Статья "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"
статья

Кожевина Снежана Иннокентьевна

Статья "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.28 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (ФГОС ДОУ) одной из главных задач является формирование «общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности» [4], которая не может быть решена без использования современных здоровьесберегающих технологий.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии», введенный Н. К. Смирновым, можно рассматривать и как «качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения» [6]. Медицинский подход к здоровьесбережению, реализуемый в рамках профилактического направления, предполагает переход ответственности за здоровье детей на врачей и медицину, а здоровьесберегающая педагогика предполагает выбор в качестве приоритетного направления воспитательной работы обязательное использование здоровьесберегающего образовательного пространства для развития культуры здорового образа жизни.

Раскрывая понятие здоровьесберегающей деятельности, считаем важным подчеркнуть, что речь идет не о каком-то одном универсальном виде деятельности, а о комплексной системе, направленной на личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Согласно последним данным статистики, можно сделать выводы о том, что ухудшение здоровья детей прогрессирует, и появляются новые заболевания. Родители часто жалуются  на то, что многие дети постоянно болеют, у них снизился иммунитет, часто возникают хронические заболевания.  Охрана здоровья детей должна стать важным фактором в дошкольном образовании. Ведь в дошкольном возрасте формируются все важные функции развития организма (физическое развитие и нервная система). Уже у детей старшего дошкольного возраста могут наблюдаться различные проблемы со здоровьем: нарушение осанки (малоподвижный образ жизни), бронхо – легочные заболевания, частые психоматические  заболевания (проблема – адаптация ребенка и психологические проблемы), нарушение зрения (влияние современных гаджетов). Дети мало находятся на свежем воздухе, так как родители часто предпочитают предложить детям игры на планшете или просмотр мультфильмов. Основным решением проблемы здоровьесбережения дошкольников является системный подход[2]. Поэтому в ДОУ должна быть создана специальная здоровьесберегающаявоспитательная среда. В результате такой оздоровительной работы должны быть достигнуты такие результаты, как повышение уровня речевого развития, стабильность эмоционального благополучия личности, снижение уровня заболеваемости, повышение уровня музыкальных и  творческих способностей детей, стабильности умственной и физической работоспособности детей. Целенаправленная работа дает ценную возможность сотрудничества воспитателя, администрации, музыкального руководителя, физинструктора, медработника с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья, позволяет сформировать у детей привычку к здоровому образу жизни. Цель сохранения и укрепления здоровья достигается за счет использования разнообразных технологий, применяющихся с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.

Укрепление иммунитета, охрана здоровья детей должна стать важным фактором в дошкольном образовании. И проблему становления и формирования здорового человека  надо серьезно рассматривать в период развития и роста. Ребенок  не может еще заботиться  о своем здоровье сам, и этим должны заниматься взрослые. Чтобы вырастить полноценного ребенка, его здоровьем  и возникающими проблемами надо заниматься и делать все то, из чего будет формироваться здоровый организм ребенка. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества [5]. Экологические проблемы, некачественное питание, психологический дискомфорт в семье – некоторые причины, создающие благополучную атмосферу для ухудшения состояния здоровья подрастающего поколения.

Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ помогут решению приоритетных задач: сохранения  и поддержания здоровья субъектов педагогического процесса. Одной из целевых задач является сохранение и  укрепление физического, психического, соматического, нравственного и социального здоровья ребенка  [1].

Одними из здоровьесберегающих технологий в игровой форме является дыхательная и артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж, музыкотерапия, релаксационные упражнения, тренинги, игротерапия. Система оздоровления дошкольников непременно должна включать упражнения на развитие дыхания. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного  речевого дыхания с удлиненным постепенным вздохом, профилактике ОРЗ и верхних дыхательных путей.

Важное место в работе по здоровьесбережению занимает самомассаж. Это детские сказки и стихотворные тексты, содержание и ритм которых максимально приближены к характеру самого движения и способствует повышению работоспособности, укреплению мышечного корсета, нормализации тонуса и эластичности мышц.

Применение релаксационных упражнений, тренингов, психогимнастики помогут достичь улучшению коммуникативных качеств,  эмоционального уровня, раскрепощенности детей, возможность самовыражения, эмоциональному  выражению своих мыслей и чувств и понять настроение и самочувствие окружающих.

Гимнастика для глаз способствует снятию напряжения с глаз, улучшению восприятия, расширению поля зрения. Комплексы упражнений гимнастики в стихах являются одним из способов развития внимания. Целенаправленная работа дает ценную возможность сотрудничества с родителями специалистов и педагогов ДОО по вопросам сохранения и укрепления здоровья, позволяет сформировать у детей  привычку здорового образа жизни.

Основную часть своего времени дети проводят в дошкольном образовательном учреждении, поэтому на ДОУ возлагается основная ответственность за сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. Организация здоровьесберегающей деятельности в детском саду предусматривает индивидуальный подход к каждому ребенку использование современных образовательных технологий, создание образовательных программ, которые способствуют развитию у детей интереса к сохранению и укреплению собственного здоровья [3].

