Формирование основ здорового образа жизни у младших дошкольников
статья

Умнягина Елена Григорьевна

Родителям важно систематизировать знания, необходимые для воспитания здорового ребенка, проявить терпение при осуществлении многолетнего процесса. Кроме того, близкие люди из окружения ребенка должны личным примером способствовать выработке правильного отношения к здоровью и его сохранению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zozh.docx22.93 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ здорового образа жизни

 у младших дошкольников.

Согласно Википедии,  под «здоровым образом жизни» (ЗОЖ) понимается образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья.

Здоровый образ жизни ребенка подразумевает:

  • правильный режим дня;
  • рациональное питание;
  • разностороннее развитие физических данных, закаливание;
  • создание условий для гармоничного нервно-психического развития;
  • соблюдение правил личной гигиены.

Родителям важно систематизировать знания, необходимые для воспитания здорового ребенка, проявить терпение при осуществлении многолетнего процесса. Кроме того, близкие люди из окружения ребенка должны личным примером способствовать выработке правильного отношения к здоровью и его сохранению.

Режим дня нужен ребенку для организации его жизнедеятельности и переключения с одного вида деятельности на другой. 


     Распорядок дня состоит из таких видов деятельности: 
      • Период отдыха и сна; 
     • Прием пищи; 
     • Прогулка; 
     • Занятия и обучение. 

      
     Проведение перечисленных мероприятий систематически в одинаковое время положительно сказывается на состоянии здоровья малышей. Поэтому педиатры настоятельно советуют взрослым сделать все возможное для соблюдения режима своими детьми. Режим дня важно соблюдать как детям, которые посещают дошкольное учреждение, так и домашним крохам. 
     Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний. 
          Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с наиболее раннего возраста. Тогда у них легко формируются привычки к организованности, дисциплине, порядку, правильному отдыху. Стремитесь к тому, чтобы придерживаться режима ежедневно. 

Рациональное питание – одни из основных внешних факторов, влияющих на гармоничное развитие ребенка: его жизнедеятельность, рост, состояние психо-физического здоровья. Для того чтобы выработать в сознании ребенка представление о здоровом образе жизни и здоровом питании, создать внутреннюю мотивацию, направленную на сохранение своего собственного здоровья, родителям надлежит личным примером воздействовать на его сознание. В ежедневном рационе семьи должны фигурировать исключительно натуральные продукты. Необходимо отказаться от еды с химическими добавками, которые подрывают здоровье детей. Пища ребенка должна быть сбалансированной, то есть полностью соответствовать потребностям и энергозатратам организма. Особый подход нужен к детям, которые плохо едят. Необходимость в сравнительно большом количестве энергии у детей объясняется тем, что процесс обмена веществ у них протекает достаточно бурно; все органы и системы находятся в стадии роста, развития, формирования; ребенку присуща большая подвижность. На протяжении всего периода взросления происходит созревание, совершенствование центральной нервной системы, формирование и эволюция высшей нервной деятельности, интеллекта, эмоций. При этом ребенок очень чувствителен к любым отклонениям в рационе питания, которые влекут за собой нарушение обмена веществ и связанные с этим болезни: сахарный диабет, ожирение, атеросклероз и др.

Физическое воспитание и закаливание ребенка. В первые годы жизни дети учатся управлять своим телом. Они непрерывно двигаются и, тем самым познают мир, а значит, развиваются. Физическая активность – естественная потребность ребенка, особенно дошкольника. В этом возрасте главная задача родителей, стремящихся приучить ребенка к здоровому образу жизни, – совершенствовать его двигательные умения, а по мере его взросления, изменять характер, интенсивность, цель активных физических нагрузок. Наряду с ежедневной зарядкой и занятий спортом, детям полезно закаливаться с первых дней жизни. Делать это требуется с учетом их возрастных особенностей. Эффект от воздушных или водных процедур достижим только при неукоснительном соблюдении основных правил: индивидуальный подход; поэтапность, планомерность; положительный настрой ребенка. Следует помнить, что если малыш часто бывает возбужден, активен, то ему показаны успокоительные процедуры, а меланхоличному ребенку помогут взбодриться тонизирующие холодные обливания. Грамотное физическое воспитание, закаливание, начатые с раннего возраста, вырабатывают у ребенка потребность в регулярных нагрузках, любовь к спорту, привычку к здоровому образу жизни. Однако эта цель достижима только в том случае, когда девиз «Папа, мама, я – дружная семья» является основным.

