Проект : "Здоровье своими руками."
проект (подготовительная группа)

Тихонова Любовь Петровна

Проект

 «Здоровье своими руками» (разновозрастная группа №4 )

Автор: Л.П.Тихонова - воспитатель.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Если хочешь вырастить здорового ребёнка, создай условия для его оздоровления своими руками». Всё что сделано своими руками несёт частичку твоей души.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

                                                                                                                                                                                                                      Всемирная организация здравоохранения.

Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного

развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься». Действительно, только мы, взрослые, можем научить детей следить за своим здоровьем, беречь его.

ФГОС дошкольного образования (далее — Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В стандарте учитываются: индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

-формирования ценностей здорового образа жизни;

-обеспечения психолого -педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросе охраны и укрепления здоровья детей.

Физическое развитие включает, становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

 

Описание проекта

Проект :"Здоровье своими руками"

Автор проекта: Любовь Петровна Тихонова

Тип проекта: познавательно - творческий, групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации: с 2 сентября  по 29 ноября 2019 года.

Участники: дети группы №4, воспитатель, родители.

Актуальность проекта:

Актуальность темы здорового образа жизни в наши дни очевидна. Здоровье – это основное наше богатство, которое необходимо беречь и сохранять. Поэтому сегодня наблюдается особый интерес к физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития, сбалансированного питания и воспитания в детском саду, а также от условий жизни в семье, так как семья – это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью. Одним из важных аспектов реализации программ по здоровьесбережению детей является совместная работа ДОУ и семьи.

В связи с этим нами был разработан проект «Здоровье своими руками», девизом которого является «Ты счастлив завтра, если думаешь о здоровье сегодня! »

Проблема: В настоящие время существуют тенденции снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитие дошкольников.

Цель проекта

Форма организации: Беседы, игры, поделки своими руками с детьми и родителями.

Назначение проекта: проект раскрывает эффективные формы взаимодействия детского сада и семьи по формированию потребности детей к здоровому образу жизни. Он определяет основные направления, цель и задачи, а также план действий по их реализации. Проект направлен на становление ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, способствует физическому и умственному развитию детей.

Актуальность проблемы определяется - высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста.   Начинать формировать здоровье нужно с детства, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребёнка, желание все узнать, все попробовать и сделать по возможности своими руками предметы, которые помогут укрепить здоровье.

Цель: Гармоничное физическое развитие и снижение заболеваемости детей через профилактические мероприятия, и взаимодействие с родителями и специалистами ДО.

Задачи:

1. Формировать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой, формам закаливания организма;

2. Создать условия для накопления и обогащения детей и родителей знаниями и умением сделать из подручного природного или бросового материала предметы, помогающие укреплению здоровья детей.

3. Развивать физические качества (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию) в соответствии с возрастом;

4. Создать условия для накопления и обогащения двигательного опыта детей (овладения основными движениями)

5. Формировать у детей потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании;

6. Совместно с родителями создать на прогулочном участке среду для активной двигательной деятельности детей.

Методы реализации проекта:

Практические:

1. Оздоровительная работа;

2. Организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей;

3. Пальчиковые игры;

4. Физкультминутка;

5. Упражнения на дыхание;

6. Артикуляционная гимнастика;

7. Гимнастика для глаз;

8. Релаксационное упражнение;

9. Дидактические игры;

10. Сюжетно-ролевые игры;

Словесные:

1. Беседы

2. Чтение художественной литературы.

3. Заучивание стихотворений.

4. Консультации

5. Рассказывание

6. Инструкции

Наглядные:

1.Изготовление подручного оборудования для          занятий.

           2. Организация выставок, конкурсов.

           3.Сбор фотоматериала.

           4.Рассматривание иллюстраций.

           5.Информационно -агитационные стенды

           6.Личный пример взрослых

            7.Просмотр видеоинформации

Предметно -развивающая среда:

-групповая комната и спортивный зал, в которых для проведения занятий имеется: дистанционная доска и планшет, дидактические игры; массажные коврики для профилактики плоскостопия, сенсорная тропа, резиновые коврики, массажоры для стоп, мячи, обручи, скакалки, мешочки с песком, кегли, рукавички для массажа и другое;

- в группе имеется спортивный центр, где дети занимаются как самостоятельно, так и под наблюдением педагогов;

- развивающие игры, центр воды и песка;

- имеются различные виды картотек: подвижные игры с необходимыми шапочками, масками и другими атрибутами; для развития основных видов движений, картотека физкультминуток и пальчиковых игр, гимнастик для глаз, бодрящих гимнастик после сна, прогулок, картотека игр игротерапии, и др.

- информационный стенд с консультациями для родителей.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: презентация проекта.

