Здоровье детей в наших руках
проект

 Скарга Елена Александровна

Долгосрочный проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект38.22 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городской округ «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 65 «Бусинка» г. Воркуты

 

«Челядьöс 65 №-а видзанiни «Бусинка» школаöдз велöдан

  муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.

 «Здоровье детей в наших руках»

Проект.

Авторы проекта: Верещак Анна Васильевна

                                                         Скарга Елена Александровна.

2014 г.

Пояснительная записка.

Вид проекта: физкультурно-оздоровительная образовательная работа;

Цель: выявление механизмов и методов внедрения здоровье сберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к здоровому образу жизни, формирование осознанного отношения детей к своему здоровью;

Оздоровительные задачи:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковых игр, массажа, закаливания;

• формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

• формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

• создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

• выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

• воспитание потребности в здоровом образе жизни;

• выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

• расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, своём организме, его функциях;

• воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Реализация проекта:5 лет.

Ожидаемые результаты:

 • Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

• Благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников (снижение числа случаев заболеваний в течении года; изменение группы здоровья в благоприятную сторону)

• Совершенствование навыков самостоятельности;

• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни;

• снижение заболеваемости и повышение уровня здоровья детей;

• активная помощь и заинтересованность родителей в организации работы по оздоровлению детей.

Условия реализации проекта:

• Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий по всем разделам образовательной программы;

• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении;

• Реализация различных форм систематической работы с родителями;

Участники проекта:

дети (от 3 до 7 лет); семьи воспитанников; педагогический коллектив.

Пояснения:

Здоровый образ жизни- в дальнейшем ЗОЖ;

Здоровьеоберегающие технологии-в дальнейшем ЗОТ;

Задачи

В сфере работы с детьми

В работе с родителями:

В работе с педагогическим коллективом:

-привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

-формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма;
-формирование элементарных представлений об окружающей среде;
- формирование привычки к ежедневным физическим упражнениям;

- формирование потребности в ЗОЖ;

- знакомство с ГТО.

- повышение компетентности родителей в использовании здоровье сберегающих возможностей дома.

-формирование потребности семьи (родителей) ребенка в ЗОЖ.

-знакомство с ГТО.

-обмен опытом;

-организация взаимодействия с узкими специалистами

-знакомство с ГТО.

Выделяют 3 группы здоровье сберегающих технологий:

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, корригирующая гимнастика, ортопедическая гимнастика;
  2. Технология обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия, проблемно0игровые занятия, коммуникативные игры, беседы из серии «здоровье», точечный самомассаж;
  3. Коррекционные технологии: музыкального воздействия, сказкотерапия, воздействия цветом, коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая, логопедическая ритмика;

Очень важно, чтобы каждая из технологий имела оздоровительную направленность, а в комплексе со здоровье сберегающей деятельностью формировала бы у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Валеология– это наука о здоровом образе жизни, изучающая уровень, резервы и потенциал психического и физического здоровья человека, а также способы и методы его укрепления и сохранения. Здоровый образ жизни предполагает отказ от вредных привычек, правильное питание, занятие спортом, рационально организованный режим отдыха и труда.

Здоровье сберегающие образовательные технологии– системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, направленная на укрепление и сохранение здоровья детей.

Цель здоровье сберегающих технологий:

1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровье сберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, здоровье сберегающей компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

2) Содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачи, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка:

• развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

• профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки,

• воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др.

Компоненты:

  • двигательный режим дошкольников
  • оздоровительный режим дошкольников
  • динамические паузы (комплексы физ. минуток, которые могут включать дыхательную, пальчиковую, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз)
  • подвижные и спортивные игры
  • контрастная дорожка, тренажеры,
  • утренняя гимнастика
  • физкультурные занятия
  • закаливание (босохождение, оздоровительный бег);
  • спортивные развлечения, праздники
  • День здоровья
  • Релакс (звуки природы, танцевальные паузы)
  • Дидактические игры («Как нужно одеваться зимой и летом?», «Какая еда полезная?», «Приготовим салат»), беседы по картинам, настольные игры).

Организация двигательного режима.

Двигательный режим в детском саду включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную, и предусматривает рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных возможностей.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительной работе, к нетрадиционным видам можно отнести оздоровительный бег на воздухе, гимнастику после дневного сна, танцевальная разминка во время перерыва между занятиями, прогулки-походы.

Второе место в двигательном режиме занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности.

Планирование совместной деятельности с детьми:

Проблема сохранения здоровья у дошкольников является одной из проблемных при недостаточном обращении к ней взрослых. А воспитание бережного отношения к своему здоровью у детей, можнопроводить используя такой способ, который очень нравится детям-это игра.