Условия для правильного нервно-психического развития ребенка. Процесс формирования и развития нервной системы ребенка определяется генетической программой и накопленным опытом, обучением. Наследственность предопределяет основные функции мозга, координирующие работу внутренних органов. Дальнейшее нервно-психическое развитие происходит под влиянием внешних факторов и обучения, которые обеспечиваются в первую очередь ближайшим окружением, семьей. Для первых лет жизни ребенка характерна огромная зависимость от родителей, повышенная восприимчивость к экологическим и метеовоздействиям, стремительный взаимосвязанный процесс физического и нервно-психического развития. По мере прогрессирования речи и двигательных навыков, дети начинают ощущать потребность в социуме, стремятся к самостоятельности, самоидентификации. Подросток приобретает способность осознавать собственное «Я» и тот статус, который он имеет в жизни. Итоговая фаза нервно-психического развития характеризуется завершением формирования интеллекта, вегетативной нервной системы, психической сферы. На всех этапах становления первостепенной задачей родителей является обеспечение условий для положительных эмоциональных переживаний, а также организация максимально комфортного климата в ближайшем окружении ребенка.

 Правила личной гигиены. В процессе ежедневного общения с детьми в семье нужно воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которые выполняют важную функцию в профилактике ряда инфекционных заболеваний. Родители должны стремиться к тому, чтобы соблюдение правил санитарии стало естественной потребностью. Для этого необходимо, чтобы они сами уделяли внимание тем гигиеническим требованиям, которые предъявляют ребенку. Самых маленьких нужно приучать к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после прогулки, посещения туалета, по мере загрязнения; чистить зубы 2 раза в день; расчесывать волосы. Родители должны привить своему ребенку привычку принимать душ, подмываться перед сном, следить за чистотой одежды и обуви. На первом этапе гигиенические процедуры должны носить игровой характер с постепенным усложнением. Детям нужно в доступной, интересной форме рассказывать о пользе и правилах личной гигиены, ее значении в охране здоровья. Для успешного усвоения санитарных норм рекомендуется использовать различные педагогические приемы с учетом возраста ребенка: прямое обучение; демонстрацию; тематические игры; систематическое напоминание; постепенное повышение требований к осуществлению. Здоровый образ жизни для детей не становится нормой сам собой. Он является результатом сформированного с раннего детства нравственного и ответственного отношения ребенка к своему здоровью. Такая жизненная позиция возникает в процессе совместной деятельности с родителями, которые должны не просто пассивно направлять детей на пути сохранения и укрепления здоровья, а вести их за собой личным примером.

Конечно, приучение ребенка к здоровому образу жизни не является легкой задачей, но это стоит усилий, поскольку от этого зависит здоровье и самочувствие вашего ребенка. Приучив ребенка к здоровому образу жизни, Вы сможете укрепить его здоровье и избежать многих заболеваний.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ:

     1. Стремитесь к соблюдению времени и длительности сна; 
     2. Выдерживайте рекомендованную продолжительность прогулок, игр и занятий; 
     3. Сделайте так, чтобы кроха поднимался утром в одно и то же время; 
     4. Следите за тем, чтобы ребенок принимал пищу 4-5 раз в день; 
     5. Первый завтрак должен быть не позднее одного часа после подъема, а последний – за 1,5 часа до отхода ко сну; 
     6. Промежутки между кормлениями - около 3-4 часов; 
     7. Малыш должен много времени проводить на улице: летом более 6 часов, осенью и зимой не менее 4 часов; 
     8. Не допускайте частых изменений режима; 
     9. Учитывайте возрастные особенности, способности и возможности крохи; 
     10. Ребенок должен начинать день с зарядки; 
     11. В режиме дня выделяйте время для водных процедур; 
     12. Выделяйте достаточно времени для приема пищи, чтобы ребенок мог ее тщательно пережевывать; 
     13. Выделяйте достаточно времени для развивающих занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие с родителями "Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников"

Тема: Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.Форма проведения: круглый стол.Аудитория: родители старшей  группы...

Конспект НОД по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников «Чтобы олимпийцем стать нужно сердце укреплять»

Цель этого занятия - закрепить представления детей о том, что является опорой нашего организма и о необходимости выполнять физические упражнения для укрепления мышц;- закрепить знания о работе  ч...

Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников

Здоровьесберегающие технологии лежат в основе гармоничного развития дошкольника, способствуют реализации интеллектуального и творческого потенциала, а также эффективной подготовке к школе....

проект "Будь здоров!"по формированию основ здорового образа жизни у старших дошкольников

Данная работа раскрывает опыт современных программ по использованию здоровьесберегоющих технологий на современном этапе работы дошкольных образовательных учреждений....

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»

«Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий на занятиях по плаванию»...

Формирование основ здорового образа жизни у младших дошкольников.

Каждый родитель хотел бы вырастить здорового ребенка. Поэтому важно с младшего дошкольного возраста формировать у детей основы здорового образа жизни....