднять одну ногу как можно выше. Нога прямая, носок натянут. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. 3.4. повторить всё левой ногой. Дыхание: вдох в 1-й,3-й фазах, выдох во 2-й, 4-й. Повторить нужное число раз.

 СОБАЧКА. И.п.: сесть на пятки, руки в упоре в пол сзади, параллельно боком. Пальцы рук обращены в противоположенную от тела сторону. 1. выгнуть спину и откинуть голову назад, медленно подвинуть кисти рук назад, насколько возможно. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

 СКОРПИОН. И.п.: лечь на пол ничком, касаясь, пола подбородком, руки вдоль тела, ладони на полу. 1. согнуть ноги в колени и, прогибаясь в спине насколько возможно, постараться дотянуться стопами ног до головы. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

 КОЛЕСО. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставить, руки поднять вверх. 1. медленно прогнуться, наклониться назад, стараясь дотронуться ладонями пяток. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

КУКУШКА. И.п.: лечь на пол ничком, руки согнуты в локтях, ладони на полу на уровне плеч, вместе в упоре на пальцы. 1. поднимать всё тело, опираясь только на ладони и кончики пальцев ног, выпрямляя руки прогнуться, на сколько возможно, запрокидывая голову назад. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

 КОШЕЧКА. И.п.: стать на колени, прямые руки на полу на уровне плеч. 1. поднять голову, максимально прогнуть спину (ласковая кошечка). 2. спустить голову максимально выгнуть спину (сердитая кошечка). Усложненный вариант: И.п.: сесть на пятки, прямые руки поставить на пол перед коленями, пальцы вперёд, голова поднята. 1. прямые руки тянуться вперёд, грудь опускается к полу, таз поднанимается вверх, перпендикулярно полу. 2. вернуться в и.п. Повторить нужное число раз.

2.Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд.

 Терапевтический эффект: Растягиваются мышцы спины, ног. Воздействие на поясничные нервы растягивает и укрепляет их. Предупреждаются функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезёнки. Улучшается работа предстательной железы. Внутренние органы из-за сжатия обильно снабжаются кровью и очищаются. Улучшается гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него. Способствует увеличению роста.

 КНИЖКА. И.п.: сесть в позу прямого угла (ноги вытянуты), руки подняты вверх, ладонями вперёд. 1. не сгибая ног, нагнуться вперёд, стараясь коснуться руками пальцев ног. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

 ПТИЦА (ЧАЙКА). И.п.: сесть в позу прямого угла, развести ноги, на сколько возможно шире, носки натянуть, руки в сторону параллельно полу, голова прямая. 1. не сгибая ног, наклониться вперёд, стараясь коснуться руками пальцев ног, стараться коснуться головой пола, затем лечь на пол грудью, руки прямые. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

 ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ. И.п.: сесть в позу прямого угла, развести ноги, на сколько возможно шире, носки повёрнуты внутрь, руки за спиной за локти. 1. наклониться вперёд, стараясь коснуться подбородком пола. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

 СТРАУС. И.п.: стать прямо, ноги слегка расставлены, руки свободно опущены. 1. не сгибая колени, наклониться вперёд, стараясь лбом коснуться колен. Стараться наклониться до тех пор, пока голова не окажется между ногами, руки соединить сзади. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

 НОСОРОГ. И.п.: лечь на спину, руки заложить за голову, ноги выпрямить, носки вытянуть. 1. поднимая голову и плечи, одновременно поднять одну ногу, сгибая её. Стараться коснуться коленом носа. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. то же движение другой ногой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ВЕТОЧКА. И.п.: лечь на спину, ноги вместе, носки натянуты, руки вдоль тела ладонями вниз. 1. не сгибая колени, сохраняя натянутые носки, медленно поднять ноги в вертикальное положение, таз не отрывать от пола. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 УЛИТКА И.п.: лечь на спину, ноги вместе, носки натянуты, руки вдоль тела, ладонями вниз. 1. не сгибая ног, медленно поднять ноги, затем таз и всё тело в вертикальное положение, оставаясь в опоре на плечах и руках. Не останавливаясь, продолжать заносить ноги за голову, пока пальцы не коснуться пола. Постараться поставить ноги подальше за головой. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ГОРКА. И.п.: сесть в позу прямого угла (ноги вытянуты), носки натянуты, руки в упоре сзади или на поясе. 1. не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носки, медленно поднять их в вертикальное положение, стараясь коснуться подбородком колени. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ЧЕРЕПАХА. И.п.: сесть на колени, носки оттянуть, сесть на пятки, прямые рука поднять вверх, ладони сложены вместе. 1. медленно наклониться вниз, пока лоб и рёбра ладоней не коснуться пола, вытянуться как можно дальше, руки, прижатые к голове, держать прямо, ягодицы плотно прижаты к пяткам. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

