Главные вкладки

    Семинар-практикум для педагогов по теме: «Какие бывают загадки?»
    методическая разработка по логопедии на тему

     Кошелева Татьяна Алексеевна

    Представлен теоретический и практический материал по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста, который будет полезен  для педагогов и родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon seminar_o_zagadkah.doc98 КБ

    Предварительный просмотр:

     Семинар-практикум для педагогов по теме:

    «Какие бывают загадки?»

    Цель:  Активизировать и разнообразить работу педагогов по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами - загадками;

    познакомить с разными типами загадок, композиционными формами и художественными средствами, используемыми в загадках;

    учить творчески применять полученные знания в процессе игр, занятий и развлечений с детьми разного возраста.

    Время проведения:  март 2015 г. 

    План проведения семинара:

    I.Теоретический материал: «Какие бывают загадки?»

    II. Практический материал:  знакомство с составленным  «Сборником загадок по лексическим темам»

    III. Примерные дидактические игры для дошкольников с использованием загадок.

    IV. Подведение итогов семинара- релаксация.

    I.Теоретический материал: 

    «Какие бывают загадки?»

    Если бы меня попросили назвать самое поэтическое

     явление, созданное человеком с помощью слова,

     я, не задумываясь, сказал бы: это загадки.

    Ю.Г. Круглов

    Что же такое загадки?

    Загадки — это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается отгадать. И в самом деле, например, в загадке «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана» иносказательно представлена капуста. Но, конечно, под это одно определение нельзя подставить все загадки. Ведь материал, который мы воспринимаем как загадки, намного богаче. К примеру, в загадке о реке «Течет, течет — не вытечет, бежит, бежит — не выбежит» нет иносказания, в ней есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, который иносказательно напоминал бы о реке. Есть загадки и другого типа. Например, такие: «Без чего человеку жить нельзя?» Ответ: «Без имени». Или: «Что на свете всего мягче?» Оказывается, ладонь. Это загадки, требующие от отгадывающего неординарного мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например, без чего не может жить человек! И без воды, и без воздуха, и без еды. Но все-таки неожиданная отгадка — «Без имени»— удовлетворит, пожалуй, всех. Действительно, без воды, воздуха, еды не может жить не только человек... Но только люди (все!) получают имена.

    Этот пример свидетельствует еще об одной особенности таких загадок. Отгадка должна быть оригинальной, неожиданной, нередко вызывающей улыбку. И есть много загадок, имеющих шуточные отгадки. Ну, например: «Какой месяц короче всех?» Ординарный ответ: «Февраль». Но правильный — «Май» (всего три буквы!). «Каких камней в море нет?» — «Сухих».

    Эти типы загадок можно было бы назвать так: загадки-иносказания, загадки - описания и загадки-вопросы.

    Но есть еще один тип загадок: загадки-задачи. Они очень похожи на задачки из школьных учебников, если бы не одно обстоятельство. Вот, например, одна из таких загадок: «Летела стая гусей, навстречу им один гусь. «Здравствуйте; — говорит,— сто гусей!»—«Нет, нас не сто гусей. Кабы было еще столько, да полстолька, да четверть столька, да ты, гусь, так бы нас было сто гусей». Сколько гусей летело?» Ответ: «36 гусей». Задача чисто арифметическая, требует от отгадывающего умения считать.

    Но есть и другие задачи. Например: «Шел охотник. Увидел на дереве трех ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько осталось на дереве?» «Разумный» ответ — чисто арифметический: осталось на дереве две вороны. Но нет! Одну-то он убил, а остальные —  улетели... Или: «Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось?» Конечно же, один — убитый.

         Мы видим, что загадки-задачи, как и загадки-вопросы,— неординарны, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. И это объединяет между собой загадки-вопросы с загадками-задачами; они, несомненно, в этом имеют сходство и с загадками-иносказаниями, загадками-описаниями. Ведь предлагаемые в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях задачи требуют именно сообразительности, нестандартного мышления: увидеть в обыкновенном необыкновенное, а в необычном — обычное. 

