Зрительная гимнастика
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Подлеснова Нэля Михайловна

зрительная гимнастика для дошкольников с 2х до 6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimnastika_.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Зрительная гимнастика.

Составлено тифлопедагогом:

Подлесновой Н.М.


Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка  заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика.

Чтобы избежать утомления детей на занятиях или при выполнении домашнего задания, повысить их работоспособность помогают различные виды зрительной гимнастики.

Разработкой комплексов тренировки и восстановления зрения занимаются с давних времён. Когда глаз расслаблен, он будет правильно функционировать - утверждал У. Бейтс. Необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз.

Детей  уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку  в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.

Гимнастика для глаз имеет многоцелевое назначение: формирование у детей дошкольного возраста представлений о необходимости  заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части  сохранения и укрепления здоровья, восстановление зрения.

Зрительная гимнастика:

- проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;

- благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;

  - гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;

- гимнастика проводится в течение  2-3 минут;

- основной прием проведения  – наглядный показ действий педагога; для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др.

  - демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;

- упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.

Гимнастика для глаз помогает решить следующие задачи:

- стимуляции и активизации зрительных функций глаз: различения, локализации, фиксации, конвергенции, аккомодации, прослеживания;

- обеспечение коррекции функциональных  дефектов зрения;

- улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышение эластичности и тонуса глазных мышц и глазодвигательных нервов;

  - развитие способности к восприятию и переработке информации, улучшение    

  функционального  состояния организма, повышение работоспособности;

- развитие способности зрительного восприятия к оценке объектов окружающего пространства;

- развитие способности к концентрации взгляда на ближайших объектах, совершенствование координации движений глаз.

        Основными принципами зрительных гимнастик являются:

- индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;

- развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений;

- регулярность  проведения;

- постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

- сочетание с двигательной активностью.

Условия проведения зрительной гимнастики:

- выбор зрительных упражнений определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а также видом занятия;

- фиксированное положение головы;

- длительность проведения зрительной гимнастики-2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.

           Варианты использования зрительной гимнастики:

- со стихами;

- с сигнальными метками;

- упражнения со зрительными стимулами (предметами);

- с индивидуальными офтальмотренажёрами.

Зрительная гимнастика со стихами

Ежедневные занятия зрительной гимнастикой помогают снять напряжение, утомление, повышают работоспособность, развивают память и речь.

Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребёнка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение.

Выполнение движений с произнесением стихов превращает гимнастику в игру. Ребёнок, играя, довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и несколько раз быстрее, чем при обычном чтении.

Комплексы упражнений зрительной гимнастики в стихах являются одним из способов развития внимания. Детей всегда притягивает возможность выразить себя в движении, и благодаря речи движения складываются в образы. Фантазия детей начинает активно работать, и вместо простых движений появляется целая  картина образов. Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты в свою очередь добавляют выразительности речи. Дети, которые научились совмещать те или иные движения с речью, более свободны и коммуникабельны. 

Подобрана специальная картотека гимнастики для глаз, включающая целые комплексы профилактики близорукости и зрительного утомления. В нее вошли как стихотворные упражнения, так и описательные приемы. В данной картотеке стихотворные упражнения подобраны по лексическим темам с учетом возраста детей. Например, по лексической теме «Овощи» в младшей группе использую стихотворение:

Огуречик

Огуречик, огуречик, (взор переводят вправо, влево)

Не ходи на тот конечик, (взор переводят вверх, вниз)

Там мышка живёт, (моргание глазами)

Тебе хвостик отгрызёт. (закрывают глаза)

(Повторить 2-3 раза)

А в подготовительной группе стихотворные упражнения более сложные.

         Огород

Раз, два, три, четыре, пять, (упражнения «Диагонали»)

Собираемся гулять.

Смотрим вправо -  огород, («Горизонтали»)

Там морковочка растёт.

Слева – белая капуста,

А направо – везде пусто. («Удивление»)

Вот, где можно погулять, («Горизонтали»)

Огород не затоптать

И в футбол нам поиграть. («Расслабление») 

Знайте, будет всё на пять! 

(Повторить 3-4 раза)

Гимнастика для глаз с сигнальными метками

Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.

В различных участках нашего кабинета, в пределах которого проходят занятия, на потолке или на полу фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Ими могут служить игрушки или красочные картинки.  Располагать их рекомендуется в разно удаленных участках комнаты. Игрушки (картинки) подбираются с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет.

Один раз в две недели сюжеты заменяются новыми. С целью повышения эффективности упражнений по активизации чувства координации и равновесия, их рекомендуется  выполнять только в положении «стоя».

          Для укрепления аккомодационных мышц глаз можно проводить упражнения: «Метка на стекле» (кружок 5мм, расстояние от метки до глаз 30-35см. Закрыть один глаз, посмотреть на метку на стекле, перевести взгляд вдаль, опять на метку на стекле и т.д. занятие начинать продолжительностью 2-3мин., далее до5минут); «Посмотри на яблочко» (задание то же, перевод взгляда с ближнего предмета на дальний предмет). 

