Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОУ
презентация

Приймак Наталья Николаевна

В презентации раскрываются условия, способствующие психологической безопасности ребенка в дошкольном учреждении. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psih.bezop_.pptx388.09 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОУ»

Слайд 2

60-е годы XX века – «психология среды» или «психологическая экология». 90-е годы XX века - «безопасность образовательной среды дошкольного учреждения ».

Слайд 3

«Психологическая безопасность - система межличностных отношений, вызывающих у участников ощущение принадлежности ( референтной значимости среды); состояние образовательной среды, в которой отсутствует психологическое насилие во взаимодействии, которое способствует удовлетворению потребностей в общении личностно-доверительного плана, и создает референтную значимость среды, а также обеспечивает психическое здоровье всех участников; система мер, которые направлены на предотвращение угроз для устойчивого развития личности». И.А. Баева Доктор психологических наук. Профессор кафедры психологии развития и образования ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена» «здоровье» «угроза» «Психологическая безопасность» - отсутствие угроз или возможность надежной защиты от них.

Слайд 4

Всемирная организация здравоохранения: «Здоровье есть состояние полного психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Физическое здоровье – это высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого - нормальная работа всех органов и систем организма. Под психическим здоровьем следует понимать уверенность в себе, основанную на умении управлять своими чувствами и мыслями. В понятие «социальное здоровье» входит: стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для благополучия других людей.

Слайд 5

Особенности психологических угроз менее « видимые» субъективно оцениваются по силе их воздействия на психику глубоко переживаются

Слайд 6

« Буллинг » ( анг . « bullying ») - агрессивное преследование, травля, запугивание, третирование, задирание.

Слайд 7

Факторы , приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности ребёнка в ДОУ 1. Внешние - дисфункциональное взаимодействие в системах «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-взрослый», «ребёнок - средовое окружение». В системе «ребёнок - взрослый» это: − преобладание авторитарного стиля общения с детьми; − манипуляция детьми. В системе «ребёнок- ребёнок» это: − дисгармоничные межличностные отношения детей в группе; − отсутствие понятных ребёнку правил, регулирующих его поведение в детском обществе. В системе «ребёнок - средовое окружение» это : − враждебность окружающей среды ребёнка; − интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки.

Слайд 8

Факторы, приводящие к возникновению угрозы психологической безопасности ребёнка в ДОУ 2. Внутренние: сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения; осознание ребёнком на фоне других детей своей неуспешности ; отсутствие автономности; патология физического развития. 3. Общие: информация , которая неадекватно отражает окружающий его мир, т. е. вводит ребенка в заблуждение.

Слайд 10

П сихологически е угроз ы развития детей раннего возраста нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище и отдыхе), нарушение режима дня; игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, доброжелательном внимании взрослого и его помощи; ограничение самостоятельности; выбор неадекватных форм общения, несоответствующих возрасту; игнорирование особенностей нервной системы ребёнка; стремление к раннему обучению, не свойственное данному возрасту; бедность или перенасыщенность развивающей среды; слабость эмоциональных контактов с ребёнком, невнимание к его эмоциональным состояниям.

Слайд 12

Экспертиза психологической безопасности образовательной среды в ДОУ (М.С. Мириманова ) адаптация субъектов (прежде всего детей и педагогов) к ДОУ; морально-нравственный уровень; эмоциональное благополучие ; эмоциональное развитие; риски семейного воспитания; преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем; эффективность взаимодействия, сотрудничества и согласия в системе «ребенок – взрослый, «ребенок – ребенок», «взрослый – взрослый»; Паспорт экспертизы психологической безопасности дошкольного образовательного учреждения

Слайд 13

1 уровень – объективные показатели (анализ документов): концепция развития ДОУ и концепция психологической безопасности, перспективные планы – их взаимосоответствие , совпадение/несовпадение и пр.; расписание и режимные моменты; документация по адаптации ребенка к ДОУ; результаты самоаудита ДОУ; анализ замечаний и жалоб родителей, а также благодарностей; результаты психодиагностики и психологической работы с проблемами детей; работа с детьми «группы риска»; документы об участи в смотрах, конкурсах; оценка детей воспитателями и родителями (на входе и выходе); текучесть кадров и объективное психосоматическое состояние детей и педагогов.

