Главные вкладки

    Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста в дошкольном учреждении
    консультация

    В статье представлен опыт работы по профилактике плоскостопия детй дошкольного возраста с использованием подвижных игр по методике А. С. Галанова

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МАДОУ «Детский сад № 66»

    воспитатель

    Коротенко Елена Борисовна

    ПРОФИЛАКТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

    В последнее время у детей дошкольного возраста все чаще встречается плоскостопие, а родители нередко проявляют достаточно легкомысленное отношение к этому заболеванию. Однако при кажущейся «безобидности» плоскостопие отрицательно сказывается на общем состоянии ребенка и может привести к различным тяжелым заболеваниям. Изменение формы стопы вызывает повышенную утомляемость и боль при ходьбе, провоцирует «встряску» костей нижнего отдела позвоночника, поэтому очень часто оно является причиной нарушений осанки. Плоскостопие может полностью нарушить амортизацию стопы, в результате вся нагрузка при ходьбе придется на голень и тазобедренный сустав, что в дальнейшем может привести к развитию артроза.

    Активное формирование функции опорно-двигательного аппарата ребенка происходит до 6 лет. После этого плоскостопие вылечить намного сложнее. Именно по этой причине так важно проводить профилактику плоскостопия у дошкольников. С того момента, когда ребенок начинает вставать на ножки, необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, воспитывать навык правильной ходьбы (не разводя носков),

    В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание профилактике плоскостопия у детей. Мы знакомим родителей и педагогов с методами профилактики плоскостопия, включаем игры и упражнения для профилактики плоскостопия в план оздоровительной работы детского сада.  В работу с родителями включаются мероприятия просвещения по этой проблеме: объясняем значение проведения работы по профилактике плоскостопия (памятки в группах раннего возраста, консультации и беседы, информация на стендах групп и сайте).

    Задачи по профилактике плоскостопия.

    1. Развивать мышечно-связочный аппарат голени и стопы.
    2. Формировать навык правильной ходьбы и осанки.
    3. Познакомить родителей и педагогов с упражнениями, играми и правилами для профилактики плоскостопия.
    4. Укреплять физическое и психическое здоровье детей.
    5. Расширять совместный двигательный опыт педагогов, родителей и детей.

    Виды деятельности, в которых проводится профилактика плоскостопия.

    1. Утренняя гигиеническая гимнастика.
    2. Совместная деятельность (педагог и дети, родители и дети).
    3. Свободная двигательная деятельность.
    4. Физкультурные мероприятия.
    5. Бодрящая гимнастика.

    Правильно организованная двигательная активность помогает организму справиться с недугами и сформировать правильные навыки движения благодаря многократным упражнениям.

    Ребенка практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные упражнения; должно быть интересно это делать не потому, что «надо» и «полезно», а потому что это нравится. Именно поэтому мы в работу по профилактике плоскостопия мы, наряду с обычными упражнениями, включили «Игры, которые лечат» А. С. Галанова. Именно радость и эмоциональный подъем, а не только удовлетворение от правильно сделанных движений соответствуют потребностям растущего организма в движении. В результате использования лечебных игр мы не только лечим детей, но и способствуем всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию, формированию необходимых навыков, координации движений, ловкости и меткости.

    В картотеке игр Галанова (используемых в практической работе с детьми) подобраны разнообразные игры по каждому виду заболеваний для всех возрастов детей, начиная с двух лет:

    • болезни дыхательной системы (при заболеваниях верхних дыхательных путей необходимо восстановить носовое дыхание);
    • респираторный аллергоз, бронхиальная астма, астматический бронхит;
    • общие бронхолегочные заболевания;
    • болезни сердечно – сосудистой системы;
    • аномалии прикуса;
    • нарушение осанки;
    • плоскостопие;
    • игры после перенесенных инфекционных заболеваний и др.

    Эта разработка нам понравилась ещё и тем, что для проведения этих игр не требуется специальное оборудование: нужно то, что есть в любом детском саду: ребристая доска, наклонная доска, мячи, обручи, платочки и т. д.  Многие из этих игр знакомы педагогам.

