Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры
методическая разработка

Кувикова Анна Владимировна

     Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

     Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

     Цель: Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни.

     Задачи:

1. Познакомить педагогов с некоторыми русскими народными играми

2. Закрепить знания участников мастера – класса об организации и проведении подвижных игр.

3. Повысить профессиональную компетентность участников мастер – класса.

Участники мастер – класса приглашаются занять свои места.

   Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мастер - класс будет посвящен русским народным играм и их значению в приобщении к здоровому образу жизни дошкольников.

     Сегодня  наблюдается ухудшение здоровья у дошкольников, причиной которой является снижение двигательной активности. Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем долгое проведение за монитором компьютера ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.

     Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Крепкое здоровье необходимо педагогу, потому что от него в огромной степени зависит здоровье подрастающего поколения.

     Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам встать в круг, передавая мячик, друг другу, поделитесь секретами сохранения и укрепления своего здоровья (Участники мастер – класса выполняют задание)

     А теперь расскажите, как вы заботитесь о здоровье своих воспитанников? (Участники мастер – класса выполняют задание)

     Подвижные игры необходимы детям дошкольного   возраста - они развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение, укрепляя сердечно-сосудистую систему, способствуют формированию правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

      Русская народная игра - это одно из средств приобщения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста.

     В жизни русского народа игры и игрища занимали ведущее место, посвящены они были языческим праздникам. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе.

     Уважаемые педагоги! Я предлагаю вам  поиграть в  русские народные подвижные игры.  Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость.

     Подвижные игры способствуют развитию речи ребенка, с их помощью обогащается словарный запас, так как игры часто сопровождаются песнями, стихотворениями считалками. Приобщаются к национальной культуре. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.

       Каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка – это древнее заклинание, позволяющее распределять трудную и опасную работу между людьми. Она помогает выбрать ведущего, распределить роли весело, без обмана и обид.

Например:

     

     А сейчас уважаемые участники мы с вами поиграем в русские народные, подвижные  игры.

       

        Игры для детей раннего возраста

Карточка  № 1.

«Мальчик с пальчик».

Пальчиковая гимнастика. Развитие речи.

—        Мальчик с пальчик, где ты был?     Большим пальцем одной руки

                                                                               покачивает пыльцы другой

                                                                                                                     руки.

—        С этим братцем в лес ходил,            Сгибает указательный палец

                                                                               к середине ладони, оставляя

                                                                                         его в этом положении.

С этим братцем щи варил,                      Сгибает средний палец.

С этим братцем кашу ел,                        Сгибает безымянный.

С этим братцем песни пел,                    Сгибает мизинец.

     Песни пел да плясал,

     Родных братьев потешал.                      С припевочкой, движение

                                                                                                              «фонарик»

Карточка  № 2

«Большие ноги».

Развитие воображения, музыкального слуха.

Различные по динамике и исполнению шаги.

Большие ноги шли по дороге:                          

Топ, топ, топ, топ, шли по дороге.

Маленькие ножки

бежали по дорожке:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

бежали по дорожке.

У зайца ноги скакали по дороге:

Прыг-скок, прыг-скок,

скакали по дороге.

У мишки ноги топтали дорогу:

Топ, топ, топ, топ, топ, топ,

     топтали дорогу.

           

          Игры для детей младшей группы

Карточка  № 3

«Мышки водят хоровод» 

Проигрывание сюжетно-ролевой игры. Развитие воображения.

   Ребенок в роли кота лежит или сидит на лавке. Остальные в роли мышей пляшут с платками вокруг лавки.

Мышки водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

   «Кот» вскакивает и старается поймать «мышь». «Мыши» разбегаются.

 

                 Игры для детей средней группы

Карточка  № 4

«Дедушка сапожник»

Проигрывание сюжетно-ролевой игры. Развитие внимания.

Все игроки стоят в кругу. «Дедушка сапожник» в центре на стуле. После каждой фразы, дети подходят на шаг ближе к водящему.

Дети.  Дедушка сапожник, сшей нам сапоги.

Дед.   Подождите, дети, потерял очки!

Дети.  Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь?

Дед.   Два рубля с полтиной, пятачок и грош.

Дети.  Дедушка сапожник, ты с ума сошел?

Дед.   Подождите, дети, я очки нашел!

Дед догоняет разбегающихся игроков. Кого засаливает последним, тот становится сапожником.

Карточка  № 5

                            «Дедушка Мазай»

Проигрывание сюжетно-ролевой игры. Развитие воображения, смекалки.

    Дети идут в хороводе, а водящий сидит в центре на корточках.

   Дети. Здравствуй, дедушка Мазай, из коробки вылезай!

   Мазай (потягивается). Здравствуйте, дети, где вы были, что делали?

   Дети. Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!

    Кто-либо из желающих показывает действие, а остальные повторяют (расчесывается, умывается, играет на балалайке и т. п.). Мазай должен отгадать. Если отгадывает, то водящим становится тот, кто загадывал действие.

Карточка  № 6

«И шел козел дорогою»

Закрепление навыков партнерских отношений в игре.

И шел козел дорогою,

дорогою широкою,

Нашел козу безрогую,

безрогую козу.

— Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

Тоску-печаль размыкаем,

размыкаем печаль.

   Один ребенок приглашает другого попрыгать, похлопать в ладоши, потопать. Играют парой, держась за руки. Далее каждый из них выбирает себе еще пару, проигрывают, а затем приглашают уже 4 человека. И так до тех пор, пока все не будут вовлечены в игру.

Игры для детей старшей и подготовительной групп

Карточка  № 7

«Анюта».

   Развитие внимания, слуха. Закрепление навыков партнерских отношений.

 Все игроки стоят в кругу. Мальчик и девочка в центре. Мальчику завязывают глаза. Он ловит девочку по звуку ее голоса.

         Мальчик. Анюта!

         Девочка. Я тута!

   Зовет до тех пор, пока не поймает. Если долго не может поймать, игроки сужают круг. Когда поймает, все скандируют: «Ура-ура-ура!»

Карточка  №8

«Воевода».

Развитие смекалки, быстроты.        

   Выбирается воевода, он идет с  мячом по кругу.

Воевода:  Катилось яблоко

                  вдоль огорода,

                  Кто его поднял,

                  тот воевода.

На ком слова закончились, между теми игроками кладется мяч.

Дети:   Воевода, воевода,

               Выходи из огорода.

               Раз, два, три —не воронь,

               Беги как огонь.

Разворачиваются в разные стороны и бегут вдоль хоровода. Кто быстрей, тот становится воеводой.

     Проводите русские народные подвижные игры на прогулке, включайте их  в непосредственную образовательную деятельность по физической культуре, в развлечения, физ. минутки. Подвижные игры обеспечивают психологическую разрядку, восстанавливают душевное равновесие, избавляют от трансформации негативных эмоций на собственный организм.

     Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное здоровье наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры".

Народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам....

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры».

Мастер-класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры». ...

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Мастер-класс для педагогов с подборкой игр на улице и в помещении....

Мастер класс "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"

          "Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры"...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Русские народные подвижные игры   просто необходимы детям дошкольного   возраста: развивают координацию, благотворно влияя на вестибулярный аппарат, стимулируют кровообращение...

«Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Систематизация представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни....

Мастер - класс «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через русские народные игры»

Систематизировать представления педагогов о русских народных играх как о форме приобщения детей к здоровому образу жизни....