Упражнения со зрительными стимулами (предметами)

На кончик указки прикрепляется яркий предмет (игрушка, бабочка, самолетик, шарик и т.д.) и предлагается вместе с ним отправиться в путешествие; обращаем внимание детей на соблюдение следующего правила: работают глаза, голова неподвижна. Далее перемещаем указку в заданном на правлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх-вниз, влево-вправо, покружились» и т.д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение. Зрительный стимул (предмет) находится чуть выше уровня глаз впереди сидящих или стоящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.

Индивидуальные, настенные офтальмотренажёры

Независимо от вида офтальмотренажёра обучение детей работе на нём проходит в несколько этапов:

-  ознакомление детей с офтальмотренажером. Педагог медленно ведет указкой по линиям. Обращает внимание на точность движений, которые не выходят за контур линии, предлагает детям следить глазами за указкой.

- ребенок ведет указкой по офтальмотренажеру. Педагог следит за точностью выполнения упражнения, помогает правильно проговаривать направления движений и их изменения на тренажере.

- ребенок самостоятельно, без указки работает на офтальмотренажере, прослеживает глазами и обязательно называет пространственные направления.

Индивидуальные офтальмотренажёры

В своей работе часто использую  индивидуальные офтальмотренажеры, которые не только помогают улучшить зрение, но и сами по себе интересны для детей.

Занимаясь на тренажерах, дети прослеживают глазами вертикальные, горизонтальные или другие линии. Линии могут быть разной конфигурации: прямые, ломаные, сплошные, прерывистые, закругленные, спиральные. Очень нравится детям прослеживать глазами «запутанные» линии.

На схемах можно изобразить какие-либо цветные фигуры: овал, восьмерку, волну, спираль, ромб и т.д. Плакаты размещаются выше уровня глаз ребенка в любом удобном месте (над доской, на боковой стене) и предлагается «походить» глазами по линиям, а при повторном выполнении упражнения «побегать» глазами.

На первых порах детям легче проследить путь с помощью указки, а затем можно обойтись и без нее. Упражнения со схемами проводятся в положении сидя или стоя. Предлагаю детям занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксировать взор на точке или другом символе, обозначающем начало пути, затем проследить дорожку глазами (голова при этом остается неподвижной).

Широко использую объемные лабиринты, которые способствуют развитию целенаправленной ориентировки, вызывают интерес и поддерживают внимание детей. Некоторые виды работы с лабиринтом: движение в лабиринте по правилу, плане – схеме; движение по цветовому ориентиру – стрелке; прослеживание взглядом направления движения по лабиринту для поиска пары (игрушки, предмета).

Настенные офтальмотренажеры.

Схема размещается на стене, напротив лица ребенка. Упражнения заключаются в поочерёдном обведении указательным пальцем траекторий с одновременным слежением за ним органом зрения.

В проведении любых видов зрительных гимнастик следует отмечать старание, желание и результаты детей.

Все зрительные тренажеры учат детей моделировать предметно-пространственные отношения и включают в себя обучение детей ориентировке в пространстве с помощью схем

       Материально-техническое обеспечение для проведения зрительной гимнастики: настенные и напольные индивидуальные и подгрупповые офтальмотренажёры; лабиринты и перфокарты по лексическим темам; тренажёры с зашумленными изображениями по лексическим темам; сигнальные метки; зрительные стимулы по темам («держалки», «удочки»); мелкие игрушки для проведения индивидуальной гимнастики для глаз; картотека «Зрительная гимнастика в стихах»; информационные папки: «Календарно-тематическое планирование зрительной гимнастики в стихах», «Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возраста», «Использование зрительных тренажёров в коррекции зрения», «Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»; техническая база: компьютер, проектор, экран

Гимнастика для глаз также важна, как и общие физические упражнения. Под влиянием систематических упражнений глаза меньше устают, зрительная работоспособность повышается, улучшается кровообращение.


Используемая литература

  1. Чевычелова Е.А. Зрительная гимнастика для детей 2 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013.
  2. Рубан Э.Д. Мой ребенок носит очки! Профилактика и коррекция зрения у детей. -  Ростов н/Д: Феникс, 2008
  3. Специальная дошкольная педагогика: учеб.пособие/ под ред. Е.А. Стребелевой – М., 2001
  4. Никулина Г.В. Охраняем и развиваем зрение. – М.: Детство-Пресс, 2002.
  5.  Кирсанова Н, Никитина О. «Стрелоплан»// «Обруч», 2007 №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Принцип подбора упражнений для зрительной гимнастики в соответствии со зрительным нарушением

Материал подготовлен для родителей, воспитывающих детей с нарушением зрения. Как подобрать комплекс упражнений для зрительной гимнастики, если у вашего ребенка миопия? гиперметропия? астигматизм? Мате...

Картотека зрительной гимнастики. Профилактика зрительного утомления и близорукости.

Картотека   зрительной  гимнастики.Профилактика зрительного утомления и близорукости. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредит...

Мастер класс по зрительной гимнастике. Виды зрительной гимнастики.

Зачем нужна зрительная гимнастика? И когда ее проводить? Здесь вы узнаете о ее разнообразии и правилах применения зрительной гимнатсики....

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей с нарушением зрения (часть 1)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....

Зрительные упражнения, зрительная гимнастика для детей (часть 3)

Регулярно выполняемые зрительные упражнения позволяют повысить остроту зрения у дошкольников, укрепить зрительные мышцы и осуществлять профилактику зрительных нарушений....