         Таким образом, все эти малые формы фольклора едины по своему жизненному назначению: носят обучающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека.

    Сходство этих четырех типов загадок— и в их построении. Композиция всех без исключения загадок двухчастная: первая часть — вопрос, вторая — ответ. Это очень хорошо видно на примере загадок-вопросов и загадок-задач. Вопросная форма завуалирована в загадках-иносказаниях и загадках-описаниях. Однако вопрос необязательно должен быть выражен словом. Ведь загадка существовала и существует по-настоящему только в устной форме, а вопрос можно передать и интонацией.

    Загадки-иносказания и загадки–описания отличаются от загадок–вопросов и загадок–задач тем, что они созданы на основе поэтической образности, удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. А вот загадки-вопросы, загадки-задачи сильны своей логикой, игрой ума.

       А наиболее любимый детьми вид загадок— это загадки-рифмы, так как они содержат подсказку-рифму. Особенно они хороши для коллективного ответа и доступны даже детям младшего дошкольного возраста. Например:

    По реке плывёт бревно,очень злющее оно,

    Всем, кто в речку угодил нос откусит…    (крокодил)

    Значительный интерес у детей вызывают и загадки-рифмы с обманками, ведь они вызывают еще большее оживление детской аудитории, смех и веселье в случае ошибок. Они учат детей вниманию, умению сомневаться и додумывать свою правоту.

    Например: Летом по лесу бродил, ел малину…(не крокодил, а медведь).

    Это правда, а не враки: мягкий пух дают нам…(не раки, а гуси или утки).

    Под землёй кромешный мрак, под землёй там бродит…(не рак, а крот).

    Листопаду дали старт – наступил ведь месяц… (не март, а сентябрь).

    А подобная игра « В мире профессий» - это весёлый и интересный грамматический конкурс, в котором играющим предлагается поверить или не поверить предложенным утверждениям. Такая игра поможет ребятам разобраться в правильном использовании названий профессий применительно к представителям мужского и женского пола. Например: Она – актриса, он - актёр.  (Да)

    Она проводница, он – проводник.  (Да)

    Она – конькобежка, он - конькобег.  (Нет, он конькобежец)

    Она – свинарка, он - свинарник. (Нет, он – свинарь, а свинарник – это помещение для свиней)  И т.д.

    (см. И.Д. Агеева «500 загадок- обманок для детей»)

           Развивая мышление, загадка стремилась через своё «поэтическое окошечко» познакомить человека с окружающим его миром. Причём привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаза, привыкшего схватывать только внешние их признаки.

         Загадки представляют собой свод знаний и сведений народа о внешнем мире, это своеобразный курс народного мироведения.

          Изображая мир, народ поэтизировал его, учил видеть в обычном необычное, в быте — поэзию. Сами загадки являются непревзойденными образцами фольклора как искусства слова.

         Небольшие по объему, они могут быть простыми и сложными. Простыми, когда рисуют всего лишь один образ, картину. Например, камыш сравнивается с бородатым стариком: «Стоит старик над водой, качает бородой». Но могут быть и сложными, изображать какое-либо действие, событие.

    Загадки знают и монологическую, и диалогическую формы композиции. Ухват и помело, например, иносказательно изображались в диалоге между собой: «Черный огарыш, куда поехал?» — «Молчи, кручено, верчено, там же будешь!» А горшок рассказывал о себе целую историю: «Был я на копанце, был я на хлопанце, был на пожаре, был на базаре; молод был — людей кормил, стар стал — пеленаться стал, умер — мои косточки негодящие бросили в ямку, и собаки не гложут».

    Но самая распространенная композиционная форма загадок— описание. И это понятно. Загадки иносказательно описывали окружающий человека мир вещей, предметов, явлений. И описания могли быть краткими или развернутыми. Выше была приведена загадка о старике — камыше, а вот загадка — описание каравая хлеба: «Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, и кисло, и пресно, и вкусно, и красно, и кругло, и легко, и мягко, и твердо, и ломко, и черно, и бело, и всем людям мило».