Слайд 14

2 уровень – диагностические данные (показатели экспертизы): показатели развития среды; экспертиза на основе модификации методики И.А. Баевой; наблюдение экспертами отношений в ДОУ, микроклимат; наблюдение экспертами взаимодействий «педагог-ребенок», «педагог-педагог», «администрация-педагог»; анализ детско-родительских отношений и их профилактика; профессиональные деформации и их профилактика; эмоциональное выгорание педагогов, способы предупреждения.

Слайд 15

3 уровень – субъективные показатели экспертизы чувство защищенности детей и реальной безопасности в ДОУ; защищенность ребенка: риски и угрозы со стороны сверстников; перегрузки, стрессы детей и педагогов; защищенность ребенка и риски со стороны воспитателя; защищенность ребенка – риски и угрозы со стороны родителей; насилие физическое со стороны взрослых и сверстников, а также психологическое (оскорбления, насмешки, обзывания, прозвища); информационная защищенность субъектов образовательной среды.

Слайд 16

Характеристики Методы диагностики дети педагоги родители Адаптация к ДОУ Определение поведенческой реакции в соответствии с оценкой факторов адаптации. Психолого-педагогическое обследование ребенка, поступающего в д/с. Готов ли ваш ребенок к поступлению в д/с. (см. А.Ю. Кремлякова Психологическое сопровождение детей раннего возраста в ДОУ). Диагностика уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Социометрический опросник . Диагностика уровня адаптирован. ребенка к дошк . учреждению (А.С. Роньжина ) Совещания при заведующей по адаптации Анкета для родителей до начала и по завершению адаптации ( тренинг общения с ребенком Е.К. Лютова, Г.Б.Монина ) период раннего детства

Слайд 17

Характеристики Методы диагностики дети педагоги родители Морально-нравственный уровень 1.«Сюжетные картинки». 2.«Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольника». 3.«Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок». 4.Проективная мет-ка «Моя любимая группа (автор Е.И. Русина) Тест «Умеете ли вы контролировать себя? ( М.Снайдер ) Определение стиля общения педагога (по анкете А.Л.Леонтьева ) Методика изучения уровня общительности (Ф. Ряховский ) Риски семейного воспитания 1.Анкета «Семья глазами ребенка» И.Н. Наревская (проф-ка нарушений в поведении дошкольников. 2.Методика «Интервью с ребенком» (автор А.И. Захаров) Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР). Тест-опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин ). Семейный тест отношений (СТО) – И.М. Марковой. Рисунок «Мир мамы, мир папы». Методика «Семья в образах животных».

Слайд 18

Характеристики дети педагоги родители администрация Эмоциональное благополучие Диагностика эмоциональных нарушений (Н.Д. Денисова. Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет). 1.Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения (авт. Ю.Я.Киселев ). 2.Оценка уровня тревожности ребенка (тест А.И.Захарова ). 3.Методика «Паровозик». 4.Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей. 5.«Страхи в домиках» (А.И. Захаров ). Методика изучения удовлетворенности жизнедеятельностью педагогов в образовательном учреждении (Е.Н. Степанов) «Психическое выгорание» (Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова ). Методика «Рисунок семьи» Методика изучения стиля взаимодействия субъектов образовательного процесса ( модиф-ия Р.Р. Калининой )

Слайд 19

Характеристики Методы диагностики дети педагоги родители администрация 6.«Неоконченные предложения». 7.«Линеограмма». 8.«Часики». 9.Методика исследования эмоционального состояния (авт. Э.Т. Дорофеев). 10.Определение эмоционального благополучия ребенка в группе д/с (авт. Г.Любина , Л. Микулик ). 11.Е.Г. Юдина, Г.Б. Степанова, Е.Н. Денисова «Педагогическая диагностика в д/с». 12.Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе д/с (автор Г.Люблина );

