Проект "Я и мой мир"
проект

Данный проект направлен на сохранение физического и психологического здоровья детей

через освоение ими элементарных знаний о физических и психологических закономерностях развития человека,

создание условий для расширения у ребенка представлений о самом себе и осознания своей индивидуальности,

формирование социальных и здоровье сберегающих умений и навыков. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Я и мой мир"28.23 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.

Проект по психофизическому развитию  дошкольников «Я и мой мир».

Выполнила: Сушевская Ирина Григорьевна,  воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок  группы № 3 «Почемучки»

Срок реализации проекта: с сентября 2015г.  по май 2019г.

Содержание проекта  по психофизическому развитию  дошкольников

«Я и мой мир».

     Данный проект направлен на сохранение физического и психологического здоровья детей через освоение ими элементарных знаний о физических и психологических закономерностях развития человека, создание условий для расширения у ребенка представлений о самом себе и осознания своей индивидуальности, формирование социальных и здоровье сберегающих умений и навыков. Он способствует формированию психологической готовности ребенка к школе, так как предполагает развитие произвольности, саморегуляции, позитивной Я – концепции.

Актуальность проекта: Анализ состояния здоровья детей свидетельствует о возникновении противоречий, предопределяющих снижение темпов физического и психического развития.

Это несоответствия между:

     - объективной потребностью общества в повышении качества образования детей, их здоровьесбережении и здоровьеформировании и уровнем  разработанности организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства в дошкольных учреждениях;

     - необходимостью развития ребенка как субъекта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности и недостаточной разработанностью организационно – педагогических условий формирования здоровья, полноценного психофизического развития как в детском образовательном учреждении, так и в семье;

     - имеющими мест предпосылки для формирования здоровья ребенка, связанными с развитием его внутреннего мира. Становлением самосознания и отсутствием компетентности у воспитателей детских садов и родителей в этих вопросах.

     Актуальность проблемы и выявленные противоречия позволяю сформулировать направление исследования, связанного с организацией образовательного развивающего процесса, основанного на системе личностных ценностей, главная из которых – культура здоровья. Которая обеспечивает включение самого ребенка в построение здоровье сберегающего пространства, ограждающего его от влияния негативных экологических факторов, способствующего привлечению всех его личностных положительных ресурсов в здоровье сберегающей и здоровье формирующей деятельности.

     Проект составлен на основе  парциальных программ:

  1. Программа по развитию самосознания дошкольников «Я и мой мир»/авторы: Постникова Е. И, Лузина Л. Г. - 2014г.
  2. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет/ автор – составитель И. А. Пазухина – 2008.
  3. В. В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. 2013.

    Проект рассчитан на 4 года.

В младшей группе – 30 занятий по 10 – 15 минут – 1 раз в неделю.

В средней группе – 30 занятий по 15 – 20 минут – 1 раз в неделю.

В старшей группе – 30 занятий по 20 – 25 минут – 1 раз в неделю

В подготовительной к школе группе – 29 занятий по 25 – 30 минут 1 раз в неделю.

  Проект включает в себя 9 разделов, содержание которых усложняется, обогащая ребенка новыми понятиями, смыслами, ценностями и новым жизненным опытом.

     Основные разделы

     1.Я – человек.

     2.Моя внешность.

     3.Маленькие рыцари и дамы.

     4.Мое имя.

     5.Моя семья.

     6.Мое тело.

     7.Органы чувств.

     8.Мои чувства.    

     9.Все мы разные.

     Цели. Развитие и индивидуализация самосознания детей дошкольного возраста с нормальным и особым развитием, формирование на этой основе бережного отношения  к своему физическому и психическому здоровью.

     Задачи. 

    Младшая группа:

     - способствовать формированию у ребенка представлений о самом себе (я – физическое, я – психическое, я – социальное);

     - создать условия для формирования позитивной Я – концепции;

     - познакомить с основными культурно – гигиеническими навыками, вызвать стремление к их соблюдению;

     - создавать условия для физической активности, формировать потребность в разнообразной двигательной деятельности.

     Средняя группа:

     - продолжать расширять круг знаний и представлений о себе;

     - способствовать формированию у ребенка позитивной Я – концепции;

     - формировать представления о разных способах здорового образа жизни;

     - развивать умение устанавливать связи между совершаемыми физическими действиями и состоянием организма.

     Старшая группа:

     - углублять представления ребенка о себе, своих индивидуальных особенностях и возможностях;

     - создать условия для формирования адекватной Я – концепции;

     - расширять представления о разных способах здорового образа жизни, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью;

     - расширять представления о значении физических упражнений в жизни человека, развивать умение устанавливать связи между качеством выполнения упражнений и общем состоянием организма.

     Подготовительная к школе группа:

     - способствовать формированию осознанного отношения к своим индивидуальным особенностям и возможностям;

     - развитию позитивной Я – концепции, чувства эмпатии и сопереживания, осознания уникальности и неповторимости не только себя, но и других людей;

     - формировать убеждение о необходимости бережного отношения к своему организму;

     - развивать позицию субъекта физкультурно – оздоровительной деятельности.

Этапы реализации

     1 этап - Диагностический. 

   Представляет собой предварительное тестирование детей с целью изучения  особенностей развития самосознания и выявление возможных нарушений.

     2 этап - Развивающий.