    Общие рекомендации для проведения игр и критериями усталости организма:

    • следует выбирать игры, не вызывающие большой психофизиологической нагрузки;
    • продолжительность игры до 10—15 минут, при условии переключения с одной игры на другую с перерывами на отдых, музыкальными заставками и пением;
    • игры следует комбинировать и сочетать;
    • желательно проводить игры по нескольку раз в день (3 – 4 р);
    • игровой материал должен быть ярким, голос ведущего заинтересовывающим и, может быть, даже интригующим. Взрослый сам должен «включиться» в игру;
    • следует учесть, что дети могут часто забывать и путать правила;
    • необходимо проветрить комнату перед игрой, очистить нос от слизи, чтобы правильно осуществлять носовое дыхание;
    • игры для профилактики плоскостопия необходимо проводить босиком без обуви.

    Особенно следует остановиться на способах регулирования нагрузки. Помните, что любая нагрузка гораздо полезнее ее отсутствия. Если вам и не удается соблюдать режим занятий, то просто играйте чаще с детьми.

    Сейчас мы с вами более подробно остановимся на практике игр по профилактике плоскостопия:

    Плоскостопие чаще всего встречается у слабых, физически плохо развитых детей. Нередко нагрузка на своды стоп таких детей оказывается чрезмерной. Связки и мышцы стопы перенапрягаются растягиваются, теряют пружинящие свойства.

    Поэтому игры подобраны таким образом, чтобы упражнения укрепляли связочно-мышечный аппарат голени и стопы, способствовали общему оздоровлению организма и воспитанию навыка правильной ходьбы (не разводя носков). Кроме нижеприведенных игр, вы можете придумать сами игры с ходьбой на наружных краях стоп, на носках, со сгибанием пальцев ног, захватыванием пальцами ног различных предметов, приседаниями в положении носки внутрь (пятки разведены).

    Данные игры используем во всех возрастных группах.

    Правила профилактики плоскостопия у ребенка

    1. При обучении ходьбе использовать специальную обувь (высокая пятка, застежка на голеностопе, наличие супинатора, гибкая подошва).
    2. Запрещать ходить без обуви по плоским поверхностям: ковер, пол, кафель и др.
    3. Запрещать спрыгивать с высоты более 20 см.
    4. Учить прыгать мягко на носках, работая стопой.
    5. Планомерно укреплять мышечно-связочный аппарат голени и стопы, используя специальные игры и игровые упражнения.

    Дети 12 лет

    Воробьи

    Цель: Формирование навыка в прыжках, координация движений, укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

    Внимание! Если плоскостопие ярко выражено, то прыжки нужно исключить.

    Ход игры: Ведущий предлагает понаблюдать за воробьями на улице: объясняет, что воробьи не ходят, а только прыгают и летают. Затем предлагает ребенку поиграть в «воробьев». Ведущий держит ребенка под мышки, а позже — за плечи (лицом к себе). А когда ребенок освоит подпрыгивания, ведущий держит ребенка за одну руку и прыгает вместе с ним.

    Дети 23 лет

    Кач-кач

    Цель: Укрепление связочно-мышечного аппарата стопы, увеличение амплитуды движений в голеностопных суставах и суставах стоп и пальцев ног.

    Ход игры: Ребенок лежит или сидит на полу, ноги вытянуты. По сигналу ведущего («вправо», «влево», «вверх», «вниз») сгибает или разгибает ступни. Движения сопровождаются словами «кач-кач».

    По-турецки мы сидели, пили чай и сушки ели

    Цель: Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп ног.

    Ход игры: Ведущий показывает ребенку, как сидеть по-турецки, ставит под подбородком кисти рук и, покачивая головой из стороны в сторону, напевает:

    По-турецки мы сидели,

    Пили чай и сушки ели.

    Пили, пили, ели, ели,

    Еле-еле досидели.

    Ребенок садится напротив, повторяет движения и распевает стишок вместе с ведущим.

    Проведи зайку через мостик

    Цель: Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп, формирование правильной осанки.