Работа педагогов нашего ДОУ построена так, чтобы с самого утра ребенок активно включался в процесс физического развития. Утро начинается с утренней гимнастики, которая позволяет активизировать работоспособность головного мозга, помогает снять напряжение, влияет на центры развития, способствуют развитию речи, способствует развитию координированного движения рук и ног и этому помогают музыкальные упражнения. В группе создана предметно – пространственная среда, способствующая полноценному развитию детей, развитию интереса к окружающему миру, формированию познавательной мотивации воспитанников. Важная роль в режиме дня отводится мероприятиям, обеспечивающим сохранение психического здоровья детей. Для развития у детей навыка концентрации, пластики, координации движений используется психогимнастика. Такие упражнения помогают ребенку снять напряжение, усталость, настроиться  на позитивный  настрой. Важным условием обеспечения психического здоровья детей является установление дружелюбных отношений ребенка со сверстником, установление доброжелательных взаимоотношений  с воспитателем группы и другими. Организации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей проводится при активном участии семьи. Задача педагога – ориентировать родителей в вопросах дошкольной педагогики, обратить внимание  на возникающие проблемы и обеспечить их понимание, объединить усилия родителей и педагога в процессе воспитания ребенка. Создание дружного родительского коллектива, способного адекватно реагировать на возможные проблемы и принимать разумные решения, мотивированного на здоровый образ жизни – важнейшая задача не только родителей, но и всего педагогического коллектива ДОУ. С этой целью используются  различные формы работы с родителями: информационные; родительские собрания; консультации; групповые и индивидуальные  беседы; проведение открытых мероприятий; родители совместно с детьми принимают участие в различных спортивных мероприятиях.

 Деятельность воспитателя по сохранению и укреплению здоровья детей имеет системный характер и ориентирован на сохранение физического и психического здоровья детей.  Здоровьесберегающая деятельность воспитателя реализуется на основе индивидуального подхода к каждому ребенку при условии разнообразия используемых традиционных и новых здоровьесберегающих технологий, которая способствует развитию у детей  и родителей интереса к сохранению и укреплению собственного здоровья. Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.  В результате проводимых мероприятий по здоровьесбережению детей отмечается положительная динамика в укреплении здоровья детей. У детей сформированы представления о здоровом образе жизни, о мероприятиях, направленных на сохранение здоровья (соблюдение режима, правильное питание, чистота тела, спорт); дети имеют представление о значении двигательной активности в жизни человека; они проявляют творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях. Родители информированы о повышении уровня закалки детей: утренняя гимнастика, экскурсии, походы. Также им рекомендованы следующие необходимые правила: 1) выполнение с детьми режима дня; 2) соблюдение правил личной гигиены; 3) двигательная активность ребенка должна быть достаточной (20 – 30 тыс. шагов в день); 4) одеваться строго по погоде; 5) беречь зрение, не проводить много времени у телевизора и компьютера; 6) воспитывать у своих детей привычку заниматься физкультурой и спортом.

Исходя из вышесказанного мы можем обозначить цель здоровьесберегающих технологий обучения в дошкольном образовании – обеспечить ребёнку возможность сохранения здоровья в период пребывания в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Список используемых источников и литературы:

  1. Алексеева, Н.П. Проблемы здоровьесбережения в дошкольном образовании // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 сент. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – 2016. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.№ 2 (9). С. 169
  2. Дорохова Т.С., Кудрявцева Е.А. Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении // Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования: сб. науч. Материалов VIII Всероссийской научно-практич. конф. / под ред. Е.В. Коротаевой. Екатеринбург: Урал.гос. пед. ун-т, 2016. С.65-68.
  3. Левина, М.И. Здоровьесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ / М.И. Левина // Научно-методический электронный журнал «Концепт».  2014. Т. 12.  С. 51
  4. Приказ министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/#ixzz5Nac7j4ji(дата обращения 05.03.2020).
  5. Скрипникова А. В., Беляева Н. И., Немухина А. В. Проблема здоровьесбережения в условиях современной дошкольной образовательной организации // Молодой ученый.  2018. №44. С. 290-292.
  6. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК и ПРО; 2002.
  7. Указ президента РФ № 240 от 29 мая 2017 года «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства». Режим доступа:http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201705290022(дата обращения 05.03.2020).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-коммуникационные технологии как современная педагогическая технология в дошкольном образования.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.Принципиально важной стороной в педагогической технологии явл...

Использование ИКТ в дошкольном образовании Методические рекомендации по использованию информационных и коммуникативных технологий в дошкольном образовании

Развитие современного общества неразрывно связано с научно-техническим прогрессом. Информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека, также это затрагивает и воспитат...

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка как вид здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников-актуальная тема для разговора во все времена.  Это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство &nda...

Консультация для педагогов "Педагогические технологии в дошкольном образовании. Технологии "Портфолио дошкольника"

В данном материалае представлена информация о педагогической технологии "Портфолио дошкольника"....

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...