 ВАНЬКА-ВСТАНЬКА. И.п.: сесть в позу прямого угла, руки в коленях, потом за голову. 1. медленно, без помощи рук, опустить туловище на пол, пока спина не прижмётся к полу. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

 ЁЖИК. И.п.: сесть на пол, скрестив ноги, прямые рука в замке за спиной. 1. поднять руки, насколько возможно, медленно прогнуться вперёд, держа руки высоко над собой, стараться лбом коснуться ног. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

 СЛОН. И.п.: стать прямо, ноги вместе, прямые рука в замке за спиной. 1. наклониться вперёд, стараться прижаться лбом к коленям, ноги не сгибаются, прямые руки поднимаем вверх, потом вперёд до положения параллельно полу. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

ОСМИНОГ. И.п.: лечь на спину, прямые ноги вместе, руки вдоль тело, ладони вниз. 1. медленно поднять ноги, таз и все туловище в вертикальное положение, согнуть ноги в коленях и, прижав их к ушам, коснуться коленями пальцами ног пола. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

3.Укрепление позвоночника путём поворотов туловища и наклонов его в стороны.

Терапевтический эффект: Из позвоночника выходят 33 пары нервов, 2 главные нити симпатической нервной системы залегают в мышцы по обе стороны позвоночника. Упражнения увеличивают приток крови к позвоночнику и выходящим из него нервам, что оказывает воздействие на весь организм. Укрепляется позвоночник, предупреждается его деформация. Тонизируются органы живота. Оказывает воздействие на поджелудочную железу, улучшая её работу. Снимается нагрузка на сердце, лёгкие заполняются свежей кровью. Воздействие на вилочковую железу способствует нормальному росту.

 МАЯТНИК. И.п.: лечь на спину, ноги выпрямить, носки натянуть, руки в стороны ладонями вниз. 1. не разводя ноги и не сгибая их в коленях, поднять ноги вертикальное положение, затем наклонить вправо до касания пола. Задержаться нужное время. 2. поднять ноги вертикальное положение и наклонить их влево до касания пола. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 МОРСКАЯ ЗВЕЗДА. И.п.: встать прямо, ноги по шире, руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. 1. медленно наклониться, не сгибая ноги и руки, коснуться, левой рукой правую ногу. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить другой ногой и рукой. Дыхание: вдох во 2-й, 4-й фазах, выдох в 1-й, 3-й. Повторить нужное число раз.

ЛИСИЧКА. И.п.: сесть на пятки, руками за спиной взяться за локти. 1. сесть на пол справа от пяток. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить с другой стороны. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 МЕСЯЦ. И.п.: встать прямо, ноги вместе, прямые руки подняты вверх, ладони внутрь. 1. медленно наклонить туловище в сторону, пока руки и грудь не будут параллельно полу, ноги не сгибать, туловище не поворачивать. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить с другой стороны. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ОРЕШЕК. И.п.: сесть на пол, ноги согнуть в коленях, пятки максимально придвинуть к ягодицам, обхватить руками колени, голову прижать к коленям. 1. перекатиться на спину. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 МУРАВЕЙ. И.п.: сесть, скрестить ноги, пальцы рук переплетены на затылке. 1. медленно наклонить туловище как можно дальше влево, чтобы левый локоть был обращён к полу, стараться локтём коснуться пола, оба колена как можно ближе прилегают к полу. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3. повернуть корпус влево и медленно наклонить правый локоть к левому колену. Задержать нужное время 4. вернуться в и.п. 5 -8. повторить в другую сторону. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ФЛЮГЕР. И.п.: встать прямо, ноги чуть расставлены, прямые руки вперёд, параллельно полу, кисти вместе, ладони вниз. 1. медленно повернуть корпус на 180 С, не отрывая глаз от рук, ноги и бёдра остаются неподвижными. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить в другую сторону. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ЛУНА. И.п.: встать прямо, ноги широко расставлены, руки положить на голову. 1. наклониться в правую сторону ухватить правой рукой лодыжку, туловище не поворачивать, ноги не сгибать. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить в другую сторону. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 СТРЕКОЗА. И.п.: встать на колени, немного раздвинув их, руки в стороны, ладони вниз. 1 прямая правая рука идёт вверх, левая рука к правой пятке, смотреть на пятку. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить в другую сторону. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ЧАСИКИ. И.п.: лечь на спину, руки вдоль тела, носки натянуты. 1. отвести правую ногу в сторону, медленно её поднять до вертикального положения, перевести через левую ногу вниз, стараясь коснуться пола, вернуться в и.п. (нога описывает круг). 2.. повторить с другой ноги. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

