Консультация для педагогов "Система здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения"
консультация (старшая группа)
Модернизация образования в России, в том числе и дошкольного, предполагает широкий диапазон здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик, которые направлены на реализацию задач сохранения, укрепления и совершенствования здоровья детей 3 - 7 лет.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Система здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик в воспитательно-образовательном процессе
дошкольного образовательного учреждения
Справникова Е.Н.
Педагог дополнительного образования
Модернизация образования в России, в том числе и дошкольного, предполагает широкий диапазон здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик, которые направлены на реализацию задач сохранения, укрепления и совершенствования здоровья детей 3 - 7 лет.
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. При этом наблюдается ухудшение физического и нервно-психического развития дошкольников. Чаще всего болеют дети, посещающие организованные коллективы
Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении на основе оздоровительных методиквключает в себя три направления:
- организационно-педагогическое, определяющее структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, снижения эмоционально - комфортной сферы и других дезадаптационных состояний ребенка;
- психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми;
- учебно-воспитательное направление, которое включает программы по обучению осознанному отношению и заботе дошкольников к своему здоровью.
Главным признаком здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик является комплексный подход в выборе средств, методов и приемов в решении возникающих проблем.
Предложенная нами система здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик включает в себя: адаптированную методику режима «динамической смены поз» В.Ф. Базарного, комплекс кинезиологических упражнений и упражнения на зрительную координацию. Физиологические механизмы, данной системы связаны с каналами различных модальностей, заключительным звеном которых является двигательный акт.
Для реализации режима динамической смены поз по В.Ф. Базарному предлагается там, где это возможно менять позу детей: сидя, стоя, лежа. Например:
- дети могут стоять на массажных ковриках, «дорожках здоровья» босиком или в носочках и слушать загадки, рассказ, сказку, выполнять двигательные действия;
- во время рисования менять положение тела: сидя за столом, стоя за мольбертом; т.д.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддерживает физическую, психическую, интеллектуальную активность,
- повышает сопротивляемость организма, так как предупреждает его переутомление,
- развивает координацию органов и систем:зрительно-двигательной, телесной, психо-эмоциональной.
Перемещение в пространстве тела и его частей способствуют подключению в активный процесс не только двигательных, но и других участков мозга.
Наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, основанных на функциональной асимметрии головного мозга - кинезиология.
На воспитание и обучение детей влияет функциональная асимметрия головного мозга. Для формирования стабильной мотивации «правополушарным» необходимо творческое начало, связь информации с реальностью, практикой, музыкальным фоном. «Левополушарным» - детали, технологии, абстрактный линейный стиль.
Для восприятия – «правополушарным» важны интонации, ощущения, визуальные образы, «левополушарным» - смысловое понимание речи, аудио образы.
Эмоциональные проявления: «правополушарные» - экстраверты, часто «выходят из себя». «Левополушарные» - чаще интроверты, редко «выходят из себя»
Комплекс кинезиологических упражнений воздействует на различные системы управления организмом. Их можно разделить на три группы:
- упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек, «пальчиковые упражнения»),
- упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации(движения конечностями перекрёстно-латерального характера);
- упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности(движения и позы перекрёстного характера).
Польза и привлекательность кинезиологических упражнений состоит в их простоте и практичности.
Условия применения комплексов гимнастики мозга:
- точно выполнять движения и приёмы;
- проводить упражнения с небольшой подгруппой детей или индивидуально;
- проводить упражнения в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку,занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют позитивного воздействия;
- применять принцип систематичности занятий;
- постепенно усложнять задания, увеличивать их объём, наращивать темп выполнения упражнений.
Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект.
В результате происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального действия.
Эффективны кинезиологические упражнения и в работе воспитателя
по направлениям: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, математики и т.д. Но в этом случае необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом; творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, комплекс кинезиологических упражнений рекомендуется провести перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.
Из всех органов чувств человека зрительный анализатор считают самым драгоценным даром природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.
Нагрузка на орган зрения у современного ребёнка огромная. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.
Очень интересны электронные физминутки - офтальмотренажеры, разработанные с помощью компьютерных технологий на основе медицинских рекомендаций, которые могут применяться в качестве профилактики утомления, перенапряжения зрительного анализатора. Но, к сожалению, для детей дошкольного возраста такие физминутки не всегда могут быть использованы в силу возрастных особенностей ихзрительного анализатора, нервной системы. В связи с этим необходимо применять разные варианты зрительных гимнастик: со стихами, с опорой на схему, с сигнальными метками и другие виды. Стихотворные формы словесных подсказок содержат основную цель упражнения: сосредоточивание взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве - помогают детям выполнить упражнениеправильно,четко и с интересом.
Здоровьесберегающая среда, создаваемая в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует реализации потребностей детей в здоровом образе жизни. Только здоровый ребенок может быть достаточен в процессе физического, интеллектуального, личностного развития, успешен в воспитании, обучении, жизни.
Литература:
- Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде./ В.Ф.Базарный. - Сергиев Посад, 1995.
- Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.–сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Мирская Н. Глазки закрываем-глазки открываем: [ЛФК для зрения] / Н. Мирская, А. Коломенская, А. Синякова / - 2013. - № 2. - с. 16-22
- Настольная книга учителя физической культуры. /Под ред. Л.Б. Кофмана. М., "Физкультура и спорт", 2008.
- Энок Р.М. Основы кинезиолгии. / Р.М. Энок.-М.:2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»
Данный Проект представляетсобой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства на современном этапе развития дошколь...
Организация воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в летний период
Организация воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в летний период...
Здоровьесберегающие технологии в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения
презентация...
Консультация для родителей на тему: "Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: "Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
Консультация для родителей....
Консультация для родителей на тему: "Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения"
Консультация для родителей....
«Игра - основной вид деятельности в воспитательно - образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения».
Консультация для педагогов по теме: " Игра, как основной вид деятельности в воспитательно образовательном процессе"....