Использование малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня дошкольного учреждения
материал (старшая группа)

Каширская Ирина Васильевна

Отчёт "Использование малых форм

оздоровительной физической

активности в режиме дня

дошкольного учреждения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад № 25 «Светлячок»

Использование малых форм

оздоровительной физической

активности в режиме дня

дошкольного учреждения

Воспитатель: Каширская И. В.

Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

Очевидно, что мы должны предупредить возникновение утомления у детей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. У детей 5-6 лет оно наступает примерно через 10-12 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений.

Поэтому я использую в своей работе малые формы физической активности, как один из приемов снижения негативного влияния длительной статической и психоэмоциональной нагрузки на организм. Их использование обеспечивает выраженный оздоровительный эффект, повышает эффективность обучения. Они имеют узкую направленность на решение конкретных задач, незначительную физическую нагрузку. Способны частично восполнить дефицит суточной потребности в движении, способствовать снятию утомления и повышению работоспособности, укреплению здоровья, помочь в управлении состоянием организма и самочувствием.

Упражнения непродолжительны по времени (от 1 до 10 минут), провожу в течение дня в соответствии с предполагаемой деятельностью и степенью нагрузки в разных режимных моментах.

Утром, когда ребенок приходит в ДОУ организм еще не полностью проснулся. Поэтому упражнения, обеспечивающие активацию организма, способствуют его пробуждению, стимулируют когнитивные функции.

Большую часть года утренние занятия идут при искусственном освещении, что утомительно для глаз и негативно влияет на усвоение знаний. Поэтому провожу упражнения для снятия усталости глаз.

К середине занятия начинает сказываться негативное влияние на осанку длительного пребывания в вынужденной позе. Следовательно, сюда включаю упражнения по восстановлению осанки.

После занятия провожу самомассаж, улучшающий кровоснабжение головного мозга, с целью снятия усталости, возникающей к этому времени.

В прохладное время года, когда высока частота простудных заболеваний, ввожу оздоровительный этап для стимуляции иммунитета.

Провожу динамические паузы в образной, игровой или сюжетно-ролевой форме, проговариваем выполнение движений, использую рифмованный текст.

Использую: физкультминутки (пальчиковя гимнастика, самомассаж,  динамические паузы, ритмопластика, логоритмика) физкультпаузы, физкультминипаузы.

Узкая направленность и малая нагрузка делают эти формы доступными для детей с различным состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности.

Физминутки – это весело, интересно и полезно! 

Время начала физкультминутки выбираю сама, ориентируясь на то, когда у значительной части детей начинает проявляться утомление. Как правило, провожу примерно в середине непрерывной образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными. Различных физминуток бесчисленное множество. В наше время их можно найти и в большом количестве книг, представленных на полках книжных магазинов, и в интернете. Выбор той самой эффективной, подходящей нашим детям именно сейчас  физминутки зависит от того, каким видом деятельности мы занимаемся в данное время, ведь наверняка все согласятся со мной, что от этого зависит, в каком виде отдыха, в каком виде физминутки дети нуждаются больше всего!

Я расскажу классификацию  физминуток по различным видам деятельности , которую я подобрала, создала картотеку и применяю их в работе.

Физминутки - разминки (двигательно – речевые)

Комплексы состоят из 3 – 5 упражнений и продолжаются не более 1, 3 – 5 минут.  

Грибок

Гриша шел. Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)

Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)

Раз-грибок, (Наклоны вперед.)

Два - грибок, (Наклоны вперед.)

Три - грибок, (Наклоны вперед.)

Положил их в кузовок. (Шагаем на месте) 

Принцесса

Шел король по лесу, по лесу, по лесу.

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. (ходим по кругу, взявшись за руки)

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Давай с тобой покружимся, покружимся, покружимся.

Давай с тобой подружимся, подружимся, подружимся!

(выполняем действия по тексту; в конце обнимаемся или целуем в щечки, или здороваемся за руку)

Пальчиковая гимнастика 

«Пальчиковая гимнастика»- это весёлое, увлекательное и полезное занятие! Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые движения помогают убрать не только напряжение самих рук, но и ослабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков, чем лучше работаю пальцы и вся кисть в целом, тем лучше ребёнок говорит!

Комплексы упражнений пальчиковой гимнастики

сопровождаютя стихами, сказками, потешками и песнями. Например

«Осень»

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать,

Листья березы, листья рябины,

Листья у тополя

И у осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет соберем.

«Ветер, ветер, ветерок»

Ветер по лесу гулял,

Ветер листики считал:

Вот – дубовый,

Вот – кленовый,

Вот – рябиновый, резной,

Вот – с березки, золотой.

Вот – последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

Ритмопластика - развивает двигательные способности детей (ловкость, подвижность, гибкость, выносливость); пластическую выразительность (ритмичность, музыкальность, быстроту реакции, координацию движений); воображение (способность к пластической импровизации).:

Использую музыку на таких занятиях так как она имеет большое значение, помогает представить образы, стимулирует фантазию, помогает творчески использовать пластическую выразительность.

«Мороженое»

Цель: развивать умение владеть мышечным напряжением-расслаблением; ориентироваться в пространстве; координировать движения.

