Главные вкладки

    Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии
    методическая разработка

    Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии  для развития эмоциональной сферы дошкольников, теоретическое обоснование, задачи и методы работы с детьми.В работе описаны преимущества арт-терапии и принципы работы с детьми дошкольного возраста, а также взаимодействие с родителями и педагогами по данному вопросу.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие эмоциональной-личностной  сферы детей  старшего дошкольного возраста через использование   средств  арт-терапии.

                                                                                                             Педагог-психолог Малыгина С.А.

    Многие годы дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечении познавательного развития детей. Однако в дошкольном возрасте ребенок овладевает не только знаниями, умениями, навыками, но и происходит становление базовых свойств его личности: самооценки и образа Я, эмоционально сферы, нравственных ценностей и установок, социально – психологических особенностей в системе отношений между людьми.

    Сегодня в качестве основных приоритетов  дошкольного воспитания выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком, забота о его эмоциональном благополучии ,принятие и поддержка его индивидуальности.

    • в Федеральном   Государственном   образовательном     стандарте   дошкольного образования» (9,3) «охрана и укрепление эмоционального благополучия детей»-выступает в качестве основной приоритетной  задача дошкольного образовании

    Считаю, что проблема эмоционального  благополучия   детей в семье и дошкольном учреждении , развитие его эмоциональной сферы, формирования  «умных эмоций»,  является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. 

      У детей , которые не могут управлять своими эмоциями ,возникает проблема социально-психологической адаптации: нет контакта со сверстниками, ребенок не принят, изолирован или отвергнут. В свою очередь положение ребенка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние. От этого зависит, насколько чувствует ребенок себя спокойным, удовлетворенным, находится в состоянии эмоционального комфорта.

    Т.о. гармония или дисгармония эмоциональной сферы определяет всю жизнь ребенка: его психическое развитие, общение, взаимодействие, деятельность.

    К сожалению одной  из актуальных для современного   дошкольного образования является проблема ухудшения психологического  здоровья, увеличения количества так называемых «трудных» детей, с трудностями эмоциональной регуляции поведения, детей с эмоциональными нарушениями.

    Современные дети более интеллектуально развиты и вместе с тем более инфантильны, эмоционально равнодушны, у многих детей повышен уровень тревожности, агрессивности, занижена самооценка.

    И для этого есть свои причины:

    -дефицит внимания, поддержки, любви, скрытое и явное эмоциональное отчуждение взрослыми ребёнка в семье;

    а)нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь их повышенная тревожность и эмоциональная холодность

    б)неадекватный  стиль воспитания ребёнка, и в первую очередь гиперопёка или сверхконтроль,

    -несоблюдение взрослыми прав, защищающих интересы ребёнка, авторитарный стиль взаимодействия , стремление жёстко подчинить детей своей воле и регламентировать их поведение даже в тех случаях, где им необходима свобода.(А.В.Петровский, Т.И.Чиркова)

    -Нестабильность: политическая, экономическая, ценностная.

    -отчуждение мира культуры взрослых от детской субкультуры, неготовность понять, принять и сохранить её уникальные традиции, передающиеся от одного поколения к другому;

    -раннее  приобщение  дошкольников к  теле-видео-компьютерному  экрану.

    -Внедрение раннего обучения, приводящего к перераспределению темпов развития познавательных процессов, что является фактором риска нарушения здоровья детей.

    Значительная часть родителей попала под влияние педагогических теорий, пропагандирующих интеллектуализацию воспитания. Родители готовы, не жалея сил и времени, учить детей считать, читать, знакомить с основами наук…. При этом они полностью отказываются от интеллектуально не нагруженных, но имеющих психотерапевтический смысл видов общения: бытовой, совместной деятельности, игры. По мнению специалистов (педагоги, психологи, психиатры), изучавших эту проблему, интеллектуальные перегрузки приводят к глубокой невротизации личности ребёнка, смещению его самооценки в область образовательных достижений.

    Застенчивость, тревожность, неуверенность в себе, длительное подавленное состояние, неспособность самостоятельно принимать решение и справляться с трудностями, ощущение собственной неполноценности и многое другое осложняют жизнь ребёнка как в семье, так и в коллективе сверстников. В связи с этим особо актуальной для практической психологии  является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления  этих нарушений.

    Работа над этими проблемами способствовала поиску новых технологий в работе с детьми. Наиболее приемлемой, на мой взгляд, является арт-терапия.

    Творчество помогает ребёнку справиться с эмоциональными и поведенческими проблемами.

    Использование арт-терапии в практике педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения обосновано присущими ему функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.

    Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

    Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

    Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

    Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

    Арт-терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

     Таким образом арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

    . В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют. Именно «арт-терапия» позволяет  добиться  положительного развивающего эффекта в работе с детьми.

