Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"
учебно-методический материал по теме

Колиева Регина Робертовна

 

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Структура тренинга:

1.    Притча

2.    Понятие «тренинг»

3.    Какими бывают тренинги

4.    Отличие тренинговых занятий от лекционных

5.    Блочная структура занятия

6.    Коротко об играх и упражнениях. Особенности проведения

7.    Тренинг межличностного общения. Специфика.

8.    Игра «Добрый капитан»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг. Какими бывают тренинги (для педагогов)

Составитель: педагог-психолог Колиева Р.Р.

  1. Притча
  2. Понятие «тренинг»
  3. Какими бывают тренинги
  4. Отличие тренинговых занятий от лекционных
  5. Блочная структура занятия
  6. Коротко об играх и упражнениях. Особенности проведения
  7. Тренинг межличностного общения. Специфика.
  8. Игра «Добрый капитан»

Понятие «тренинг»

 Одним из первых стал использовать тренинги Дейл Карнеги, основавший в 1912 г., «Дейл Карнеги Тренинг» центр.

В этом центре проводились и до сих пор проводятся тренинги

Тренинг- особый метод получения знаний, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок.

Какими бывают тренинги

 

Методический

Цель: обучение специалистов тренерской работе

Психокоррекционный

Цель: получение психотерапевтического эффекта.

В свою очередь психокоррекционный вид тренинга делится на подвиды

  1. психотерапевтический
  2. тренинг личностного развития
  3. обучающий тренинг
  4. организационный тренинг

Отличие тренинговых занятий от лекционных

Позиция ведущего                            Я умный              Я один из…

Стиль преподавания                       дискретный     демократический

Вопросы слушателей                     в конце               по возникновению

Позиция слушателей                     пассивная          активная

Усвоение материала                      5-15%                 намного больше

Блочная структура занятия

  1. организационный момент (ритуалы, приветствия, разминочные упражнения)
  2. основная часть ( настрой как подготовка к восприятию нового материала)
  3. Подведение итогов (осмысление)
  4. Домашнее задание (подразумевается не всегда)
  5. Ритуал прощания

Коротко об играх и упражнениях. Особенности проведения.

Игры-приветствия могут использоваться ежедневно и стать хорошим ритуалом, помогающим настроить всех на определенный лад, снизить эмоциональное напряжение.

Игры-знакомства – основная задача познакомится. Опыт показывает что участники запоминают имена не сразу. Можно использовать бейджи. Игры знакомства могут проводиться не только в первый день.

Составление групповых норм- правила группы придают участникам и ведущему уверенность, дают возможность контролировать процесс работы.

Мини-лекция – одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала.  Перед началом можно провести мозговой штурм связанный с предстоящей темой, что поможет выяснить степень их информированности по проблеме и отношение к ней.

Ролевая игра- метод психологического моделирования, направленный на получение психокоррекционного эффекта за счет интенсивного межличностного общения.

Деловая игра-  метод организации активной работы участников тренинга, направленный на выработку «рецептов» эффективной работы в профессиональной деятельности.

Айсбрейкеры- как правило это короткие разминки,  психогимнастические упражнения .

Метафоры и притчи в работе с группой эффективным тренинговым методом является рассказывание притчи в начале встречи и при ее завершении.

Заключительная часть- обобщают полученные знания и строятся планы на будущее.

Тренинг межличностного общения. Специфика проведения.

Прежде всего, это возможность получения обратной связи и поддержка от людей, получения знаний об эффективном взаимодействии людей.

Цель группы: развитие социально-психологической компетентности личности, то есть способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми.

Ведущим принципом организации социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии.

Отправным пунктом для обеспечения успешной работы тренинговой группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта и работа в ней четко структурирована. Продолжительность занятий в принципе должна быть определена заранее.

Ключ: деление на подгруппы, управление временем, К. Фопель.

Притча Как наладить общение

Молодой, горячий, сильно вспыльчивый юноша и пожилой, очень строгий, сердитый отец семейства обратились к мудрецу за наставлением и советом.

Юноша грешил тем, что очень легко раздражался на людей
и  в сердцах мог наговорить много обидных слов. Потом он остывал, раскаивался ,просил прощения. Его умудренный жизнью спутник не позволял себе говорить сгоряча, он хорошо знал слабые места людей, поэтому мог отчитать их так рассчитано и жестоко, что они долго приходили в себя. И, конечно, он никогда не просил прощения, потому что считал себя правым и справедливым.

