Сказкотерапевтический тренинг для педагогов «Характеры»
методическая разработка

Приймак Наталья Николаевна

Тренинг основан на сказке и посвящен исследованию своего характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_haraktery.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапевтический тренинг для педагогов «Характеры»

Цели: развитие навыков рефлексии и метафорического мышления.

Задачи:

  1. Помощь участникам тренинга в осознании черт собственного характера.
  2. Тренировка умения расслабляться и снимать напряжение.
  3. Развитие креативности; тренировка умения эффективно взаимодействовать с окружающими.

Вступительное слово.

Запланированный сегодня тренинг основан на сказке и будет посвящен исследованию своего характера.

Тренинговая работа, прежде всего, предполагает самостоятельность в исследовании и изменении себя. Будет дан материал, но в какой степени им воспользоваться – личное дело каждого.

В процессе тренинга, возможно, кто-то будет откровенен, поэтому, о чем здесь будем говорить здесь и должно остаться.

Какое еще правило вы хотели бы внести?    

  1. Упражнение «В двух словах о себе» (все рассказывают о себе то, что считают необходимым). 

Материал: мяч.

  1. Приветствие «Здравствуй друг».
  2. Мини-лекция.

Люди разных возрастов любят сказки и притчи. В.П. Аникин писал: «Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их герои – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека».

В сказках и притчах в образной форме показывается, как человек может помочь себе преодолеть различные невзгоды и трудности, сделать свою жизнь полноценной, сохранив при этом индивидуальность.

На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни. Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, а спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития.  

4. Упражнение «Кто какой?».

Группа (4-5 человек) участников, выбрав (не глядя) две карточки сказочного героя, должна назвать до 5 черт характера, которые свойственны этому персонажу. Другие участники отгадывают.

Материал: карточки сказочных героев.

5. Упражнения «Ассоциации», «Одна линия».

Каждый участник называет героя, с которым себя ассоциирует. Объясняет, почему и рисует этого персонажа с помощью одной линии. Потом делится своими впечатлениями.

Материал: лист половина листа А4, карандаши.

6. «Рисование сказки».

Материал: лист формата А4, цветные карандаши.

А. «Сядьте удобно. Глаза можно закрыть, но это совсем необязательно. Я прошу вас только представлять все, о чем я сейчас буду говорить. Пусть ваша фантазия рисует яркие картинки, а я расскажу вам сказку...»

Б. Чтение сказки.

В. «Раз уж в волшебный лес попасть нельзя, то давайте сами представим и изобразим, как может выглядеть ваше персональное Дерево-Характер».

Г. «Изображение вашего дерева-Характера уже почти завершено. Но у меня есть к вам еще одна маленькая просьба. Подумайте: а кто мог бы жить возле вашего Дерева? Может быть, не возле, а прямо в нем самом – скажем, в дупле? Или в кроне? Может быть, кто-то уютно чувствует себя на какой-нибудь ветке или между корней вашего Дерева-Характера? Наверное, это могут быть птицы или звери, но необязательно – вполне возможно, что это окажется совсем необычное существо. Может статься, их будет несколько. Добавьте к своему рисунку изображение того или тех, кого вы хотите... Придумайте имя этому существу или этим существам».

Д. «Посмотрите на рисунки других участников и выберите тот рисунок, который, как вам кажется, чем-то похож на ваш. Расскажите, в чем вы видите это сходство. Прошу вас не пытаться интерпретировать чужие рисунки или ставить какие-то диагнозы. Просто посмотрите и сделайте выбор. Если у вас будет такое желание, вы можете дать комментарии к своему рисунку».

        

Вопросы для обсуждения:

  1. Какие ощущения вызвала проделанная работа?

Притча о двух волках

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.


Ветвь Отношения к Себе

Ветвь Отношения к Людям

Ветвь Отношения к Делу

Ветвь Отношения к Вещам


Сказка о Деревьях-Характерах

В некотором удивительном мире, в долине, раскинувшейся среди высоких и неприступных гор, в волшебном лесу, где поют свои дивные песни удивительные птицы росли... Деревья-Характеры.

Это были необычные деревья. Их внешний вид был отражением характеров людей, живших далеко-далеко за горами. У каждого Дерева-Характера от ствола отходили четыре главные ветви, а от них – множество маленьких. Эти четыре ветви имели свои названия: Отношение к людям, Отношение к делу, Отношение к себе, Отношение к вещам. У каждого Дерева-Характера эти ветви имели свою, не похожую на других форму, свою характерную особенность. На одном Дереве-Характере ветвь Отношения к людям была пряма и устремлена вверх, потому что была ветвью Правдивости, а на другом была скручена кольцом Лжи. Где-то ветвь Отношения к себе вызывающе торчала Самовлюбленностью, где-то прогибалась до земли от своей Приниженности, а где-то спокойно и уверенно поднималась к солнцу как воплощение Достоинства. Ветви Отношения к вещам на некоторых Деревьях-Характерах скрючились от Жадности, а на других обилием листвы обнаруживали свою Щедрость.

Очень разные Деревья-Характеры росли в этом волшебном лесу. Под некоторыми Характерами трескалась земля – такими они были тяжелыми, зато легкие Характеры буквально парили в воздухе, едва цепляясь за почву корнями. Встречались Характеры, сплошь – от корней до кроны – покрытые иголками, и потому они были очень колючими. А иные напоминали телеграфные столбы с едва заметными отростками – это были прямые Характеры. Даже бензопила не смогла бы распилить твердые Характеры, а мягкие Характеры были настолько податливы, что их стволы можно было запросто мять, как глину. Были среди них очень красивые и безобразные, высокие и низкие, стройные и стелющиеся по земле. Так непохожи были Деревья-Характеры, потому что росли они на разных почвах, неодинаково согревало их солнце, иначе обдувал ветер, не поровну давал влаги дождь.

А ведь и у каждого человека в жизни складывается все по-разному, верно? Порой налетала в волшебную долину свирепая буря, яростно бросалась она на Деревья-Характеры: иные ломала или вырывала с корнем, другие гнула до земли, но сломать не могла. Были и такие, что не склонялись даже под самым сильным ураганным ветром и лишь гордо распрямляли свои могучие ветви – ветви Отношения к себе, Отношения к людям, Отношения к делу и Отношения к вещам.

У каждого человека в этом волшебном лесу есть его собственное Дерево-Характер, которое своим видом отражает присущий ему характер. Многие люди хотели бы побывать там, посмотреть, как выглядит их Дерево-Характер. Но попасть в этот волшебный лес не может никто...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Сказкотерапевтический тренинг для педагогов « Мир сказок»

Цель: повышение уровня  эмоциональной культуры педагогов.Задачи: способствовать повышению творческой активности и свободному творческому самовыражению педагогов, снятию психоэмоционального напряж...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Из опыта работы педагога-психолога: Психологический тренинг с педагогами ДОУ «Я — педагог!»

- Создать благоприятные условия для работы тренинговой группы;- Сформировать мотивацию для анализа собственных педагогических взглядов и установок, подчёркивания своих индивидуальных черт как личности...

Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ "Счастливый педагог - здоровый педагог".

Занятие для педагогов ДОУ для повышения эмоционального состояния....

Тренинг для педагогов «Здоровый педагог — успешный педагог»

Цель тренинга: профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде....

Сказкотерапевтический тренинг-путешествие для педагогов

ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК?       Участники: педагоги, родители (на усмотрение организаторов тренинга). Цель: провести профилактику эмоционального выгорания, сп...