Проект "Я и мой мир"
проект
Данный проект направлен на сохранение физического и психологического здоровья детей
через освоение ими элементарных знаний о физических и психологических закономерностях развития человека,
создание условий для расширения у ребенка представлений о самом себе и осознания своей индивидуальности,
формирование социальных и здоровье сберегающих умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области.
Проект по психофизическому развитию дошкольников «Я и мой мир».
Выполнила: Сушевская Ирина Григорьевна, воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок группы № 3 «Почемучки»
Срок реализации проекта: с сентября 2015г. по май 2019г.
Содержание проекта по психофизическому развитию дошкольников
«Я и мой мир».
Данный проект направлен на сохранение физического и психологического здоровья детей через освоение ими элементарных знаний о физических и психологических закономерностях развития человека, создание условий для расширения у ребенка представлений о самом себе и осознания своей индивидуальности, формирование социальных и здоровье сберегающих умений и навыков. Он способствует формированию психологической готовности ребенка к школе, так как предполагает развитие произвольности, саморегуляции, позитивной Я – концепции.
Актуальность проекта: Анализ состояния здоровья детей свидетельствует о возникновении противоречий, предопределяющих снижение темпов физического и психического развития.
Это несоответствия между:
- объективной потребностью общества в повышении качества образования детей, их здоровьесбережении и здоровьеформировании и уровнем разработанности организации здоровьесберегающего и здоровьеформирующего пространства в дошкольных учреждениях;
- необходимостью развития ребенка как субъекта здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности и недостаточной разработанностью организационно – педагогических условий формирования здоровья, полноценного психофизического развития как в детском образовательном учреждении, так и в семье;
- имеющими мест предпосылки для формирования здоровья ребенка, связанными с развитием его внутреннего мира. Становлением самосознания и отсутствием компетентности у воспитателей детских садов и родителей в этих вопросах.
Актуальность проблемы и выявленные противоречия позволяю сформулировать направление исследования, связанного с организацией образовательного развивающего процесса, основанного на системе личностных ценностей, главная из которых – культура здоровья. Которая обеспечивает включение самого ребенка в построение здоровье сберегающего пространства, ограждающего его от влияния негативных экологических факторов, способствующего привлечению всех его личностных положительных ресурсов в здоровье сберегающей и здоровье формирующей деятельности.
Проект составлен на основе парциальных программ:
- Программа по развитию самосознания дошкольников «Я и мой мир»/авторы: Постникова Е. И, Лузина Л. Г. - 2014г.
- Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет/ автор – составитель И. А. Пазухина – 2008.
- В. В. Малова Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры. 2013.
Проект рассчитан на 4 года.
В младшей группе – 30 занятий по 10 – 15 минут – 1 раз в неделю.
В средней группе – 30 занятий по 15 – 20 минут – 1 раз в неделю.
В старшей группе – 30 занятий по 20 – 25 минут – 1 раз в неделю
В подготовительной к школе группе – 29 занятий по 25 – 30 минут 1 раз в неделю.
Проект включает в себя 9 разделов, содержание которых усложняется, обогащая ребенка новыми понятиями, смыслами, ценностями и новым жизненным опытом.
Основные разделы
1.Я – человек.
2.Моя внешность.
3.Маленькие рыцари и дамы.
4.Мое имя.
5.Моя семья.
6.Мое тело.
7.Органы чувств.
8.Мои чувства.
9.Все мы разные.
Цели. Развитие и индивидуализация самосознания детей дошкольного возраста с нормальным и особым развитием, формирование на этой основе бережного отношения к своему физическому и психическому здоровью.
Задачи.
Младшая группа:
- способствовать формированию у ребенка представлений о самом себе (я – физическое, я – психическое, я – социальное);
- создать условия для формирования позитивной Я – концепции;
- познакомить с основными культурно – гигиеническими навыками, вызвать стремление к их соблюдению;
- создавать условия для физической активности, формировать потребность в разнообразной двигательной деятельности.
Средняя группа:
- продолжать расширять круг знаний и представлений о себе;
- способствовать формированию у ребенка позитивной Я – концепции;
- формировать представления о разных способах здорового образа жизни;
- развивать умение устанавливать связи между совершаемыми физическими действиями и состоянием организма.
Старшая группа:
- углублять представления ребенка о себе, своих индивидуальных особенностях и возможностях;
- создать условия для формирования адекватной Я – концепции;
- расширять представления о разных способах здорового образа жизни, формировать навыки бережного отношения к своему здоровью;
- расширять представления о значении физических упражнений в жизни человека, развивать умение устанавливать связи между качеством выполнения упражнений и общем состоянием организма.
Подготовительная к школе группа:
- способствовать формированию осознанного отношения к своим индивидуальным особенностям и возможностям;
- развитию позитивной Я – концепции, чувства эмпатии и сопереживания, осознания уникальности и неповторимости не только себя, но и других людей;
- формировать убеждение о необходимости бережного отношения к своему организму;
- развивать позицию субъекта физкультурно – оздоровительной деятельности.
Этапы реализации
1 этап - Диагностический.
Представляет собой предварительное тестирование детей с целью изучения особенностей развития самосознания и выявление возможных нарушений.
2 этап - Развивающий.
