«Закаливание детей дошкольного возраста в условиях ДОО»
методическая разработка

Чепурина Валерия Евгеньевна

Методические рекомендации для молодых педагогов по проведению закаливающих мероприятий в ДОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produkt_ispravlennyy_variant_1.docx792.99 КБ

Предварительный просмотр:

В.Е. Чепурина

«Закаливание детей дошкольного возраста в условиях ДОО»

Методические рекомендации для молодых педагогов по проведению закаливающих мероприятий в ДОО

Петрозаводск, 2021

Чепурина В.Е «Закаливание детей дошкольного возраста в условиях ДОО»  методические рекомендации для молодых педагогов по проведению закаливающих мероприятий в ДОО / В . Е. Чепурина; под редакцией Е. А. Гоненко. - Петрозаводск: ГАПОУ РК “Петрозаводский педагогический колледж”, 2020. - 15с.

Целью разработки методических рекомендаций является оказание помощи по ознакомлению молодых педагогов с организацией процесса закаливания детей дошкольного возраста и помощь введения его в практическую деятельность.

Адресуется молодым педагогам работающими с детьми дошкольного возраста.

  • *ГАПОУ РК “Петрозаводский педагогический колледж”
  • Чепурина В.Е

Содержание

Предисловие                                                                         4

Раздел 1. Значение закаливания в дошкольном                5

возрасте.

Раздел 2. Принципы закаливания                                      6

Раздел 3. Общие требования.                                               7

Раздел 4. Комплекс закаливающих                                    8

мероприятий по программе

“От рождения до школы” и СанПин

Раздел 5. Примерный план закаливающих

мероприятий в режиме дня в разных возрастных           12

группах

Раздел 6. Оборудование используемое в комплексе       16

с закаливающими процедурами.

Раздел 7. Основные упражнения для выполнения          19

на массажных ковриках

Список использованных источников                                        21


Предисловие

Уважаемый педагог!

Закаливание, как один из способов проведения оздоровительных мероприятий в ДОУ, является очень важным аспектом, который должен проводится в регулярном и непрерывном процессе. Самый драгоценный дар в нашей жизни - это здоровье и очень важно беречь его и укреплять.

Здоровьесбережение детей дошкольного возраста было и остается основной и самой главной задачей образовательного и воспитательного процесса. К сохранению и укрепления здоровья в условиях ДОУ предъявляются очень высокие требования.

В современном мире закаливающие процедуры стали использовать крайне редко. Задача воспитателя поддерживать этот оздоровительный процесс как в ДОО так и в семье.

«Какие принципы сопровождают закаливание, с чего лучше начать закаливающие мероприятия, как правильно разработать занятие с массажными ковриками или дорожками или помощь в создании плана закаливающих процедур?» -все это вы сможете найти в данных методических рекомендациях.

Желаем успехов!

1. Значение закаливания в дошкольном возрасте.

Закаливание детей - это комплекс оздоровительных мероприятий по воздействию на организм разных природных факторов, таких как солнечный свет, вода, воздух и так далее.

Закаливание детей обеспечивает:

  • Ослабление или устранение негативных реакций организма на изменения погоды.
  • Укрепление силы воли.
  • Активную физиологическую деятельность и здоровую жизнь.
  • Улучшение работы внутренних органов.
  • Повышение защитных сил организма.
  • Укрепление нервной системы.
  • Повышается работоспособность организма.

В процессе закаливания нормализуется состояние эмоциональной сферы, человек становится  сдержанным.

Целью закаливания является укрепление здоровья детей, формирование у организма выносливости при изменениях факторов внешней среды и повышение сопротивляемости организма.

2. Принципы закаливания.

1. Системность.

Должно проводиться систематически, изо дня в день в течение всего года, без длительных перерывов.

2. Постепенность.

Начинать надо со слабого воздействия на организм, постепенно переходя к процедурам более сильным и длительным.

3. Индивидуальный подход.

Закаливание с учетом индивидуальных особенностей. Должно проходить на фоне положительных эмоций.

4. Комплексность. 

Закаливание обязательно должно проходить в комплексе с другими  оздоровительными мероприятиями. 

3. Общие требования в соответствии с программой

«От рождения до школы», норм СанПин и изданием В.П Праздникова «Закаливание детей дошкольного возраста».

Комплексная оценка здоровья ребенка, учет противопоказаний.

  • Определение группы закаливания:
  • основная группа (практически здоровые дети, с функциональными отклонениями в состоянии здоровья при условии, что они уже закаливались раньше).
  • ослабленная группа (дети с функциональными отклонениями, впервые приступающие к закаливанию, часто болеющие, с хронической патологией, после длительной болезни).
  • Определение типа и дозировки закаливания, выбор адекватных методов.
  • Корректное проведение закаливающих процедур.