УЗЕЛОК. И.п.: сесть в позу прямого угла. 1. положите левую ступню на правое бедро так, чтобы подошва прижималось к нижней части живота, согнуть правую ногу в колене и расположить правую пятку около внешней поверхности левого бедра, перенеся её через левую ногу; повернуть туловище вправо, согнуть правую руку в локте, завести её за спину и взять рукой пальцы правой ноги голову повернуть вправо, левая рука на колене левой ноги. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить в другую сторону. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ТРОСТИНКА. И.п.: встать прямо, ноги вместе, прямые руки поднять вверх, кисти соединить вывернутым замочком. 1. не сгибая рук и ног наклонить верхнюю часть тела вправо, вниз, влево, вернуться в и.п. (делать круговое вращение верхней частью туловища). 2. повторить те же движения в обратном порядке Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

4.Укрепление мышц тазового пояса, бёдер, ног.

Терапевтический эффект: Усиливается внутриутробное давление, поэтому, оказывает сильное воздействие на органы брюшной полости, т.к. поток свежей крови после прекращения давления устремляется к органам пищеварения, в результате чего они очищаются и восстанавливаются. Большое воздействие оказывает на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Создавая общее напряжение в ногах и бёдрах, упражнения стимулируют действия подкожных нервов, освежают мелкие кровеносные сосуды.

БАБОЧКА. И.п.: сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы, колени развести, руки на коленях, ладонями вниз. 1. опустить развёрнутые колени до пола, надавливая на них руками. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз. Усложненный вариант: И.п.: сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы, ноги прижать к полу, взять руками сведённые стопы ног. 1. медленно наклониться вперёд до касания головой пол, ноги остаются на полу. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

 РАК. И.п.: лечь на бок, голова, грудь, ноги на прямой линии, верхняя рука вдоль тела, нижняя заложена за голову. 1. поднять голову, грудь, одновременно поднять правую ногу с оттянутым носком в вертикальное положение, взять рукой за лодыжку поднятой ноги. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ПАУЧОК. И.п.: встать, расставив ноги как можно шире, согнутые руки перед грудью, ладонями вперёд. 1. согнуть правую ногу в колене, перенести тяжесть тела на неё. Задержаться нужное время. 2. не возвращаясь в и.п., перенести тяжесть тела на левую ногу, правую выпрямить. Задержаться нужное время. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ПАВЛИН. И.п.: сесть, по возможности, дальше выставив прямую ногу вперёд, руки на поясе или расставлены в стороны. 1. перенести вес тела на правую ногу, согнуть её в колене, левую ногу выпрямить и опираться только на кончики пальцев, сделать несколько покачиваний. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить, сменив положение ног Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

