Использование игрового стретчинга в работе с детьми.
учебно-методическое пособие

Иванова Кристина Александровна

Растяжки сопуствуют нам всю жизнь. Рождение - это растяжка. Глубокий вдох, улыбка, любое движение тела - растяжка. Растяжки - это гибкость, гибкость - это молодость, молодость - это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощенность, уверенность в себе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stretching.docx30.78 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Охрана собственного здоровья- непосредственная обязанность каждого. Систематическое выполнение физических упражнений – один из способов достижения человеком гармонии. Регулярные занятия физической культурой способствуют укреплению здоровья. Каждому ребёнку, независимо от его происхождения или условий жизни, необходимо:

-быть здоровым;

-находиться в безопасной обстановке;

-добиваться поставленных целей;

Активная двигательная деятельность положительно воздействует на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребёнка, формирует навыки будущего поведения в обществе.

Физкультурные занятия являются основной организационной формой физкультурно-оздоровительной работы, являясь средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний. В настоящее время появилось много новых методик проведения физкультурных занятий.

Стретчинг – это специально разработанная система упражнений, направленная  на совершенствование гибкости и подвижности в суставах,  тренировку мышечного – связочного аппарата.

 Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. 

Методика игрового стретчинга воздействие на весь организм.
Упражнения выполняются без воздействия со стороны. Самоманипуляция телом основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющая предотвратить нарушения осанки и исправить ее. Оказывает глубокое оздоровительное воздействие. Позволяет оздоровительной деятельности осуществляться в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

 Занятия игровым стретчингом проходят в виде оздоровительных мини -сказок, совместная деятельность инструктора и детей становится средством самосовершенствования и развития ребёнка. Во время занятий участники данной деятельности являются активными наблюдателями, имея возможность открытого общения. Такая форма деятельности создаёт ощущение целостности, завершённости, облегчает понимание и взаимодействие.

Занятия игровым стретчингом с детьми дошкольного возраста показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и по понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.
Стретчинг основан на растяжках, предназначенных для увеличения и сохранения длины мышц.
Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, т.к. воздействие на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.
Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является лучшим методом тренировки для выработки силы, выносливости, координации движений.
Статичные упражнения стретчинга вызывают не только воздействие на глубинные мышцы организма, но также нормализуют и усиливают защитные функции организма, в том числе свертываемость крови, количество лейкоцитов, желудочную кислотность, работу кишечника и т.д. Все это связано с изменением корковых процессов в связи с возникновением в коре головного мозга области двигательного анализатора очага возбуждения, поддерживаемого, с одной стороны, формированием волевых импульсов, с возбуждениями, приходящими от работающих мышц.
Переход от мышечных упражнений к расслаблениям позволяют в короткое время нормализовать все функции организма, приобрести активное рабочее настроение. Форма и последовательность упражнений таковы, что если данная группа мышц недостаточно развита, упражнения попросту невозможно выполнить, т.е. само тело регулирует уровень нагрузки.
Ежедневное проведение стретчинг-упражнений и включение их во все физкультурно – оздоровительные формы работы в дошкольном учреждении, приводит к общему укреплению, развитию организма. Утренняя гимнастика с элементами «игрового» стретчинга создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся. 
Как правило, утренняя гимнастика начинается с ходьбы, которая воздействует на все мышечные группы, постепенно вовлекая в работу все системы организма, но при этом нагрузка на него незначительна. Для того чтобы разогреть стопу, повысить ее гибкость, включается ходьба разными способами.

Занятия проходят в форме познавательно- игровой деятельности, что придаёт гармоничности и целостности восприятия материала.

Цель: укрепление позвоночника, основанного на статичных растяжках мышц тела и суставно- связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки, оказывающего глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Данная методика целенаправленно предусматривает

решение следующих задач:

-активизировать защитные силы организма детей;

-обучать овладению навыками совершенного управления своим телом (развитие природной гибкости путём удлинения мышц)и психоэнергетической саморегуляции;

- развивать и высвобождать оздоровительные возможности ребёнка;

-воспитывать активную, творческую личность с чувством внутренней свободы;

В содержание стретчинг - упражнений включены следующие формы и методы, признанные особенно эффективными для дошкольника:

Информационно - рецептивный, предусматривающий возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.
Репродуктивный метод способствует
 усвоению и правильному воспроизведению знаний.

Метод творческих заданий формирует непосредственное участие, при которой дети принимают активное участие в сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий  и упражнений.
Наглядный метод подразумевает наличие словесной инструкции, формирующей расчлененный показ элементов движения.

Практический метод способствует закреплению на практике знаний, умений и навыков основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении. 

Метод строго регламентированных упражнений предполагает строгую регламентацию упражнений. Сущность метода строго регламентированных упражнений заключается в том, что каждое утро упражнение выполняется в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.