Также важно не забывать про:

  • Создание экологически благоприятных условий в помещениях для игр и занятий детей.
  • Высокая культура гигиенического обслуживания детей.
  • Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени пребывания в детском саду.
  • Оптимальный двигательный режим.

4. Комплексный подход в организации  закаливающих мероприятий по программе.

 Оздоровительная работа.

  • Широкая аэрация помещений (проветривание). Оптимальный температурный режим -  по СанПин температура в приемных, игровых - 22-24ºC, в спальнях 19-20ºC
  • Правильно организованная прогулка.
  • Физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе.
  • Умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
  • Специальные оздоровительные мероприятия (сауна, соляная пещера, фито-бар, дыхательная гимнастика).
  • Оптимальный двигательный режим (4 часа в день - подвижные игры, малоподвижные игры, утренняя гимнастика, физкультурные занятия).
  • Профилактические физкультурно-оздоровительные процедуры после сна (гимнастика после сна, дорожка здоровья, массажные коврики).

Средства закаливания.

Основные и действенные средства закаливания - это естественные силы природы: солнце, воздух и вода.

Способы закаливания водой.

  1. Организация плавания

При организации плавания детей используются бассейны, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям к плавательным бассейнам. Продолжительность нахождения бассейне в зависимости от возраста детей должна составлять: в младшей группе — 15–20 минут, в средней группе — 20–25 минут, в старшей группе — 25–30 минут, в подготовительной группе — 25–30 минут. Дети могут посещать бассейн только при наличии разрешения врача. Присутствие медицинского персонала обязательно во время плавания детей в бассейне.

  1. Умывание

При умывании детей старше двух лет им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Летом можно умывать детей прохладной водой из-под крана. Температура воды (+28), постепенно (каждые 2-3 дня) снижая ее температуру на 1-2 градуса, доводя до 18-17 градусов. Вся процедура продолжается 1-2 минуты.

  1. Обтирание

Обтирание сопровождается легким массирующим действием, а массаж всегда делают от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу вверх (руки от кисти, ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня. Производится специальной рукавичкой или небольшим полотенцем. Можно начинать с 3 месяцев.

  1.  Обливание всего тела

Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину, при этом сосуд с водой держат на 6 —8 см над ребенком. После обливания сразу следует сухое растирание. Длительность процедуры увеличивают с 15 до 35 секунд. Температуру воды снижают через 3—4 дня на 2 С.

Способы закаливания воздухом.

Первая в жизни ребенка специальная закаливающая процедура - воздушная ванна. Она начинается еще в родильном доме, когда в процессе смены пеленок новорожденный на короткое время остается без одежды и его тело подвергается воздействию комнатного воздуха.

  1. Проветривание

Помещения должны проветриваться естественным сквозным или угловым проветриванием. Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа. В помещениях групповых и спальнях во всех климатических районах, кроме районов суровым климатом. Сквозное проветривание проводится в отсутствии детей. В присутствии детей допускается широкая односторонняя аэрация всех помещений в теплое время года. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводится в отсутствие детей и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий.

  1. Прогулка

Для укрепления здоровья детей необходимы ежедневные прогулки. Нельзя сокращать продолжительность прогулки. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня. Детям необходимы ежедневные прогулки. Рекомендуемая для детей 3–7 лет продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 часа. Сокращать продолжительность прогулки можно при плохих погодных условиях. Необходимо в ходе прогулки осуществлять самостоятельную деятельность

Способ закаливания солнцем.

  1. Световоздушные ванные

Световоздушные ванны проводят как в положении ребенка лежа, так и в активном положении - при игре в кроватке, коляске, манеже или даже на руках у взрослых. Важно, чтобы он не перегревался.

  1. Солнечные ванные.

Может проводиться либо в подвижном состоянии ребенка, либо в лежачем, в зависимости от температуры воздуха, силы ветра. Ребенка кладут на лежак, раскладную кровать таким образом, чтобы ноги его были обращены к солнцу и чтобы все тело, кроме головы, равномерно освещалось солнцем. На голову надевают головной убор, также можно солнечные очки. 

5. Примерный план закаливающих мероприятий в режиме дня в разных возрастных группах.

Выполнено по рабочей программе воспитателя д\с «Исток» Карасик А.А. «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»

Группы от 3 до 4 лет.