ЗАЙЧИК. И.п.: встать прямо, ноги вместе, наклониться, не сгибая колени, поставить руки на пол, пальцами вперёд, голова опущена. 1. не сдвига с места стопы ног, не отрывая пятки, не сгибая ноги, передвигать поочерёдно руки вперёд, насколько возможно. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить, сменив положение ног Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ЛЯГУШКА. И.п.: встать прямо, ноги широко расставлены, развернуть стопы, руки согнуть в локтях, ладошки с широко расставленными пальцами повернуть вперёд на уровне плеч. 1. согнув ноги, медленно опускаться до той степени, чтобы бёдра расположились параллельно полу, руки остаются в том же положении. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 БЕГ. И.п.: сесть в позу прямого угла, носки оттянуть, руки в упоре сзади или на поясе. 1. не сгибая ноги, поднять их как можно выше, стараясь не отклонять корпус, и развести в стороны. 2. не опуская ноги, завести их друг за друга. 3. вернуться в 1-ю позицию. 4. вернуться в 2-ю позицию, меняя ноги. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ЁЛОЧКА. И.п.: встать прямо, ноги вместе, руки опущены 1. постепенное раздвижение ног до размещения их в одной плоскости. а) встать на носки, пятки развести в стороны; б) встать на пятки, носки развести в стороны. Руки синхронно поднимаются до уровня плеч. В крайней позе задержаться нужное время. 2. постепенно вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ВЕЛОСИПЕД. И.п.: лечь на спину, поднять согнутые в коленях ноги, голени параллельно полу, носки оттянуты, руки вдоль тела. 1. медленно выпрямить, не спуская на пол, правую ногу, левая в и.п. 2. вернуть прямую ногу в и.п., одновременно выпрямляя левую. Движение динамичное. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ТАРАКАН. И.п.: лечь на спину, ноги вместе носки оттянуть, руки вдоль тела ладонями вниз. 1. не сгибая, поднять прямые ноги, потом бёдра до вертикального положения ног, руки положить на бёдра, медленно развести прямые ноги в стороны. Задержаться нужное время. 2. медленно соединить прямые ноги. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ВЕРЁВКА. И.п.: сесть в позу прямого угла, руки на бёдрах. 1. развести ноги в стороны, разместив их и туловище в одной плоскости, ноги прямые, руками опираются о колени. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ЛЕСЕНКА. И.п.: сесть в позу прямого угла, руки на бёдрах. 1. отвести назад правую ногу коленом вниз, обе ноги должны быть вытянуты в одну линию. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить то же левой ногой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ПАРОВОЗИК. И.п.: встать на колени, поставить прямые руки на уровне плеч на пол, спина прямая, голова поднята. 1. сделать мах правой ногой назад - вверх. 2. вернуться в и.п. 3. 4. повторить тоже левой ногой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ЖУЧОК. И.п.: сесть в позу прямого угла, руки в упоре сзади или на поясе, носки натянуты. 1. согнуть правую ногу в колене, подтянуть её по полу пяткой к ягодице, левая нога прямая. 2. согнуть левую ногу в колене, подтянуть её по полу пяткой к ягодице, правая нога прямая. Движение динамическое. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 МОРСКАЯ ВОЛНА. И.п.: сесть в позу прямого угла, руки в упоре сзади или на поясе. 1. поднять прямые ноги с натянутыми носочками на 45*, делать ими волнообразные движения, как бы выписывая восьмёрку. 2. вернуться в и.п. движение динамичное Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ХЛОПУШКА. И.п.: сесть в позу прямого угла, руки в упоре за спиной, согнуть ноги в коленях, прикасаясь пятками к ягодицам. 1. поднять вверх правую ногу, вытягивая носок. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3. 4. повторить тоже левой ногой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

5.Укрепление и развитие стоп.

 Терапевтический эффект: Предупреждение развития плоскостопия. Развитие подвижности суставов ног, способствующее пластичности движений, улучшении осанки.

 ЛОШАДКА. И.п.: стать на колени, держа колени вместе, раздвинуть ноги, сесть на пол между ног, стопы притянуть к себе, взять руками стопы ног с задней стороны (подошва). 1. приподнять руками стопы ног. Задержаться нужное время. Колени и пятки от пола не отрывать. 2. вернуться в и.п. Динамический вариант: поочерёдное поднимание стоп. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ХОДЬБА. И.п.: стать в позу прямого угла, н оги вместе, носочки натянуты, руки в упоре сзади или на поясе. 1. притянуть стопу к себе. 2. внешняя часть стопы (ребром) опустить на пол, пятки вместе, ноги прямые. 3. круговым движением по полу сблизить носки друг с другом, пятки остаются вместе, ноги прямые 4. вернуться в и.п. Движение динамичное или с задержкой в каждой позиции. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ГУСЕНИЦА. И.п.: сесть в позу прямого угла, согнуть в коленях ноги, не разводя колени, приблизить пятки к ягодицам, руки в упоре сзади. 1. поднимая и подтягивая пальцы ног, ползающим движением продвинуть стопы вперёд насколько возможно 2. тем же движением вернуться в и.п. Движение динамичное. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 МЕДВЕЖОНОК. И.п.: сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разводя их, приблизить пятки к ягодицам, руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны. 1. поднять правой рукой правую ногу по возможности выше. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить движение другой ногой. Движение динамичное. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ЛЯГУШОНОК. И.п.: сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разводя ноги согнутые в коленях, приблизить пятки к ягодицам, руки провести под внутреннюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внутренней стороны. 1. поднять правой рукой правую ногу по возможности выше. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить движение другой ногой. Движение динамичное. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

6.Укрепление мышц плечевого пояса.