    В загадках используются разнообразные художественные средства. Многие строятся на метафорах. Метафора, как говорят ученые,— душа загадки. Она способствует скрытому сравнению, сопоставлению весьма далеких между собой предметов, явлений, действий, являясь тем самым главным приемом создания той неповторимой поэтической прелести, какой обладают эти миниатюры.

    Метафора загадок необычна. Мы часто употребляем в своей речи метафоры, даже не замечая того поэтического смысла, который в них имеется. Например, говорим: «Дождь идет». Но ведь идти может человек, животное, а не дождь! Метафора же в загадках всегда необычна, парадоксальна, фантастична. Она привлекает, притягивает к себе внимание, «взрывает» наши обыденные, устоявшиеся представления о мире.

    Как писала одна из самых известных исследователей загадок — М. А. Рыбникова, загадки — это своеобразный психологический раздражитель, который выводит нашу мысль из рамок обычных, вяло текущих ассоциаций. И в самом деле, разве может быть, например, живое существо без рук, без ног и чтобы рисовало? Оказывается, может — мороз. Метафоры строятся с таким расчетом, чтобы заманить отгадывающего в ловушку, посмеяться над его недогадливостью. Вот, например:

    Что за зверь: в зиму ест, а летом спит,

    тело тепло, а крови нет,

    сесть на него сядешь, а с места не свезет?

    С самого начала загадка направляет нас по ложному пути. Она заставляет искать отгадку среди зверей и дает приметы зверей, но приметы парадоксальные. Как будто бы зверь этот — медведь. Но мы знаем, что он не летом, а зимой спит, значит — ест летом... Не подходит как будто. Однако дальше опять приметы животного: тело теплое. Но у всех зверей есть кровь; крови как будто нет у рыбы, но рыба — холодная! Опять парадокс, и идем снова мы по тому же ложному следу... Однако что это за зверь, на которого можно сесть, но который не повезет? Упорно загадка возвращает нас к медведю: ведь на медведя можно сесть, а что из этого получится? Смех и горе...

    И вместе с тем загадка правильно указала признаки предмета-отгадки. Только русская печь характеризуется всеми этими признаками: ее топят зимой, а не летом, теплой она бывает, а крови в ней нет, и сесть на нее можно (и даже лечь!), да с места она не сойдет, разве что в сказке о Емеле-дураке...

    Вот какое двойное иносказание получается: предмет загадывания заменен другим предметом или несколькими, им приписываются свойства и качества предмета загадывания, подходящие лишь на первый взгляд, но на поверку они оказываются ложными…

        Широко используются и другие художественные средства. Прежде всего хотелось бы назвать сравнение, употребление которого, как и метафоры, объясняется поэтической необходимостью постоянно сопоставлять один предмет с другим. Сравнение помогало живо, красочно передавать их признаки. Встречаются самые разнообразные формы сравнения. Например, сорока описывалась так:

    Бела, как снег,

    зелена, как лук,

    черна, как жук...

    Но сравнение могло строиться и по-другому:

    Белее снега, чернее сажи, выше дома, ниже травы.

    Или в сопоставлении объемов, величин:

    Сундучок — с кулачок,

    А запирка — с шест.

    Как следствие сопоставления в загадках часто возникало противопоставление — антитеза, создающая поэтический парадокс. Например, в загадке о сверчке: «Маленькая птичка, а громко поет».

    Нередко противопоставление строилось на отрицании. Во многих загадках можно заметить частое использование частицы «не», предлога «без». «Без рук, без ног — через тын ползет» — это о месяце. «Стоит бочка без замочка и без зарубинки»  - о яйце. Иногда в одной загадке встречаются и частица «не», и предлог «без»: «Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его» (Время).  «Без ног бегут, безо рта кричат, дороги не знают, а других провожают» (Санные полозья).

    Усилению впечатления от парадоксального поэтического мира загадок способствовали гиперболы. Так, в загадках звезды сравниваются с горохом, а о горохе рассказывается, что он рассыпан «на ста дорогах», «на двенадцати лугах», «по всей Москве, по всей Вологде». Нередко поэтические картины, рисуемые загадками, становились ярче благодаря усилительным частицам и повторам: «Рассыпался горох по сту дорог; никто его не соберет: ни царь, ни царица, ни красна девица, ни бела рыбица».