    Оборудование: Доска с набитыми поперечинами (ребристая), игрушка-зайка.

    Ход игры: Ведущий объясняет, что за ребристым мостиком — зайка. Он боится пройти по мостику, нужно его перевести. Ребенок подходит к доске, проходит по ней, берет игрушку и с ней возвращается обратно. Ведущий контролирует походку, осанку, носовое дыхание, смыкание губ.

    Дети 3 лет

    Юный альпинист

    Цель: Формирование навыка ходьбы по наклонной плоскости, умения держать равновесие, развитие координации движений.

    Оборудование: наклонная доска, игрушка-мишка.

    Ход игры: Ведущий ставит гладильную доску, один конец которой поднят на 20—25 см. На вершине горки ведущий ставит мишку и рассказывает, что высоко в горах живут гималайские медведи, но родители мишки ушли, он остался один. А горы высокие, и там, кроме альпинистов и орлов, никого нет. Орлы улетели, но ребенок, как альпинист, может сходить к мишке в гости и поиграть с ним, а то мишка совсем заскучал. После этого малыш идет по горке, а ведущий придерживает его за руку. Ребенок наклоняется, берет игрушку и с помощью ведущего сходит с горки, а потом уже сам относит игрушку обратно на горку; если освоил движения. Ведущему необходимо контролировать движения ребенка, чтобы тот не упал.

    Равновесие

    Цель: Укрепление свода стопы, мышц туловища, развитие равновесия.

    Ход игры: Двое ведущих садятся на корточки и соединяют руки — левая рука одного с правой рукой другого, прижимая их к своему телу. Другими руками берут за плечи ребенка, который становится ногами на руки ведущих, а руками берется за их руки. Затем ведущие медленно встают и поднимают ребенка до уровня пояса в положении стоя (ребенок выпрямляет спину). После этого ведущие начинают медленно ходить, ребенок должен сохранять равновесие. Постепенно шаг убыстряется. Через 2—3 минуты ребенка ставят на пол.

    Сидячий футбол

    Цель: Развитие координации движений, укрепление мышц ног и туловища, тренировка быстроты реакции.

    Оборудование: мяч, кегли.

    Ход игры: Дети сидят на полу, на ковре, ноги сомкнуты в коленях и прижаты к животу. Одна шеренга располагается лицом к другой. Движением ног вперед нужно отбросить мяч сидящему напротив ребенку. Последний ловит его руками, а затем ногами резко отбрасывает мяч своему партнеру. Можно усложнить игру: ловить отбрасываемый мяч ногами, прокатывать его то одной, то другой ногой, сбивать мячом кегли, которые стоят на равном расстоянии между играющими. После игры ведущий предлагает детям лечь на спину, поднять руки и потянуться. Затем повернуться на живот и снова потянуться (поднять голову и посмотреть вперед).

    Кто быстрей соберет коробку ногами?

    Цель: Укрепление мышц туловища и конечностей, особенно мышц «корсета» позвоночника и стоп, развитие ловкости и четкости движений.  

    Оборудование: 2 коробки, разбросанные игрушки (мягкие игрушки, кубики, мячи и т.д.).

    Ход игры: Ребенок сидит на полу и опирается руками сзади. Слева находится пустая коробка, справа — куча игрушек. Рядом так же сидит ребенок и у него с другой стороны тоже стоит пустая коробка. По команде ведущего дети должны захватить игрушку стопами ног, поднять и положить в коробку. Выигрывает тот, кто соберет больше игрушек в коробку.

    Кто быстрее спрячет простынку под стопу?

    Цель: Укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

    Оборудование: 2 простынки (50—80 см).

    Ход игры: Двое детей садятся на стулья. Под правой ступней у каждого находится простынка. По сигналу ведущего нужно пальцами ноги подобрать простынку. Затем это делается левой ногой. Ведущий следит за правильной осанкой соревнующихся.

    Шла коза по лесу

    Цель: Развитие координации движений конечностей, туловища, улучшение функции дыхания, зрительного и слухового анализаторов.

    Внимание! Если плоскостопие ярко выражено, то эта игра не проводится.

