Консультация для педагогов "Система здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения"
консультация (старшая группа)

справникова евгения николаевна

Модернизация образования в России, в том числе и дошкольного, предполагает широкий диапазон здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик, которые направлены на реализацию  задач сохранения, укрепления и совершенствования здоровья детей 3 - 7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик в воспитательно-образовательном процессеC:\Users\Asus\Desktop\Backgrounds_Green_abstract_blue_background_093133_.jpg

дошкольного образовательного учреждения

Справникова Е.Н.

Педагог дополнительного образования

Модернизация образования в России, в том числе и дошкольного, предполагает широкий диапазон здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик, которые направлены на реализацию  задач сохранения, укрепления и совершенствования здоровья детей 3 - 7 лет.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютно здоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей. При этом наблюдается ухудшение физического и нервно-психического развития дошкольников. Чаще всего болеют дети, посещающие организованные коллективы

 Воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении на основе оздоровительных методиквключает в себя три направления:

  • организационно-педагогическое, определяющее структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, снижения эмоционально - комфортной сферы  и других дезадаптационных состояний ребенка;
  • психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с детьми;
  • учебно-воспитательное направление, которое включает программы по обучению осознанному отношению и заботе дошкольников к  своему здоровью.

Главным признаком здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик  является  комплексный подход в выборе средств,  методов и приемов в решении возникающих проблем.

Предложенная нами система здоровьесберегающих и здоровьеобогащающих методик включает в себя: адаптированную методику режима «динамической смены поз» В.Ф. Базарного, комплекс кинезиологических упражнений и упражнения на зрительную координацию. Физиологические механизмы, данной системы связаны с каналами различных модальностей, заключительным звеном которых является двигательный акт.

Для реализации режима динамической смены поз по В.Ф. Базарному предлагается там, где это возможно менять позу детей: сидя, стоя, лежа. Например:C:\Users\Asus\Desktop\Backgrounds_Green_abstract_blue_background_093133_.jpg

  • дети могут стоять на массажных ковриках, «дорожках здоровья» босиком или  в носочках и слушать загадки, рассказ, сказку, выполнять двигательные действия;
  • во время рисования менять положение тела: сидя за столом, стоя за мольбертом; т.д.

Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:

  • поддерживает физическую, психическую, интеллектуальную активность,
  • повышает сопротивляемость организма, так как предупреждает его переутомление,
  • развивает координацию органов и систем:зрительно-двигательной, телесной, психо-эмоциональной.

Перемещение в пространстве тела и его частей способствуют подключению в активный процесс не только двигательных, но и других участков мозга.

Наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения, основанных на функциональной асимметрии головного мозга - кинезиология.

На воспитание и обучение детей влияет функциональная асимметрия головного мозга. Для формирования стабильной мотивации «правополушарным» необходимо творческое начало, связь информации с реальностью, практикой, музыкальным фоном. «Левополушарным» - детали, технологии, абстрактный линейный стиль.

Для восприятия – «правополушарным» важны интонации, ощущения, визуальные образы, «левополушарным» - смысловое понимание речи, аудио образы.

Эмоциональные проявления:  «правополушарные» - экстраверты, часто «выходят из себя». «Левополушарные»  - чаще интроверты, редко «выходят из себя»

Комплекс кинезиологических упражнений  воздействует на различные системы управления организмом.  Их можно разделить на три группы:

  • упражнения, увеличивающие тонус коры головного мозга (дыхательные упражнения, массаж биологически-активных точек, «пальчиковые упражнения»),C:\Users\Asus\Desktop\Backgrounds_Green_abstract_blue_background_093133_.jpg
  • упражнения, улучшающие возможности приёма и переработки информации(движения конечностями перекрёстно-латерального характера);
  • упражнения, улучшающие контроль и регуляцию деятельности(движения и позы перекрёстного характера).

Польза и привлекательность кинезиологических упражнений состоит в их простоте и практичности.

Условия применения комплексов гимнастики мозга:

  • точно выполнять движения и приёмы;
  • проводить упражнения с небольшой подгруппой детей или индивидуально;
  • проводить упражнения в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку,занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют позитивного воздействия;
  • применять принцип систематичности занятий;
  • постепенно усложнять задания, увеличивать их объём, наращивать темп выполнения упражнений.

Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект.

В результате происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального действия.

Эффективны кинезиологические  упражнения и в работе воспитателя

по направлениям: развитие речи, ознакомление с окружающим миром, математики и т.д. Но в этом случае необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом; творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда детям  предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, комплекс кинезиологических  упражнений рекомендуется провести перед началом работы. Это объясняется тем, что творческие виды деятельности, связанные с работой правого полушария и целостного восприятия должны выполняться при полном погружении в проблему. Деятельность, связанная с логикой, знаками, чертежами и, следовательно, с работой левого полушария и дискретного восприятия, может быть прервана выполнением специальных упражнений.

Из всех органов чувств человека зрительный анализатор считают самым драгоценным даром природы. Зрение дает людям почти 90% информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. Потеря зрения, особенно в детском возрасте - это трагедия.C:\Users\Asus\Desktop\Backgrounds_Green_abstract_blue_background_093133_.jpg

Нагрузка на орган зрения у современного ребёнка огромная. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения.     

Очень интересны электронные физминутки - офтальмотренажеры, разработанные с помощью компьютерных технологий на основе медицинских рекомендаций, которые могут применяться в качестве профилактики утомления, перенапряжения зрительного анализатора.  Но, к сожалению, для детей дошкольного возраста такие физминутки  не всегда могут быть использованы в силу возрастных особенностей  ихзрительного анализатора, нервной системы.  В связи с этим необходимо применять разные варианты зрительных гимнастик: со стихами, с опорой на схему, с сигнальными метками и другие виды. Стихотворные формы словесных подсказок содержат основную цель упражнения: сосредоточивание взгляда на предмете, перевод с одного предмета на другой, фиксацию взглядом действия рук, последовательное прослеживание, зрительную ориентировку в окружающем пространстве - помогают детям выполнить упражнениеправильно,четко и с интересом.

Здоровьесберегающая среда, создаваемая в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует реализации потребностей детей в здоровом образе жизни. Только здоровый ребенок может быть достаточен в процессе физического, интеллектуального, личностного  развития, успешен в воспитании, обучении, жизни.

Литература:C:\Users\Asus\Desktop\Backgrounds_Green_abstract_blue_background_093133_.jpg

  1. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде./ В.Ф.Базарный. - Сергиев Посад, 1995.
  2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе/авт.–сост. С.А. Цабыбин. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Мирская Н. Глазки закрываем-глазки открываем: [ЛФК для зрения] / Н. Мирская, А. Коломенская, А. Синякова / - 2013. - № 2. - с. 16-22
  4. Настольная книга учителя физической культуры. /Под ред. Л.Б. Кофмана. М., "Физкультура и спорт", 2008.
  5. Энок Р.М. Основы кинезиолгии. / Р.М. Энок.-М.:2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационных и коммуникационных технологий в управлении, воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения»

Данный Проект представляетсобой новый взгляд на особенности организации работы по созданию единого образовательного информационного пространства   на современном этапе развития дошколь...

Организация воспитательно-образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения в летний период

Организация воспитательно-образовательного  процесса  дошкольного образовательного учреждения в летний период...

«Игра - основной вид деятельности в воспитательно - образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения».

Консультация для педагогов по теме: " Игра, как основной вид деятельности в воспитательно образовательном процессе"....