Занятие по ритмической гимнастике
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Ильина Тамара Викторовна

Данное пособие представляет собой методическую  разработку технологической карты учебного  занятия в учреждениях дополнительного образования по предмету «Ритмическая гимнастика».

     В разработке указаны цель, задачи,  тип занятия, деятельность педагога и учащихся на каждом  этапе занятия, время.

На этом  учебном занятии     учащиеся   закрепляют   материал, который постепенно нарабатывался  на предыдущих занятиях.

На соответствующих  этапах занятия учащимися отрабатываются элементы упражнений, формирующих правильную осанку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия189.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования  г. Хабаровска

«Детско – юношеский Центр «Импульс»

http://www.centr-kluch.ru/wp-content/gallery/lessons_zk/lesson_vasilyeva10s.jpg

Методическая разработка

учебного занятия

 «Ритмическая гимнастика, как средство формирования правильной осанки»

                                                             

                                                                   

                                                                                                         

Хабаровск

2017

Аннотация

     

Данное пособие представляет собой методическую  разработку технологической карты учебного  занятия в учреждениях дополнительного образования по предмету «Ритмическая гимнастика».

     В разработке указаны цель, задачи,  тип занятия, деятельность педагога и учащихся на каждом  этапе занятия, время.

     На этом  учебном занятии     учащиеся   закрепляют   материал, который постепенно нарабатывался  на предыдущих занятиях.

     На соответствующих  этапах занятия учащимися отрабатываются элементы упражнений, формирующих правильную осанку.

Введение

Сидячий образ жизни, малоподвижность, отсутствие необходимой гимнастики у современного человека приводят к серьезным нарушениям осанки, что впоследствии может вылиться в самые разные болезни позвоночника, нервной системы и внутренних органов.

Многие люди считают эту патологию не столь существенной в ряду других более серьезных и опасных заболеваний. Существует прямая связь между осанкой и здоровьем, правильная осанка является не только залогом красоты, но и крепкого здоровья. Ведь именно с нарушений в позвоночнике и начинаются серьезные беды и уже потом те самые опасные заболевания, которые заставляют нас задуматься.

Сохранение правильной осанки с детства является основной профилактической мерой для предупреждения нарушений осанки. Ведь неправильная осанка провоцирует формирование у человека быстрой утомляемости, общего некомфортного состояния. Помимо этого, нарушенная осанка может привести к развитию сколиоза, который, также является предвестником других серьёзных заболеваний.

Кроме того, хорошая осанка придает уверенности в себе, в своих силах, позволяет вам нравиться окружающим вне зависимости от вашего веса, особенностей фигуры.

Осанка - это положение тела, наиболее привычное для человека, которое он принимает сидя, стоя и во время ходьбы.

Сам позвоночник имеет в норме искривления. В связи с прямохождением он приобретает физиологические изгибы в переднезаднем направлении – это шейный и поясничный лордозы (прогиб вперед) и грудной и крестцовый кифозы (прогиб назад). Физиологические изгибы позвоночника выполняют рессорную функцию, смягчая резкие колебания тела при ходьбе и беге.

Нормальная осанка — умение сохранять правильное положение тела. При этом создаются наиболее выгодные, максимально благоприятные условия для деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, для внутренних органов, для более высокой работоспособности. Хорошая осанка содействует поддержанию чувства бодрости и уверенности.

Правильную осанку следует рассматривать как определенное умение, как двигательный навык. В основе формирования навыка осанки лежит механизм условно рефлекторных связей. Следовательно, правильную осанку нужно формировать с самого раннего возраста.

Правильная осанка характеризуется симметричным развитием правой и левой частей тела, при этом шейные и поясничный отделы позвоночника слегка прогнуты вперед, грудной - назад, естественные изгибы позвоночника выражены умеренно, лопатки расположены симметрично, плечи на одном уровне и слегка развернуты, живот подтянут. Мускулатура рельефна, все суставы подвижны. Ноги прямые, смыкание бедер, коленей, голеней и пяток происходит без особого напряжения мышц, с небольшим просветом ниже коленей и над внутренними лодыжками. Внутренние части стоп не касаются пола. Формы стопы имеет большое значение для смягчения удара при прыжках, ходьбе, беге, толчках.

