"Здоровячок"
рабочая программа (средняя группа)

программа по доп. образованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovyachok_2019.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

  Принята на заседании                                                                                                                                      Утверждаю:

  педагогического совета                                                                                                                                    заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда»

  протокол № ____                                                                                                                                               Кузнецова В.А.  _______________

  от «____» __________2019 г.                                                                                                                         «____» ______ 2019г.

ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ

среднего 

  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  (4-5 лет)

группы «Ромашки»

ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Здоровячок»

на

2019-2020 учебный год

                                                                 

                                                                                                Составила воспитатель:

                                                                                                         

                                                                                                                 Бондаренко Н.В.

        

2019 год

Содержание

  • Пояснительная записка
  • Цель и задачи рабочей программы
  • Условия организации образовательного процесса
  • Методы реализации программы
  • Основные направления работы
  • Предполагаемый результат образовательной деятельности воспитанников 4-5 лет.
  • Перспективное тематическое планирование
  • Учебно-наглядное пособие, оборудование
  • Учебно-методическое обеспечение.

     «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье –

это важнейший труд педагога. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

                                                                                                                                                                                                               В.А. Сухомлинский.

Пояснительная записка

       Кружок «Здоровячок» имеет валеологическую направленность, которая определена особой актуальностью сохранения и укрепления здоровья детей  в современных условиях, приобщения дошкольников к здоровому образу жизни. С началом третьего тысячелетия проблемы здоровьетворения и здоровьесбережения, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. На сегодняшний день существует общая тенденция ухудшения состояния здоровья детей.

      Так как проблема здоровья выдвигается на первый план, то необходимо формировать  и поддерживать у дошкольников интерес к своему здоровью, воспитывать  осознанное отношение к его ценности, мотивацию на здоровый образ жизни. На импровизированных «уроках здоровья» дети знакомятся с понятиями: «здоровье», «здоровый образ жизни», «физическая культура», «гигиена», «режим дня», «безопасное поведение», в доступной форме получают много нового и интересного о человеческом организме – познают себя.

Цель программы:

       Цель кружка «Здоровячок» - воспитание валеологической культуры у детей дошкольного возраста, традиции – быть здоровыми!

Задачи программы:

  1. Раскрыть смысл и значение здоровья, как общечеловеческой ценности и основы развития, совершенствования личности человека; привычки здорового образа жизни.
  2. Создать представление об основных факторах, формирующих здоровье человека и закрепить их в практической и исследовательской деятельности детей, приобщать к гигиенической культуре.
  3. Воспитывать у детей сознательное отношение и потребность к улучшению здоровья в течение всей жизни через рациональную двигательную активность, сбалансированное питание, режим дня, эмоции, безопасное поведение.
  4. Развивать чувство сопереживания, готовности оказать посильную помощь; знать стихи, пословицы о здоровье, отражать в продуктивной деятельности свои представления о здоровом образе жизни.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет  4-5 лет.

Сроки реализации программы – 1 год.

Режим работы кружка 1 раза в неделю по 25 минут.

Каждая тема программы раскрывается при помощи комплекса занятий различного типа.

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении.

Методы реализации программы.

Наглядные методы:

  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показ сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • организация выставок работ, фотовыставок.

Словесные методы:

  • чтение литературных произведений;
  • заучивание стихов, пословиц о здоровье, гигиене;
  • беседы (диалоги, интервью);
  • рассказы воспитателя;
  • моделирование ситуаций.

Игровые  методы:

  • проведение разнообразных игр (подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций, речевых подвижных игр, пальчиковых и др.).
  • загадывание загадок;
  • проведение викторин, конкурсов, развлечений, досугов.

Практические методы:

  • организация продуктивной деятельности;
  • оформление альбомов, выставок;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

Основные направления кружковой работы.

  Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей определяющими понятиями здоровья, компонентами здорового образа жизни, влияние на них человека в игровой занимательной форме.

  Практическое направление – овладение умениями и навыками гигиены, физической культуры, правилами безопасного поведения, связанные с практическими делами (занятия физкультурой, гимнастические упражнения, самообслуживание, труд и др.).

  Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

  • Бережно относиться к своему здоровью, не вредить организму, выполнять необходимые для этого правила личной гигиены, безопасного поведения.
  • Проявлять интерес к мероприятиям по укреплению здоровья, принимать в них активное участие.
  • Выражать сочувствие, заботу, готовность оказать помощь; повышение самооценки.
  • Проявление творчества и фантазии, эмоциональной отзывчивости.

      Программа разработана с учетом основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В основу содержания легла региональная программа «Здоровье» Болдурчиди, парциальная программа «Школа здорового человека» Г.И. Кулик, Н.Н. Сергиенко, обобщенный опыт по данной теме таких авторов, как Н.В. Елжова «Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении», Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников», О.В. Чермашенцева «Основы безопасного поведения дошкольников».

        Работа по рабочей программе дает детям не только определенную сумму знаний и представлений о себе, своем здоровье и физической культуре, но и позволяет найти способы укрепления и сохранения здоровья.

        Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

        Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

  • готовностью педагога к осуществлению валеологического образования;
  • постоянным приобщением детей к здоровому образу жизни;
  • построением развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе.


Решение валеологических задач также осуществляется в повседневной деятельности детей с различным содержанием: социально-нравственным, художественно-эстетическим, изобразительным и т.д. В процессе обучения обязательным является использование материалов регионального компонента.

Месяц

Дети

Родители

Сентябрь.

На страже здоровья ребёнка

Культурно – гигиенические навыки (к.г.)

  1. Изучение песенок, стихов о здоровом образе жизни, о гигиене.
  2. Кукла Маша не грязнуля

(игры с ней по к.г. навыкам)

  1. Консультация «Формирование культурно – гигиенических навыков».
  2. Анкетирование «что значит быть здоровым?»

Октябрь.

Мы дружим с физкультурой

  1. Чем полезна гимнастика
  2. Гимнастика для глаз, органов дыхания
  3. Развлечения «Маленькие спортсмены» (прогулка)
  1. Консультация для родителей «Маршруты здоровья и закалки».
  2. Фото выставка  «Я дружу с физкультурой»

Ноябрь.

Правильное питание – залог здоровья

  1. Беседа: «Где живут витамины?»
  2. Выставка «Полезные продукты» (рисование)
  3. Развлечение «Любим овощи и фрукты – витаминные продукты»
  1. Папка передвижка «Правильное питание»
  2. Что у осени в корзинке? (выставка из природного материала)

Декабрь.

Физкультура и здоровье

  1. Пальчиковая гимнастика.
  2. Весёлая неделька (гимнастика для глаз)
  3. Дыхательная гимнастика .
  1. Советы: «чистые руки – залог здоровья!», «Дороже алмаза свои два глаза»
  2. Памятка «Наши руки не знают скуки» (самомассажи)

Январь.

Если хочешь быть здоров – закаляйся!

  1. «Ходи правильно» - гимнастика по плоскостопию
  2. Игры для закаливания организма.
  1. Консультация по плоскостопию
  2. Виды закаливания – ширма
  3. «Игры зимой» консультация для родителей

Февраль.

Профилактика лечение в бесконечности движения

  1. Игры малой подвижности
  2. Изучаем свой организм (моё тело)
  1. Консультация «Как одеть ребенка на зимнюю прогулку».
  2. Разговор с родителями «Досуг в семье».»

Март.

  1. Врачи наши друзья (сюжетная игра «Больница)
  2. Выработка правильной осанки – упражнения
  1. Консультация «Правильная осанка».
  2. Рекомендации (упражнения для правильной осанки)

Апрель.

Мы подросли и повзрослели

  1. День открытых дверей «Добрый доктор Айболит»
  2. «Витаминка – приглашает друзей». Досуг оздоровительной направленности.
  1. Консультация «Здоровье на тарелке»
  2. Фото выставка «Мама, папа и я спортивная семья!»

Май.

Слова учат, а пример заставляет подражать

  1. Спортивное развлечение «Праздник мыльных пузырей».
  2. Чтение сказки К.И. Чуковского «Мойдодыр»
  3. Инсценировка стиха А. Барто «Девочка чумазая»
  1. Консультация «Воспитание привычек у детей»
  2. Собрание «Солнце – воздух и вода наши лучшие друзья» (летний оздоровительный режим).
  3. Презентация «Мы любим спорт!»

ТСО

Учебно-наглядные пособия

Оборудование

Магнитофон

аудиокассеты (звуки природы).

Видеофильмы о спорте.

       Мультфильмы о гигиене,

ги,  безопасности.

Комплект плакатов «Человек», «Как устроен наш организм».

Схемы, таблицы, плакаты по валеологическому воспитанию.

Схемы, таблицы перестроений, последовательности выполнения общеразвивающих упражнений.

Плакаты на тему: «Безопасность дошкольников», «О правилах важных, пожароопасных».

 

Энциклопедия для детей «Все обо всем»: «Мое тело», «Букварь здоровья».

Гербарии лекарственных растений Смоленского края.

Фото спортсменов.

Иллюстрации о видах спорта.

Картинки и карточки для игр.

Настольные, дидактические игры.

Картотека подвижных игр.

Сборник стихов о здоровье, гигиене, режимных моментах.

Литература:

1. Авдеева, Н. и др. Безопасность глазами ребенка: Учебно-методическое пособие по работе с детьми старшего дошкольного возраста. /Авдеева Н., Князева О., Стёркина Р.// Основы безопасности жизни. – 2000. -  №4. – С.10-13.

2. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольника [текст]: методическое пособие – 2-е изд. – М.: 2000. -108 с.

3. Богина, Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях [текст]: методическое пособие /Т.Л.Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 112с.- (Библиотека воспитателя)

4. Борисова, Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками [текст]: методическое пособие – 2-е изд. переработ. – М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009. – 144 с. – (Дошкольное образование)

5.   Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения ребенка [текст]. – М.: Школьная пресса, 2007. – 24с. – (Я – человек).

6. Деркунская, В. Как воспитать ребенка валеологически культурным?: [текст]  /В.Деркунская, Н.Поведенок// Дошкольное воспитание. – 2004.-№11.- С.12-15.

7. Змановский, Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми [текст]: методическое пособие – 2-е изд. испр. и доп.. – М.: 2001.- 94 с.

8. Кондратьева. Н.Н. Мы. Программа экологического образования [текст]: программа – 2-е изд. – М.:АРКТИ, 2002.  – 172 с.

9. Лоскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем играя: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физической культуры. – М.: Просвещение, 2002. – 110с.

10. Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка: пособие для практических работников детских дошкольных учреждений [текст, таблицы]: рекомендации  - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2000.  – 107с. – (Развитие и воспитание дошкольника).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во II младшей группе Развивающая ситуация Тема: «Путешествие в страну Здоровячков»

Конспект непосредственно образовательной деятельности во IIмладшей группе Развивающая ситуацияТема: «Путешествие в страну Здоровячков»Интеграция: здоровье, физкультура, чтение художественной лит...

Проект Здоровячок

Физкультурно-оздоровительная работа...

Мастер класс "Здоровячок"( с использованием нестандартного оборудования)

Вашему вниманию представлена авторская разработка "Здоровячок"(с использованием нестандартного оборудования и нетрадиционных средств оздоровления детей)...

Оздоровительная программа "Здоровячок"

Во все времена и для всех народов был закон – здоровье и качество обучения тесно взаимосвязаны. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение. Программа “Здоровячок ” имеет физкультурно-танцевальную ...

Путешествие в страну Здоровячков

Декада: " Путешествие в страну Здоровячков" способствует формированию у детей представлений о здоровье человека, составляющих здоровья. Материал представлен в виде таблицы, которая включает совместную...

Презентация проекта тематической площадки "Здоровячок". Оздоровительная работа в летний период.

Данная презентация знакомит с летней оздоровительной работой в  дошкольном детском доме...

Летнее спортивно-музыкальное развлечение для детей старшей и подготовительной групп "Страна Здоровячков"

Сценарий разработан с использованием материала из книг оздоровительно-развивающей программы "Здравствуй!"М.Л.Лазарева. (Сценарий был опубликован в журнале "Справочник старшего воспитателя ДОУ" - на ры...