статья значение пальчиковых игр в развитии речи детей
статья (старшая группа)

Тарасова Жанна Анатольевна

значение пальчиквых  игр

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_palchikovyh_igr_v_razvitii_rechi_detey.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Значение пальчиковых игр в развитии речи детей

В настоящее время речь  дошкольников недостаточно развита. На это влияют: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная занятость родителей на работе и другое.

Ученые, изучающие деятельность детского мозга и психику детей, отмечают, что большое стимулирование оказывают функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени мелкой и крупной моторики пальцев рук. В результате обследования детей была выявлена закономерность: если развитие моторики пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи ребенка находится в пределах возрастной нормы. При отставании развития движений пальцев речевое развитие ребенка задерживается, при этом общая моторика может быть нормальной, поэтому перед педагогами в детских садах: научить детей правильной, грамотной речи.

Очень важно знание родителями норм  двигательного и речевого развития ребенка. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное речевое развитие.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей ВНД ребенка.

Большое значение для речевого развития детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук: с пуговицами и мелкими игрушками, мозаикой, вкладышами, конструктором, ЛЕГО, рисование по точкам, раскрашивание, занятия аппликацией, шнуровки, оригами, самомассаж кистей рук и пальцев. Кроме этого, большое значение на речевое развитие ребёнка оказывают подвижные игры с мячами разных диаметров.

Развитию детской речи способствуют ролевые игры, игры с куклами из кукольного театра, обыгрывание построек из строительного материала, игры - драматизации. Для старших дошкольников – рисование по точкам, вышивка, обведение по контуру и т. п. Рассматривание картин, упражнения для развития речевого аппарата, «звуковые дорожки» для развития плавного речевого выдоха, заучивание потешек, стихотворений, песенок, пересказывание сказок и рассказов – способствует развитию речи детей.

Проговаривание своих действий во время игр, режимных моментов имеет огромное значение для активизации пассивного и активного словаря детей. Развитие речи происходит непосредственно путем тренировки движений пальцев рук. Упражнения для пальцев подбираются с учетом возраста ребёнка. Тренировать пальцы  можно в возрасте шести – семи месяцев: сюда включается массаж кистей, а также каждого пальца, фаланги. Проводится поглаживание и разминание ежедневно в течение двух – трёх минут, можно давать катать пальцами шарики разного диаметра. В работе можно использовать пластилин, тесто, песок, кинетический бассейн, бусы, конструирование из кубиков, различные пирамидки, перекладывание из одной кучки в другую карандаши, спички, пуговицы. В старшем возрасте детям предлагаются усложненные задания: развязывание и  завязывание узлов, застегивание и расстегивание пуговиц, пришивание пуговиц, шнуровка, вышивание по трафарету.

Наиболее подходящими для развития детской речи  дома и в детском саду являются пальчиковые игры. Они не требуют много места для хранения, больших затрат.

 При обнаружении у дошкольника отставания в развитии двигательных функций пальцев и  кистей рук, необходимо заняться пальчиковыми играми, гимнастикой для пальцев рук.

ПАЛЬЦЫ[1]

У меня есть ручки, (сжимать в кулачки)

Есть и пальчики.

Десять ловких и веселых. (разжимать пальцы двух рук).

Быстрых чудо - пальчиков.

Будут наши пальчики трудиться,

Не пристало им лениться!

КОТЁНОК

Гладим котёнка рукой. (одной и другой рукой сделать расслабляющие упражнения для пальцев)

Выгнул он спину дугой.

Потянулся и зевнул.

Помурлыкал и уснул.

МАСЛЕНИЦА

Положи блин в ладошку:

Угости им кошку,

Угости щенка Трезора,

Потом мальчика Егора,

Дай блинок мамуле.

Дай блинок папуле.

(Первая строчка – прочертить пальцем круг на ладошке.

На следующие пять строчек загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)

ВСТРЕЧА

На правой ручке – пальчики. Пальцами правой руки по

На левой ручке – пальчики. очереди «здороваться» с

Пришла пора им встретиться – пальцами левой руки, прикасаясь

Готовьте чемоданчики! друг к другу кончиками

ГНОМИКИ

Маленькие гномики

Ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить,

Надо стульчик смастерить.

Создать угол – «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми друг к другу, разместить на кулачке, получается стол.

Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стихи:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

Если упражнения вызывают у детей трудности, то родители могут помочь ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

В этих стихах можно - сгибать пальчики : начиная то с большого, то с мизинца; то на правой, то на левой руке.

Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания с предварительным показом.

«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, а также подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствующая развитию мелкой моторики:

- расстегивание и застегивание пуговиц;

- шнуровка на специальных рамках;

- шнурование ботинок;

- сортировка мозаики по ячейкам;

- игры с мозаикой;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с конструкторами;

- перебирание зёрен и круп.

Упражнения выполняются правой и левой рукой, используя все пальцы. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить пересказом рассказов с построением фигур из пальцев и кистей, разыгрывание сценок. Например: Кот Фёдор увидел на дереве гнездо, там жили птички (изобразить фигурку кота, дерево, гнездо с птичками). Кот захотел съесть этих птиц. Он залез на дерево. Но тут прилетела мама – птица и стала защищать своих деток(изобразить птичку). Фёдор испугался, замяукал и убежал (изобразить кота).

Необходимо добиться лёгкого выполнения ребёнком данных упражнений, чтобы занятия приносили ему удовольствие. Использование необходимых атрибутов, широкое применение наглядного материала, ИКТ способствует повышению интереса к пальчиковым играм. Эти материалы несут развивающую нагрузку,  делают  их для ребенка более привлекательными. В качестве атрибутов можно использовать ненужные перчатки, пальчиковый театр, «капитошки» и тому подобное.

Детям очень нравится использовать изображения из журналов, открыток, небольших фигурок (пять-восемь см) и т. д. Выбранный персонаж приклеиваем на картон, вырезаем по контуру, пришиваем круглую резинку по размеру пальчика ребенка (среднего и указательного или среднего и безымянного).

Можно использовать старые ненужные перчатки, верхушки от перчаток или специально связанные из остатков пряжи колпачки на пальчики.

Совместно с детьми можно придумать сказку на любую тему с продолжением. Главное – заинтересованность родителей в правильно развитой речи своих детей!


    [1]
  1. Т.А. Ткаченко «Веселые пальчики. Развиваем мелкую моторику. М.: Эксмо, 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей о значении  развития речи детей  с использованием  элементов пальчиковой гимнастики, потешек....

Статья: "Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей"

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок начал разговаривать раньше, нужно развивать мелкую моторику рук. Уже доказанным фактором является связь между мелкой моторикой рук и уровнем развития речи ребёнка....

Значение пальчиковых игр для развития речи детей

Значение пальчиковых игр для развития речи детей...

Значение пальчиковых игр в развитии речи детей.

Консультативный материал "Значение пальчиковых игр в развитии речи"...

Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"

Консультация для родителей на тему: "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей"...

Статья "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей 3 – 4 лет"

В статье приводится пример работы над развитием речи детей младшего дошкольного возраста нетрадицмонными методами....

Статья на тему "Значение пальчиковой гимнастики для развития речи детей"

Всем известно,что игры с пальчиками стимулируют развитие речи, развивают мозг ребенка, стимульруют развитие творческих способностей,фантазии малыша. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается ...