Статья "Значение пальчиковых игр в развитии речи детей 3 – 4 лет"
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Быстрова Марина Васильевна

В статье приводится пример работы над развитием речи детей младшего дошкольного возраста нетрадицмонными методами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей 3 – 4 лет»

                                                              Подготовлена: Быстровой М.В.

                                                               воспитателем МКДОУ № 10

Игра - это особая деятельность ребёнка, посредством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания дошкольников проходят в форме игры.

 Одним из вариантов развивающих игр являются  пальчиковые игры. Это замечательный способ формирования устной речи ребёнка и мелкой моторики рук, прекрасная возможность в интересной форме прививать культурно-гигиенические навыки, корректировать эмоциональное состояние, а также увлекательный способ провести время с пользой. Благодаря таким играм вырабатываются навыки общения с другими детьми и взрослыми. Формируется понятие гендерной принадлежности, происходит приобщение к истокам народной культуры.  В ходе игры расширяется кругозор; дети получают элементарные представления о труде взрослых, окружающем мире.

Пальчиковые игры помогают детям освоить счёт, пространственные понятия. Многие игры основаны на сказочных сюжетах, что помогает формировать интерес и потребность в восприятии художественного слова, развивать память, воображение, речь. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют формированию правильного произношения; помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп; учит соблюдению речевых пауз.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магнетическим, утешающем и успокаивающим.  

Все   пальчиковые игры, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

  • Выполнение упражнений и ритмических движений пальцев индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулируют развитие речи.
  • Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышать речевую активность ребёнка.
  • Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  • Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
  • Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений
  • У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
  • В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

           При проведении игр я соблюдаю  следующие правила:

  • Игровые задания   постепенно усложняться.
  • Начинаю игру только тогда, когда ребёнок хочет играть.
  • Никогда не начинаю игру, если сама утомлена или если ребёнок неважно себя чувствует.
  • Если в новой игре имеются незнакомые детям персонажи или понятия, сначала рассказываю о них, используя картинки или игрушки.
  • Если сюжет игры позволяет, «бегаю » пальчиками по руке или спине ребёнка, щекочу, глажу и др.
  • Не допускаю переутомления ребёнка в игре
  • Занимаюсь регулярно, около 5 минут.

                  С чего я начинаю обучение пальчиковой игре?

  • Сначала я сама показываю игру.
  • Затем показываю игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  • Мы с ребёнком выполняем движения одновременно, или с необходимой моей помощью и произношу текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а я подсказываю и помогаю.

          На основе собственного педагогического опыта я разработала следующую систему практической работы по развитию движений пальцев по следующим направлениям:

  • Пальчиковые игры.
  • Действия (игры) с предметами (движения пальцев с предметами, игры с мозаикой, игры с крупой)

1.2. Виды пальчиковых игр

Далее мной предлагаются вариантов различных видов игр и упражнений для детей 3 – 4 лет, в которых используются пальчиковые игры и нетрадиционные техники.

1) Игры-манипуляции

«Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик — дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», «Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения ребёнок  может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2.) Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

"Распускается цветок" — из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу) -пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.

3). Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п;  т-д;  к-г.

4). Пальчиковые кинезиологические упражнения

(«гимнастика мозга»)  Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. для детей с 3 лет.

«Кулак - ребро - ладонь» - последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе) для детей с 4 лет.

 5). Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук,

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют траву» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

 6). Театр в руке

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» - сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

 «Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец -какой-либо персонаж.

«Рыбки» - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее».

«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Изучая методическую литературу я  подобрала картотеку пальчиковых игр  по лексическим темам.

                                    Картотека пальчиковых игр по лексическим темам

1.

Я и    моя семья, имя

2.

Вес   весёлые ножки и ладошки

3.

Пал  пальчик, как тебя зовут?

4.

Пои  играем с пальчиками

5.

Вес   весёлый счёт

6.

Нас   настроение, поведение

7.

Тру   труд, орудия труда

8.

Про  профессия, служба

9.

Вар   лепим  и печём

10.

Пра  праздник, встреча гостей

11.

Отд  отдых, забава, развлечение

12.

Кул  культурно-гигиенические навыки

13.

Ска   сказки, сказочные персонажи

14.

Дик   дикие животные

15.

Дом  домашние животные

16.

Пти   птицы – перелётные, зимующие

 

Дом   домашние птицы

18.

Нас   насекомые

19.

Под   подводный мир

20.

Раст  растения

21.

Ово   овощи

22.

Фру  фрукты

23.

Яго    ягоды

24.

Явл    явления природы

25.

Вре    времена года

26.

Тра    транспорт

27.

Стр   строения, постройки

28.

Пре   предметы домашнего быта

29.

Игр   игрушки

30.

Муз  музыка, музыкальные инструменты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего возраста

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно.Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи у ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достиг...

Консультация для родителей младшей группы на тему:«В чём заключается влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей».

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в  разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно с...

Сценарий "Словесные и пальчиковые игры для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер-класс для родителей детей 4–5 лет

Мероприятие способствует укреплению связи семьи и детского сада для обеспечения единства в речевом развитии дошкольников. Показывает родителям важность работы с детьми по развитию мелкой моторики рук...

Консультация для родителей по развитию речи дошкольников "Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"

laquo;Пальчиковые игры в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»Если руки неумелы,Если пальчики несмелы,Трудно ручку удержать,Буквы ровно написатьНе удержишь карандаш-Не получит...

Статья "Значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для развития речи детей дошкольного возраста"

Статья поможет узнать значение пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики, как и когда необходимо заниматься с детьми в различные периоды дошкольного детства....

Консультация «Развитие речи детей 4-5 года жизни. Пальчиковые игры для развития речи детей»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЁРТОГО - ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ.   Пальчиковые игры для развития речи детей. (воспитатель Головачева В.А.)   Главное направление в развитии речи ребенка на пятом...

Мастер-класс для родителей по развитию речи «Занимательные словесные и пальчиковые игры для развития речи детей»

Советы родителям по развитию речи детей через словесные и пальчиковые игры...