Дети «превращаются в мороженое»: руки подняты вверх, все мышцы напряжены. Педагог: «Мороженое достали из холодильника. В тепле оно начинает таять». Дети постепенно расслабляют мышцы.

«Мокрые котята»

Цель: та же, что и в игре «Мороженое».

Дети изображают котят. По команде «Дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы; по команде «Солнышко» медленно встают и стряхивают «капельки дождя с лапок»

На Физкультминутках т включаю не только физические упражнения, но и «этюды для души» - аудиотренинги.

Аутотренинг – релаксация, которая позволяет ребенку полностью расслабиться, восстановить силы.

Волшебный цветок добра

Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать.

Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе.

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Я хочу, чтобы вы запомнили, то что сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами

Если занятие непосредственно перед дневным сном, то его целесообразно заканчивать аутотренингом – релаксацией. Если сон не предусмотрен, то после релаксации лучше провести в меру подвижную игру, чтобы дети взбодрились и настроились на дальнейшую продуктивную работу.

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга и активизировать детей на образовательной деятельности.

Петушок.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Подуй на одуванчик.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Паровозик.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Функциональная и анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывают глаз ребенка в процессе занятий, побудила примененять  на физкультурных минутках гимнастики для глаз (офтальмотренаж)

«Чудеса»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза,)

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. (Продолжают стоять с закрытыми глазами.)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко (Глазами рисуют букву о.)

Вверх поднимем, глянем вниз, (Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)

Вправо, влево повернем, (Глаза смотрят вправо-влево.)

Заниматься вновь начнем.

«Волшебный сон»

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко… ровно… глубоко…

Наши руки отдыхают…

Отдыхают… Засыпают…

Шея не напряжена

И рассла-бле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…

Дышится легко… ровно… глубоко… (Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем…

Сном волшебным засыпаем… (Громче, быстрей, энергичней.)

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем.

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

Я использую и мультимедийные комплексы под весёлую музыку.

Игровой самомассаж -это массаж, который выполняют самим дети. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Главная ценность  заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает  снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения  выполняются на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!».

Приемы самомассажа провожу в такой последовательности:

- поглаживание,

- растирание, разминание,

- вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

«Дождик»

Массаж спины под музыку

Дождик бегает по крыше-Встать друг за другом «паровозиком»

Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите-Постукивание пальчиками.

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте - Поколачивание кулачками.

Бом! Бом! Бом!

А уйду-тогда гуляйте-

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

А самый, пожалуй, интересный вид физкультминутки-это музыкальные, сказочные  с использованием ИКТ. Когда на экране дети видят забавные персонажи и вместе с ними выполняют движения.

Физкультпаузы – провожу  в течение 6 – 10 минут и включают 6 – 8 упражнений.

 Применять комплексы ОРУ, танцевально – ритмическую гимнастику или ритмические танцы.(

 Физкультминипауза – самая короткая форма активного отдыха и выполняются в течение 20 – 30 секунд.

В жизни мы часто прибегаем к физкультминипаузе не замечая этого: жмуримся, встряхиваем кистями и др.

Для развития   внутренней саморегуляции – возможности управлять своим вниманием: сосредоточивать внимание, переключать внимание, направлять внимание на расслабление и мобилизацию провожу подвижные игры на внимание.

«Зоопарк» (способствует развитию переключаемости и распределения внимания).

Ведущий включает музыку. Пока звучит музыка, дети идут по кругу, будто прогуливаясь по зоопарку. Затем музыка затихает, а ведущий выкрикивает название какого-либо животного. Дети должны «остановиться у клетки» и изобразить это животное. Например, при слове «заяц» - начать прыгать, при слове «зебра» - «бить копытом» и т.д. Игра веселее проходит в группе детей, но в нее можно играть и с одним ребенком.

«Овощи-фрукты» (развивает избирательность и переключаемость внимания).

Ведущий выкрикивает названия овощей и фруктов, дети-участники должны при слове, означающем овощ, присесть, а при слове, означающем фрукт – подпрыгнуть. Темы называемых предметов могут быть разными (звери-птицы, деревья-кустарники), условные движения – тоже (хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы "Использование малых форм фольклора в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В работе раскрыта поэтапность включения малых фольклорных форм в НОД, совместную деятельность с детьми, направленную на речевое развитие дошкольников...

Опыт работы "Использование малых форм фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребёнка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребёнок в семье. С...

Использование малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня дошкольного учреждения

Роль движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Характеристика малых форм оздоровительной физической активности. Методика проведения малых форм оздоровительной физической активности в режиме ...

Использование малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня дошкольного учреждения.

Роль движения в развитии ребенка дошкольного возраста. Характеристика малых форм оздоровительной физической активности. Методика проведения малых форм оздоровительной физической активности в режиме ...

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

\'Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста"...

«Проведение малых форм оздоровительной физической активности в режиме дня ДОУ.

Малые формы физической оздоровительной активности проводятся в течении всего режима дня:• Утром они проходят в виде динамической паузы между занятиями, физкультминутки в ходе непосредственно образоват...

Использование малых форм фольклора для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Знакомство с малыми жанрами фольклора осуществляется через:·специально-организованное обучение – на занятиях по развитию речи, познавательному развитию, рисованию, лепке, конструированию, музыке, физк...