    Ход игры: Ведущий с помощью считалки выбирает «козу». Затем дети идут по кругу. «Коза» идет так же, но в кругу. Все поют: «Шла коза по лесу, по лесу. Нашла коза принцессу, принцессу». «Коза» выбирает кого-нибудь и, взяв за руки «принцессу», делает вместе с ней в кругу движения, которые, согласно песне, повторяют все играющие: «Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгают на двух ногах), и ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (дети в подскоке поочередно выставляют ноги вперед), и ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопают), и ножками потопаем, потопаем, потопаем (топают)». Затем «коза» встает в круг, а выбранная «принцесса» становится «козой».

    Снежинки

    Цель: Формирование правильной осанки, укрепление мышц свода стопы, связочно-мышечного аппарата ног, обучение пластике движений, умению расслаблять мышцы.

    Оборудование: веточки.

    Ход игры: С помощью считалки группу детей делят на «снежинки» и «ветры». Ведущий — «Мороз». «Ветры» сидят на стульях, «снежинки» разбегаются по всей площадке. «Мороз» произносит: «Дуют ветры». «Ветры» начинают дуть вместе с «Морозом» («пшгш»), «снежинки» встают на носки, руки у них подняты вверх, кисти расслаблены. Они начинают медленно переступать на носках, переходя на легкий бег по всей площадке, кружатся. «Мороз» говорит, обхватывая себя руками: «Мороз». При этом «снежинки» приседают, обхватывая колени руками и опуская голову на грудь, приговаривают: «Ахх». «Мороз» произносит: «Подули ветерки, они легко дуют». Дети, не напрягаясь, выдыхают со звуком: «Ффф...уу». «Снежинки» плавно встают, поднимают руки вверх и на носках легко бегают по всей площадке. «Ветры» берут со стола веточки и дуют на них, как будто это — снежинки (при этом губы смыкаются в трубочку). Игра повторяется, но дети меняются ролями.

    Велогонки

    Цель: Укрепление мышц свода стопы и туловища, стимулирование функции дыхания.

    Оборудование: трехколесный велосипед или самокат.

    Ход игры: Ребенок должен на время доехать до отметки и вернуться обратно. Расстояние должно быть не менее 30 м. Лучше всего играть на стадионе.

    Дети 57 лет

    Спящий кот

    Цель: развитие навыков в ходьбе, ловкости, внимании.

    Оборудование: стулья.

    Ход игры: Один играющий ложится (садится) на скамью (стулья), стоящую в середине площадки (комнаты), изображая спящего кота. Остальные дети — мыши — тихо на носках обходят его со всех сторон. По сигналу ведущего кот «просыпается» и ловит разбегающихся мышей. Пойманный в свою очередь становится котом.

    Парашютисты

    Цель: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление связочно-мышечного аппарата ног; улучшение рессорной функции стопы.

    Оборудование: скамейка или стул, мел.

    Ход игры: Около скамеечки чертят три кружка: один совсем близко, другой подальше, третий еще дальше. Дети по очереди прыгают с пенька (скамейки) в кружок. Выигрывает тот, кто точнее приземлится в каждый из кружков и не упадет. Спрыгивать надо мягко, пружиня на носках.

    Ловкие ноги

    Цель: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.

    Оборудование: ковер, палки и платки по числу игроков.

    Ход игры: Дети сидят на полу, на ковре, руки за туловищем кистями опираются о ковер. Между широко расставленными ногами палка. У ее конца справа носовой платок. Нужно взять его пальцами правой ноги и перенести к левой, не задев палки Правую ногу перевести в исходное положение. Потом взять платок пальцами левой ноги и перенести его вправо от палки. Повторять 2-4 раза, последние 2 раза перенести обе ноги с платком вправо и влево. Выигрывает тот, кто сделал упражнение, не задев платком палки.

    Выполняя упражнение, можно приговаривать:

    Я платок возьму ногой,

    Поднесу его к другой,

    И несу, несу, не сплю

    Палку я не зацеплю.

    Бегущая скакалка

    Цель: развитие координации движений, чувства равновесия; укрепление мышц туловища, связочно-мышечного аппарата стоп.