  • Утренняя гимнастика в группе.
  • Физкультминутки во время занятий/динамическая пауза/зрительная гимнастика.
  • Гимнастика после сна.
  • Ароматерапия.
  • Оптимальный двигательный режим.
  • Прогулки (дневная и вечерняя).
  • Дорожки здоровья.

Группы от 4 до 5 лет.

К остальным мероприятиям прибавляются еще:

  • Приём детей на улице (до -15°С).
  • Физкультурные занятия.
  • Предлагается закаливание рижским методом.
  • Ходьба босиком, обширное умывание.

Группы старшего и подготовительного возраста.

  • Прием детей на улице (до -15 - 18°С).
  • Утренняя гимнастика (с мая по октябрь -на улице, с октября по апрель - в зале по графику).
  • Массаж ушных раковин.

К всему перечисленному списку, в использование педагогов предлагается рижский метод закаливания. Это метод, который представляет собой резиновый коврик с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором поваренной соли (1 кг соли на ведро воды), ребёнок становится босиком и

Примерный план схемы закаливания детей среднего

(4-5 лет) возраста

 С использованием методической литературы врача-педиатра Л.Д. Путилиной под редакцией МАДОУ "Ромашка" г. Лабытнанги.

Осень: Закаливание воздухом.

1. Воздушные ванны.

2. Утренняя прогулка на свежем воздухе.

3. Контрастные и воздушные ванны.

4. Сон с доступом свежего воздуха.

Закаливание водой.

1. Умывание в течение дня холодной водой.

2. Полоскание рта.

3. Ходьба по мокрой дорожке.

Зима: Закаливание воздухом.

1. Утренняя прогулка на свежем воздухе.

2. Контрастные и воздушные ванны.

3. Сон с доступом свежего воздуха.

Закаливание водой.

1. Умывание в течение дня холодной водой.

2. Полоскание рта.

3. Ходьба по мокрой дорожке.

Весна: Закаливание воздухом.

1. Утренняя прогулка на свежем воздухе.

2. Контрастные и воздушные ванны.

3. Сон с доступом свежего воздуха.

Закаливание водой.

1. Умывание в течение дня холодной водой.

2. Полоскание рта.

3. Ходьба по мокрой дорожке.

Дополнительные закаливающие процедуры.

1. Прием витаминов «Ревит» и витамина «С» (с чередованием) с назначения врача-педиатра.

2. Прием отвара шиповника с назначения врача-педиатра.

3. Массаж пальцев рук и точечный массаж лица и шеи.

Примерный план схемы закаливания детей старшего (6-7 лет) возраста.

Осень: Закаливание воздухом.

1. Воздушные ванны.

2. Утренняя прогулка на свежем воздухе.

3. Контрастные и воздушные ванны.

4. Сон с доступом свежего воздуха.

Закаливание водой.

1.Умывание холодной водой.

2. Полоскание рта.

3. Ходьба по мокрой дорожке.

Зима: Закаливание воздухом.

1. Утренняя прогулка на свежем воздухе.

2. Контрастные и воздушные ванны.

3. Сон с доступом свежего воздуха.

Закаливание водой.

1. Умывание в течение дня прохладной водой.

2. Полоскание рта.

3. Контрастное обливание ног.

4. Ходьба по мокрой дорожке.

Весна: Закаливание воздухом.

1. Утренняя прогулка на свежем воздухе.

2. Воздушные ванны.

3. Сон с доступом свежего воздуха.

Закаливание водой.

1. Умывание в течение дня прохладной водой.

2. Полоскание рта.

3.Обширное умывание.

4. Ходьба по мокрой дорожке.

Виды закаливающих мероприятий носят достаточно разносторонний характер. Многообразие выбора методов – это всегда хорошо и

Вывод общий.

Во всех возрастных группах закаливающие процедуры необходимы. Очень важно, чтобы они проводились в соответствии всем принципах, требованиям, только при полном здоровье ребёнка. Тем не менее не стоит забывать сохранять систематичность и постепенность проведения процедур, увеличение интенсивности закаливающих воздействий. Не допускать проведение закаливания при отрицательных эмоциональных реакциях на ребенке.

6. Оборудование используемое в комплексе с закаливающими процедурами.

Массажные коврики используются с целью закаливания организма, профилактики и коррекции плоскостопии, развития чувства равновесия и координации движений и сохранения и укрепления здоровья детей.

Массажные коврики - это дорожки, которые используются в целях оздоровительной работы после дневного сна. Они имеют несколько видов рельефной поверхности, а следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка.