Терапевтический эффект: Развивает силу рук, подвижность суставов плеча и рук. Оказывает стимулирующее действие на подкожные нервы, укрепляет и освежает кровеносные сосуды.

 ЗАМОЧЕК. И.п.: сесть, скрестив ноги, руки на коленях. 1. правая рука, согнутая в локте, переносится через плечо ладонью внутрь, левая рука, согнутая в локте, заводится за спину через низ ладонью наружу, взять пальцы обеих рук в «замок», левой рукой потянуть вниз, насколько возможно. Задержаться нужное время. Потом потянуть правой рукой левую вверх. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить все движения другой рукой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ДОЩЕЧКА. И.п.: лечь ничком, ладони поставить на пол - на уровне плеч пальцами вперёд, руки согнуть в локтях, ноги вместе, прямые, носки упираются в пол. 1. выпрямляя руки, поднять тело, опираясь на руки и пальцы ног, туловище и ноги должны составлять прямую линию. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

ПЛОВЦЫ. И.п.: лечь ничком, ноги прямые вместе, носки натянуты, руки вытянутые вперёд, ладонями вниз. 1. приподняв голову и грудь, делать руками круговые движения (поочерёдно или вместе). 2. вернуться в и.п. Движение динамичное. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

 ПЧЁЛКА. И.п.: сесть на пятки, согнутые в локтях руки положить на пояс ладонью наружу. 1. вывести вперёд плечи, стараясь соединить локти перед грудью. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3. развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной. Задержаться нужное время. 4. вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 3-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

 МЕЛЬНИЦА. И.п.: стать прямо, ноги вместе или на ширине плеч, руки опущены вниз. 1. поочерёдное вращение рук в плечевом суставе. Движение динамичное. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 САМОЛЁТ. И.п.: стать прямо, ноги врозь, руки в стороны, наклониться вперёд, нижняя часть туловища с прямыми ногами неподвижна, верхняя часть параллельно полу, голова поднята. 1. не меняя положения ног, прямой правой рукой потянуться к правой ноге, левая прямая рука поднимается вверх. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить всё в обратном порядке. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

7.Упражнения для тренировки равновесия.

Терапевтический эффект: Регулируют работу вестибулярного аппарата, развивают координацию движения тела, грациозность, ловкость.

 АИСТ. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. стоя на одной прямой ноге, согнутую в колени другую ногу разместить стопой на внутренней стороне колена прямой ноги, руки развести в стороны или поставить на пояс, стоять по возможности дольше. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить то же с другой ногой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ПЕТУШОК. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. поднять левую, согнув её в колене назад, и взять сзади левой рукой стопу левой ноги, правую руку поднять вверх, ладонью вперёд, голова поднята. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить то же с другой ногой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ЛАСТОЧКА. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки разведены в стороны, ладонями вниз. 1. стоя на одной ноге, не сгибая её, перевести тело и вторую ногу (нога прямая с оттянутым носком) в горизонтальное положение, руки прямые, голова вперёд, вверх. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить то же с другой ногой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 ЦАПЛЯ. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки на поясе. 1. поднять согнутую в колене ногу, носок сильно вытянуть, прикоснуться им к колену, бедро параллельно полу. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить то же с другой ногой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

ОРЁЛ. И.п.: стать прямо, руки вдоль тела. 1. поднять правую ногу и «заплести» её вокруг левой так, чтобы пальцы правой ноги были на икроножной мышце левой, поднять руки на уровень груди и переплести предплечье, ладони во внутрь. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить то же с другой ногой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

 КРЫЛО. И.п.: стать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. поднять прямую ногу вверх, до горизонтального положения, правой рукой (при выполнении движения правой ногой) взять за пальцы правой ноги, левая нога не сгибается. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить то же с другой ногой и рукой. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

Сюжетно – ролевые игры для дошкольников (приложение).