    С какими детьми можно проводить работу на основе арт-методов? Для кого предназначены подобные занятия?

    Это дети с негативным представлением о себе, неадекватной самооценкой, повышенной тревожностью, страхами. Дети, которые реагируют на окружающие события с помощью сложившихся механизмов защиты: агрессии, отказа от общения, демонстративности. Некоторые из них ведут себя сверхактивно, суетливо, шумно либо, наоборот, стараются стать незаметными.

    Для ребенка чаще важен не результат, а сам процесс рисования. Именно поэтому арт-терапия так эффективна в работе с детьми.

    Арт-терапия позволяет вернуть ребенка в ту атмосферу, которая окружала его в доизобразительный период: бузусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей. Возвращается ощущение успешности и значимости для окружающих его действий: «я чего-то стою, что-то могу», «у меня есть способности», «я признан другими», «мое мнение учитывается», «я могу справляться с трудностями», «я не избегаю неудачи, а стремлюсь к успеху». В ходе взаимодействия с детьми ребенок меняет свои ожидания от социальных отношений: «я вижу успехи других детей», «мне легко общаться со взрослым», «меня понимают», «мне помогают, меня поддерживают».

    Преимущества  использования  с детьми   методов  арт-терапии

     Какое воздействие оказывает арт-терапия, в чем заключаются ее уникальные особенности?

    • Создает положительный эмоциональный настрой.
    • удовлетворяет потребности в позитивном внимании ,даёт ощущение собственной успешности и значимости
    • Облегчает процесс коммуникации
    • наиболее мягкий метод работы,  с проблемами.позволяет обратиться к тем реальным проблемам которые по каким– либо причинам затруднительно обсуждать вербально.
    • Дает возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме.
    • безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций позволяет проработать мысли и эмоции, которые человек привык подавлять.
    • снятие психо- эмоционального напряжения
    • Свободное самовыражение,возможность не навязывая, не заставляя, раскрыть способности ребёнка, помочь ему, опираясь на сильные стороны, преодолевать трудности
    • Активная жизненная позиция
    • Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
    • Эффективна в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления.

    На сегодняшний день зарубежными и отечественными специалистами накоплен богатый опыт использования арт-терапии в работе с детьми, в том числе, дошкольного возраста.

    Теоретическое обоснование

    Существуют различные точки зрения на определение арт-терапии, в частности одни связывают ее с лечебным применением разных искусств, другие же связывают данное направление исключительно с лечебным применением клиентом разных изобразительных средств.

    Изначально термин арттерапия(буквально: терапия искусством) возник в 1938г, его ввёл Андриан Хилл. З.Фрейд ,К.Юнг изучали сферу бессознательного, говорили,что  безсознательное проявляет себя  в символических образах. Юнг предлагал выражать свои мечты и фантазии в рисунках, рассказах, чтобы лучше понимать  переживания

    Дальнейшее развитие арт-терапия получила в учениях К.Роджерс, А Маслоу ,Э. Крамер .Разрабатывая гуманистическую  модель развития личности. Они говорили, что художественный процесс сам по себе имеет оздоравливающее действие и не требует вербального комментатора.

    Копытин А.И. и Свистовская Е.Е. отмечают, что, «несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях имеет преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность, что может иметь большое значение в деятельности образовательных учреждений Во избежание смешивания терапевтических и образовательных компонентов в работе педагогов, этими авторами предлагается вместо слов «арт-терапия» и «арт-терапевтический» (метод, прием, подход) использовать такие понятия, как «арт-метод» («арт-методы»), «методы, основанные на творческой активности», «методы творческого самовыражения» и иными близкими им по содержанию определениями.

    Арттерапия в научно-педагогической литературе рассматривается, как средство позволяющее заботиться об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности (Г.В. Бурковский, А.И. Захаров, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О.А. Карабанова, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, Р.Б. Хайкин и др.)

    Арцишевская И.Л. Л.Мардер Отмечали психопрофилактическую,    социализирующую и развивающую направленность  арттерапевтических методов, говорили об арт-терапии как о мягком методе работы с проблемами ребёнка

    Л. С. Выготский ,А. В. Запорожец,  А.Д. Кошелева, Я.З. Неверович доказали возможность смягчения недостатков эмоционального развития детей  через активное его включения в особым образом организованную деятельность.Считали возрастной период  5 – 7 лет сензитивным   для формирования эмоциональной сферы.  

    Ведущая идея:

    Использование  разнообразных  средств арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста способствует   преодолению  нарушений   эмоциональной –личностной  сферы детей

    Коррекционно-развивающая работа с подгруппой детей и через индивидуальные образовательные маршруты  осуществляется на основе разработанной программы «Развитие и коррекция эмоционально-личностной  сферы у детей старшего дошкольного возраста  через использование средств арт-терапии».