Длительность упражнений должна продолжаться  не менее 5-6 минут, 1-2 раза в день

Популярные виды ковриков:

1. Коврики шипы - благодаря большому количеству шипов можно одновременно воздействовать на множество биологически активных точек. Микроскопические уколы активизируют работу нервных окончаний, в результате чего улучшается кровообращение, снимается болевой синдром и улучшается регенеративные свойства поврежденных тканей.

2. Полусферы или «ёжики» - объёмные фигуры, наполненные гелем или воздухом, с выпуклыми массажными элементами. Форма изделия позволяет обеспечивать наилучший контакт со стопой для достижения максимального полезного эффекта. Дополнительной пользой от занятий является развитие вестибулярного аппарата и улучшение координации.

3. Рельефные коврики из разных модулей - воздействует на все рецепторы стопы. Пружинящая поверхность с мелкоточечным воздействием способствует повышению иммунитета за счет воздействия на рефлексогенные зоны стопы, улучшает кровообращение в области стопы и нижних конечностей.

4. Массажный коврик «камни» - самый натуральный, эффективный, естественный и безопасный метод профилактики заболеваний, основанный на массаже важных биологически активных точек на стопах ног. Благодаря рельефной каменной поверхности, коврик обеспечивает хороший глубокий массаж стоп. Способствует укреплению голеностопного сустава и предотвращает появление и развитие плоскостопия у детей.

7. Основные упражнения для выполнения на массажном коврике.

Примеры упражнений от массажных ковриков для детей

«ОртоПазл» и воспитателя д\с “Журавленок”  Менлимурзаева А.  г. Надым.

1. «Топтыжка» - для детей старше 3х лет.

Ходим по коврику вперёд и назад.

Спина должна быть ровной, а руки – на поясе. В таком положении выполнять упражнение не только удобно, но ещё и полезно. Время выполнения – не более 5 минут.

Упражнение № 1: обычный шаг вперёд-назад, спина прямая, руки на поясе (4 подхода).

Упражнение № 2: шаг с высоким подъёмом колена вперёд-назад, руки на поясе (2 подхода).

Упражнение № 3: ходьба приставным шагом боком, туда-обратно (2 подхода).

2. «Косолапый мишка» - для детей старше 2х лет.

Ходим на внешней стороне стопы («косолапый мишка»).

 Исходная позиция такая же, как и в предыдущем упражнении. Спина должна быть ровной, а руки – на поясе. Выполнять упражнение нужно не меньше минуты.

  1. «Пяточка-носочек» - для детей старшей 3х лет

Ножки должны стоять на одной секции. Сначала малыш  поднимается на носочки, а потом опускается на пяточки или наоборот. Спина ровная, ручки – на поясе. Если ребёнок быстро усвоил задание, попробуйте усложнить задачу. Так, левая нога перекатывается с пятки на носок, а правая –наоборот. Так можно ещё и развить координацию движений.

  1. «Неваляшка»

Приседаем, не отрывая ступней от коврика, голову прижимаем к коленям, обнимаем их руками. Покачиваемся назад-вперёд, перенося вес поочерёдно с носочка на пяточку (20 секунд).

Выполнять упражнение стоит по одному ребенку, воспитатель должен контролировать процесс, придерживая спину ребенка руками.

Список используемой литературы.

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Дорофеевой.— 6-е изд. доп. М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2020.—368 с

2. СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. 26) – Москва : Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2014. – 79 с.

3. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста 2-е изд., перераб. и доп. / В.П. Праздников. - Москва : Медицина, 2012. - 224 с.

4. Карасик А.А. Рабочая программа «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО» / А.А Карасик. - Текст : электронный // Образовательная социальная сеть “nsportal.ru”  : [https://nsportal.ru/] / ООО “Квазар”. - [Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола], https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/09/03/plan-2017-2018-uchebnyy-god

5. Методическое пособие : “Закаливание детей дошкольного возраста” / под общей редакцией врача-педиатра Л.Д. Путилиной. - Лабытнанги : МАДОУ “Ромашка”, 2018. - с. 16

6.  Упражнения на массажных ковриках "ОРТО ПАЗЛ" - Текст: - : электронный // Ортопазл.рф[ https://ортопазл.рф/ ], 2019 - URL: https://ортопазл.рф/uprazhnieniia


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по оздоровлению и закаливанию детей дошкольного возраста в домашних условиях

Советы родителям по оздоровлению и закаливанию дошкольников в домашних условиях....

Некоторые приёмы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

Некоторые приёмы закаливания                     детей дошкольного    возраста...

Приемы закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям....

Методическое пособие для педагогов «Особенности закаливания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи»

Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Дл...