Приемы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи
методическая разработка

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_zakalivaniya_detey_v_usloviyah_dou_i_semi.docx48.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 7 «ЖУРАВУШКА»

  ул. Калинина, 3, город Чебаркуль Челябинской области, 456440 Российская Федерация. Телефон: (8-35168)  2-36-46; E-mail: ds7zhuravushka@mail.ru

                     

                                                       

Консультация для педагогов

Приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

Подготовила:

Старший воспитатель

Н.В. Саломатова

Соответствие занимаемой должности

октябрь, 2018 г.

Приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

         Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.

          Существуют несколько обязательных правил:

     Во-первых, любые закаливающие процедуры надо проводить систематически. При нерегулярном их проведении организм не может выработать необходимые реакции. Закаливание нельзя проводить как бы впрок. Если закаливающиеся процедуры прекращаются (обычно в холодное время года), то образовавшиеся в организме условия связи на раздражения холодом быстро угасают и сопротивляемость снижается. Поэтому при изменении условий, связанных с сезоном года, следует не отменять закаливающие процедуры, а просто несколько изменить их.

          Во-вторых, следует соблюдать принцип постепенности в увеличении силы раздражающего воздействия. Это необходимо для успешного приспособления организма к изменяющимся условиям. Особенно важна постепенность при закаливании детей раннего возраста, организм которых не способен быстро реагировать на холодные факторы.

          В - третьих, очень важно учитывать индивидуальные особенности ребенка, его реакцию на применяемые раздражители. Закаливание можно проводить только при положительном отношении ребенка к процедуре.

        Необходимо учитывать состояние здоровья ребенка, особенности его высшей нервной деятельности. Более осторожно проводить закаливание ослабленных и часто болеющих детей.

Организованная двигательная деятельность

  1. Утренняя гимнастика (ежедневно)
  2. Занятия физкультурой (3 раза в неделю)
  3. Подвижные игры на первой и второй прогулках (ежедневно)
  4. Самостоятельная двигательная деятельность с разными физкультурными пособиями: 
    - утром
    - на прогулке
    - после сна
    - на второй прогулке
  5. Базовая и игровая деятельность
  6. Закаливание.
    Система мероприятий в старшей группе будет отличаться от приведенной двигательным режимом и более сильными дозами закаливания.

  Оздоровительная работа

1. Утренний прием на  свежем воздухе

2. Режим проветривания
3. Санитарный режим. Температурный режим t
0 = 20-22С  
4. Индивидуализация режимных процессов с учетом здоровья и развития детей
5. Оптимальный двигательный объем (4 ч в день)
6. Утренняя гимнастика
7. Физкультурные занятия (босиком)
8. Подвижные игры
9. Закаливание:
       - оздоровительные прогулки;
       - умывание прохладной водой;
       - воздушные ванны:
        а) гимнастика после сна (с элементами дыхательной гимнастики);
        б) дорожка здоровья;
        в) облегченная одежда;
        г) сон с открытой фрамугой, без маек.

       - солнечные ванны (в летний период)
10. Употребление лука, чеснока в осенне-зимний период
11. Употребление витаминов в период вспышки заболеваний
12. Витаминизация III блюда

 

Основные принципы и средства закаливания


        С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средства закаливания естественные силы природы:
солнце, воздух и вода.

 Целью физического воздействия является воспитание здоровых, стойких, мужественных людей, активных и бесстрашных защитников Родины. Закаливание организма детей служит той же цели.

Закаливание чаще всего рассматривается как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но говоря о закаливании как средстве физического воспитания, мы имеем в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды. Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные дети меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

При закаливании надо руководствоваться определенными принципами, к числу таких относятся: постепенность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Если не будут соблюдаться эти принципы, то закаливание будет носить случайный характер.

Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.

Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводится систематично, лучше всего с самого рождения, и продолжаться в течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка.
        Есть дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны принимать активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.

Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.  

Одежда детей на прогулке в зимнее время года

  • от + 6 до - 3: белье, платье, трикотажная кофта, колготки, куртка или демисезонное пальто (без трикотажной кофты, если t0 выше 0 градусов).
  • от -3 до -8: белье, платье, кофта, колготки, зимнее пальто, утепленные сапоги.
  • от -9 до -14: белье, платье, кофта или свитер, колготки, зимнее пальто, утепленные сапоги.


Одежда детей при различной t0 воздуха в помещении

+ 23 и выше

 1-2-х слойная одежда: тонкое х/б белье, легкое х/б платье, с короткими рукавами, носки, босоножки.
+21+22

 2-х слойная одежда: белье, платье х/б или полушерстяное с длинным рукавом, колготки для детей 3-4х - лет, для детей 5-7-ми лет - гольфы, туфли.
+18 + 20

 2-х слойная одежда: белье, платье с длинным рукавом, колготки, туфли.
+16 +17

 3-х слойная одежда: х/б белье, трикотажное или шерстяное платье с длинным рукавом, кофта, колготки, туфли.

