Методическое пособие для педагогов «Особенности закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»
методическая разработка

Болгова Анна Александровна

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie_dlya_pedagogov.docx339.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое пособие для педагогов

«Особенности закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

Цель закаливания:

-укрепление здоровья детей

-развитие выносливости организма при изменении факторов внешней среды

- повышение сопротивляемости организма

Условия закаливания:

-учет индивидуальных особенностей при выборе методов

-комплексное использование всех факторов и процедур

-постепенное увеличение силы воздействия природы и факторов

- систематическое закаливание круглый год

- спокойное, радостное настроение во время процедур.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1926095/7ed5457a-b6d0-44ba-b98b-229dc0c36885/s1200

Основные правила закаливания ребенка

1 Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2 Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих

воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать

переохлаждение и заболевание ребенка.

3 Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

4 Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят

комплексно.

5 Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Основные принципы

1.Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий,

направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными методиками и

практически апробированными методиками.

2 Принцип активности и сознательности - участие всего коллектива

педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и

целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.

3 Принцип комплексности и интегративности- решение оздоровительных

задач в системе всего учебно - воспитательного процесса и всех видов

деятельности.

4 Принцип адресованности и приемственности - поддержание связей

между возрастными категориями, учет разного уровня развития и состояния

здоровья.

5 Принцип систематичности и последованности - регулярно, ежедневно,

последовательно выполнять необходимые упражнения начиная со слабых и

постепенно увеличивать их по силе и деятельности. Только так формируются

устойчивые рефлексы.

6 Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия

положительного результата и уровня физического развития детей.

Противопоказания к закаливанию и меры предосторожности

Закаливание, безусловно, оказывает положительное влияние на организм, но

требуется соблюдать меры предосторожности, а именно:

• Нельзя резко снижать температуру.

• Процедуры для закаливания не должны вводить ребенка в стресс.

• Необходимо соблюдать систематичность, а не начинать процедуры, бросать

и снова начинать.

Противопоказаний у закаливания нет, есть только временный запрет в случае

обострения кожных заболеваний, при травмах, инфекционных заболеваниях,

в случае нарушения работы нервной, выделительной, сердечно - сосудистой

систем. После излечения можно приступать к закаливанию.

Методы закаливания

Метод 1: Закаливание детей воздухом

Первое требование при закаливании – создание нормальных гигиенических

условий жизни ребёнка. Чтобы воздух в помещении был чистым, необходимо ежедневно проводить влажную уборку и постоянно проветривать комнату, температура воздуха в которой должна быть около 22 градусов.

Постепенно приучайте детей находиться в помещении сначала при одностороннем, а затем при угловом проветривании. Сквозное проветривание проводят в отсутствии ребёнка, допуская снижение температуры до 15-17 градусов и прекращая его за 20-30 минут до возвращения ребёнка (время, необходимое для восстановления нормальной

температуры).Одежда малыша должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ему состояние теплового комфорта.

При температуре воздуха в помещении 22 градуса детей (до начала закаливания) одевают в двухслойную одежду: хлопчатобумажное бельё, платье (можно хлопчатобумажное или фланелевое); на ноги колготы (для детей 3-5 лет) или гольфы (6-7 лет), туфли. При температуре воздуха ниже 19 градусов поверх платья надевают кофту; либо платье заменяется трикотажным или полушерстяным, колготы (для детей уже закалённых могут

быть гольфы), туфли или тёплые тапочки с каблуком. Летом при температуре свыше 22 градусов следует облегчить одежду до однослойной (трусы, рубашка с короткими рукавами).

Очень полезен дневной сон на открытом воздухе: на веранде или в саду, в хорошо проветренном помещении, независимо от времени года. В средней климатической зоне дневной сон на открытом воздухе проводится даже при морозе, но при отсутствии ветра. Одежда во время сна должна соответствовать сезону и погоде. Если ребёнок спит на открытой веранде, то в зимнее время его укладывают в спальный мешок, оставляя открытым только лицо. Весьма важно, чтобы окна на веранде были открыты, даже если

она не отапливается. При отсутствии сквозняков во время сна в зимнее время температура воздуха на веранде может достигать – 10 - 15 градусов. Матрац и спальный мешок должны храниться в теплом помещении.

