Проект "Правильное питание - здоровый малыш"
проект

Мельниченко Надежда Александровна

Педагоги и родители закладывают основу правильного питания детей, которое тесно связано с культурой поведения детей за столом. Воспитатели и родители должны сформировать у ребенка определенные знания в области питания, научить детей культурно-гигиеническим навыкам, правильному поведению за столом. Сформировать у детей на этапе завершения дошкольного образования ценностного отношения к здоровому образу жизни и правильному питанию, является целевым ориентиром дошкольных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pitaniyu.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему: «Правильное питание-здоровый малыш»

Главная задача детского сада - обеспечение конституционного права каждого ребенка на охрану его жизни и здоровья. При этом организация рационального питания - необходимое условие для гармоничного роста детей, их физического и нервно-психического развития, устойчивости к инфекциям и другим неблагоприятным факторам внешней среды занимает особое место в деятельности МБДОУ. Ведь именно в детском саду дети проводят значительную часть дня. Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от организации питания.  

   Проблема формирования у детей начальных представлений о здоровом образе жизни, культуре питания - актуальный аспект в работе педагогов дошкольных учреждений. Часто взрослые теоретически понимают важность расширения представлений ребенка о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим), но на практике действуют иным образом, сталкиваясь с множеством объективных и субъективных проблем. Такое противоречивое поведение взрослых не способствует укреплению здоровья детей.

Повышение компетенций родителей в данном вопросе тоже необходимое звено в общем взаимодействии взрослых, воспитывающих дошкольника. Формирование навыков правильного питания должно проходить в системе «педагог - ребенок - родитель».      

Педагоги и родители закладывают основу правильного питания детей, которое тесно связано с культурой поведения детей за столом. Воспитатели и родители должны сформировать у ребенка определенные знания в области питания, научить детей культурно-гигиеническим навыкам, правильному поведению за столом. Сформировать у детей на этапе завершения дошкольного образования ценностного отношения к здоровому образу жизни и правильному питанию, является целевым ориентиром дошкольных учреждений.

     Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений родителей и педагогов, которым, к сожалению, еще не хватает соответствующей информации о приемах, методах для решения данной проблемы.

Поэтому нами был разработан и проведен проект на тему: «Правильное питание-здоровый малыш»

Об актуальности проекта сказано выше.

Проблема:

В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности метаболизма взрослого человека. Поэтому организация рационального питания детей является одной из важных задач родителей и работников детского сада.

Оперативный контроль на темы: «Организация питания в группах», «Культура поведения за столом», «Воспитание культурно-гигиенических навыков», опрос педагогов и анкетирование родителей воспитанников выявили ряд проблем: недостаточное соблюдение детьми культуры приема пищи, они не всегда соблюдают правила поведения за столом, плохо знают названия блюд, недостаточно владеют столовыми приборами. Это позволило нам сделать вывод о том, что проблеме формирования культуры правильного питания уделяется недостаточное внимание, не только в семье, но и в детском саду.

 В связи с этим возникла необходимость в проведении корректировки действий самих педагогов, осуществление поиска новых форм и методов работы с детьми и родителями, повышение компетентности педагогов по данному вопросу.

Участники проекта:

педагоги, дети, родители

Руководитель проекта:

старший воспитатель  

Вид проекта: творческо-информационный

Цель проекта: организовать методическую работу с педагогами МБДОУ по повышению их педагогической компетенции по вопросу организации питания детей, формированию культуры поведения за столом, навыков приема пищи в соответствии с возрастными особенностями ребенка.  

Задачи проекта:

для педагогов:

1. Организовать эффективную работу по оказанию методической помощи педагогам.

2. Повышать педагогическую культуру воспитателей в вопросах организации приема пищи.

3. Развивать творческую активность педагогов.

4.Систематизировать работу педагогов по данному вопросу.

5.Обновить и пополнить развивающую предметно-пространственную среду.

для детей:

  1. Сформировать у детей понятие о правильном питании, как одном из важных факторов в сохранении здоровья.
  2. Сформировать знания о полезных и вредных продуктах.
  3. Познакомить детей с правилами безопасного питания – избегать несвежих и незнакомых продуктов.
  4. Познакомить с правилами современного этикета.
  5. Сформировать навык соблюдения гигиенических правил при употреблении пищи.
  6. Обучить детей культуре питания.
  7. Развивать познавательную деятельность, творческие способности.

для  родителей:

1.Организовать эффективную работу по оказанию методической помощи родителям.

 2.Способствовать повышению культуры пищевого поведения в семье.

Предполагаемые результаты:

- разработка новых педагогических проектов;

- повышение профессиональной компетенции педагогов;

- вовлечение педагогами родителей в работу по привитию у воспитанников навыков приема пищи, культуры поведения за столом;

- пополнение РППС (обновление и пополнение уголков дежурных, создание дидактических игр, атрибутов для с/р игр «Семья», «Супермаркет» и т.д.)