Осанка формируется в процессе жизнедеятельности с момента рождения человека. Развитие осанки человека зависит от трех основополагающих факторов - угла наклона таза, силы мышц и формы позвоночного столба, который при правильной осанке должен иметь три четко выраженных изгиба.

Решающая часть процесса формирования осанки приходится на младенческий, предшкольный и школьный периоды.

Ребенок появляется на свет практически с прямым позвоночником. Позвоночник новорожденного не подготовлен к прямохождению. Ребенок инстинктивно «стучит» ножками, укрепляя связочный аппарат позвоночника мышцы спины. К двум месяцам жизни, когда малыш начинает лежать на животике и пытается держать голову, начинается формирование шейного изгиба позвоночника. Следующий этап развития позвоночника – это ползание, а когда начинает садиться формируется - грудной изгиб. Поясничный изгиб начинает появляться тогда, когда ребенок осуществляет свои первые попытки встать на ноги. Все эти изгибы должны быть уравновешены.

Одновременно с развитием изгибов позвоночника и мускулатуры формируется определенное положение головы, плеч. Более отчетливо осанка видна к 6-7 годам, но окончательно она формируется к 18-20 годам.

Есть ли какие-либо критические моменты в развитии молодого организма, когда на осанку следует обратить наибольшее внимание?

Да, это так называемый «период риска», когда в организме происходит толчок в росте. В этот период связочно-мышечный аппарат не успевает за активным ростом скелета. «Период риска» начинается в 5-7 лет и 11-12 (у девочек раньше, у мальчиков позже) и заканчивается в период полового созревания. Эти два цикла самым непосредственным образом влияют на развитие сколиотической болезни в сторону ее прогрессирования.

Неправильной осанкой мы называем различные асимметрии человеческого тела, в частности положения туловища и позвоночника. Ярко выраженная асимметрия тела чаще всего развивается у людей с искривленным позвоночником.

Здоровая спина устойчива и гибка, а вот у людей с неправильной осанкой может возникнуть ряд серьезных проблем. Дело в том, что позвоночник — это хранилище спинного мозга, который связывает внутренние органы в единую систему и передает им команды от головного мозга. Когда позвонок отклоняется за пределы допустимого, он сдавливает не только межпозвоночный диск, но и кровеносные сосуды, и нервные окончания. Связь между спинным мозгом и соответствующим органом прерывается, и это грозит многими серьезными заболеваниями.

Нарушения осанки, особенно в период роста, могут вызвать стойкие деформации костного скелета, расстройство нервной деятельности, двигательного аппарата, головные боли, повышение утомляемости и нарушение деятельности всех органов и систем организма.

Нарушение осанки может сопровождаться расстройствами деятельности внутренних органов: сердечно - сосудистой и дыхательной систем, затруднениями  работы сердца, легких, желудочно-кишечного тракта, уменьшения  жизненной емкости легких, понижения  обмена веществ, появления  головных болей, утомления, и т.д.

    Слабость мышц живота и спины, согнутое положение вызывают нарушение перистальтики кишечника и желчевыводящих путей.

Таким образом, между осанкой и здоровьем существует крепкая связь и прямая зависимость.

   Формированию  правильной  осанки способствуют физические упражнения, закаливающие процедуры занятия плаванием в т.ч. и  систематические  занятия различными эстэтическими видами спорта.

Предмет: ритмическая гимнастика

Объединение «Ритм»

Группа:  № 1 1 год обучения

Тема: «Ритмическая гимнастика, как средство формирования правильной осанки тела»

Цель урока: формирование  позитивного,  эмоционально-ценностного отношения  к  занятиям ритмической гимнастики,  как к средству сохранения, укрепления здоровья и поддержания тела в правильной форме.

Задачи:

Предметные:

1.Учащиеся освоят элементы  упражнений на развитие  ловкости, координации, силы и общей  выносливости организма;

2.Учащиеся освоят способы выполнения  упражнений для формирования правильной осанки;

3.Учащиеся научатся правильно распределять силу при выполнении различных упражнений.