Ни молодой, ни пожилой не видели ничего страшного в своем поведении, ссылаясь на особенности своего характера и своего окружения. Не устраивало их только то, что их не понимали близкие, и не было отношений с людьми того качества, которого им бы хотелось. А поэтому оба они чувствовали себя одинокими и несправедливо обиженными.

Мудрец выслушав их, сказал, что поменять их окружающих он, к сожалению не может, но, если они сами готовы выполнить точно и терпеливо очень сложное задание, то ситуация с отношениями может измениться. Поразмыслив, спутники согласились.

Тогда мудрец велел им закупить досок из самого прочного и драгоценного сорта дерева и построить вместе красивую изгородь. Когда, после серьезных финансовых вложений и нелегких трудов, забор был готов, он дал им большие гвозди и тяжелый молоток и предложил каждый раз, когда они с кем-нибудь ссорятся, забивать гвоздь в доску примерно на ту глубину, какой силы был конфликт и рассказывать друг другу подробности ситуации.

В первые несколько дней гвоздей у юноши было очень много, у пожилого меньше, но забивать ему приходилось глубже. Они оба сбили руки в кровь и изнемогали от усталости, а, слушая рассказы друг друга о происшедшем, сами изумлялись неразумности своих поступков. Потом гвоздей становилось все меньше, и пришли дни, когда не стало вбиваться ни одного гвоздя.

Тогда мудрец дал им клещи и предложил выдернуть свои гвозди. Юноша вытягивал свои легче, но их было много и ему пришлось побегать вдоль забора. Пожилой же тащил свои редкие гвозди с большим усилием. Когда они закончили, изгородь была покрыта множеством дырок разной глубины.

«Посмотрите на дело рук своих, так обстоят дела и в вашей жизни», - сказал мудрец. – «сколько сил и средств стоит построить изгородь отношений, как неблагодарны усилия обидчика, ранящего чужие души, как не просто потом выдернуть гвозди обид и как безнадежно испорчена драгоценная изгородь, ибо дыры от обид остаются в душах навсегда. И, не суть важно, частые и мелкие это обиды или редкие и глубокие – вы все равно окажетесь в дырявых отношениях»

Говорят, с тех пор эти два человека стали просто образцом добрых отношений с людьми, только они почему-то приходили периодически к своей странной изгороди и подолгу у нее стояли. И тех, кто обращался к ним за советом, как строить теплые и близкие отношения, как у них, они тоже приводили туда. А те, в свою очередь, приводили других вопрошающих или рассказывали им об этом. Так эта история дошла и до меня, и я тоже пристально и долго смотрела на дыры в драгоценной, давшейся мне трудом и вложениями изгороди своих отношений.

Не хотите взглянуть, какая изгородь у вас?

Три сита. Притча про общение

Один человек спросил у Сократа:
— Знаешь, что мне сказал о тебе твой друг?
— Подожди, — остановил его Сократ, — просей сначала то, что собираешься сказать, через три сита.
— Три сита?
— Прежде чем что-нибудь говорить, нужно это трижды просеять. Сначала через сито правды. Ты уверен, что это правда?
— Нет, я просто слышал это.
— Значит, ты не знаешь, это правда или нет. Тогда просеем через второе сито — сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?
— Нет, напротив.
— Значит, — продолжал Сократ, — ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но даже не уверен в том, что это правда. Попробуем третье сито — сито пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
— Нет, в этом нет необходимости.
— Итак, — заключил Сократ, — в том, что ты хочешь сказать, нет ни правды, ни доброты, ни пользы. Зачем тогда говорить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Тема : «Какие бывают насекомые»

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

Перспективно-календарное планирование организации работы над реализацией проекта «Почему поезда такие длинные?» Тема: «Какие бывают вагоны»

Этапы реализации проекта, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями....

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Какие бывают загадки?»

Представлен теоретический и практический материал по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста, который будет полезен  для педагогов и родителей....

Тема: « Какая же бывает Осень?!»

МБДОУ " Детский сад 52 " Аленький цветочек" Город Смоленск 2022 годВоспитатель: Титова Ольга Игоревна Проектировочный компонентРеализация содержания программы в образовательны...

Тренинг для педагогов ДОУ, на тему «Какие бывают родители»

Добрый день, Уважаемые педагоги.Предлагаю Вашему вниманию упражнение, которое называется «Какие бывают родители»Подберите, пожалуйста, к  ярлыкам, указанным в левой колонке определени...