 Дошкольный период является наиболее благоприятным для развития различных физических способностей. Движение составляет основную потребность детей данного возраста, а подвижные игры доставляют наибольшее удовольствие. Но даже в этой наиболее развитой сфере управление своими действиями осуществляется детьми большей частью непроизвольно: через подражание, прямое копирование без достаточного понимания правильности своих движений. Чтобы научиться управлять своим телом, ребенок должен овладеть следующими умениями:

  • Произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении.
  •  Различать и сравнивать мышечные ощущения.
  • Определять соответствие характера ощущений (напряжение расслабление) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила-слабость).
  • Менять характер движений темп, ритм, опираясь на контроль своих ощущений.

Большую помощь в развитии этих умений оказывает работа с образом. Адекватные образы фантазии, яркие эмоции позволяют сделать движение более точным и правильным. В детском возрасте способность подчинять жизнь ярким живым образам фантазии совершенно у ребенка очень близко к конкретному образу, насыщенность эмоциональным содержанием. Объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а при помощи комментариев педагога подключается еще внутреннее внимание детей к этим процессам, осознание и сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Упражнение дает ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, направлять внимание на них, различать и сравнивать. Чередование напряжения и расслабления в движениях рефлекторно влияет на гармонизацию психической деятельности мозга, упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается его настроение, сбрасывается инертность самочувствия. Большое значение для успешного проведения занятий имеет экспрессия педагога при показе упражнения, так как она облегчает детям подражание, эмоционально заряжая их. Скорректировать, усилить мышечные ощущения, удержать внимание ребенка на их осознании помогают своевременные комментарии педагога по ходу занятия, определяющие названия ощущений, их локализацию, ассоциативные образ. По ходу развития сюжета сказки следует акцентировать внимание на воспроизведении эмоций героев, их мимического выражения тем самым, пробуждая и раскрепощая эмоции в детях.

        

Игры - упражнения на расслабление мышц

«Штанга»
Вариант 1
Цель:
 расслабить мышцы спины.
Ход: «Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, отдохните. Попробуем еще раз».

Вариант 2
Цель:
 расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ребенку почувствовать себя успешным.
Ход: «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз.

«Сосулька»
Цель: расслабить мышцы рук.
Ход: «Ребята, я хочу загадать вам загадку:
У нас под крышей
Белый гвоздь висит,
Солнце взойдет,
Гвоздь упадет.
(В. Селиверстов)
Правильно, это сосулька. Давайте представим, что мы с вами артисты и ставим спектакль для малышей. Диктор (это я) читает им эту загадку, а вы будете изображать сосульки. Когда я прочитаю первые две строчки, вы сделаете вдох и поднимете руки над головой, а на третью, четвертую - уроните расслабленные руки вниз. Итак, репетируем... А теперь выступаем. Здорово получилось!»

"Шалтай-болтай"
Цель: расслабить мышцы рук, спины и груди.
Ход: «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай-Болтай».
Шалтай-Болтай
Сидел на стене.
Шалтай-Болтай
Свалился во сне.
(С. Маршак)
Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз».

«Винт»
Цель: снять мышечные зажимы в области плечевого пояса.
Ход: «Ребята, давайте попробуем превратиться в винт. Для этого поставьте пятки и носки вместе. По моей команде «Начали» будем поворачивать корпус то влево, то вправо. Одновременно с этим руки будут свободно следовать за корпусом в том же направлении. Начали!.. Стоп!»
Этюд может сопровождаться музыкой Н. Римского-Корсакова "Пляска скоморохов" из оперы "Снегурочка".

«Насос и мяч»
Цель: расслабить максимальное количество мышц тела.
Ход: «Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас - большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего - у мяча поднимается голова, после четвертого - надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса... Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение". Затем играющие меняются ролями.

Из книги К. Фопеля «Как научить детей сотрудничать»
«Танцующие руки»
Цель: если дети неспокойны или расстроены, эта игра даст им (особенно огорченным, неспокойным) возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться.
Ход: Разложить большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Взять каждому играющему по 2 мелка. Выбрать для каждой руки мелок понравившегося цвета. Потом лечь спиной на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования.) Закрыть глаза, и, когда начнется музыка, обеими руками рисовать по бумаге. Двигать руками в такт музыке. Потом посмотреть, что получилось (2-3 минуты).
Игра проводится под музыку.

«Слепой танец»
Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.
Ход: Разбиться на пары. Один получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим", он водит "слепого". Взяться за руки и потанцевать друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). После поменяйтесь ролями. Помочь партнеру завязать повязку.