    ЦЕЛЬ:Развивать   эмоционально-личностную  сферу ребёнка через использование средств  арт-терапии.

    ЗАДАЧИ

    • Формирование умения детей понимать  и выражать собственное
    • эмоциональное  состояние  через творчество, отреагирование актуальных состояний;
    • Снятие эмоционального и мышечного напряжения,

           гармонизация эмоциональной сферы

    • Развитие позитивной самооценки, повышение уверенности в своих силах.
    • Формирование способов эффективного взаимодействия: умения сотрудничать, проявить инициативу, уступить.
    • Совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями,

    обучение приемлемым отреагирования чувств и переживаний в процессе

    творчества.

    • Снижение уровня тревожности и агрессивности, демонстративности
    • Повышение психологической компетентности педагогов  и родителей

    по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольника  средстами арт-терапии

    • Оптимизация детско-родительских отношений

    Данная программа основана на использовании различных форм творческого самовыражения, в первую очередь изобразительных средств: графика, живопись, коллаж.

    ПРИНЦИПЫ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ЭЛЕМЕНТОВ  АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

    • Принцип добровольности (желание ребенка - основное условие работы. )
    • Принцип комфортности  создание  на занятии атмосферы защищённости, доброжелательности, безопасности.
    • Принятие ребёнка таким, какой он есть признание его ценности, значимости, уникальности
    • Принцип максимального учёта  психического своеобразия  и индивидуального опыта каждого ребёнка.
    • Принцип равенства позиций :личностно-ориентированный стиль общения

    Работа предполагает совместную деятельность педагога с детьми.

    • Принцип  систематичности
    • Принтип интегративности : использование элементов: изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочного рисования,  игротерапии, что во многом повышает эффективность  работы
    • Принцип вариативности  создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.
    • Принцип доступности : техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности
    • Позитивное одобрение и принятие любого  малейшего достижения ребёнка, продукта творчества, независимо от содержания, формы, качества

    Ожидаемые результаты

    • позитивные изменения в психологическом состоянии детей
    • снижение тревожности  и агрессивности, демонстративности
    • уверенность, адекватная самооценка
    • коммуникативная и творческая активность
    • повышение уровня благополучия и статуса ребёнка  в  детском  коллективе.
    • улучшение детско-родительских отношений;

    Этапы работы

    I этап

    • Изучение психолого-педагогической литературы.
    • Проведение первичной  психолого-педагогической диагностики эмоционально-личностной   сферы, анализ результатов наблюдения и анкетирования
    • Отбор принципов  организации работы, наглядных и методических материалов
    • Разработка плана работы
    • Внесение изменений в РППС.

    II этап

    • Реализация плана работы.  
    • Работа  в мини-группах  по индивидуальным образовательным маршрутам
    • Подбор арт-терапевтических  игр и составление  каталога.
    • Вовлечение родителей  и педагогов  в образовательный  процесс.    

    III этап

    • Проведение повторной педагогической диагностики.
    • Проведение анализа результативности работы
    • Транслирование опыта практических достижений

          по представленной теме.

    • Определение дальнейшего маршрута.

    Причиной направления детей на арт-терапию служат результаты диагностики и наблюдений психолога, а также отмечаемые педагогами и родителями проявления поведенческих и эмоциональных нарушений.

    В своей работе я использовала комплекс диагностических методик:

    Диагностический инструментарий:

    • Наблюдение за эмоциональным самочувствием детей  в свободной деятельности.
    • Графическая методика «Кактус» М.А.Панфилова
    • Проективная рисуночная методика «Рисунок семьи». Г.Т.Хоментаускас
    • Анкета  для родителей  «Эмоциональное развитие   ребёнка».
    •  Социометрия Т.А. Репиной «Секрет»
    • Изучение самооценки «Лесенка» В.Г.Щур
    • Проанализировав данные диагностики я определила группу детей с которой будет проводится работа по развитию эмоционально-личностной сферы.

    Работа  с детьми проводились  с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: изотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии,  свето-песочной  терапии,  игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях,  для полноценного развития эмоционального интеллекта.

    Занятия проводились в течение 3  месяцев (1 раз в неделю), по составленной программе, с использованием игровых методов и приёмов в комплексе с рисуночной терапией, сказкотерапией, музыкотерапией, а так же с использованием психогимнастических упражнений.

    Участниками работы были не только дети, но и родители, педагоги.

    Работа с родителями

    Задачи: Расширение знаний родителей по вопросам значимости развития социально-эмоциональной сферы детей.