Метапредметные:

1.Создать условия для осмысления учащимися важности выполнения упражнений,   как средства сохранения здоровья  и поддержания тела в правильной форме    

Личностные:

  1. Сформировать внутреннюю потребность у учащихся к систематическим занятиям спортом для поддержания и сохранения здоровья и правильной формы тела.

Тип занятия: закрепление знаний и способов деятельности.

Форма  проведения занятия  – занятие – путешествие.

  1. Оборудование и инвентарь: музыкальный центр, музыкальная фонограмма,  коврики гимнастические, карточки красного, желтого и зеленого цвета, мулимедио

Средства обучения: беседа, упражнения, видеофильм,музыка.

Ход занятия

Этап занятия

Время

в мин.

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

1.Организационный

2 мин.

1.1. Приветствует учащихся

1.2. Даёт команду на построение учащихся  в шахматном порядке, создаёт психологический настрой на учебную деятельность

1.1. Приветствуют  педагога.

1.2.  Строятся, концентрируют внимание.

2. Подготовительный этап

10 мин

2.1. Сообщает цель  и задачи  занятия.

2.2.Педагог проводит с учащимися подготовительную беседу по вопросам:

 2.2.1.Каких людей называют физически красивыми?

2.2.2.Покажите на графическом изображении людей с плохой и хорошей осанкой?

Графические изображения людей с плохой  и хорошей осанкой

2.2.3.Что вы понимаете под выражением  «Красивая осанка»?

2.2.4.  Что вы понимаете под выражением  «Не красивая осанка»?

2.2.5. Педагог обращает внимание учащихся  на существующие поговорки даже в  народном  фольклоре про осанку (записаны  на  мультимедийном экране): «Хоть денег ни гроша, да походка хороша», «Грудь как кибитка, позвонок – как скала»,  «Без осанки и конь – корова».

2.2.6. Педагог задаёт вопрос: «О чём говорит осанка человека?»

2.2.7. Педагог подводит итог об  осанке человека: «Да, действительно, правильная (красивая) осанка говорит о состоянии здоровья человека. И это верно, так как плохое состояние спины и позвоночника приводит к заболеваниям внутренних органов. Выработке правильной осанки способствуют систематические занятия  спортом, ежедневная зарядка, подвижные игры»

2.2.8.Педагог говорит: «Пора уже  отправляться в путешествие. Чтобы наше путешествие не было скучным , мы начнём его с разминки.

2.2.9. Педагог даёт команду на выполнение разминки:

 -  ходьба  - 2 круга;

 -  бег  -2 круга;

 - прыжки  по кругу:

  •  - ходьба с высоким поднятием колена («цапелька»);
  •   - ходьба на высоких полупальцах  («здравствуй, солнышко»);
  •  - ходьба  на пятках («уточки»);
  •  - ходьба на внешней стороне стопы («косолапые мишки»);
  •  - прыжки на двух ногах вместе («зайчики»);
  •  - бег  с высоко поднятыми коленями («лошадка»);
  •  - бег с захлестом согнутых ног назад («лошадка достает хвостик»);
  •  - ходьба шагом под марш для восстановления дыхания.

2.1.Учащиеся  концентрируют внимание на поставленных педагогом целях и задачах и отвечают на заданные вопросы

Ответ на вопрос 2.2.1.

 - «физически красивыми называют тех людей у которых красивое тело»

 - «физически красивыми  называют тех людей, у которых хорошая  осанка»

2.2.2 Учащиеся смотрят на мультимедийный экран на графическое изображение людей с хорошей и плохой осанкой.

 

2.2.3.Учащиеся отвечают на вопрос педагога: «Красивая осанка – это прямая спина, расправленные плечи, приподнятый подбородок, живот втянут»

2.2.4. Учащиеся отвечают на вопрос педагога:  «При неправильной осанке плечи и голова опущены, спина сутулая, живот выпячен, колени согнуты».

2.2.5. Учащиеся  концентрируют внимание на поговорках народного фольклора про осанку.