Название итогового мероприятия проекта: «Здоровье своими руками».

Ожидаемые результаты по проекту:

Заинтересованность детей и родителей в помощи изготовления оборудования своими руками.

· Снижение уровня заболеваемости детей;

· Сформированность физических качеств (скоростные, силовые, гибкость, выносливость, координация)

· Сформированность у детей навыков здорового образа жизни в соответствии с возрастными возможностями;

· Обогащение предметно -развивающей среды на прогулочном участке и в группе;

· Изменение отношения родителей к вопросам профилактики заболеваемости и закаливания детей.

· осознание важности собственных усилий для сохранения здоровья, продвижение в этом направлении можно будет признать успешным.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Детский сад -это важный этап в жизни каждого маленького человечка. Но нужно помнить, что каждое дошкольное учреждение - это, прежде всего, агрессивная вирусно -микробная среда с постоянной частотой обновления. Поэтому нет ничего удивительного в тот, что каждый попавший в эту среду ребёнок находится под угрозой постоянных инфекционных и простудных заболеваний. К сожалению, некоторые родители ведут своих детей в сад, не обращая внимания на постоянный насморк, а порой даже кашель и другие симптомы начинающейся болезни. Однако не все инфекционные заболевания в первой стадии имеют заметные симптомы, а некоторые дети могут даже не болеть сами, но являться носителями той или иной инфекции. Поэтому даже обычная детская площадка - это уже место скопления микробов, что уж говорить о замкнутых пространствах детсадовских групп. Основными задачами детского сада по физическому воспитанию дошкольников являются:

-охрана и укрепление здоровья детей;

-воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-обеспечение физического и психического благополучия;

 

-формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

-создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание и движение ( утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

1.Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика -обязательная часть ежедневного режима ребёнка в семье и в детских дошкольных учреждениях.

 Её основная задача - перевести ребёнка в бодрое состояние.

Систематическое проведение утренней гимнастики под руководством взрослого постепенно воспитывает у детей привычку к физическим упражнениям, связанную с приятными мышечными ощущениями, положительными эмоциями, вызывающими жизнерадостность.

Утренняя гимнастика создаёт организованное начало, ровное ,бодрое настроение у занимающихся. После утренней гимнастики дошкольники более уравновешенны, лица их довольны и радостны. Утренняя гимнастика является важным многосторонним

Физкультурно -оздоровительным процессом, повышающим и сохраняющим в течение дня бодрое состояние ребёнка.

2.Физкультура в детском саду

Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю в первой и во второй половине дня. Их продолжительность составляет 30 минут. На занятиях по физкультуре детей в игровой форме учат прыгать в длину, в высоту, прыгать на одной и двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются различные виды ходьбы: « как мишка косолапый», « как лисичка» , « как зайчик».

3.Прогулки

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма . Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. На прогулке дети играют, много двигаются.

Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т.д.. Прогулки дают возможность решать задачи нравственного воспитания. Воспитатель знакомит детей с родным посёлком, его достопримечательностями, с трудом дворника, который убирает дорожки на участках. Для пребывания детей на свежем воздухе отводится определённое время. Летом  время увеличивается. Режим дня детского сада предусматривает проведение дневной прогулки после занятий и вечерней - после полдника. Помимо игровых площадок на участке необходимо иметь закрытые беседки для защиты от дождя и солнца .Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы. В зимнее время на участке следует устроить горку и снежные фигурки .

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определённой последовательности. Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

Ведущее место на прогулке отводится играм, особенно подвижным. Подвижная игра может быть проведена в начале прогулки, ели занятия были связаны с долгим

сидением детей. Если же они идут гулять после музыкального или физкультурного занятия, то игру можно провести в середине прогулки или за полчаса до её окончания. Зимой лучше больше бегать, прыгать.

Во время прогулки необходимо уделять внимание трудовой деятельности детей. Трудовые задания должны быть посильны детям: зимой - разгребать снег, осенью - собирать листья. Необходимо стремиться сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями .На прогулке разучиваются небольшие стихотворения, песенки. Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. В конце прогулки организуются спокойные игры. Затем дети собирают игрушки. Перед входом в помещение они вытирают ноги. Раздеваются дети тихо, аккуратно складывают и убирают вещи в шкафчики.

Особое внимание следует уделять играм с пальчиками. Играя в игры, мы развиваем у детей мелкую моторику .В таких играх развивается внимательность, воспитывается усидчивость, умение сосредоточиться. Пальчиковые игры позволяют подготовить ребёнка к счёту ,осознать понятия ниже, выше, слева, справа ,вверху внизу .Для пальчиковых игр можно надевать на пальцы колпачки из бумаги или просто рисовать на пальцах смешные рожицы.

