Тема: « Какая же бывает Осень?!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Титова (Корчинская) Ольга Игоревна

МБДОУ " Детский сад 52 " Аленький цветочек" Город Смоленск 

2022 год

Воспитатель: Титова Ольга Игоревна 
Проектировочный компонент

Реализация содержания программы в образовательных областях:

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: формирование целостной картины мира, коммуникативная, игровая.

Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания детей об осени в разные её периоды.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.

Формирование представлений о периодах осени и их характерных особенностях.

Развивающие:

Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Развивать мелкую моторику рук, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

Воспитывать творческую личность.

Предварительная работа:

o Наблюдения за живой и неживой природой.

o Экскурсии по экологической тропинке детского сада.

o Рассматривание картин и репродукций об осени.

o Чтение художественной литературы.

o Заучивание стихов, отгадывание загадок.

Материал и оборудование: презентация «Какая бывает осень», мультимедийная установка, иллюстрации картин «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень», магнитофон, аудиозапись «Осень» (классика, мяч.

Организационный компонент

I. Воспитатель приглашает детей на ковёр, обращает внимание на выставку:

- Сегодня к нам пришёл гость, попробуйте отгадать кто:

«Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья»

- Да, это осень. Почему про неё так говорят? (2 слайд)

- Осень – это красивое время года, мы с вами не раз любовались ею. А художники и поэты воспели её красоту в своих произведениях (3 слайд).

- Давайте полюбуемся нашей выставкой на экране и послушаем звуки осени.

- А всегда ли осень бывает такой красивой?

Дидактическая игра «Осень какая?» (с мячом)

- Если светит солнце - солнечная

- Если идет дождь - дождливая,

- Если дует ветер – ветреная,

- Если холодно – холодная,

- Если пасмурно – пасмурная,

- Если сыро – сырая,

- Если хмуро – хмурая,

- Если ясно – ясная.

- Если тепло –теплая.

- Есть несколько периодов в этом времени года. Давайте вспомним: ранняя, середина и поздняя. Найдите соответствующие иллюстрации.

- Сегодня мы с вами поговорим о том, чем различаются эти периоды осени. Оказывается, для каждого периода осени есть свой определённый месяц.

- Какие осенние месяцы мы знаем? Сколько их? Назовите. Давайте вспомним, какие изменения в природе происходят в каждом осеннем периоде.

- Сентябрь обычно называют ранней осенью (4 слайд). В народе его зовут златоцветом. Как Вы думаете, почему? (дети трава высыхает на полях, листочки на деревьях только начинают менять окраску и сначала желтеют).

- Начало ранней осени легко узнать по летающим в воздухе паутинкам, появлению в лесу опят. День становится короче. Скажите, какая погода в этот период?

- Часто бывает тепло днем, а ночью холодно.

- Почему погода становится прохладной? (Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной)

- Еще радуют нас цветы, их много, какие вы знаете(5 слайд)

- Дети идут в школу и несут учительнице красивые букеты из этих цветов.

- Дозревают фрукты и овощи. Еще не исчезли многие насекомые, перелетные птицы только начинают готовиться к отлету в теплые края.

- Некоторые животные припасают на зиму запасы, кто? А некоторые нагуливают жир, что завалиться на всю зиму в спячку. Кто это? (6 слайд)

- На полях убирают хлеб, овощи, фрукты. Люди делают заготовки на зиму (7 слайд).

Физминутка «Заготавливаем капусту»:

Мы капусту рубим - рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы морковку трём – трём, (имитация)

Мы капусту посолили, (движение щепоткой)

Посластили. (имитация накладывания сахарного песка ложкой)

Мы капусту мнем - мнем, («мнут капусту»)

Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)

В баночку кладём. (имитация укладывания в банку)

А зимой достанем – вот такая вкуснота!

- Затем наступает середина осени – месяц октябрь. Это самый красивый период – его называют – золотая осень. Почему? Что происходит в природе(8 слайд)

- Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, желтыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым. Послушайте:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца. (И. Бунин)

- Какое явление можно наблюдать?

- Какие осадки характерны для этого периода осени? (Чаще идут дожди, иногда может даже выпасть снег.) Погода с каждым днём портится, люди одеваются по – осеннему. Как? (9 слайд)

- А какие изменения в природе происходят с насекомыми рыбами, птицами?

- Постепенно насекомые исчезают, засыпают лягушки и рыбы. Перелетные птицы начинают отлет (10 слайд).

- У диких животных можно наблюдать линьку. У каких? Зачем это происходит? А кое – кто заваливается в спячку (11 слайд).

Физкультминутка

Жил в лесу колючий ежик, был клубочком и без ножек,

Не умел он хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,

Не умел он топать – топ-топ-топ,

Не умел он прыгать – прыг-прыг-прыг,

Только носом двигать – шмыг-шмыг-шмыг,

А ребятки в лес пришли, ежика в лесу нашли,

Научили его хлопать – хлоп-хлоп-хлоп,

Научили его топать – топ-топ-топ,

Научили его прыгать – прыг-прыг-прыг,

Быстро ноженьками двигать (дети выполняют движения по тексту)

- А как выдумаете, чем заняты люди в этот период? (12 слайд)

- Затем наступает поздняя осень - ноябрь. Посмотрите на картинки. Что вы можете сказать об этом периоде осени? Какая погода поздней осенью? Какие деревья, трава?

- Становится холодно, пасмурно. Часто идут дожди, дуют холодные ветра Могут быть туманы. Деревья и кустарники голые, трава пожухла – стала коричневая (13 слайд).

- Температура воздуха минусовая, всё покрывается снегом. На реках – ледостав, когда на поверхности появляется пока тонкий слой льда (14 слайд).

- Поздней осенью нет цветов, засохли травы, спрятались насекомые, улетели птицы. Деревья стоят голые. Грустная картина.

- Но с нами остались зимующие птицы. Какие? Они ждут от нас с вами помощи (15 слайд).

- Вот какая разная бывает осень. А сейчас подумайте, какой период осени вам нравится больше всего и почему.

Ответы детей.

- Давайте поблагодарим осень за то, что она у нас погостила, порадовала своей красотой, подарила нам богатый урожай. А на прощанье я предлагаю вам сделать коллективную работу «Ёж» отпечатками своих ладошек.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе по теме "Какая бывает вода?"

Цели занятия: уточнить представления детей о свойствах воды, систематизизовать знания о культуре поведения в лаборатории, воспитывать бережное отношение к чистой питьевой воде....

Тема : «Какие бывают насекомые»

Конспект непосредственно образовательной деятельности...

Перспективно-календарное планирование организации работы над реализацией проекта «Почему поезда такие длинные?» Тема: «Какие бывают вагоны»

Этапы реализации проекта, совместная деятельность, самостоятельная деятельность, работа с родителями....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе на тему: "Какой бывает вода"

Занятие для детей старшего возраста построено в форме деловой игры....

Занятие в подготовительной группе Тема: «Какая бывает осень»

Занятие в подготовительной группе Тема: «Какая бывает осень»...