 

        Закаливание в режиме повседневной жизни сводится к следующему:
- создание привычки к широкому пользованию свежим наружным воздухом в помещении;
- рациональная одежда;

- длительное пребывание на воздухе независимо от погоды
- привычка к прохладной воде.

Традиционные виды закаливания детей.

  • утренний прием на свежем воздухе (при температуре выше -15°), гимнастика
  • оздоровительная прогулка
  • воздушные ванны
  • воздушные ванны с упражнениями
  • сон с доступом свежего воздуха
  • сон без маек
  • умывание в течение дня прохладной водой
  • полоскание рта прохладной водой
  • хождение босиком до и после дневного сна
  • хождение босиком по «дорожке здоровья»
  • солнечные ванны

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

 1. Обширное умывание

 

         Ребёнок должен:

- открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ей от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой.

- Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз».

Намочить правую ладошку и сделать круговое движение по верхней части груди, сказать «раз».

Намочить обе ладошки и умыть лицо.

Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо.

         Примечание.

 Через некоторое время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь дети обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д.

 

2. Сон без маек.

 

Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены тёплые носочки на ноги и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальной комнате не должна быть ниже +14 градусов Цельсия.

 

 

Комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ

Ясельные группы

  • Утренняя гимнастика (в группе)
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • Физкультурные занятия (в носках)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Прогулки дважды в день
  • Оптимальный двигательный режим
  • Дневной сон без маек
  • Оздоровительная гимнастика после сна
  • Дыхательная гимнастика в кровати
  • Упражнения на профилактику плоскостопия
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе

 Дошкольные группы

  • Приём детей на свежем воздухе (при температуре выше -15°)
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на свежем воздухе, с октября по апрель – в зале по графику)
  • Полоскание полости рта после приема пищи
  • Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
  • Физкультурные занятия (босиком)
  • Фитонциды (лук, чеснок)
  • Точечный массаж (в осеннее-зимний период)
  • Прогулки дважды в день (при температуре выше -15°)
  • Оптимальный двигательный режим
  • Дневной сон без маек
  • Оздоровительная гимнастика после сна
  • Дыхательная гимнастика
  • Упражнения на профилактику плоскостопия
  • Элементы обширного умывания
  • После полдника полоскание полости рта
  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ № 1

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

        Оборудование:

  • Дорожка «Зигзаг»
  • Ребристая доска
  • Канат (скакалка)
  • Ленточки
  • Коврики с пуговицами
  • Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна. Лежа в кровати.

  1. А щенята, как проснутся

обязательно    зевнут,  потянутся  потянутся,       

ловко хвостиком махнут.        

потягивание поочередно на   правом и левом боку   

руки перед собой, ладони вместе,    

 показ махов

  1. А котята спинки выгнут,  

Перед тем, как     прогуляться        

выгнуть спину, стоя руках и ногах

   3. Ну, а мишка косолапый                 

Широко разводит лапы              

То одну, то обе вместе

А когда зарядки мало      

Начинает все сначала

     Руки опущены, ноги вместе

поднять руки вверх и развести       в стороны

на счет два скрестить повторить только с ногами

Выход   из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

 1.  Зашагали ножки, топ, топ, топ!

     Прямо по дорожке, топ, топ, топ.

    Ну-ка веселее, топ, топ, топ.

    Вот как мы умеем, топ, топ, топ.

         ходьба по змейке (дорожка зигзаг)

2. Вот лягушки по дорожке

 Скачут, вытянувши ножки:

Ква-ква, ква-ква.

И.п. руки на поясе, ноги вместе, прыжки     на двух ногах, через «ручеек», с продвижением вперед.

3. Тут прохожим не пройти,

Тут веревка на пути.

руки опущены вдоль туловища,

подлезание под канат  (скакалку).

  1. Дети встали в кружок,

Увидали флажок.

Кому дать, кому флаг поднять?

Встали детки в кружок

И подняли флажок!

ноги на ширине плеч,

 руки с ленточками опущены,

стоя в кругу поднять руки вверх и посмотреть на руки.

  1. На одной ноге постой-ка

Буд-то ты солдатик стойкий.

Ногу левую к груди

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой

Если ты солдатик смелый!

ноги вместе, руки произвольно опущены, стоя в кругу поднять поочередно левую ногу, руки в стороны, правую ногу.

6. Вот как кружится волчок,

    Прожуж-ж-жал и на бочок!

 

руки опущены, кружатся на месте, потом приседают, склонив голову на бок, опираясь о пол, руки в стороны.

  1. Раздувайся пузырь,

раздувайся  большой,

              оставайся такой,  да не лопайся.

глубокий вдох через нос, выдох через рот (одновременно показывая руками как надувается пузырь).

Полоскание рта.

Буль-буль-буль- зовет вода,

Полоскать наш рот пора.