    Формирование практических навыков родителей  по взаимодействию  с ребёнком, оптимизации детско-родительских отношений

    Способствовать повышению ответственности родителей за  эмоциональное благополучие детей

    Мероприятия:

    Анкетирование родителей:

    • «Особенности эмоционального развития ребёнка»

    Тематические консультации для родителей :

    «Как с помощью рисунка победить страх»

    «О чём расскажет детский рисунок»

    «»Как научить  ребёнка преодолевать негативные эмоции

    Консультация для родителей «Как понимать и слушать ребёнка»

    • Как помочь детям с нарушениями в эмоциональной сфере
    • ( агрессивные дети, тревожные дети)
    • Электронные консультации  , презентации  для родителей  на сайте

    -Презентации и выступления на родительских собраниях:

    «Как облегчить адаптацию»

    «Кризис 3 лет»

    «Возраст почемучек»

    «Правила общения в семье»

    Составление библиотечки для родителей и педагогов из книг, периодики, печатных статей, памяток, рекомендаций

    Работа с педагогами

    Задачи:

    • Расширение знаний педагогов по вопросам значимости развития социально-эмоциональной сферы детей.
    • Самосовершенствование педагогов в овладении коммуникативными умениями, навыками саморегуляции, способами бесконфликтного  общения.
    • Формирование практических навыков  педагогов по взаимодействию  с ребёнком

    Консультации для педагогов ДОУ:

    «Основные показатели изменений  в поведении ребёнка в период адаптации к ДОУ .Условия успешной адаптации.»

    Консультация для педагогов «Значение цвета в детском рисунке»

    Консультация «Как помочь застенчивому ребёнку»

    Консультация  для педагогов « игры на развитие умения понимать понимать свои чувства и других людей»

    «Развитие  эмпатических способностей детей в процессе общения»

    «Условия для эмоционального благополучия детей в летний период»

    «Психологический уголок в детском саду»

    «Особенности взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями развития социально-эмоциональной сферы»

    Тематические консультации для молодых специалистов:

    «Неуверенные, застенчивые  дети. Как  им  помочь ?»

    Особенности взаимодействия с агрессивными детьми»

    Как помочь  ребёнку справиться со своими страхами2

    Открытые  просмотры  для педагогов ДОУ:

    «Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников»

    Семинары-практикумы «Основы коммуникации»(4 занятия)

    Семинар-практикум  с элементами тренинга

     : «Как предупредить и преодолеть нарушения в эмоциональном развитии детей»

    После проведения курса занятий, была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же  методик, что и на начальном этапе. Диагностика проводилась с целью проверки эффективности психологической коррекции эмоциональной сферы ребёнка, посредством составленной нами системы занятий с использованием метода арт-терапии.

    Сравнивая результаты первичной и итоговой диагностики, был сделан вывод, что систематическое проведение работы с детьми старшего дошкольного возраста пло развитию эмоционально-социальной сферы через использование средств арттерапии  даёт положительные результаты

    Сопоставление результатов первичного и повторного обследования детей убедительно свидетельствует о положительной динамике в эмоциональной сфере ребёнка у детей .Это находит своё выражение в снижении у детей  уровня страхов, тревожности, агрессивности, демонстративности.

    Позитивные изменения, произошедшие в эмоциональной сфере детей выразились в снижении негативно окрашенных переживаний и общей психологической напряженности, стабилизации общего фона настроения..

    Воспитатели и родители отметили положительное эмоциональное самочувствие детей в период проведения с ними специальных занятий с использованием арт-терапевтических методов.

    Литература:

    • Свистунова Е.В. Разноцветное детство:игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия М.»Форум» 2012г
    • Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольника-ми: Методическое пособие – Пенза, 2014.
    • А.А.Воронова «Арт-терапия для дошкольников» Т.Ц.Сфера 2017г.
    • Г.М.Татарникова «Индивидуальное сопровождение детей «группы риска» Волгоград»Учитель»2014г
    • Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2003г.
    • Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.
    • Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии.

    В статье в краткой форме представлен проект организованной деятельности с детьми подготовительной группы по формированию коммуникативной компетентности через использование средств арт-терапии. Занятия...

    Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"

    Педагогический опыт "Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста через использование средств арт-терапии"...

    Рабочая программа для коррекции и развития познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием песочной терапии "В гостях у Песочной Феи"

    Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка, известен уже давно. Песочная терапия - это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обра...

    Рабочая программа по коррекции и развитию познавательной и эмоционально - волевой сферы старших дошкольников с использованием телесно - ориентированной терапии

    Телесно-ориентированная психотерапия с помощью специальных упражнений, направленных на достижение определенной цели, аккуратно влияет на состояние человека. Она обходит многие барьеры и сопротивление ...

    Развитие сенсомоторной сферы у дошкольников через использование элементов песочной терапии

    Доклад  об использовании элементов песочной терапии в своей работе...

    Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»

    Проект «Развитие фонематического слуха у старших дошкольников через использование дидактических игр и упражнений в разных видах детской деятельности»...