Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст является тем периодом, когда закладывается фундамент здоровья, основы дельнейшего полноценного развития организма. Вырастить крепких, здоровых детей - наша задача. Следует заметить, что статическая нагрузка является самой тяжёлой для дошкольников. Во время статического напряжения происходит снижение обмена веществ, замедление обмена крови и кровоснабжения мозга, повышается артериальное давление, учащается пульс, нарушается дыхание.
Эти изменения приводят к снижению умственной работоспособности, утомлению» Быстрая утомляемость, которая происходит в следствии истощения нервных клеток, особенно свойственна детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровья и поведения. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить его признаки и как можно быстрее снять их,
ОСНОВНОЕ ПРИЗНАКИ УТОМЛЕНИЯ:
-нарушение недавно сформированных умений;
-нарушение координации мелких движений, их замедленность;
-длительные отвлечения;
-примитивные манипуляции (постукивание, бросание и др.);
-повышенная раздражительность;
-зевота.
Исследования показывают, что первые признаки утомления появляются у детей:
- младшей и средней группы на 7-9 минуте занятия;
- старшей группы на 10-12 минуте занятия;,
- подготовительной группы на 12-14 минуте занятия.
Эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физические упражнения. Под их влиянием увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного вестибюлярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренне, секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе, поэтому как в детском саду, так и в начальной школе необходимо широко использовать физкультминутки. Их рекомендуют проводить в течение 2-3 минут в середине занятия .
ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬМИНУТОК:
«упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
-упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади;
-упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц,
- учащающие функциональную деятельность всех органов и их мини и систем;
-комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-3 упражнений на следующие виды движений:
ДЛЯ РУК И ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА (типа потягивания),ВЫПРЯМЛЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА, ДЛЯ НОГ - приседание, подскоки, бег на месте.
В комплекс физкультминуток широко вводятся иммитациоиные упражнения в сопровождении стихов, определённое значение имеет и смысловое содержание физкультминуток. Если упражнения даны в виде образов или заданий и они связаны с содержанием занятия, то переход от занятия к физкультминутке, к наоборот, совершается легко. Если упражнения не связаны с содержанием занятия, то переход с одной деятельности на другую происходит труднее.
1. Найди игрушку по схеме
( Игра проводится с группой из 4-5 детей)
Дидактическая задача; учить детей находить игрушку в реальном пространстве в месте, указанном на схеме.
Материал: Карточки с изображением схемы стола с указанием места расположения игрушки в реальном пространстве.
Ход игры: после зрительно-осязательного обследования стола с указанием расположенными на ним игрушками, детям дают схему этого пространства
(без изображений игрушек), на которой отмечено место нахождения заданной игрушки. Педагог говорит: «Внимательно посмотрите на схему. Подойдите к столу. Найдите игрушку, место которой указано на схеме.»
2. «Веер»
Положить кисть руки на стол ладонью вверх. По очереди собрат пальцы в кулак и вновь выпрямить их ( 6-8 раз).
3. «Конь»
Быстро ударять пальцами по столу, изменяя темп и интенсивность ударов
(10-15 секунд).
4. «Молчаливые стихи»
Педагог предлагает детям бесшумно "прочитать" пальцами стихи, которые он будет читать вслух (движения дети придумывают сами), например:
Раз, два, три, четыре, пять, Все такие нужные.
Будем пальчики считать, На другой руке опять:
Крепкие, дружные, Раз, два, три, четыре, пять.
5. «Нетерпеливые ноги»
"Отрывать" носки то левой, то правой ноги от пола, пятки остаются прижатыми к полу. Затем "отрывать" от пола пятки, носки на месте. Можно менять темп и интенсивность движений (10-15 секунд).
6. «Пружинка»
На полу многочисленные воображаемые пружины. Дети совершают пружинящие движения, стараясь удержать равновесие.
7. «Горная речка»
Пол (земля) превращается в "горную реку" с множеством камней. Задание - перейти через реку по камушкам (осторожно, быстро, медленно и т.д.).
8. «Маятник»
Покачивание головой вперёд-назад.
9. «Китайский болванчик»
Покачивание головой вправо-влево.
- «Филин»
На счёт 1-4 закрыть глаза, на счёт 5-6 широко раскрыть глаза и посмотреть вдаль (4-5 раз)
11.«Метелки»
Дети часто моргав не напрягая глаза, на счёт 1-5 (4-5 раз).Можно сопровождать моргание проговариванием текста «Вы, метёлки, усталость сметите, глазки нам хорошо освежите»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/14/picture-242036-1365915557.jpg)
Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей
Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей (сообщение на педагогическом совете)....
Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей дошкольного возраста
Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/08/picture-641065-1433734916.jpg)
Влияние творчества на физическое состояние человека
Современная жизнь предъявляет человеку повышенные требования. Современный человек должен быть успешен, здоров, нестандарно мыслить, достаточно быстро решать поставленные перед ним задачи. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-926858-1495477134.jpg)
Влияние физкультминуток на физическое состояние и умственную работоспособность детей
Перед современными дошкольными образовательными организациями на сегодняшний день в условиях требований ФГОС встала важная проблема: организация образовательного процесса с учётом всех норм и правил, ...
Влияние физкультминутки на умственную работоспособность детей
Содержание дошкольной программы детского сада предусматривает значительный объём знаний и достаточно высокий уровень умственного развития детей. Овладение знаниями осуществляется преимущественно на за...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/12/picture-1415368-1668253334.jpg)
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ И УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВОСТИ
Здоровье, физическое воспитание и суточная двигательная активность взаимосвязаны. Здоровье в значительной степени определяется уровнем привычной двигательной активности. Установлена связь между привыч...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/16/picture-756932-1455642904.jpg)
Влияние физкультминуток на работоспособность дошкольников и младших школьников
В данной работе рассматривается вопрос о влиянии физкультминуток на работоспособность дошкольников и младших школьников. В настоящее время как никогда важно выявить пробл...