    Оборудование: длинная скакалка или веревка

    Ход игры: Двое берут длинную скакалку (веревку) за концы и ходят с ней вдоль площадки, то ускоряя, то замедляя темп ходьбы.  Остальные дети перепрыгивают через скакалку. Задевший скакалку сменяет держащего ее.

    Мяч бросай, не теряй

    Цель: умение координировано выполнять различные упражнения; формирование правильной осанки; укрепление мышц туловища и конечностей.

    Ход игры: Детям раздают средние и маленькие мячи. Ведущий говорит: «Можете с мячом как хотите играть!» Дети разбегаются в разные стороны и свободно играют с мячами: катают, подбрасывают, ловят. На слова: «Мяч не теряй, вверх поднимай!» все останавливаются и показывают свои мячи. Игра повторяется 3—4 раза. После этого ведущий предлагает детям пройти с мячом в руках по кругу.

    Расположив детей по кругу, ведущий предлагает им проделать несколько упражнений с мячами, например: 1) поднять мяч вверх, посмотреть на него и опустить; 2) развести руки в стороны, затем, соединив их перед собой, переложить мяч из одной руки в другую и опустить руки вниз; 3) наклониться, положить мяч на пол, выпрямиться без мяча, еще раз наклониться и поднять мяч; 4) присесть, покатать мяч по полу от правой руки к левой (и наоборот), затем встать, подняв мяч; 5) поднять мяч вверх и передать игроку, стоящему сзади. Во время выполнения упражнений контролируют спокойное размыкание губ.

    Заяц, елочки и мороз

    Цель: тренировка различных навыков передвижения; формирование правильной осанки; развитие внимания, быстроты реакции; координации движений; укрепление мышечного аппарата стоп и голеней.

    Ход игры: Ведущий выбирает «елочек», «зайчика» и «мороза». Ведущий чертит круги, в них расставляет «елочек». По команде ведущего начинается игра. «Заяц» бежит к ближайшей «елочке» укрыться по ней от «мороза». «Мороз» стремится «заморозить» — осалить — «зайчика». Но если «зайчик», убегая от «мороза», успевает прыгнуть в кружок, где стоит «елочка», он становится «елочкой», а «елочка» — «зайчиком» и бежит от «мороза», вытесняя затем из другого круга следующую «елочку». Осаленный «зайчик» становится «морозом». Если «зайчика» при его перебежках от одной «елочки» к другой, а от последней «домой» «мороз» не сумеет осалить, то «мороз» продолжает водить. Если же «мороз» сумеет осалить «зайчика», последний становится «морозом».

    «Мороз» может осалить «зайчика» в двух случаях: 1) когда тот перебегает к «елочке» или 2) если в кругу стоят двое. Например, когда «елочка» замешкалась в ту минуту, как к ней прыгнул «зайчик», и, став сама «зайчиком», не выбежала из круга.

    Донеси - не урони

    Цель: укрепление мышечно-связочного аппарата стоп; развитие ловкости.

    Оборудование: стулья, простынки.

    Ход игры: В зале игроки сидят на стульях. У каждого игрока под ногами простынка. Нужно захватить пальцами одной ноги эту простынку и, ни разу не уронив ее, дотащить любыми способами (например, скача на одной ноге или на четвереньках) до противоположного конца зала. То же повторить другой ногой.

    Игру можно проводить парами (соревнуясь). Выигрывает тот, кто это сделает быстрее, не уронив простынки.

    Гуси-лебеди

    Цель: тренировка навыков правильного дыхания; укрепление мышц туловища и конечностей, формирование осанки, сводов стоп, развитие координации движения.

    Ход игры: На одной стороне площадки (зала) чертится круг — «дом», в котором живут «гуси». На противоположной стороне стоит «пастух». Сбоку от дома — логово, в котором находится «волк». Остальное место «луг». Ведущий назначает детей на роль «волка» и «пастуха». Остальные изображают «гусей»: ходят с гордой осанкой, тянут вверх шею, поднимают голову, летают: взмахивают руками через стороны вверх и, опуская, шипят —выдыхают «шшш». «Пастух» громко говорит: «Гуси, гуси». Гуси останавливаются и хором отвечают: «Га — га — га». Пастух: «Есть хотите?» Гуси: «Да, да, да». Пастух: «Так летите». Гуси: «Нам нельзя.