Беседы: «Как стать сильным», «От простой воды и мыла, у микробов тают силы».

Познавательное чтение: «Разговор о правильном питании», «Букварь здоровья».

Занимательные игры: «Игры с прищепками», «Игры со скрепками», «Игры со счётными палочками», «Пальчиковые игры», «Пазлы» (моторика).

Выставка детских рисунков: «Дети и спорт».

Дидактические игры, настольные игры: «Пирамида здоровья», «Вредно – полезно».

Коллаж: «Полезные продукты».

Фотовыставка: «Мы и спорт».

Составление вместе с детьми сказок по соблюдению правил гигиены. Подбор информации в книгах по теме проекта, поиск иллюстративного материала для составления коллажа «Полезные продукты».

Создание картотеки пальчиковых игр с учётом возрастных особенностей детей.

Обновление игр для моторики.

В семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять ценность здоровья, осознать цель его в жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательную среду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией, знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера.

Это приведет к формированию потребности здорового образа жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.

Перспективы дальнейшей работы:

Активно вести пропаганду здорового образа жизни и взаимодействовать с семьями;

Продолжать работу по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей и воспитанию культурно-гигиенических навыков;

Продолжать формирование представлений о ЗОЖ и познавательной сферы ребёнка, закреплять знания о строении своего тела и отдельных систем организма.

Современные здоровье оберегающие технологии:

Наиболее современными ЗОТ признаны методы эстетотерапии, к которым относятся: спорт, хореография, аэробика, музыка и др. виды искусства. ЗОТ с использованием эстетотерапии воздействуют на все сферы здоровья, укрепляют и развивают не только физическое тело, но и оздоравливают человека в целом.

Оздоровление детей посредством физических упражнений называется кинезотерапией. Активное движение, тренировка выносливости и силы являются одним из самых эффективных методов полноценного физического развития и воспитания.

Подвижность, присущая ребёнку обусловлена тем, что моторная деятельность, вызывая усиленное дыхание, кровообращение, обмен веществ является источником приятных ощущений, радостных эмоций, т.е. то, что называется хорошим самочувствием ребёнка, психофизическим благополучием. Физиологи объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не только части тела, но и развивается мозг, умственные способности. Игры под музыку являются одним из методов эстетотерапии - одной из здоровье сберегающих технологий.

Оздоровление детей через подвижную игру осуществляется по основным направлениям:

- Физиологическое - укрепление, рост, развитие внутренних органов, функций и систем организма, физических качеств.

- Психоэмоциональный эффект оздоровления - развитие положительных эмоций, психических процессов, качественное развитие центральной нервной системы.

- Интеллектуальное развитие - связь движений с развитием мозга, развитие двигательной памяти, приобретение новых знаний и умений.

Влияние подвижной игры на нравственное здоровье.

Подвижная игра воспитывает инициативность, решительность, дисциплину, организаторские способности, творчество, формирует такие волевые качества: выдержка, целенаправленность, ответственность, умение преодолевать трудности, критичность мысли, настойчивость.

Развивает такие качества как наблюдательность, активность мысли, увлечённость, умение осуществлять творческие замыслы практически, сочувствие, умение радовать других и радоватьсяза других.

Результат подвижной игры - это радость, эмоциональный подъём, развитие и увеличение физических сил ребёнка, эффективное оздоровительное воздействие на детский организм в целом.

Дыхательная гимнастика

Дыхание является важнейшей функцией организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

От дыхания во многом зависят здоровье человека: его физическая и умственная деятельность. При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом.

Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.

Одной из задач физического развития детей является формирование носового дыхания.  Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Выдыхаемый через нос воздух несёт с собой тепло и влагу для слизистой оболочки носовых ходов, предохраняет её от переохлаждения, сухости, инфицирования. Дыхательная система детей несовершенна: дыхательные пути узкие, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли. При воздействии негативных факторов и без того узкие ходы становятся еще уже, ребенку становится трудно дышать. Именно поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, а, следовательно, уменьшается риск заболевания.

Релаксация

Особая роль отводится отдыху и расслаблению. Для этих целей малышам могут включать звуки природы или спокойную классическую музыку. Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение.

Музыкальная танцевальная пауза.

Метод, направленный на повышение эмоционального настроя. Музыкальное воздействие позволяет снять напряжение, улучшить настроение детей, дать им заряд бодрости.

Положительно влияет и сказкатерапия.

Сказки используются в терапевтических, психологических и развивающих целях. Их может рассказывать взрослый либо группа детей по очереди, по картинкам, рисункам детей.

Занятия также могут включать в себя изотерапию. Рисование пальчиками или ладошками способно отвлечь ребенка, вызвать у него радость, снять напряжение, преодолеть страх и неуверенность. Арттехнологии благотворно влияют на малышей. Они основаны на восприятии различных цветов и их влиянии на состояние психики детей.