Большую роль в закаливании воздухом вне помещения играет прогулка. Здесь важно правильно одеть и обуть ребёнка соответственно сезону и погоде, чтобы обеспечить ему свободу движений и необходимый тепловой комфорт. При температуре воздуха от +6 до -2 дети должны быть одеты в четырёхслойную одежду – бельё, платье, колготы, трикотажную кофту (свитер), рейтузы, куртку или демисезонное пальто (при зимнем пальто не следует надевать кофту), сапожки. При снижении температуры до -3, -8 демисезонное пальто заменяется зимним, на ноги надевают утеплённые сапоги; при температуре от -1 до -14 градусов дополнительно надевают

вторые рейтузы, утеплённые сапоги с носками. В зимнее время важно предупредить переохлаждение организма ребёнка. Для этого надо следить, чтобы ноги и руки у него были сухими, промокшие варежки необходимо своевременно заменять. Игры нужно подбирать подвижные, но чтобы ребёнок не перегревался. С наступлением тепла детей постепенно переводят на двухслойную, а затем на однослойную одежду. Во время подвижных игр одежда должна быть спортивной – тренировочный костюм или трусы и майка. Благодаря прогулкам и правильно организованному дневному сну даже зимой ребёнок находится на свежем воздухе 4-5 часов. Летом, в тѐплую погоду ребёнка надо приучать ходить босиком.

Метод 2: Закаливание детей водой

Начинают с предельно слабых воздействий на ограниченную часть кожных покровов (местное обтирание, обливание), затем переходят к общему обтиранию всего тела и обливанию. При местном воздействии начинают с воды в 30 градусов, через каждые 1-2 дня еѐ снижают на 1-2 градуса до тех пор, пока она не достигнет 18-16 градусов. Для общего воздействия начальная температура воды – 35-34 градуса, через каждые 3-4 дня еѐ снижают на 1-2 градуса и доводят до 24-22 градусов. Закаливание водой детей младшего возраста или ослабленных (часто болеющих) можно начинать с контрастных местных обливаний ног. Обливание проводят сначала тёплой водой температурой 36 градусов, затем прохладной, начиная с 28 градусов и постепенно снижая до 20 градусов, и вновь тёплой – 36 градусов.

Умывание. При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Но если такое закаливание начинают в прохладное время года, нужно брать тёплую воду(+28), постепенно (каждые 2-3 дня) снижая ее температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Непосредственно после умывания кожу вытирают полотенцем. Вся

процедура продолжается 1-2 минуты.

Обтирание. Можно начинать с 3-месячного возраста. Детям первого года жизни, а также ослабленным воспитанникам старшего возраста перед обтиранием водой в течение 1 — 2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого покраснения ее. Чтобы раздетые дети не ждали процедуры, следует заранее подготовить все необходимое. Мальчиков и девочек старше 3 лет обтирают отдельно.

Рукавички из мягкой материи, которыми обтирают детей, кладут в большой таз с водой нужной температуры. В воду добавляют морскую или поваренную соль (2 столовые ложки на ведро). После обтирания хорошо смоченной рукавичкой тело ребенка сразу же растирают сухим банным полотенцем.

Детям грудного возраста сначала обтирают руки и ноги, затем шею, грудь, живот и только после этого спину. Ноги и руки обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (это предупреждает застой крови в венах и капиллярах). Детей, умеющих хорошо стоять, обтирают в положении стоя: сначала верхнюю, а затем нижнюю часть тела.

С 5 — 7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятельно, помогая им смачивать рукавичку и обтирать спину. Рукавички после употребления кипятят и сушат.

Обливание всего тела проводят при температуре воздуха не ниже 23 "С. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину (расход воды 1,5 — 2,0 л), при этом сосуд с водой держат на 6 —8 см над ребенком. После обливания сразу следует сухое растирание. Длительность процедуры увеличивают с 15 до 35 с. Температуру воды снижают через 3—4 дня на 2 °С. Душевые установки (смесители) используют при закаливании водой только в том случае, если они обеспечивают ее постоянную температуру. Обычно воду нужной температуры разводят в специальных баках.

     Закаливающие мероприятия особенно важно проводить в периоды повышенной заболеваемости детей, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом сила воздействующего фактора временно снижается, а врачебный контроль за детьми усиливается. Медицинских отводов от закаливания в детских коллективах дошкольных учреждений не должно быть, поскольку методы и средства закаливания подбирают индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды. Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию детей несут заведующий дошкольным учреждением и врач.

Метод 3: Закаливание детей солнцем

Закаливание солнцем осуществляется в процессе прогулки при обычной деятельности детей. Иногда неправильно подходят к закаливанию солнцем, требуя, чтобы дети спокойно лежали. Не следует укладывать детей для солнечной ванны на подстилки и поворачивать через определѐнное время: здоровым детям трудно лежать спокойно.

Детям обязательно надевают светлый головной убор. Начинают прогулку со

световоздушных ванн в тени деревьев. Затем на 5-10 минут игру детей перемещают под прямые лучи солнца и вновь – в тень. Так повторяют 2-3 раза в течение прогулки.