    Можно было бы назвать еще ряд художественных средств, использующихся в загадках в соответствии с их назначением и поэтическим содержанием (например, эпитет, как в только что упомянутой загадке: красна девица, бела рыбица; уменьшительно-ласкательные или, наоборот, уничижительные суффиксы). Есть загадки, в которых фактически отсутствуют глаголы или производные от них слова, они преимущественно построены с помощью имён существительных («С одного бока – лес, а с другого поле.» (Шуба); с другой стороны, значительная группа загадок состоит из одних лишь глаголов или причастий.

     «Мету, мету – не вымету, несу, несу – не вынесу, пора придёт – сама уйдёт»   (Тень)

    «По земле ходит, неба не видит»   (Свинья) (т.к. её в старину называли низкоглядою).

    II. Практический материал (образцы материалов из сборника загадок)

    Загадки к лексической теме «Весна»:

    Тает снежок, ожил лужок, день прибывает.
    Когда это бывает?  
    (Весной).

    Зазвенели ручьи, прилетели грачи.

    В дом свой — улей пчела первый мёд принесла.

    Кто скажет? Кто знает? Когда это бывает? (Весной).

    Висит за окошком кулёк ледяной,
    Он полон капели и пахнет весной.   (Сосулька)

    У нас под крышей белый гвоздь висит,
    Солнце взойдёт — гвоздь упадёт.
     (Сосулька)

    На ветках плотные комочки,

    В них дремлют клейкие листочки. (Почки).

    Что растёт вверх ногами?  (Сосулька)

     Без рук, без топорёнка построена избёнка.  (Гнездо)

      Ручейки уж не бегут.

      На полях цветы цветут.

      Птицы гнёзда уже вьют,

      Песенки вовсю поют.

      Солнце припекает.

      Когда это бывает?    (Поздней весной)

    Дует тёплый южный ветер,

    Солнышко всё ярче светит,

    Снег темнеет, мокнет, тает,

    Грач горластый прилетает.

    Что за месяц, кто узнает?       (Март)

    Я раскрываю почки  в зелёные листочки,

    Деревья одеваю, посевы поливаю.

    Движения полна. Зовут меня…. (весна)

    Пришла, улыбнулась,

    Утихли метели.

    Позванивать стал

    Колокольчик капели.

    Река пробудилась,

    Растаяли льды,

    Наряд розоватый

    Надели сады.         (Весна)

    Он прилетает каждый год

    Туда, где домик его ждёт,

    Чужие песни петь умеет,

    А всё же голос свой имеет.     (Скворец)

    Крепкий, деревянный дом

    С круглым маленьким окном.

    Он стоит на длинной ножке,

    Чтобы не залезли кошки.    (Скворечник)

    Лексическая тема «Игрушки»:

    1. Не летаю, не хожу, а верчусь я и жужжу.
         Как устану — перестану, упаду и полежу.
      (Юла)

    1. Пляшет крошка, а всего одна ножка. (Юла)

    1. Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.
        А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.  (
      Мяч)

    1. Бьют его, а он не плачет, только выше, выше скачет. (Мяч)

    1. Кинешь в речку — не тонет, бьёшь об стенку — не стонет. (Мяч)

    1. Сам пустой, голос густой, дробь отбивает, шагать помогает. (Барабан)

    1. Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.
         Все они сидят друг в дружке, и всего одна игрушка. (
      Матрёшка)

    1. Твой хвостик я в руке держал, ты полетел, я побежал.

    (Воздушный шар)

    9.Он и стройный, и красивый, у него густая грива!

       Жаль, нельзя на нём промчаться, только можно покачаться.

                                                                                             (Конь-качалка)

    10.Уши чуткие торчком, хвост взлохмаченный крючком.
        У дверей она лежит, зайкин домик сторожит. (
    Собака)

    1. Зверь забавный сшит из плюша, есть и лапы, есть и уши.
           Мёду зверю дай немного и устрой ему берлогу.