Стопотерапия.

Считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия. Она включает в себя несколько видов:

Массаж стоп;

Водные профилактические процедуры;

Босохождение.

Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж, и заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц, профилактика и коррекция плоскостопия. Последствиями плоскостопия являются болевые ощущения в ступнях, ногах, тазобедренном отделе, разных отделах позвоночника. Плоскостопие непременно ведёт к нарушению работы опорно-двигательного аппарата, кровообращения, к нарушению осанки, и главное к сотрясению внутренних органов и мозга, что ведёт к различным хроническим заболеваниям.

Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам – так называемым «дорожкам здоровья».

Цель и задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

Наша задача не просто сформировать будущего здорового физически и психически человека, а быть частью системы этого развития. ГТО вполне может справиться с этой задачей, познание напрямую связано с хождением, бегом, поворотами. Сфера познания развивается в движении!

Фактически, двигательная активность ребенка и его развитие - это принцип естественного воспитания ребенка, и подготовка к сдаче нормативов ГТО весьма органично вписывается в данный процесс, в качестве завершающего фактора.

Кроме того, участие в таких мероприятиях повышает интерес к физической культуре и здоровому образу жизни, как детей, так и взрослых. Подготовка и участие в сдаче норм ГТО позволит не только создать условия для укрепления здоровья детей, воспитания волевых качеств, развития стремления к победе и уверенности в своих силах, но и приблизить дошкольников к Олимпийским играм, ощутить дух Олимпиады. Во время соревнований дети получают не только радость от своих результатов, но и учатся переживать за товарищей, а также чувствуют себя маленькими участниками огромной команды спортсменов России.

Целью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) является: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.

Задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО):

а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
б) повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан страны;

в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;

г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;

В чем же состоит значение комплекса ГТО?

Призван стать основой разработки стандартов, программ по физическому воспитанию и спорту во всех образовательных организациях, физкультурно-спортивных клубах и их объединениях, в трудовых коллективах и других учреждениях и организациях, где проводится физкультурно-спортивная работа.

Ухудшение здоровья снижает качество и продолжительность жизни людей. Комплекс ГТО призван сыграть решающую роль в увеличении числа активно занимающихся физической культурой и спортом, повышении показателей физической подготовленности жителей страны.

Участие родителей в проекте.

Консультации для родителей: «Первый шаг на пути к здоровью –закаливание», «Дыхательная гимнастика», «Первые шаги в ГТО».

Разработка и выпуск конспектов, бесед, игр по валеологии.

Ожидаемые результаты проекта:

Повысить интерес детей к физическим упражнениям и спорту

Снизить уровень заболеваемости детей

У детей сформировать потребность в здоровом образе жизни

Повысить уровень подготовки педагогов и родителей в вопросах развития и охраны здоровья детей. Повышение интереса родителей к здоровому образу жизни.

Вывод: В ходе реализации проекта, направленного на формирование потребности у детей ЗОЖ – в дошкольном учреждении и семьях будет создана здоровье сберегающая образовательная среда, способствующая полноценному и гармоничному развитию ребёнка, формированию потребности быть здоровым, среда позволяющая расширить знания детей о способах укрепления своего здоровья. Пропаганда валеологических знаний среди родителей должна способствовать тому, что они больше станут уделять внимание своему здоровью и здоровью своих детей. 

Список используемой литературы.

1. В.И.Логинова, Т.И. Бабаева «Комплексная программа развития и воспитания детей в детском саду».

2. Е. Соколова «В гостях у Рыжика» развитие мелкой моторики руки. Золотая серия развития и обучения ребёнка от 3 лет.

3. О.В.Узорова, Е.А. Нефёдова «Пальчиковая гимнастика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Здоровье детей в наших руках"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13327220","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 387px; height: 300px;","width":"480"}}]]Охрана и укрепления здо...

Родительское собрание "Здоровье детей в наших руках" в средней группе

Данное собрание посвящено актуальной теме - здоровье детей. Здесь даются практические советы по укреплению детского здоровья и формированию здорового образа жизни....

Проект по здоровьесбережению для детей старшей группы "Здоровье детей в наших руках"

Проект по здоровьесбережению для детей старшей группы "Здоровье детей в наших руках"...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Здоровье детей в наших руках» средняя группа компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Форма проведения: устный журнал.Цель:  Актуализация знаний родителей о сохранении и укреплении здоровья детей и обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в рабо...

Рекомендации для родителей детей старшего дошкольного возраста "Здоровье детей в наших руках"

Рекомендации для родителей старшего дошкольного возраста "Здоровье детей в наших руках"...