"За здоровьем в детский сад" -статья
статья (средняя группа)

Жуйкова Надежда Ивановна

"За здоровьем в детский сад".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл za_zdorovem_v_detskiy_sad.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                    «За здоровьем в детский сад!»

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека.

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Очень важно именно на этапе дошкольного детства обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Как же помочь нашим детям укрепить и сохранить здоровье? Как построить воспитательно–образовательный процесс в детском саду без ущерба для здоровья детей, чтобы не навредить, а сохранить здоровье детей? Этот вопрос волновал и волнует педагогов  детских садов.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в деятельности  дошкольных образовательных учреждений. Поэтому, многие детские сады работают по проблеме «Роль здоровьесберегающих, здоровьформирующих технологий в развитии ребенка».

Здоровьесберегающие, здоровье формирующие технологии – это системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей. Их целью является обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка, вооружение его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни.

При использовании различных технологий сохранения и стимулирования здоровья, задача воспитателя заключается в том, что при подготовке к рабочему дню нужно продумать не только познавательный материал, но и то, как построить воспитательно – образовательный процесс, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. Главным условием успешной организации является обеспечение двигательной активности. Для этого в течение дня с детьми проводятся динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксации, дыхательная и пальчиковая гимнастики, коррегирующая гимнастика после сна, гимнастика ортопедическая, гимнастика для глаз.

Детские сады работают над проектом «За здоровьем в детский сад», цель которого наполнить весь воспитательно – образовательный процесс на протяжении дня разнообразными здоровье сберегающими, здоровье формирующими технологиями, способствующими сохранению и укреплению психического, духовного, социального и физического здоровья детей.

Разработана системная паутинка форм и методов работы по всем  образовательным областям. Собран большой практический материал по всем видам здоровьесберегающих технологий. Оформлены « Дорожки Здоровья» с элементами музыкальной терапии, арт– терапии, дыхательной гимнастики, массажа и элементами основных физических упражнений, по которой дети ежедневно путешествуют, идя на утреннюю гимнастику и на физкультурные занятия.

Не для кого, не секрет, что современные дети испытывают «двигательный дефицит» т. е. количество движений производимых ребенком за день ниже нормы. Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает утомление. Поэтому педагоги используют в работе технологии обучения здоровому образу жизни: игротерапия, коммуникативные игры, массаж, беседы из серии «Здоровье» («Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения» и т.д.), они подбираются в соответствии с возрастом детей,  местом и временем их проведения. Через серию занятий «Азбука здоровья», дети вместе с доктором Ромашкиным посещают различные кабинеты его поликлиники: кардиологический, хирургический, стоматологический, кабинет окулиста, где получают представление о строении собственного тела, назначение органов, обучаются уходу за своим телом, приобретают навыки оказания элементарной помощи. А Принцесса Витаминка рассказывает детям, что полезно, а что вредно для организма детей и приглашает посетить их фито бар: «У Витаминки!». Система работы с детьми по этой технологии предполагает различные формы, методы и средства формирования представлений о здоровом образе жизни. Основными формами  работы является организованная занимательная деятельность, режимные моменты, спортивные соревнования, досуги, дни Здоровья, в процессе которых сообщаются детям новые сведения и закрепляются ранее полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому  используется  интегративный подход к организации занимательной деятельности детей.

Задача коррекционных технологий заключается в укреплении психического и физического здоровья детей. Эти здоровье сберегающие технологии оказывают терапевтический эффект и способствуют психическому комфортному самочувствию  детей.

Современная наполняемость группы требует от педагогов создание условий для уединения детей, их психического комфорта и здоровья. Поэтому в каждой группе созданы центры двигательной активности и уголки уединения, в приемных оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Созданная в ДОУ предметно–развивающая среда позволяет обеспечить физическую активность детей в течение дня и организацию оздоровительной работы. Для создания разнообразности и новизны физкультурно–игровой среды, педагоги в течение дня вносят различные физические пособия и предметы, по–разному группируют их, что позволяет избежать однообразия движений и способствует всестороннему развитию детей.

С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно–оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьей. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используются разнообразные формы работы: родительские часы, мастер–классы, беседы–диалоги, тренинги, телефон доверия, справочное бюро «Спрашиваете? Отвечаем!», практические занятия, анкетирование.

Родители – активные участники всех праздников, соревнований, конкурсов. В приемной каждой возрастной группы наглядные стенды, папки–передвижки, методические файлы знакомят родителей с возрастными и физиологическими особенностями детей, использованию здоровьесберегающих, здоровьформирующих технологий в домашних условиях.

Педагогами ДОУ ведется целенаправленная работа по проблеме: «Роль здоровьесберегающих, здоровьформирующих технологий в развитии ребенка». Для повышения профессионального уровня на педагогических советах, семинарах, педагогических мастерских воспитатели знакомятся с современным педагогическим опытом по оздоровлению детей, с эффективными методиками и технологиями. Открытые просмотры и взаимопосещения  помогают педагогам освоить новые методы и формы оздоровительной работы с дошкольниками.

Применение в работе здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Здоровьесберегающие, здоровьеформирующие технологии в образовательном процессе – лишь малая часть всей оздоровительной работы  детских садов! Эта система подвижна, она пополняется, совершенствуется новыми формами и технологиями, и достичь успеха в этом деле можно только при тесном контакте участников воспитательно-образовательного процесса: педагогов–детей–родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское здоровье и 3D технологии (статья для родителей)

Статья для родителей о 3D технологиях и детском здоровье....

Статья "Современная модель работы психолого-педагогической службы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Исходя из опыта работы мы сделали вывод о том, что наиболее результативным в формировании компетенций в рамках «познавательно- речевого» направления являются технологии, облегчающие, систематизирующие...

Статья "Использование традиционных и нетрадиционных техник развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду"

Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном возрасте имеет важное значение для подготовки ребенка к школьному обучению. Использование традиционных и нетрадицио...

Статья "День здоровья в детском саду"

quot;День здоровья в детском саду"В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в обр...

Статья: "Неделя здоровья в детском саду"

Забота о здоровье – важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»В.А. С...

Статья на тему "За здоровьем-в детский сад!"

Образовательная область «Физическое развитие» требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте. В процессе повседневной работы с д...