-пополнение методической копилки новыми материалами.

Продукты проектной деятельности:

1.Тематический план работы над проектом.

2. Банк презентаций воспитателей.

3. Картотека дидактических игр по организации питания.

4. Обновление и пополнение уголков дежурства.

5. Пополнение методического кабинета.

Этапы проекта:

1 этап Теоретически - исследовательский:

•        оценка деятельности педагогов по теме;

•        изучение потребностей педагогов в организации питания в МБДОУ;

•        постановка цели и задач;

•        выбор методов и приёмов работы с педагогами в рамках проекта;

•        работа с нормативно-правовыми документами (Положение «Об организации питания в МБДОУ», требования ООП ДО МБДОУ);

•        подбор и изучение учебно-методической, художественной литературы по организации питания.

2 этап Практический

На втором этапе проекта были проведены консультации с педагогами:

«Организация питания детей в группе»;

«Формы и методы работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков за столом, основ правильного питания дошкольников»; «Организация работы по разделу «Полезная еда» оздоровительно-развивающей программы М.Л. Лазарева «Здравствуй».  

В работу с педагогами была включена Кейс-технология. Это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации.

Например, решение кейса:

. Ребёнок не ест в детском саду почему?

Как должен поступить воспитатель:

• Начать приучать ребёнка к режиму питания, который его ожидает в саду.

• Каждая мама любит побаловать свою кроху, готовит только всякие вкусные блюда, которые любит и предпочитает, есть малыш. Но родителям надо не забывать, что в детском саду нет такой возможности, и ребенка стоит к этому подготовить, хотя бы за пару месяцев до того, как отдавать его в сад, начните его кормить теми блюдами, которыми кормят в детском саду. Готовить для ребёнка похожие блюда у себя дома, то в дальнейшем с едой проблем может и не возникнуть.

• Следует заранее научить ребёнка кушать самостоятельно ложкой.

• Чтобы ребёнку было не так трудно, придумайте такую игру, которая его наверняка заинтересует, например, поиграйте с ним в поваров, что-то приготовьте вместе, покажите и расскажите ему, как тяжело — готовить, что если он не ест в детском саду, он показывает свое неуважение к поварам, а они так стараются, чтобы было вкусно.

Для педагогов подготовлены памятки «Воспитание у дошкольников культуры поведения за столом».

   Красиво украшенный стол всегда создает праздничную атмосферу и отличное настроение. Если уделить сервировке стола больше внимания, он будет выглядеть торжественно и нарядно, а это в свою очередь повышает аппетит у детей. Украсить стол помогают бумажные салфетки, нужно лишь подать их оригинальным способом.

Чтобы научить этому педагогов, был проведен Мастер-класс: «Салфетка бумажная – деталь немаловажная» (складывание салфеток для сервировки стола различными способами). Если педагог умеет сам складывать салфетки разными способами, он сможет научить этому и воспитанников своей группы.

  Важным моментом в правильной организации питания является правильная сервировка, она играет большую роль для развития аппетита ребёнка и закрепления культурных навыков.

     С этой целью проведен семинар-практикум на тему: «Культура питания в ДОУ» для педагогов и помощников воспитателей.  

Участники семинара закрепили алгоритм приема пищи, правильность и эстетичность сервировки стола к различным приемам пищи, наглядно увидели различные варианты сервировки стола, закрепили знания о правилах и нормах современного этикета. В помощь педагогам были подготовлены информационная памятки с практическими советами по организации питания дошкольников.   Практикум имел большое практическое значение. Педагоги и помощники воспитателя уточнили важные моменты и имели возможность непосредственно попрактиковаться в сервировке стола.

   Затем, в детском саду был проведен смотр- конкурс на лучшую сервировку стола, в котором не только оригинально старались подать блюда, а также дополнить сервировку оригинально сложенными салфетками, вазой в определенной тематике или по теме недели. Например, …

 Одной из форм привития культуры питания является дежурство. В связи с этим, проведен смотр-конкурс на лучший уголок дежурных. Цели и задачи которого были: создание условий для развития трудовых навыков в процессе дежурства детей; обогащение РППС в группе; выявление инициативы и творческого подхода педагогов к созданию условий для детского дежурства; содействие укреплению связей ДОУ с семьей.

  При подготовке к конкурсу необходимо не только подготовить положение о проведении смотра-конкурса, но и оказывать педагогам методическую помощь (особенно молодым): подбирать методическую литературу, журналы, проводить индивидуальные и групповые консультации по теме смотра-конкурса, знакомить с опытом педагогов других ДОУ, рекомендовать воспитателям более тщательно изучить ФГОС к разделам обязательной части ООПДО (Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»).