Упражнение «Тряпичная кукла и солдат»
Цель: Быстрое снятие напряжение на мышечный аппарат, способ расслабиться.
Ход: Инструкция: Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждого из вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (Покажите детям эту позу.) А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Покажите детям и эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. (10 секунд). Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной. Снова станьте солдатом (10 секунд). Теперь опять тряпичной куклой. Просите детей попеременно быть солдатом и тряпичной куклой до тех пор, пока у Вас не сложится впечатление, что они уже вполне расслабились. Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с них капельки воды. Стряхните капельки воды со спины... Теперь стряхните воду с волос... Теперь — с верхней части ног и ступней...

Упражнение «Насос и резиновая кукла»
Цель: помочь расслабиться мышцам при сильном их напряжении
Ход: Инструкция: «Представьте себе, что вы – резиновая кукла. «Сдуйтесь», пожалуйста. А теперь я буду вас «надувать». Ведущий делает движения, соответствующие надуванию насоса. Остальные постепенно напрягаются. Когда все куклы максимально напряглись, ведущий издает звук, подобный выниманию пробки, а «надувные куклы» с шипящим звуком постепенно сдуваются».

«Дрожащее желе»
Цель: помочь пробудить новые жизненные силы после долгой сидячей работы, требующей сосредоточенности.
Ход: Инструкция: Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе — это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками. Показывайте, как Вы держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь — дрожащее желе успокоится не сразу. Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила ее на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться. Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.

Упражнение «Массаж в кругу»
Цель: развивать умение расслабляться, снимать напряжение, чрезмерную активность, приобрести кинестетический опыт, сблизить отношения в группе между участниками.
Ход: Группа становится в круг друг за другом.
Ведущий: «Представьте себе, пожалуйста, что вы – деревья в саду. Летний ветерок покачивает ваши ветки-руки. Постепенно ветер усиливается (амплитуда движений увеличивается) и начинает идти мелкий дождик (кончиками пальцев легко стучите по спине стоящего впереди участника). Дождь усиливается (движение более напористое). Постепенно дождик затихает и начинает выглядывать солнышко (поглаживание спины). Теперь развернитесь на 180 градусов и отблагодарите партнера за приятные ощущения – идет повторение инструкции».

        Литература:

1. А.И. Буренина "Ритмическая пластика для дошкольников" Учебно-методическое пособие по программе "Ритмическая мозаика". Санкт-Петербург. "Детство-пресс". 1999 г.

2. А.Г. Назарова "Игровой стретчинг" Санкт-Петербург. Учебно - методический центр "Аллегро". 2004 г.

3. В.Т. Кудрявцев, Б.Б.Егоров "Развивающая педагогика оздоровления".

Москва Линка-Пресс.2009 г.

4. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина "Са-фи-дансе" Танцевально-игровая гимнастика для детей. Санкт-Петербург. "Детство-пресс".2009 г.

5. Е.В. Сулим «Занятия по физкультуре в детском саду: игровой стретчинга», Москва, 2012г.

6. Н. Москвитина «Круговая тренировка», «Спорт в школе» №18 (325), сентябрь 2003г.

7. Н. Замотаева «Организация физкультурных занятий», «Дошкольное воспитание» №5, 2005г.

8.  В. Томпсон «Стретчинг для здоровья и долголетия». Феникс, 2004г.

9. Нельсон, Кокконен «Анатомия упражнений на растяжку», 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста.

2012г. Содержание: 1. Методические рекомендации по проведению цикла экскурсий в лес с детьми старшего дошкольного возраста………………………………………..1 2. Цикл экскурсий в лес: Эк...

Методические рекомендации по изучению темы "Дни воинской славы" с детьми старшего дошкольного возраста

Праздник победы советского народа над нацисткой Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов- один из главных праздников в истории нашего народа. Рассказывая о войне, ориентируйтесь на возр...

Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...

Выступление на педагогическом совете: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста»

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже ...

Инновационный проект: "Формирование навыков речевого дыхания с использованием здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

  Предложенная модель организации работы по  развитию навыков «правильного» дыхания в дошкольном учреждении имеет целью формирование у ребенка необходимых умений и на...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

В процессе коррекционной работы логопеда возрастает педагогическая и  социальная значимость сохранения здоровья детей. Одной из главнейших задач логопедической работы является создание такой корр...