    (Плюшевый медведь)

    1. Серый байковый зверюшка, косоглазый длинноушка.
           Ну-ка, кто он, угадай и морковку ему дай. (
      Зайчик)

    1. Совсем не нужен ей водитель, ключом её вы заводите.
           Колесики начнут крутиться, поставьте — и она помчится.

    (Заводная машина)

    1. Эти чудо-кирпичи я в подарок получил.

          Что сложу из них — сломаю, всё сначала начинаю. (Кубики)

    15.Человечек деревянный на земле и под водой

         Ищет ключик золотой.

         Всюду нос суёт он длинный. Кто же это?    (Буратино)

    16.Наряд мой пёстрый, колпак мой острый,
        Мои шутки и смех веселят всех. (
    Петрушка)

    17. Лежу - молчу,

          Подними - всех заговорю.   (Колокольчик)

    18. Я бываю разная

         Чёрная и красная,

          Грузовая, легковая,

          Кто же я такая?  (Машина)

    III. Примерные дидактические игры для дошкольников с использованием загадок:

    Игра «Загадки»:

    Задача: развить сообразительность детей, расширить их словарный запас.

    Оборудование: игрушки или картинки, о которых будут загадки, доступные для понимания ребенка.

    Описание: Играть можно с одним ребенком или группой детей.

    1 вариант. Сначала на виду у детей раскладываются игрушки или картинки по количеству загадок. Затем взрослый медленно читает загадку, содержащую понятные ребенку сравнения или описания.

    Отгадывающий должен выбрать и назвать соответствующую игрушку или картинку.

    2 вариант. Далее игра усложняется, если ребенок справляется с первым вариантом. Он выбирает подходящую картинку из ряда других.

    Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''. (Данные игры были предложены Е. Кудрявцевой)

    Цель: развитие у детей навыков описательной и объяснительной речи, обогащение и активизация словаря детей.

    Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время прогулок, экскурсий, посещения зоопарка. Беседа о животных.

    Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говориться в загадках.

    Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.

    Описание игры. Воспитатель напоминает детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадывает загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.

    Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:

    Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)

    С усами родиться, а на усатых охотится. (Кошка.)

    Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)

    Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)

    Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)

    Зимой белый, летом серый. (Заяц.)

    Эти загадки различаются тем, что в первой части говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

    Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".

    Подготовка к игре. Выращивание овощей на огороде, фруктов в саду. Беседа о фруктах и овощах.

    Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

    Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей": первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

    Описание игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в необычный магазин "Фрукты и овощи", где для покупки нужны не деньги, а загадки. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:

    На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)

    Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)

    Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)

    В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно.  (Вишня.)

    Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой.    (Арбуз.)

     Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.      (Арбуз.)

    Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)

    Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

    Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".

    Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время прогулок, экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.

    Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

    Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.

    Описание игры. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки о различных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта.

    Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:

    Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)

    По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)

    В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)

    Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)

    Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)

    Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)

    Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах".

    Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.

    Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".

    Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говорится о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

    Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, причем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в "волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.

    Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных "братцах":

    Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)

    Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)

    Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)

    Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)

    Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.   (Велосипед.)

    Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)

    Два братца: одного все видят, но не слышат,

    другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)

    При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.

    IV. Итоги:

    Загадок для детей никогда не бывает много, ведь столько в детском саду игр, занятий, праздников, конкурсов и других мероприятий, где они могут пригодиться. Чем больше вы используете загадок, тем умнее, смышлёнее будут ваши дети, и тем богаче и выразительнее станет их речь!

    Учитель-логопед Кошелева Т.А.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"

    Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по  проблеме детской а...

    Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"

    Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...

    Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»

    Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...

    Семинар – практикум «Профессиональные компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФТГ» Тема выступления: «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей, как условие профессиональной компетентности педагога ДОУ в условиях реализации ФГТ»

    Семинар – практикум«Профессиональные компетенции педагога ДОУ в условиях реализации ФТГ» Тема выступления: «Обеспечение охраны жизни и здоровья детей, как условие профессиональной компетентности ...

    Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"

    Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...

    Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

    Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

    Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».

    Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....