Слайд 20

Характеристики Методы диагностики дети педагоги родители администрация Преодоление рисков и угроз, связанных с воспитателем (образование, профессионализм, личностные и психосоциальные характеристики); стрессы, отношения в коллективе и с администрацией. 1.Мет-ка изучения удовл . педагогов жизнедеяте-тью в образовательном учреждении (Степанова Е.Н.) 2.Методика изучения коммуникативного самоконтроля ( М.Снайдер ) 3. Методика изучения стрессоустойчивости ( модиф-ия С. Ключникова ) « ребенок - взрослый » Тест незаконченных предложений «Я чувствую..» ( отношение педагога применительно к детям, к себе самому, к профессии) Родительское сочинение (В.В. Столин , адаптация А.И. Тащевой ) детско-родит. отнош . Анкета для родителей (автор Л.В. Чернецкая ) «ребенок – ребенок» Методика « Два домика » « Социометрия »

Слайд 21

Характеристики Методы диагностики дети педагоги родители администрация « воспитатель – родители » 1.Тест незаконченных предложений «Я чувствую..» ( отношение педагога применительно к детям, к себе самому, к профессии) 2.Методика изучения педагогического такта (модификация Р.Р. Калининой ) 3.Методика изучения стиля общения (В.М. Шепель ) «администрация – воспитатели» Диагностика стиля руководства. Сост. И.А. Литвинцева – взаимодействие администрации с педагогическим коллективом. Психологическая безопасность образовательной среды в дошкольном учреждении Тест опросника для воспитателя (автор И.А. Баева) Тест опросника для родителя (автор И.А. Баева)

Слайд 22

Экспертная педагогическая оценка Ф.И.ребенка Характеристики Отсутствие навыков общения Завышенное мнение о себе Драчливость Застенчивость Неуверенность в себе Обидчивость Плаксивость Замкнутость Возбудимость Медлительность Упрямство Пассивность Другое (записать) Шкала оценки: 0 – не проявляет вообще; 1 – проявляет иногда; 2 – проявляет часто; 3 – проявляет всегда/ почти всегда.

Слайд 23

Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М. Щетинина, Л.В. Кирс ) Умеет дружно, без конфликтов играть с другими детьми +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Часто ссорится, играя с другими детьми Сочувствует другому, когда кто-нибудь огорчен, пытается помочь ему, утешить, пожалеть +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Внешне не выражает своего сочувствия Доброжелателен по отношению к другим +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Агрессивен (часто обижает других детей, дерется) Пытается разрешить конфликты сам +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Часто жалуется взрослым, когда ссорится с товарищами Оказывает помощь другому +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Равнодушен к нуждам других Согласовывает свои действия с действиями других +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Не способен согласовывать свои действия с действиями других Сдерживает свои негативные проявления +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Не управляет своими негативными проявлениями Подчиняет свои интересы интересам других детей +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Не учитывает интересы других Уступает другому +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Настаивает на своем Принимает социальные нормы и правила поведения и следует им +10 9 8 7 …………0 1 2 3 4 5………10- Не принимает социальные нормы и правила поведения и не следует им

Слайд 24

Модель «Психологическая безопасность образовательной среды ДОУ» Дети Воспитатели Родители РППС Доадаптационный период Адаптация Младший дошкольный возраст Старший дошкольный возраст Цель: структурирование работы педагога-психолога по обеспечению психологической безопасности образовательной среды в ДОУ. Обогащение опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов диагностики детско-родительских отношений для создания психологического комфорта образовательной среды Дошкольного Образовательного Учреждения

в статье представлены результаты диагностики детско-родительских отношений, оптимизация которых позволит позитивно повлиять на создание благоприятного психологического климата образовательной среды де...

Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»

Презентация "«Создание психологически безопасной образовательной среды в ДОО как условие охраны и укрепления психического здоровья детей»...

«Создание психологически комфортной образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении с учетом Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования (ФГОС ДО)»

  Современный этап развития общества характеризуется значительными изменениями в сфере дошкольного образования в связи с внедрением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. ...

Игры как условие создания психологически безопасной образовательной среды в ДОУ.

Игры как условие создания психологически безопасной среды в ДОУ....

Выступление-презентация "Психологические аспекты создания психологически безопасной образовательной среды"

В даной презентации рассматриваются основные угрозы психической безопасности среды, направления и приёмы работы по формированию ПБС в ДОУ....