Главные вкладки

    «Формы организации двигательной активности детей»
    консультация

    Сасовская Любовь Юрьевна

    Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1.formy_organipz_fiz-ry.docx27.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей

    «Формы организации двигательной активности детей»

    Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.

    Задачи:

    1. Уточнить преставление педагогов о понятии «двигательная активность» (ДА).

    2.Формы организации двигательной активности.

    3. Способы повышения двигательной активности детей старшего возраста на занятиях по физической культуре.

    Содержание «программы детского сада» предусматривает значительный объем знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на занятиях по развитию математических представлений, речи, изобразительной деятельности и других, где дети находятся в малоподвижном положении. Во время таких занятий значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы кисти работающей руки; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии. Следует отметить, что статическая нагрузка является самой тяжелой для дошкольников.

    Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребенка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить первые его признаки и как можно быстрее снять их.

    НАЗОВИТЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ

    Основные признаки утомления (по Н. Аксариной):

    1. нарушение недавно сформированных умений;

    2. нарушение координации мелких движений, замедленность их;

    3. длительные отвлечения;

    4. примитивные манипуляции (накладывание, постукивание, бросание предметов и др.);

    5. появление ранее существовавших, но уже изжитых автоматических движений, например, сосание пальцев, раскачивание;

    6. повышенная раздражительность;

    7. зевота.

    Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей средней группы на 7–9-й минуте занятия, старшей – на 10–12-й, подготовительной к школе – 12–14-й.

    Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения.

    Движение является средством познания окружающего мира, удовлетворения биологических потребностей организма. Трудно переоценить роль двигательной активности в расширении функциональных возможностей развивающего организма, в совершенствовании двигательной деятельности. Но недостаток движений может привести к патологическим сдвигам в организме. Согласно нормативно-правовым документам, регламентирующим санитарно - эпидемиологические правила и нормы для дошкольных образовательных учреждений, максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 3-7 лет составляет 5,5- 6 часов.

    Двигательная активность (ДА) - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни.

    В теории и методике физического воспитания выделяют:

    - регламентированную ДА

    - частично – регламентированную ДА

    - нерегламентированную ДА

    Регламентированная двигательная активность - суммарный объем специально избираемых и направленно воздействующих на организм дошкольников физических упражнений и двигательных действий.

    Частично-регламентированная двигательная активность - это объём двигательных действий, возникающих по ходу решения двигательных задач (например, во время выполнения подвижных игр).

    Нерегламентированная двигательная активность - объём спонтанно выполняемых двигательных действий (например, в быту).

    Потребность детей дошкольного возраста в двигательной активности достаточно высока, но не всегда она реализуется на должном уровне. В настоящее время дети все больше времени проводят за компьютерными играми, конструированием, просмотром телепередач. Все больше ограничивается самостоятельная двигательная активность детей как в семье, так и в детском саду, т.к. увеличивается продолжительность образовательных занятий с преобладанием статических поз.

    Повышение двигательной активности в течение дня способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:

    - чередование активной и пассивной деятельности;

    - увеличение общей и моторной плотности всех форм физического воспитания;

    - использование организованных, индивидуальных, самостоятельных занятий по физическому воспитанию.

    Двигательная активность способствует:

    • повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;

    • росту физической работоспособности;

    • нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;

    • появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.

    1.Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно – оздоровительным занятиям:

    - утренняя гимнастика 

    - гимнастика после дневного сна

    - подвижные игры и физические упражнения во время прогулок

    - физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой

    Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

    Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, в течение 10-12 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в зале, все форточки и фрамуги остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме, босиком.

    Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы. Они должны быть разучены на физкультурном занятии и хорошо знакомы детям.

    Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:

    Формы организации утренней гимнастики

    • Традиционный комплекс утренней гимнастики

    . Ритмика

    • Утренняя гимнастика в игровой форме

    • С использованием полосы препятствий

    • С включением оздоровительных пробежек

    • С использованием простейших тренажеров.

    Гимнастика после дневного сна.

    Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Эту гимнастику следует проводить при открытых фрамугах 7-15 минут. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики:

    Варианты гимнастики после дневного сна

    - разминка в постели и самомассаж;

    - гимнастика игрового характера;

    - с использованием тренажеров или спортивного комплекса;

    - пробежки по массажным дорожкам.

    Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.

    Основными задачами проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке, являются:

    - дальнейшее расширение двигательного опыта детей, обогащение его новыми, более сложными движениями;

    - совершенствование, имеющихся у детей навыков в основных видах движений, путем применения их в изменяющихся игровых ситуациях;

    - развитие двигательных качеств: быстроты, выносливости, ловкости;

    - воспитание самостоятельности, активности, положительных взаимоотношений со сверстниками.

    При правильной организации и содержании п/и у детей воспитывается внимание и наблюдательность. Дисциплина, умение владеть своими чувствами и движениями, а, следовательно, развивается воля и вырабатывается характер. Поэтому важно подбирать упражнения, соответствующие возрасту и развитию ребенка.