Чтобы зубы не болели,

Хорошо продукты ели.

Набери воды ты в рот

Губы как замок закрой

И воду взад – вперед

Зубы ею ты помой

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ № 2

(декабрь, январь, февраль)
Оборудование: 

  • Ребристая доска
  • Канат (скакалка)
  • Коврики с пуговицами
  • Снежинки
  • Стаканчики для полоскания рта

Закаливание после сна. Лежа в кровати.

1. Все проснулись – улыбнулись

    С боку на бок повернулись

    Сладко-сладко потянулись

И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на   правом и левом боку   

2. Какие мы хорошие

    Какие мы пригожие

руки поднять вверх

массажные движения рук и ног

  3. Вот к нам солнышко пришло

      Стало весело светло

ноги вместе, руки поднять и развести в стороны      

4. Громче музыка играй

 Нас на зарядку приглашай.

встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход   из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием.

1. Через прыгалки поскачем

    По дорожке далеко,

    Не сумел бы даже мячик,

    Так подпрыгнуть высоко.

И.П. руки на поясе, ноги вместе, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

2. Широко раскинул ветки

    Возле дома старый клен

    Выгнул спину кот соседский,

    Физкультуру любит он.

руки опущены вдоль туловища, ноги на ширине плеч, ходьба по ребристой доске.

руки подняты вверх над головой, в стороны, нагнуться, прогнув спину, подлезть под скакалку

3. По подошве как граблями

    Проведем массаж

    И полезно и приятно –

    Это всем давно понятно.

 руки на поясе ходьба по массажным коврикам

4. И снежиночки сейчас

    Улететь хотят от нас.

руки опущены вдоль туловища, подняться на носочки подуть на «снежинки»

 

Полоскание рта

 В рот воды глоток возьми

Губы плотно ты сожми

Быстро щеки надувай

Водой зубы полоскай

А водичку не глотай

В раковину выливай.

КОМПЛЕКС ЗАКАЛИВАНИЯ № 3

(март, апрель, май)

Оборудование

  • ребристая доска
  • коврики  с пуговицами
  • мешочки с песком
  • кегли
  • стаканчики для полоскания рта 

Закаливание после сна.

Лежа в кровати.

1. Все проснулись – улыбнулись

    С боку на бок повернулись

    Сладко-сладко потянулись

И.п. руки вдоль туловища - повороты на правый бок, левый бок,

потягивание поочередно на   правом и левом боку   

2. Какие мы хорошие

    Какие мы пригожие

руки поднять вверх- массажные движения рук и ног

 3. Вот к нам солнышко пришло

      Стало весело светло                 

ноги вместе, руки поднять и развести в стороны      

 4. Громче музыка играй

    Нас на зарядку приглашай.

встать на ноги, ходьба на месте, высоко поднимая ноги

Выход   из спальни

Воздушное закаливание,

гимнастика после сна с нестандартным оборудованием

1. Мы походим на ногах

Ходьба на носочках

2. И как серый волк, волчище

    И как мишка косолапый,

Ходьба по коврикам с пуговицами с высоким подниманием ног

3. Как зайчишка прыг-прыг,

    И лисичка шмыг-шмыг

Прыжки с ноги на ногу

ходьба по ребристой доске,

по мешочкам с песком,

4. Пробежим неслышно

Бег между кеглями

5. Свежим воздухом подышим.

Стоя руки вверх – вдох, опустить –  выдох

Полоскание рта.

 Мы поели и попили

Свои зубы загрязнили

Надо крошки с них убрать

И водой пополоскать.

Чередование ходьбы по мокрой и сухой дорожке.

 

Мы ходили, мы скакали,

Наши ноженьки устали.

Все мы дружно отдохнем

И массаж подошв начнем.

И.п. руки опущены вдоль туловища, ходьба на месте, прыжки на мете на двух ногах. Энергично вытирают ноги, перепрыгивание на сухую дорожку.

Шел по дорожке крошка Антошка

Нашел на дорожке горку горошка.

Горкою горошины

Петушку положены.

Повторяем 2 раза

И.П. руки произвольно опущены вдоль туловища, ходьба на месте.

Руки на поясе, прыжки на двух ногах.

Руки опущены, энергично вытирают ступни ног о сухую дорожку.

 

   Раз, два, три ровно иди                 

   Тогда сильным и здоровым

         От зарядки станешь ты.

          

ходьба по ребристой дорожке

и коврикам с пуговицами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Технология «Полоролевое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»1.    Значение гендерного подхода в  воспитании  дошкольников.2.    Гендерн...

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

Некоторые приёмы закаливания                     детей дошкольного    возраста...

Методическое пособие для педагогов «Особенности закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Дл...

«Закаливание детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Методические рекомендации для молодых педагогов по проведению закаливающих мероприятий в ДОО...

Круглый стол с педагогами «Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

laquo;Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»...