4.Гимнастика после сна

Основная цель гимнастики после сна - поднять настроение с помощью воздушных ванн и физических упражнений. Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание,поочерёдное поднимание и опускание рук и ног, пальчиковой гимнастики. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в групповую комнату. Там они выполняют ходьбу или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений , но и за осанкой и дыханием детей. Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания. Общая длительность оздоровительной гимнастики 10 минут.

5.Рижский метод закаливания

Этот метод предусматривает ходьбу и сон без маечек.

Затем водой из-под крана протереть руки, шею, лицо. Данный метод рекомендуется проводить после дневного сна или после проведения зарядки.

Дети круглый год спят без маечек. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки для ног и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже 14 градусов Цельсия.

Применение в работе здоровьесберегающих технологий повышает результативность воспитательно -образовательного процесса, формирует у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «Здоровье своими руками»

1 этап: организационный.

Мероприятия. Действия. Сроки. Участники. Ожидаемый результат, продукт деятельности -

Обогащение центра двигательной

активности в группе - новыми

пособиями, оборудованием для

организации самостоятельной

двигательной деятельности детей. 

Воспитатель, родители - комплекс дыхательной,  зрительной, пальчиковой гимнастик .

Оборудование: (коррегирующие дорожки, бутылочки для дыхания, гимнастические палки, ленточки и др.)

 Комплекс закаливающих мероприятий. Информирование родителей о содержании оздоровительных мероприятий с детьми на учебный год.

2 этап: основной.

Мероприятия. Действия. Сроки. Участники. Ожидаемый результат, продукт деятельности

Организация с детьми тематических

дней здоровья. Ежемесячно Воспитатели, дети Обогащение представлений детей о здоровьесбережении

-"Если хочешь быть здоров-

закаляйся"Сентябрь -Воспитатель, дети. Обогащение представлений детей о защитных функциях организма, фотоотчёт.

- "Будем здоровы"- Октябрь. Воспитатели, дети,  Обогащение представлений детей об особенностях своего организма, с -р игре "Больница" таблица для проверки зрения.

-"Незнайка в гостях у ребят"- Ноябрь. Воспитатель,инструктор по физической культуре, дети. Обогащение представлений детей о возможностях и потребностях своего организма.

Организация двигательной деятельности с детьми в соответствии с моделью двигательного режим. Обеспечение достаточной двигательной активности.Организация оздоровительных мероприятий с детьми.

 В течение трёх месяцев изготовление из подручного материала оборудования для оздоровительных мероприятий с детьми.

Мероприятий с детьми: хождение

босиком, обширное умывание после

дневного сна, хождение по мокрым

дорожкам, сон без маек. Повышение защитных свойств организма детей.

З этап: заключительный

Результативность проекта

Нестандартное спортивное оборудование способствует повышению двигательной активности детей, формирует устойчивый интерес к физической культуре и спорту. Каждый ребёнок стал более подвижным, ловким, выносливым, эмоциональным. На контрольных занятиях дети показывают высокие результаты. Снизилась заболеваемость, здоровье детей улучшилось.

 

Мероприятия. Действия. Сроки. Участники. Ожидаемый результат, продукты деятельности.

Собрание с родителями по теме: "Одежда по сезону",

«Изготовление из подручного материала оборудования для детей» .

 Повышение компетентности родителей в вопросах здоровье сбережения дошкольников.

Участие в презентации.

Итоговое мероприятие проекта: Готовим презентацию - «Здоровье своими руками».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Здоровье своими руками" с презентацией

Использование нестандартного оборудования в детском саду. Материалы приготовлены своими руками из простых материалов, можно использовать на любых занятиях и во время отдыха...

Проект по благоустройству территории детского сада. Название проекта: «Сказка своими руками».

Проект по благоустройству территории детского сада.  Название проекта: «Сказка своими руками». Автор проекта: Руданова Наталия Алексеевна Тип проекта: социальный.Вид проекта: творч...

Мастер-класс. Дорожки здоровья своими руками!

Мастер-класс. Дорожки здоровья своими руками!Дорожки здоровья своими рукамиУже с первого года жизни начинается профилактика плоскостопия у детей. Для профилактики плоскостопия помимо традиционных мето...

Проект "Здоровье своими руками"

Стремительные изменения в системе дошкольного образования, введение новых форм работы в соответствии с ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17.10.2013 г.) побуждают педагогов активно использовать такие виды деят...

Проект "Дорожка здоровья своими руками

Образцы изготовления дорожек здоровья своими руками...

Мастер-класс Изготовление дорожки здоровья своими руками «Следочки и ладошки»

laquo;Дорожка здоровья» - это самый простой, но при этом невероятно полезный массажер для ступней и ладоней....

" Дорожка здоровья своими руками"

Дорожка здоровья предназначена для массажного воздействия на стопы....