Есть ряд противопоказаний к применению солнечной радиации в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста с резким отставанием в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным светом и отраженными солнечными лучами.

    В дошкольных учреждениях закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца на 5 — 6 мин, а затем ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, для этого воспитанников раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин. В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40—50 мин.

 НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИ

  • Методика контрастного воздушного закаливания.

     К концу дневного сна в одной из комнат группового помещения (спальня, игровая или раздевалка) температура воздуха снижается.

     В 15 часов дети просыпаются под звуки музыки и, лежа в постели по верх одеяла, выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения (подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением, перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно, покачивание согнутых колен в правую и в левую сторону с противоположным движением рук, а также различные упражнения в положении лежа на боку, сидя, лежа на животе).

     По команде ведущего дети встают с постели, быстро снимают спальную одежду и, оставаясь лишь в трусах или майках и трусах, выполняют в течение 1-1,5 минуты циклические движения умеренной интенсивности попеременно в «холодном» и «теплом» помещениях, то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну.

     Во время пребывания в «теплом» помещении для поддержания интереса детей к закаливающей процедуре, предлагаются:

  • подвижные игры со словесным сопровождением или проговариванием вместе с детьми;
  • танцевальные движения, направленные на развитие, прежде всего, координационных возможностей;
  • различные виды ходьбы, маршировка, разнообразные построения и перестроения для развития ориентировки в пространстве.

     Занятие длится 12-15 минут. Количество перебежек из одной комнаты в другую за это время с пребыванием в каждой из них по 1-1,5 минуты составляет не менее шести. Заканчивается процедура быстрыми перебежками из «холодной» комнаты в «теплую» с использованием игр: «Самолетики», «Перелетные птицы», «Северный полюс — Африка».

     Температура в помещениях: в «теплом»- +23-+26 градусов, а в «холодном» — на 3-5 градусов ниже. При проведении контрастного воздушного закаливания соблюдается принцип постепенности увеличения дозы воздействия холодом. Минимальный контраст температур в 3-4 градуса в начале проведения процедур спустя два-три месяца доходит до разницы —  13-15 градусов для детей 3-4 лет и до 15-20 градусов для детей 5-6 лет.

Температура воздуха в «теплом» помещении поддерживается с помощью подогревателей, в «холодном» понижается за счет интенсивного проветривания, летом вплоть до сквозняков. Такой контраст температур поддерживается в течение всего времени закаливания.

     Ритмичная мажорная музыка, сопровождающая контрастные воздушные ванны на всем протяжении процедур, положительно влияет на эмоциональное состояние детей. Как правило, используются мелодии и песни из детского репертуара, хорошо знакомые дошкольникам, так что они охотно подпевают. Положительную эмоциональную реакцию поддерживают и интересные физические упражнения, их сменяемость по мере овладения ими большинством детей.

     В период оздоровления после перенесенного острого респираторного заболевания одежда детей при проведении воздушно-контрастного закаливания должна быть индивидуально щадящей (носочки или чешки, майка), а продолжительность процедуры в первые 5-7 дней сокращена вдвое.

  • Методика контрастного душа

      Эта методика сходна с методикой закаливающих процедур в условиях бассейна. После непродолжительной утренней зарядки ребенок встает под душ, обливается водой +36-38 градусов в течение 30-40 секунд, затем температура воды снижается на 2-3 градуса, а продолжительность обливания сокращается до 20-25 секунд. Так процедура повторяется два раза. Через одну-полторы недели разница температур воды возрастает до 4-5 градусов и так постепенно доводится до 19-20 градусов в течение двух-трех месяцев — для детей 5-6 лет. Каждая процедура заканчивается холодным обливанием, если проводится перед сном.

  • Водные ножные ванны.

       Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении рефлекторно сужаются кровеносные сосуды носоглотки, вследствие чего питание слизистых оболочек носа и зева ухудшается, а жизнедеятельность микроорганизмов, всегда находящихся там, увеличивается. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.

Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20 °С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). На каждое обливание расходуется 2 — 3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15 — 20 с, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки: ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры.

     При обливании ног детей первых лет жизни используют воду начальной температуры 30 °С, а затем ее снижают через каждые 1 — 2 дня на 2 °С. В дошкольных группах пользуются водой начальной температуры также 30 °С, снижая ее через каждые 1 — 2 дня на 2 "С и постепенно доводя до 18—16 °С для детей первых лет жизни, а в дошкольных группах (4 — 7 лет) до 16—14 °С.