Метод аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу).

Метод театрализации, где педагог-режиссёр. Используя игровую атрибутику, образ, активизирует пространственно-образное мышление, способствует высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Игры проводятся в виде сказочных путешествий (в зоопарк, на морское дно, в лес),фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными.

Основные принципы организации занятий

Наглядность. Показ физических упражнений, образный рассказ.

Доступность. Обучение подготовительным упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

Систематичность. Регулярность занятий, повышение организационных нагрузок, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

Закрепление навыков. Многократное выполнение упражнений, умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

Индивидуально-дифференцированный подход. Учёт особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребёнка.

Сознательность. Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять. Подход.

Основные правила организации и проведения стретчиг- занятий.

  • Формирование участников группы происходит на добровольной основе.
  • Во время занятий участники стретчинг -группы находятся в свободном удобном положении, сидя на полу, чаще всего расположившись по кругу. Круг – возможность открытого общения. Форма круга создаёт ощущение целостности, завершенности, придаёт гармонию отношениям, облегчает понимание и взаимодействие.
  • Занятия проводятся 2 раза в неделю, в утренние часы. Продолжительность занятий составляет 15 -20 минут.
  • Для занятий стретчинг -упражнениями с детьми используется время, когда дети в хорошем настроении, не утомлены, следовательно полны сил для раскрытия своих потенциальных возможностей.
  • При проведении занятий деятельность педагога предполагает корректную форму обращения, исключена всякая критика по отношению к ребёнку.
  • Демонстрируется положительное отношение ко всем участникам физического процесса, проявление позитивного отношения ко всем без исключения.

Общая структура занятия по игровому стретчингу

Каждое занятие проходит с разыгрыванием сказки под ритмичную музыку. Вся игра разбивается на несколько фрагментов, и структура такого занятия выглядит следующим образом:

Вводный этап. Выполняется музыкальная разминка, задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам: к более сложным и интенсивным упражнения игрового стречинга.
Основной этап. Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Именно на этом этапе идет включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. Последовательность всех упражнений распределяется таким образом, чтобы тело ребенка получало равномерную нагрузку. В конце этапа дети играют в подвижную игру, цель которой  – развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.

На каждой последующей такой тренировке должна быть задействована новая группа мышц.

Завершающий этап. Проводится специальная игра для восстановления дыхания, например, пальчиковая гимнастика или игра на внимание. Здесь важно привести организм детей в спокойное состояние.

Упражнения системы игрового стретчинга.

Упражнения начинаются с исходного положения. Они могут быть вертикальными и горизонтальными. Приведённые ниже упражнения объедены в серии: для спины, брюшного пресса и т.д. Время пребывания в статическом варианте определяются для каждой возрастной группы. Это же относится и к количеству повторений каждого упражнения в динамическом варианте.

1.Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём прогиба назад.

  • ЗМЕЯ. Исходное положение (и.п.): лечь на пол ничком, ноги вместе, ладони на полу на уровне плеч. 1. медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться на сколько возможна ,не очень сильно запрокидывая голову назад. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.
  • КОБРА. И.п.: лечь на пол ничком, руки сложить за спиной так, чтобы кисти рук тыльной стороной касались ягодиц. Пальцы рук переплетены. 1. плавно, без рывков поднять голову, затем грудь и верхнюю часть живота как можно выше. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.
  • ЯЩЕРИЦА. И.п.: лечь на пол ничком, руки расположены вдоль тела, ладони положить на пол. 1. поднять прямые ноги насколько можно вверх, опираясь о пол руками, грудью и подбородком. Задержаться нужное время. 2. медленно вернуться в и.п. Дыхание: вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й. Повторить нужное число раз.

  • 2.Укрепление мышц спины и брюшного пресса путём наклона вперёд. 

Терапевтический эффект: Растягиваются мышцы спины, ног. Воздействие на поясничные нервы растягивает и укрепляет их. Предупреждаются функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезёнки. Улучшается работа предстательной железы. Внутренние органы из-за сжатия обильно снабжаются кровью и очищаются. Улучшается гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него. Способствует увеличению роста.

  • КНИЖКА. И.п.: сесть в позу прямого угла (ноги вытянуты), руки подняты вверх, ладонями вперёд. 1. не сгибая ног, нагнуться вперёд, стараясь коснуться руками пальцев ног. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.
  • ПТИЦА (ЧАЙКА). И.п.: сесть в позу прямого угла, развести ноги, на сколько возможно шире, носки натянуть, руки в сторону параллельно полу, голова прямая. 1. не сгибая ног, наклониться вперёд, стараясь коснуться руками пальцев ног, стараться коснуться головой пола, затем лечь на пол грудью, руки прямые. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.
  • ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ. И.п.: сесть в позу прямого угла, развести ноги, на сколько возможно шире, носки повёрнуты внутрь, руки за спиной за локти. 1. наклониться вперёд, стараясь коснуться подбородком пола. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.