В результате подготовки педагогами были подобраны схемы: сервировки стола, складывания салфеток; фотоматериалы и картинки по сервировке и украшению стола, оформлению блюд, а также с изображением продуктов здоровой и вредной пищи. Совместно с детьми и семьями воспитанников были созданы дидактические игры «Посуда для кухни», «Полезные и вредные продукты», «Что сначала, что потом?».

   В уголках дежурства были обновлены схемы дежурства, правила сервировки, поведения за столом, форма для дежурства (фартуки, колпачки, косынки). Пополнены уголки дежурств атрибутами для сервировки стола (скатертями, салфетками, сетами, вазами и т.д.).

Работу по формированию умений, необходимых при дежурстве по столовой у детей младшей группы начинаем со второй половины года. Одев фартуки и колпачки, дети помогают накрывать на стол к обеду: раскладывали ложки, расставляли хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки. Воспитатели учили детей последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела. В средней группе каждый дежурный полностью накрывал на один стол: раскладывал индивидуальные салфетки, вилки, ложки, хлебницы, салфетницы, чашки и тарелки (с раздаточного стола). Воспитатели учили детей правильно сервировать стол. В  группах старшего дошкольного возраста во время дежурства по столовой дети помогали помощнику воспитателя накрывать на столы, закрепляя ранее полученные знания по сервировке столов, соблюдению гигиенических требований. Руководство воспитателя было направлено на предупреждение ошибок и исправление, если они были допущены. Для этого воспитатель просил дежурных вспомнить, что необходимо сделать и в какой последовательности. Если дети затруднялись, то педагог обращал внимание на схемы. По окончании работы, дежурные проверяли правильность сервировки стола, анализировали допущенные ошибки.

Для реализации поставленных задач нами был составлен перспективный план с учетом возрастных особенностей детей, в котором отображена непосредственно образовательная деятельность, образовательная деятельность в режимных моментах, самостоятельная деятельность и работа с семьями воспитанников.

   Проводя работу с детьми по формированию основ правильного питания и культуры приема пищи педагогами использовались следующие методы и приемы, формы работы: познавательные игры-занятия, экскурсии, игры, досуги, развлечения, викторины. В ходе образовательной деятельности (экскурсии, занятия, игры) знакомили с правилами и принципами питания: дети узнали о правилах сервировки, узнали о том, как правильно сидеть за столом и пользоваться столовыми приборами. В свободной деятельности (во время игр и продуктивной деятельности) закрепляли навыки и умения, полученные на занятии.

Проведены занятия на темы: «Если хочешь быть здоров», «Пейте, дети, молоко, будете здоровы», «Еда для сильных», «Хлеб – всему голова», «Полезные продукты», «Красиво и правильно накроем стол», «Правила поведения за столом», которые способствовали решению поставленных задач и затрагивали все стороны и принципы правильного питания.

К детям приходили сказочные герои: Айболит, Незнайка, Витаминка и превращали занятие в игру, увлекали детей, которые старались помочь своим любимым героям, через путешествия по разным сказочным странам, где экспериментировали, изучали и мастерили.  А юный учитель здоровья -  Ростик, показал детям ритуал приема пищи, учил детей осознанно подходить к своему здоровью: правильно питаться, отличать полезные и вредные продукты, учил улучшать функцию пищеварения, используя при этом игры, песни, сказки, медитацию, минутки здоровья.

На практических занятиях дети учились сервировать стол в соответствии с ситуацией (завтрак, обед, праздничный ужин), учились пользоваться столовыми приборами, вести беседу за столом

В рамках непосредственно образовательной деятельности для повышения интереса детей использовались экскурсии на пищеблок, презентации; дети отображали свои знания в художественно-творческой деятельности, на занятиях по развитию речи.

Для формирования навыков правильного и безопасного питания, ознакомления со свойствами продуктов, воспитателями были подобраны познавательные мультфильмы: «Жила была Царевна» (серии «Про еду», «Замарашка»), «Откуда берется еда», «Ми-ми-мишки» (серия «Несовременная еда»), «Пчелка Умняша» (серия «Полезные и вредные продукты»), «Фиксики» (серии «Витамины», «Микробы», «Взбитые сливки», «Консервная банка»). Работу по просмотру мультфильмов строили по принципу сочетания наглядного материала и беседы. Воспитатель создавал проблемную ситуацию, например, «Что будет, если есть много сладостей?», далее шел просмотр мультфильма. Следующий этап - беседа, обсуждение, подведение итогов.

Созданные педагогами проблемные ситуации, побуждали детей искать правильный ответ. Для этого использовалась экспериментально-познавательная деятельность по темам: «Что будет с яблоком, если его разрезать?», «С помощью чего мы различаем разные вкусы?», «Сколько жира в чипсах?», «Как соль влияет на рост растений?», «Фокусы с кока-колой», «Как заварить чай?», «Молоко, молочные и кисломолочные продукты». Проведенные эксперименты были захватывающими и интересными, помогли узнать много нового, дети научились проводить эксперименты, проявляя самостоятельность, творческий подход и ответственность.