    Серый волк под горой, не пускает нас домой». Пастух: «Так летите, как хотите, только крылья берегите».

    Гуси, расправив крылья (вытянув в стороны руки), летят через луг домой, а волк, выбежав из логова, старается их поймать (коснуться рукой). После нескольких пробежек подсчитывают пойманных волком гусей. Вновь назначаются «пастух» и «волк».

    Игра продолжается.

    Самый стойкий

    Цель: тренировка равновесия, координации движений; воспитание выносливости, решительности.

    Ход игры. Двое игроков присаживаются на корточки. Прыгая на носках, стараются сбить противника плечом и заставить его потерять равновесие — сесть. Кто первый сядет, выбывает из игры, а в игру включается другой, и снова играют «на победителя».

    Поймай комара

    Цель: развитие быстроты реакции, внимания; формирование правильной осанки; укрепление связочно-мышечного аппарата голени и стоп.

    Оборудование: прут с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани.

    Ход игры: Игроки становятся в круг лицом к центру на расстоянии вытянутой руки. Ведущий находится в середине круга. В руках у него прут (длина 1—1,5 м) с привязанным на шнуре «комаром» из бумаги или ткани. Ведущий кружит шнур с «комаром» немного выше голов играющих. Когда «комар» пролетает над головой, игроки подпрыгивают, стараются поймать его обеими руками.

    Прыжки со скакалкой

    Цель: развитие ловкости, чувства координации движений; укрепление мышечно-связочного аппарата стоп.

    Оборудование: скакалка.

    Ход игры: Игроки по очереди вращают скакалку вперед, прыгая с одной ноги на другую. Туловище держать прямо, носки оттянуть. Продолжительность скачков постепенно увеличивать. Выигрывает тот, кто сделает больше скачков.

    Кто первым соберет простынку

    Цель: укрепление связочно-мышечного аппарата стоп.

     Оборудование: простынки (50—80 см) одинаковой длины, стулья. 

    Ход игры: Игроки сидят на стульчиках (стульях), под правой ступней — простынка. По сигналу ведущего игроки начинают пальцами правой ноги подбирать простынку. То же сделать левой ногой. Игроки, наиболее успешно выполнившие эту задачу, соревнуются между собой

    Литература:

    1. Анисимова Т.Г., Ульянова С.А. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников»-Волгоград:2009г.

    2.  Галанов А.С. «Игры которые лечат (для детей от 5 до 7 лет)», М.: Педагогическое общество России, 2005

    3. Галанов А.С. «Игры, которые лечат (для детей от 1 года до З лет)», М.: «ТЦ Сфера», 2006.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл игровых упражнений для профилактики плоскостопия и сохранения правильной осанки (младший дошкольный возраст)

    Рекомендации для родителей воспитанников младшего дошкольного возраста по приобщению к здоровому образу жизни....

    "Пособие для профилактики плоскостопия у детей раннего возраста".

    Плоскостопие - распространенное заболевание опорно - двигательного аппарата, проявляющееся в настоящее время, буквально у каждого второго ребенка. Именно в раннем возрасте легче исправить или предупре...

    Конспект по профилактике плоскостопия для детей старшего возраста "Путешествие на Необитаемый остров"

    Занятие для детей , имеющих нарушения в опорно-двигательном аппарате в игровой форме...

    Упражнения для профилактики плоскостопия у детей младшего возраста

    Картотека игр и упражнений по профилактике плоскостопия...

    Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"16872641","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]]...

    19.05.2019. Профилактика плоскостопия для детей дошколного возраста

    Профилактика плоскостопия  для детей дошкольного возраста...

    Физическое развитие. Профилактика плоскостопия у детей раннего возраста в детском саду

    Образовательная область «Физическое развитие» детей группы раннего возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физич...