 Состоит из трех блоков:

     1 блок - формирующий, в котором основа работа – специально организованные групповые занятия, проводимые инструктором по физкультуре в форме игры;

    2 блок - интеграционный, где групповое занятие проводится в сотрудничестве с психологом с включением различных психотехнических игр и упражнений (психодрамы, психогимнатики, арт-терапии);

   3 блок - поддерживающий, который проводится воспитателями и родителями с целью закрепления знаний, умений, навыков.

Структура занятий

Основные части

Задачи.

Основные методы

1.Вводная часть.

1.Настроить на активную работу.

2.Актуализировать знания, полученные на предыдущих занятиях.

3.Мотивировать деятельность детей.

  • Игры – приветствия.
  • Игры – упражнения на внимание.
  • Мотивация деятельности.
  • Проблемные ситуации.
  • ОРУ.

2.Основная часть.

1.Осуществлять физическое развитие.

2.Расширять представления о самом себе.

3.Формировать навыки бережного отношения к себе и своему здоровью.

4. Способствовать развитию и коррекции самосознания.

  • Валеологические игры и упражнения.
  • Психотехнические игры и упражнения.
  • Беседы.
  • Физические упражнения.
  • Подвижные игры.

3.Заключительная часть.

1.Закреплять впечатление от занятия.

2.Развивать способность к рефлексии.

  • Беседы по занятию.
  • Продуктивные виды деятельности.

     

   3 этап - Контрольный. Позволяет увидеть эффективность коррекционно – развивающей работы, проследить динамику в развитии самосознания детей.

     Структура занятий включает вводную, основную и заключительную части (смотреть выше).

                Перспективное планирование задач по темам разделов

проекта «Я и мой мир»

в разных возрастных группах в дошкольном учреждении.

п/п

Тема

Задачи

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная к школе группа

1.

Я – человек

Формировать представления о себе как отдельном человеке.

Показать отличия человека от неживого мира.

Показать отличия от животного мира.

Сформировать представления о происхождении человека.

2.

Моя внешность

Сформировать представления о собственном теле.

Показать отличия детей друг от друга (пассивный уровень).

Показать детям общие отличительные черты во внешнем облике с родственниками (овал лица, цвет глаз, волос, форма носа).

Показать возрастные изменения, происходящие во внешнем облике человека. Формировать представления о красоте человеческого тела.

3.

Маленькие рыцари и дамы

Показать отличия между мальчиками и девочками (одежда, игры, прическа, имена).

Показать разницу между мужчиной и женщиной.

Дать представления о феминности и маскулинности.

    Дать представления о внешней и внутренней красоте мужчины и женщины, об особенностях норм и правил поведения в обществе, привязанности к людям противоположного пола.

4.

Мое имя

Дать представление о собственном имени человека.

Показать отличия имени от кличек животных, птиц, сказочных героев.

Показать изменения имени человека в зависимости от возраста. Объяснить значение имени.

Закреплять представления о фамилии, имени, отчестве, показать отличия между ними. Дать понятие об этиологии имени.

5.

Моя семья

     Помочь осознать свою принадлежность к семье. Познакомить со структурой семьи.

Показать особенности отношений между членами семьи

Познакомить с ролевыми отношениями между членами семьи.

Расширять представления о человеческих отношениях от семьи до рода (генеалогическое древо).

6.

Мое тело

Сформировать представления о схеме собственного тела (части тела, их предназначение).

Расширять знания детей о схеме собственного тела (кости, сердце, руки, ноги). Поддерживать желание заботиться о собственном теле (культурно – гигиенические навыки).

Продолжать расширять представления о собственном теле, познакомить с основными биологическими системами организма (кости, пищеварительная и кровеносно – сосудистая системы). Показать отличие животного от человека.

Закреплять знания о костной, пищеварительной, кровеносно–сосудистой системах организма. Познакомить с химическим составом организма человека, ЦНС, дыханием. Формировать навыки здорового образа жизни.

7.

Органы чувств

Познакомить с основными органами чувств (слух, зрение, осязание, тактильное восприятие).

Расширять знания об основных органах чувств. Показать отличия в органах чувств животного и человека.

Расширять знания о строении органов чувств. Показать отличия в органах чувств животного и человека.

Закреплять знания о строении органов чувств, возможных нарушениях, компенсаторных возможностях. Закреплять культурно – гигиенические навыки.

8.

Мои чувства

Познакомить с основными чувствами человека и способами их выражения (гнев, радость, страх, интерес).

Расширять представления об основных чувствах человека (вина, стыд, удивление, отвращение, презрение).

Познакомить с различными оттенками проявления чувств (усталость, обида, тревога, страдание, беспокойство, сочувствие, жалость); внешние и внутренние причины, побуждающие различать душевные переживания.

Помочь в осознании собственных чувств. Познакомить с основными приемами регуляции своих чувств. Показать зависимость настроения (эмоциональные состояния) от внутренних установок личности.

9.

Все мы разные

Показать различные проявления уникальности каждого человека через героев сказок.

Показать зависимость образа жизни сказочных героев от их индивидуальных особенностей.

Отличия в росте и развитии между человеком и животным. Показать индивидуальность и неповторимость каждого человека.

Показать индивидуальные достоинства и особенности каждого ребенка. Помочь осознать, что каждый может достичь того, о чем мечтает и чего желает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...