    При проведении подвижных организованных игр очень важна роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре. Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами, диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

    Их надо произносить четко, требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно паузой.

    Физкультминутка.

    Физкультминутки как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми дошкольного возраста.

    Физкультминутка (кратковременные физические упражнения) проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия.

    Цель:

    - повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятия

    - обеспечить кратковременный активный отдых детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища.

    Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Физкультминутка между двумя занятиями может проводиться в виде подвижной игры и упражнений. Обязательным условием при проведении физкультминутки является свежий воздух (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, непродолжительной ходьбы, воспитатель напоминает детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагает спокойно занять свои места

    2.Второе место в двигательном режиме детей занимают учебные занятия по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей.

    Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе в старшем дошкольном возрасте). Продолжительность занятий в детском саду для детей 2-3 лет – 10 мин., 3-4 лет – 15-мин., 4-5 лет 20-мин.,5-6 лет- 25-мин., 6-7 лет – 30 - мин. Основные типы физкультурных занятий:

    • традиционное

    •тренировочное

    •игровое

    • сюжетное

    •с использованием тренажеров простейшего и сложного устройства

    •по интересам

    •тематическое

    • комплексное

    •контрольно-проверочное

    Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей

    3.Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья.

    Подобная деятельность побуждает двигательное творчество детей, способствует овладению новыми вида ми движений. Это обеспечивается поисками новых форм и содержания ролевых игр.

    Необходимо целесообразное оснащение групповых участков оборудованием и выносным оборудованием (скакалки, футбольные и баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детей интерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.

    Дополнительные виды занятий двигательного характера

    - оздоровительный бег на воздухе;

    - пробежки по массажным дорожкам в сочетании с воздушными ваннами;

    - индивидуальная работа с детьми по развитию движений и регулированию ДА детей на вечерней прогулке;

    - прогулки-походы в парк;

    - корригирующая гимнастика в сочетании с гидромассажем и сухим массажем тела;

    Оздоровительный бег на воздухе.

    Оздоровительный бег на воздухе среднем темпе является важнейшим средством воспитания общей выносливости у дошкольников. Оздоровительные пробежки с детьми старшего дошкольного возраста целесообразно проводить 2 раза в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки. При проведении оздоровительного бега должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход к детям. Детям 5-6 лет с высоким и средним уровнем ДА (двигательной активности) предлагают пробежать два круга (500м), а детям с низким уровнем ДА – один круг. Дети 6-7 лет с высоким и средним уровнем ДА пробегают 3-4 круга, а малоподвижные – 2 круга.

    Вначале проводиться небольшая разминка для всех групп мышц. В самом начале дети бегут «стайкой». Первые один-два круга воспитатель бежит с ними, следя за их самочувствием. Уставшим детям предлагают сойти с дистанции, а других, наоборот, подбадривают и дают проявить свою выносливость. Воспитатель находиться то впереди, то сзади, то сбоку. Постепенно дети вытягиваются в колонну и бегут в равномерном темпе. Выносливым детям предлагают самостоятельно пробежать еще один-два круга. При этом воспитатель контролирует самочувствие детей. Оздоровительный бег заканчивается ходьбой с выполнением упражнений на дыхание и упражнений на расслабление.

    Наряду с перечисленными формами двигательной активности немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурно-массовые мероприятия. К таким мероприятиям относится день здоровья, физкультурный досуг, физкультурно-спортивные праздники на воздухе, игры-соревнования, спартакиады.

    Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности.

    Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2-3 праздника на воздухе и в зале.

    Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.

    В двигательный режим старших дошкольников входят также внегрупповые дополнительные виды занятий (группы общей физической подготовки, кружки по разным видам физических и спортивных упражнений и игр, танцы) и совместная физкультурно-оздоровительная работа детского сада и семьи (домашние задания, физкультурные занятия детей совместно с родителями, участие родителей в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях дошкольного учреждения).

     

    Вывод:

    Таким образом, двигательный режим дошкольника с оздоровительной направленностью, включающий в себя наиболее приоритетные формы физического воспитания, позволяет сформировать необходимый объём и производить контроль двигательной активности детей в дошкольном учреждении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формы организации двигательной активности детей

    В материале рассматриваются формы организации двигательной активности детей....

    Консультация для воспитателей «Формы организации двигательной активности детей»

    Цель: совершенствовать работу в ДОУ по физическому развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей.Задачи:1. Формировать преставление педагогов о понятии «двиг...

    Конспект консультации выступления на семинаре инструктора по физической культуре на тему: ": «Формы организации двигательной активности детей. Идеи организации уголка здоровья».".

    Данная информация будет полезна, как инструкторам по физической культуре, так и воспитателям дошкольного учреждения для организации уголков активности в группе....

    Консультация для воспитателей: «Формы организации двигательной активности детей»

    совершенствовать работу в ДОУ по физическому  развитию, стимулировать потребность у педагогов в познании двигательной активности детей....