Состоит из трех блоков:
1 блок - формирующий, в котором основа работа – специально организованные групповые занятия, проводимые инструктором по физкультуре в форме игры;
2 блок - интеграционный, где групповое занятие проводится в сотрудничестве с психологом с включением различных психотехнических игр и упражнений (психодрамы, психогимнатики, арт-терапии);
3 блок - поддерживающий, который проводится воспитателями и родителями с целью закрепления знаний, умений, навыков.
Структура занятий
Основные части | Задачи. | Основные методы |
1.Вводная часть. | 1.Настроить на активную работу. 2.Актуализировать знания, полученные на предыдущих занятиях. 3.Мотивировать деятельность детей. |
|
2.Основная часть. | 1.Осуществлять физическое развитие. 2.Расширять представления о самом себе. 3.Формировать навыки бережного отношения к себе и своему здоровью. 4. Способствовать развитию и коррекции самосознания. |
|
3.Заключительная часть. | 1.Закреплять впечатление от занятия. 2.Развивать способность к рефлексии. |
|
3 этап - Контрольный. Позволяет увидеть эффективность коррекционно – развивающей работы, проследить динамику в развитии самосознания детей.
Структура занятий включает вводную, основную и заключительную части (смотреть выше).
Перспективное планирование задач по темам разделов
проекта «Я и мой мир»
в разных возрастных группах в дошкольном учреждении.
№ п/п | Тема | Задачи | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная к школе группа | ||
1. | Я – человек | Формировать представления о себе как отдельном человеке. | Показать отличия человека от неживого мира. | Показать отличия от животного мира. | Сформировать представления о происхождении человека. |
2. | Моя внешность | Сформировать представления о собственном теле. | Показать отличия детей друг от друга (пассивный уровень). | Показать детям общие отличительные черты во внешнем облике с родственниками (овал лица, цвет глаз, волос, форма носа). | Показать возрастные изменения, происходящие во внешнем облике человека. Формировать представления о красоте человеческого тела. |
3. | Маленькие рыцари и дамы | Показать отличия между мальчиками и девочками (одежда, игры, прическа, имена). | Показать разницу между мужчиной и женщиной. | Дать представления о феминности и маскулинности. | Дать представления о внешней и внутренней красоте мужчины и женщины, об особенностях норм и правил поведения в обществе, привязанности к людям противоположного пола. |
4. | Мое имя | Дать представление о собственном имени человека. | Показать отличия имени от кличек животных, птиц, сказочных героев. | Показать изменения имени человека в зависимости от возраста. Объяснить значение имени. | Закреплять представления о фамилии, имени, отчестве, показать отличия между ними. Дать понятие об этиологии имени. |
5. | Моя семья | Помочь осознать свою принадлежность к семье. Познакомить со структурой семьи. | Показать особенности отношений между членами семьи | Познакомить с ролевыми отношениями между членами семьи. | Расширять представления о человеческих отношениях от семьи до рода (генеалогическое древо). |
6. | Мое тело | Сформировать представления о схеме собственного тела (части тела, их предназначение). | Расширять знания детей о схеме собственного тела (кости, сердце, руки, ноги). Поддерживать желание заботиться о собственном теле (культурно – гигиенические навыки). | Продолжать расширять представления о собственном теле, познакомить с основными биологическими системами организма (кости, пищеварительная и кровеносно – сосудистая системы). Показать отличие животного от человека. | Закреплять знания о костной, пищеварительной, кровеносно–сосудистой системах организма. Познакомить с химическим составом организма человека, ЦНС, дыханием. Формировать навыки здорового образа жизни. |
7. | Органы чувств | Познакомить с основными органами чувств (слух, зрение, осязание, тактильное восприятие). | Расширять знания об основных органах чувств. Показать отличия в органах чувств животного и человека. | Расширять знания о строении органов чувств. Показать отличия в органах чувств животного и человека. | Закреплять знания о строении органов чувств, возможных нарушениях, компенсаторных возможностях. Закреплять культурно – гигиенические навыки. |
8. | Мои чувства | Познакомить с основными чувствами человека и способами их выражения (гнев, радость, страх, интерес). | Расширять представления об основных чувствах человека (вина, стыд, удивление, отвращение, презрение). | Познакомить с различными оттенками проявления чувств (усталость, обида, тревога, страдание, беспокойство, сочувствие, жалость); внешние и внутренние причины, побуждающие различать душевные переживания. | Помочь в осознании собственных чувств. Познакомить с основными приемами регуляции своих чувств. Показать зависимость настроения (эмоциональные состояния) от внутренних установок личности. |
9. | Все мы разные | Показать различные проявления уникальности каждого человека через героев сказок. | Показать зависимость образа жизни сказочных героев от их индивидуальных особенностей. | Отличия в росте и развитии между человеком и животным. Показать индивидуальность и неповторимость каждого человека. | Показать индивидуальные достоинства и особенности каждого ребенка. Помочь осознать, что каждый может достичь того, о чем мечтает и чего желает. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/26/picture-275904-1374788850.jpg)
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-280995-1518460074.jpg)
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/09/picture-827937-1476017629.jpg)
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/28/picture-285408-1411898823.jpg)
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1300826-1645547332.jpg)
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/24/picture-940809-1506237285.jpg)
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/02/picture-1392238-1698929957.jpg)
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...