2.2.6. Учащиеся отвечают на вопрос педагога:  

2.2.7. Учащиеся концентрируют внимание на  подведении итога  педагога об осанке человека.

2.2.8.Учащиеся готовы отправиться в путешествие.

«2.2.9. Учащиеся выполняют разминку под музыкальное сопровождение.

3. Основной этап

  18   мин.

3.1. Педагог сообщает учащимся: «Ребята мы приближаемся к далекой и загадочной стране Индии. Здесь возникло   древнейшее индийское учение – йога, которая  развивает силу, гибкость, выносливость, формирует правильную, красивую осанку».

3.2. Педагог предлагает учащимся посмотреть фрагменты видео с выполнением упражнений индийской йоги (видео  - videohandmade.ru).

3.3. Педагог предлагает учащимся не терять времени и  начать выполнение элементов упражнений  индийской йоги:

 -  «Божественная поза»

И.п. – 6 поз. ног.  Завести руки за спину, соединить их ладонями вместе. Вывернуть ладонями пальцами вверх по направлению к спине.

Удерживать позу 20-30 секунд.

Медленно вернуться в исходное положение. Погладить свои запястья.

 -«Поза перекреста» или «Перекресток».

 -  поз. ног. Правую руку поднять вверх, ладонью внутрь. Левая рука опущена вниз.  Правую руку опустить за спину, ладонью к позвоночнику, так, чтобы средний палец его коснулся. Левая рука развернута тыльной стороной к спине и тянется к правой руке. Постараться  сцепить пальцы в замок. Удерживать это положение 10-15 секунд. Расслабиться.

Поменять положение рук – левая рука вверху, правая  – внизу.

 - «Поза лебедя»

И.п. – стоя, руки опущены. Отвести плечи назад, соединить лопатки.  Пальцы собрать в замок, руки выпрямить и медленно поднять вверх.  Удерживать позу от 3 до 10 секунд.

34. Педагог говорит, что во время выполнения упражнений мы незаметно подъехали к границам Германии, жители которой  большое внимание уделяют спорту, а дети очень любят музыкально - танцевальную игру  «Ара-зам-зам» и предлагает поиграть  в эту игру:

  - на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором;

  - на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки);

 - на фразу «рам-зам-зам» - повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить;

на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками
(два раза);

 - на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки).

3.5. Педагог благодарит учащихся за игру и сообщает, что незаметно мы приблизились к загадочной  Австралии, окружённой со всех сторон водами океана. Жители этой страны любят заниматься спортом, особенно на свежем воздухе, на берегу моря. Я предлагаю вам выполнить упражнения на воображаемом берегу моря на ковриках:

1.«Волны шумят». И.П. – сед на пятки, руки внизу.

1-2 – волнообразные движения руками вперед – вверх. Вдох.

3-4 – волнообразные движения руками вниз, выдох.

То же, увеличивая амплитуду движений, вставая на колени.

2.«Медузы». И.П. – лежа на спине, ноги врозь, руки вверх в стороны.

3. группировка лежа (П: «Когда шторм, медузы сжимаются в комочек и опускаются на дно»).

2-3 – держать группировку.

4. И.П. (П: «Когда шторм прекращается, медузы всплывают на поверхность»).

5.«Рыбка». И.П. – лежа на животе.

1-2-3 – поднять голову и плечевой пояс, руки отвести назад.

4  – И.П. «Лодочка». И.П. – лежа на животе.

1-2-3 – поднять голову и плечевой пояс, руки вперед с одновременным подниманием ног.

3.1.Учащиеся концентрируют внимание на сообщении педагога.

3.2.Учащиеся концентрируют внимание на фрагментах видео с выполнением упражнений индийской йоги.

3.3.Учащиеся  выполняют   элементы упражнений индийской йоги: «Божественная поза», «Поза перекреста», «Поза лебедя» 

3.4.Учащиеся выполняют музыкально – танцевальную игру «Ара-зам-зам».