Знакомство с художественной литературой способствовало обогащению словарного запаса детей, воспитанию культуры поведения за столом, дети научились быть вежливыми, гостеприимными, у них формировались культурно-гигиенические навыки.

Большое внимание уделялось формированию навыков культуры приема пищи. Перед обедом проводились беседы о правильном питании, о полезных продуктах, о культуре поведения за столом, обсуждалось меню. Воспитатели использовали художественное слово, стихи, пословицы и поговорки. Накрывая на столы, делался акцент на разницу в сервировке в зависимости от количества блюд, подаваемых на завтрак, обед, полдник. Во время приема пищи воспитатели следили, чтобы дети соблюдали правила поведения за столом: локти на стол не класть, сидеть прямо, пищу пережевывать тщательно, правильно пользоваться столовыми приборами.

Учитывая, что для детей дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности и наиболее действенным способом познания и взаимодействия с окружающим миром, мы широко использовали данный вид деятельности.

Сюжетно-ролевые игры «Ждем гостей», «Семейный ужин», «День рождения куклы Кати», «Кафе», «Магазин» помогали отработать полученные навыки сервировки стола, правил поведения, составление дневного рациона. Дети в играх опирались на свой опыт, традиции семей.

Формирование навыков правильного питания невозможно без взаимодействия с семьей. Большое внимание было уделено работе с родителями воспитанников по вопросу организации питания детей.

С родителями проведены консультации, родительские собрания «Важность правильного питания», «Как накормить малоежку»; круглый стол «Что мы едим дома?». В родительских уголках размещалась разнообразная информация о правильном питании: «Как красиво оформить детские блюда?», «Особенности питания детей».

Родители принимали участие в смотрах - конкурсах, участвовали в выставке рисунков «Мое любимое блюдо», создании фотоколлажа «Готовим вместе с мамой».

3 этап (заключительный)

   1.Повторный опрос воспитателей, анкетирование родителей.

2. Составление отчёта о проделанной работе, размещение информации на    официальном сайте МБДОУ, газете для родителей «Тополек – территория счастливого детства».

3. Оформление и систематизация материала по проекту.

4. Подготовка презентация проекта.

Продукты проектной деятельности:

1. Создание презентаций «Витамины на грядке», «Как правильно сервировать стол»; оформление картотек стихов, пословиц, поговорок, загадок, физминуток и экспериментов по данной тематике.

2.Пополнение и обновление развивающей предметно-пространственной среды групп: уголков дежурств, сюжетно-ролевых игр новыми атрибутами (скатерти, салфетки, детская посуда, овощи и фрукты и т.д.); дидактическими играми.  Изготовление анатомического фартука.

3. Пополнение методического кабинета разработками конспектов НОД, методических мероприятий; рекомендациями для педагогов и родителей по вопросам организации правильного питания; пополнение медиатеки презентациями.

Результаты работы по проекту:

Таким образом, систематическая и планомерная работа дала свои положительные результаты по вопросу формирования основ правильного питания и культуры приема пищи у детей дошкольного возраста.

У воспитанников сформированы основы правильного поведения за столом, культуры правильного питания в соответствии с возрастом, усовершенствовались навыки сервировки стола; сформированы знания о пользе витаминов, находящихся в продуктах.

В результате проектной деятельности все участники образовательного процесса проявили творческую активность, у них повысился уровень знаний по данной теме, что показал повторный контроль и опрос воспитателей, анкетирование родителей. Повысился уровень компетентности и заинтересованности родителей в вопросах здорового питания в семье.

Перспективы работы:

 На основе полученных практических и теоретических знаний по формированию основ питания, с целью их закрепления, углубления и расширения, разработать и провести групповые проекты: «Чудесное лукошко», «Здоровое питание», «Будем здоровы» и другие образовательные совместные проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Правильное питание - здоровый малыш"

То, что правильное питание залог здоровья, знает каждый из нас....

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....

«Валеология или здоровый малыш – кожа, питание, сон.» Часть 2

Игра знакомит детей с правилами личной гигиены и правильным, бережным отношением к своему здоровью. Дети запоминают что полезно, а что вредно....

Буклет "Здоровье малыша. Питание"

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЛЮД КАК НЕ НАДО КОРМИТЬ РЕБЕНКА. СЕМЬ ВЕЛИКИХ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ "НЕ" (из книги В. Леви "Нестандартный ребенок") ...

Творческий проект «Правильное питание – здоровый малыш»

Проект "Правильное питание-здоровый малыш"...

« Правильное питание для здоровья малышей»

Сформировать представление детей о витаминах, формировать у детей младшего возраста  потребность  к здоровому образу жизни....