3.Укрепление позвоночника путём поворотов туловища и наклонов его в стороны. 

Терапевтический эффект: Из позвоночника выходят 33 пары нервов, 2 главные нити симпатической нервной системы залегают в мышцы по обе стороны позвоночника. Упражнения увеличивают приток крови к позвоночнику и выходящим из него нервам, что оказывает воздействие на весь организм. Укрепляется позвоночник, предупреждается его деформация. Тонизируются органы живота. Оказывается воздействие на поджелудочную железу, улучшая её работу. Снимается нагрузка на сердце, лёгкие заполняются свежей кровью. Воздействие на вилочковую железу способствует нормальному росту.

  • МАЯТНИК. И.п.: лечь на спину, ноги выпрямить, носки натянуть, руки в стороны ладонями вниз. 1. не разводя ноги и не сгибая их в коленях, поднять ноги вертикальное положение, затем наклонить вправо до касания пола. Задержаться нужное время. 2. поднять ноги вертикальное положение и наклонить их влево до касания пола. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.
  •  МОРСКАЯ ЗВЕЗДА. И.п.: встать прямо, ноги по шире, руки в стороны на уровне плеч, ладонями вниз. 1. медленно наклониться, не сгибая ноги и руки, коснуться, левой рукой правую ногу. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить другой ногой и рукой. Дыхание: вдох во 2-й, 4-й фазах, выдох в 1-й, 3-й. Повторить нужное число раз.
  • ЛИСИЧКА. И.п.: сесть на пятки, руками за спиной взяться за локти. 1. сесть на пол справа от пяток. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить с другой стороны. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.
  •  МЕСЯЦ. И.п.: встать прямо, ноги вместе, прямые руки подняты вверх, ладони внутрь. 1. медленно наклонить туловище в сторону, пока руки и грудь не будут параллельно полу, ноги не сгибать, туловище не поворачивать. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. 3.4. повторить с другой стороны. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

4.Укрепление мышц тазового пояса, бёдер, ног. 

Терапевтический эффект: Усиливается внутриутробное давление, поэтому, оказывает сильное воздействие на органы брюшной полости, т.к. поток свежей крови после прекращения давления устремляется к органам пищеварения, в результате чего они очищаются и восстанавливаются. Большое воздействие оказывает на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Создавая общее напряжение в ногах и бёдрах, упражнения стимулируют действия подкожных нервов, освежают мелкие кровеносные сосуды.

  • БАБОЧКА. И.п.: сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы, колени развести, руки на коленях, ладонями вниз. 1. опустить развёрнутые колени до пола, надавливая на них руками. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз. Усложненный вариант: И.п.: сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы, ноги прижать к полу, взять руками сведённые стопы ног. 1. медленно наклониться вперёд до касания головой пол, ноги остаются на полу. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й. Повторить нужное число раз.
  •  РАК. И.п.: лечь на бок, голова, грудь, ноги на прямой линии, верхняя рука вдоль тела, нижняя заложена за голову. 1. поднять голову, грудь, одновременно поднять правую ногу с оттянутым носком в вертикальное положение, взять рукой за лодыжку поднятой ноги. Задержаться нужное время. 2. вернуться в и.п. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.
  • . ПАУЧОК. И.п.: встать, расставив ноги как можно шире, согнутые руки перед грудью, ладонями вперёд. 1. согнуть правую ногу в колене, перенести тяжесть тела на неё. Задержаться нужное время. 2. не возвращаясь в и.п., перенести тяжесть тела на левую ногу, правую выпрямить. Задержаться нужное время. Дыхание: нормальное. Повторить нужное число раз.

Памятка для родителей

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось!»
Желаем Вам самых выдающихся успехов в привитии желания играть вместе и самостоятельно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в работе с детьми в дошкольном возрасте

             Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерны...

«Игровой стретчинг в работе с детьми!»

Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно и качественно овладевать разнообразными движениями, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успе...

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Игровая деятельность в группах раннего возраста в условиях реализации ФГОС ДО Использование игровых приёмов в работе с детьми . . Использование игровых приёмов в работе с детьми по развитию речи детей раннего возраста"

Представляю вашему вниманию  развивающие игры на липучках, которые стали для меня  очень актуальными.Цель данных пособий: способствовать созданию педагогических условий для ра...

Игровой стретчинг в работе с детьми дошкольного возраста

Игровой стретчинг в работе с детьми дошкольного возраста...

Игровой стретчинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Охрана и укрепление здоровья детей является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. В последнее время дети  чаще страдают заболеваниями, связанными с нарушением опорно-дви...

План по самообразованию "Игровой стретчинг в работе с детьми старшего возраста"

Игровой стретчинг- современная технология в работе с детьми по  здоровьесберегающим технологиям....