3.5. Учащиеся выполняют упражнения на воображаемом берегу моря на ковриках:

 - «Волны шумят»;

 - «Медузы»;

 -  «Рыбка»;

 - «Лодочка».

4. Итоговый этап

(Подведение итогов работы учащихся на занятии)

10 мин

4.1. Педагог благодарит учащихся за  работу и говорит: «Во время путешествия мы с вами вместе с жителями разных стран мира выполняли  упражнения, которые не только разогрели мыщцы нашего тела  но и укрепили наш костно – мышечный аппарат , но и сделали его более гибким и выносливым. Сегодняшнее занятие, как и многие другие поспособствовало правильному расположению  органов внутри нашего тела, формированию правильной осанки.  4.2. Педагог задаёт учащимся вопрос: «Так какое значение для организма человека имеет выполнение упражнений?

4.3. Педагог обращает внимание учащихся на мультимедийный экран, где представлены комплексы ежедневных упражнений для поддержания правильной осанки тела и правила, которые необходимо выполнять  чтобы тело было красивым и здоровым.

4.1. Принятие учащимися информации, мобилизация на дальнейшую работу.

4.2.Ответ на вопрос педагога «Вывполнение упражнений способствуют сохранению здоровья и делаю т нашу осанку правильной и красивой».

4.3. Учащиеся концентрируют внимание на комплексе упражнений  и правилах для сохранения правильной осанки

5. Информационный этап (домашнее задание)

5 мин

5.1.Педагог информирует учащихся  о том, что на  на её странице на сайте proshkolu.ru  размещён комплекс упражнений для поддержания правильной осанки тела и золотые правила, которые должен соблюдать каждый учащийся,  если хочет быть здоровым и красивым.

5.1. Учащиеся принимают информацию педагога

Информационное обеспечение

1.Коровкин М.А. Почему дети болеют: Системная физиология ребенка / М.А.Коровкин. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2011. – 192 с.

2.Коршунов А.В. Правильная осанка – залог здоровья позвоночника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: spinet

3.Ловейко И.Д. Формирование осанки у школьников (пособие для учителей и школьных врачей) / И.Д.Ловейко. - М.: Просвещение, 1970. - 95 с.

4. Милюкова И.В. Лечебная гимнастика при нарушениях осанки у детей / И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова. Издательство: ЭКСМО, 2005. – 160 с.

5. Хиетала В., Пономарев Н.И. Рациональная осанка - основополагающий фактор физического развития // Человек в мире спорта: новые идеи, технологии, перспективы (тезисы докладов Международного Конгресса, Москва, 24 - 28.05.98.). - М.: ФОН, 1998. - С.537-539.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ритмической гимнастике для детей старшей, подготовительной группы "Приключения Буратино и его друзей"

Под знакомые песенки и рассказывание воспитателем любимой сказки учить координировать движения с музыкой, передавать в пластике её характер, игровой образ сказочных героев. Развивать чувство ритма, ло...

занятие танцевально-ритмической гимнастики.

Музыкально-ритмическая гимнастика- это ниболее доступный, эффективный и популярный вид  деятельности. Эффективность- в её разностороннем действии на опорно- двигательный аппарат, сердечно-сосудис...

занятие музыкально-ритмической гимнастики "В гости к сказке"

ЗАНЯТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ «В ГОСТИ  К СКАЗКЕ».(6-7 лет) Цель: Давать детям яркие музыкальные впечатления, через знакомые образы сказок, обогащать внутренний мир ребёнка...

конспект занятия по ритмической гимнастике

Конспект  занятия  по  ритмической  гимнастике   для  детей  старшего  дошкольного  возраста...

Конспект занятия по ритмической гимнастике в подготовительной группе" Мы сильные"

Вызвать положительные эмоции от занятия ,воспитывать выносливость при высоких физических нагрузках....

Конспект занятия по ритмической гимнастике в подготовительной группе" Мы сильные"

Вызвать положительные эмоции от занятия ,воспитывать выносливость при высоких физических нагрузках....

Конспект занятия по ритмической гимнастике (музыкального занятия)

Тема занятия: танец- музыкальная игра «Ищи»...