Обливание ног с использованием воды контрастных температур можно рекомендовать для детей раннего возраста в холодный период года, когда частота респираторных заболеваний возрастает. На контрастное обливание переходят и в период неблагоприятной эпидемической обстановки (наличие респираторных и инфекционных заболеваний в дошкольных учреждениях), а также при температуре воздуха в групповых помещениях ниже 20 °С.

    Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой      (35 — 36 °С), а затем сразу прохладной (24 — 25 °С), после чего вновь теплой водой (35 — 36 °С). Постепенно температуру теплой воды повышают до 40 °С, а прохладной снижают до 18 °С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим воспитанникам эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды (24 — 25 °С) и переходя к воде температуры 35 — 36 °С, а затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания — сухое растирание.

  • Хождение босиком 

     Босохождение также относится к нетрадиционным методам закаливания. Оно является хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок.

     Дело в том, что на коже стоп находится большое количество рецепторов, реагирующих на тепло и холод. Постоянное ношение обуви создаёт особый микроклимат для ног, при нарушении которого организм реагирует заболеванием. Вот почему лишь стоит переохладиться или промочить ноги - и простуда тут как тут. Обувь, создавая для ног постоянный комфортный микроклимат, способствует снижению функции   подошвы, что снижает устойчивость организма к простудным заболеваниям.

                 Эффект от хождения босиком основан на связи определённых точек на ступне с органами и системами организма. Закаливание делает стопы ног менее чувствительным к колебаниям температуры, и следствие этого - снижение заболеваемости.  При ходьбе босиком  производится своеобразный массаж стопы и тем самым тонизируется весь организм. Кроме того, стоя босиком на земле, мы сбрасываем накопленное статическое электричество, которое  вызывает утомление нервней системы, головную боль и др. А закаливающий эффект босохождения объясняется тем, что стопы рефлекторно связаны с гландами. Охлаждая стопы, мы тем самым закаляем горло. А ведь гланды - это иммунный щит, стоящий на пути многих  болезней.

    В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2 — 3 мин до 10 — 12 мин и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, 20 — 22 °С.

  Затем детей приучают ходить босиком и в помещении. Перед дневным сном им разрешают дойти до своей кровати по ковровой дорожке босиком. С детьми 5 — 7 лет рекомендуется проводить утреннюю гимнастику и физкультурные занятия сначала в носках, а потом и босиком. Полы в зале должны быть паркетными или покрыты пластиком, ковром. При температурах выше или ниже указанных наступает соответственно перегревание или переохлаждение, что может стать причиной заболевания.

                 

  • Полоскание горла прохладной водой 

    Полоскание горла прохладной водой со снижением ее температуры является методом профилактики заболеваний носоглотки. Удобнее всего проводить эту процедуру утром после сна и перед ночным сном. Приучать детей полоскать рот можно с 2 — 3 лет, с 4 — 5 лет они могут полоскать и горло. На полоскание затрачивают 1/2—1/3 стакана воды. Опыт показывает, что эта процедура — эффективное средство предупреждения ангин, тонзиллитов, аденоидов.

     Старшие дошкольники умеют полоскать горло и начинают эти процедуры при температуре воды +35-36 градусов. Температура воды снижается каждые 2-3 дня на 1 градус и доводится до комнатной.

     Процедура такого закаливания может включать себя игровые составляющие, в результате чего процесс оздоровления приобретает более осмысленный и произвольный характер.

 

 

                       Оценка эффективности закаливания детей

     Круглогодичное проведение системы закаливающих мероприятий у детей способствует повышению общей неспецифической резистентности (естественного иммунитета) детского организма, снижению острой заболеваемости, улучшению нервно-психического развития детей.

     Контроль эффективности закаливания осуществляется по следующим показателям:

1.Снижение возбудимости, быстрое засыпание, глубокий сон.

2.Желание детей выполнять  закаливающие процедуры, положительный эмоциональный настрой во время их проведения.

3.Совершенствование вегето-сосудистой реакции у детей - повышение кожной температуры кистей рук (теплые руки в течение дня).

4.Комплексная оценка здоровья детей и перераспределение по группам здоровья.

5. Динамика заболеваемости у детей:

  • Уменьшение числа  часто болеющих детей
  • Число случаев заболеваний ОРЗ на одного ребенка
  • Сокращение длительности одного заболевания (в днях)
  • Число дней, пропущенных одним ребенком по болезни за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

Некоторые приёмы закаливания                     детей дошкольного    возраста...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

Методические рекомендации по организации обучения математике детей дошкольного возраста в условиях семьи

Математическое образование важно на всех этапах развития человека: в дошкольном возрасте, в школьный период и во взрослой жизни. Вхождение ребенка в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте...

Приемы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям....