Метод проектов как форма организации летнего оздоровительного периода в ДОУ
методическая разработка

В данном материале представлен опыт работы по организации летнего оздоровительного периода в МДОУ Тисульском детском саде №1 "Колосок" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leto_2.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

        «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым:

пусть он работает, действует, бегает, кричит,

пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо

Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укрепления их здоровья. Задача педагогов – организовать жизнь ребят в детском саду таким образом, чтобы за лето каждый из них получил заряд бодрости и провел это время с радостью и удовольствием.

        Для реализации данной задачи коллективом детского сада был разработан комплексный проект «Веселый летний марафон», в основу которого положен опыт работы педагогов детского сада «Рябинка» города Белокуриха.

Проектная идея.

Марафон – забег на длительную дистанцию.

        Летний марафон - дистанция, выстроенная по принципу тематического планирования в течение всего летнего периода.

        Веселый летний марафон – тематическое планирование насыщенное разными видами детской деятельности с интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках и развлечениях, интересных эпизодах из их жизни еще долго радовали детей.

Тип проекта: информационно-творческий

Вид проекта: фронтальный

Участники проекта: воспитанники всех возрастных групп, родители, сотрудники ДОУ.

Цель проекта: сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей.

Задачи:

- создавать условия, обеспечивающие охрану жизни и укрепление здоровья воспитанников;

- формировать мотивационную готовность педагогического коллектива к апробации новых форм, видов и содержания деятельности в организации разностороннего и эмоционально-насыщенного отдыха детей;

- реализовать систему мероприятий, направленных на оздоровление и физическое воспитание воспитанников, развитие самостоятельности, инициативности, любознательности и познавательной активности;

- использовать дополнительные возможности интеграции специалистов, воспитателей, воспитанников и родителей в работе по организации активного отдыха детей.

        Данный проект направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а также на организацию их досуга. Система работы предполагает максимальное пребывание детей на свежем воздухе, соблюдение двигательного режима, реализацию закаливающих процедур.

Ожидаемый результат.

Для воспитанников:

- у воспитанников окрепнет организм, сформируется познавательный интерес;

- воспитанники начнут осознанно относиться к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- появится потребность в выполнении специальных профилактических упражнений и игр в повседневной жизни;

- повысится двигательная активность.

Для педагогов:

- появится система взаимодействия воспитателей с специалистами по внедрению оздоровительной работы с воспитанниками, как совместной деятельности, так и в самостоятельной;

- в организации образовательной деятельности все педагоги будут использовать метод проектов;

-педагоги научаться плодотворно сотрудничать друг с другом, работая в микро-группах;- улучшиться работа по взаимодействию с родителями.

Для родителей:

- активизируется позиция родителей как участников педагогического процесса;

- родители в домашних условиях будут поддерживать оздоровительную работу с детьми.

Проект в течение нескольких лет усовершенствуется и адаптируется под всех участников и включает в себя план мероприятий и мини-проекты, позволяющие развивать воспитанников по всем направлениям.

Срок реализации проекта: май-сентябрь

Работа по проекту проходила в три этапа.

1 этап: подготовительный (май)        

- изучение нормативно- правовой базы и методической литературы;

- ознакомление с опытом работы по данной проблеме других дошкольных образовательных учреждений;

- обучение кадрового состава через консультации, семинары-практикумы;

- пополнение воспитателями развивающей предметно-пространственной среды;

- ознакомление родителей с организацией оздоровительной работы в ДОУ.

На первом этапе, в целях качественной подготовки к организации летней оздоровительной работы были проведены следующие мероприятия:

1. Педагогами ДОУ были изучены нормативно-правовые документы, регламентирующие летний оздоровительный период:

- Конвенция о правах ребенка;

- Конституция РФ от 12.12.93 (ст. 38,41,42,43);

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях» (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26);

- ФГОС ДО.

2. В методическом кабинете подобрана методическая литература об организации прогулок, досугов, экспериментальной деятельности в летний оздоровительный период.

3. Проведены консультации для педагогов: «Организация здоровьесберегающей среды на участке и в группах ДОУ», «Опытно-исследовательская деятельность и наблюдения в летний период», «Организация прогулок-походов» и многие другие.

4. Педагогами ДОУ показаны открытые   занятия «Организация экспериментальной деятельности в летний период», инструктором по физической культуре проведен мастер-класс «Организация спортивных и подвижных игр в летний период»»

5. Для ознакомления родителей с организацией оздоровительной работы в ДОУ проведено родительское собрание «Здоровье детей в наших руках»

В ходе собрания родители познакомились как с традиционными, так и новейшими технологиями оздоровления:  «Дорожка здоровья», «Самомассаж», «Хатха-йога»,  «Су-Джок», посмотрели фрагмент занятия по физической культуре с использованием элементов йоги.

6. В целях эффективной организации отдыха, оздоровления, занятости воспитанников в летний период с родителями воспитанников было проведено анкетирование «Отдых детей летом», при анализе которого было выявлено, что 52% опрошенных родителей предпочитают проводить летний период вместе с семьей и детьми, 12% предпочитают отдыхать от детей, 36% еще не определились с выбором. Наиболее эффективными формами организации отдыха и оздоровления детей считают: игры, праздники и развлечения, спортивные мероприятия. Главным условием необходимым для организации летнего оздоровительного периода 81% родителей считают безопасность. На вопрос: какое направление Вы считаете приоритетным, в организации летнего оздоровительного периода, мнения родителей разошлись, однако 41% ответили – все выше перечисленные.

7. Проведены методические часы, на которых педагоги проанализировали опыт работы других дошкольных образовательных учреждений, обсудили темы мини-проектов, названия дней недели, а также  отметили моменты, которые выявили при анализе работы нашего коллектива по мини-проектам в 2017-2018 учебном году, а именно:

- как правило, большинство мини-проектов  отражают образовательную работу по двум возрастам: младший дошкольный возраст, старший дошкольный возраст, такое планирование не всегда соответствует возрастным особенностям воспитанников, так как мы знаем, что цели для младшего и среднего возраста существенно отличаются. Особенно такое планирование менее эффективно потому, что лето это время отпусков и на группы приходят работать не только педагоги других групп, но и младшие воспитатели, которые не всегда могут правильно сформулировать цель к определенному возрасту воспитанников.

- на протяжении недели, а то и всего летнего периода мероприятия построены вокруг одного и того же персонажа, что ведет к привыканию и снижению интереса;

- в планировании не всегда отражается работа по  оздоровлению дошкольников.        

Исходя из вышесказанного, было решено:

- разработать мини-проекты на все возрастные группы, позволяющие развивать воспитанников в пяти образовательных областях, придерживаясь комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса;

- к разработке проектов привлечь всех педагогов и специалистов ДОУ.

8. Также педагогами групп были обновлены картотеки подвижных игр, бодрящей, артикуляционной гимнастик, подготовлены консультации, буклеты для родителей, касающиеся вопросов оздоровления, безопасности и досуга воспитанников.

9. Все мы знаем, что погода в летний период стала очень часто преподносить нам сюрпризы и не всегда  есть возможность выйти на улицу, для этого в групповых комнатах была обновлена развивающая предметно- пространственная среда:

Обновлены уголки изодеятельности, театрализованные уголки.

Проведен конкурс «Лучший спортивный уголок», цель которого – пополнить спортивные уголки нетрадиционным оборудованием.

II этап: практический (июнь, июль, август)

Реализация проектов

п/п

Тема недели

Итоговое мероприятие

1

Лето, лето – солнышком согрето!

Выставка творческих работ

04.06-08.06

2

В гостях у сказки

Показ театрализованных представлений

11.06-15.06

3

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья

Праздник «В гости к Нептуну!»

02.07-06.07

4

Моя семья

Развлечение «День семьи, любви и верности»

09.07- 13.07

5

Игра и игрушки

Выставка «Игрушка моей мамы»

16.07-20.07

6

Здоровей-ка

Спортивный праздник

23.07-27.07

7

Во-саду ли, в огороде

Развлечение  «Бал цветов»

30.07-03.08

8

Чистота – залог здоровья

Показ кукольного театра «»

06.08-10.08

9

Насекомые

Развлечение «Медовый спас»

13.08-17.08

10

Неделя веселых игр и забав

Развлечение «Быстрые и ловкие»

20.08-24.08

11

До свиданья, лето!

Праздник «До свиданья, лето!»

27.08-31.08

12

Островок безопасности

Флеш-моб «Красный. Желтый и зеленый»

03.09-07.09

        

Второй этап направлен на  реализацию 12 мини-проектов на определенную тематику, которая позволила объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для детей.

В каждом мини-проекте  отведено время на:

- оздоровительную работу (утренний прием, утренняя гимнастика на свежем воздухе, игры с водой и песком, воздушные и солнечные ванны, босохождение  по «Тропе здоровья», сон  с доступом свежего воздуха без маек, бодрящая гимнастика, самомассаж и т.д.);

- индивидуальную работу, которая осуществляется по индивидуальным образовательным маршрутам;

- игровую деятельность: подвижные  игры, игры с оборудованием, повышающим двигательную активность детей (мячи, скакалки, обручи, кегли, бадминтон, теннис), спортивные игры (футбол, баскетбол),  сюжетные  и дидактические игры;

- посильную трудовой деятельность (уборка территории, работа в цветниках и на огороде);

- поисково-исследовательскую деятельность (проведение всевозможных опытов, наблюдения  за ростом растений);

- деятельность художественно-эстетической и физической направленности

- досуговую деятельность (праздники, развлечения).  

Каждый мини-проект заканчивался итоговым мероприятием. Всего за летний оздоровительный период было проведено три праздника, четыре развлечения, две выставки, два показа театров и один флешмоб, которые оставили незабываемые впечатления у воспитанников ДОУ.

Мини-проект «Лето, лето – солнышком согрето» был направлен на развитие интереса детей к познанию окружающего мира через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной  (наблюдения, эксперимент,художественное слово),  продуктивной. Дети знакомились со значением солнца в жизни объектов живой природы, наблюдали за солнцем. Экспериментировали, выясняли, какие предметы нагреваются на солнце быстрее, играли  в веселые игры и забавы весте с Солнышком, разучивали стихотворения о солнце, а также демонстрировали коллективные работы с изображением солнца, используя нетрадиционные техники, оформляли совместно с родителями альбомы «Солнышко лучистое».   В заключение работы по данному проекту была оформлена выставка творческих работ воспитанников и педагогов ДОУ «У солнышка в гостях».

Актуальность проекта «В гостях у сказки» состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. В рамках данного проекта дети познакомились с различными видами  сказочных произведений, научились узнавать персонажи сказок, знать название и автора, пересказывать содержаниевысказывать свое отношение к героям сказки; закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) и разные виды театров (бибабо, пальчиковый, театр картинок, кукольный), изображать сказочных героев. В завершении воспитанники ДОУ показали театрализованные представления «Колобок», «Кто сказал мяу?», «Сказка о глупом мышонке», «Заяц-портной» воспитанникам других возрастных групп ДОУ, родителям, а также, отдыхающим в санатории-прфилактории ветеранам педагогического труда.

Совместная деятельность детей и взрослых в ходе реализации проекта «Во саду ли, в огороде»,  способствовала расширению кругозора воспитанников, приобщению к посильному труду, проведению исследовательской деятельности, творческой активности.  Дети с удовольствием наблюдали за ростом растений, пропалывали, поливали клумбы и грядки. С большим удовольствием ребята собирали урожай и уносили на пищеблок, зная, что из выращенных овощей им приготовят обед. Итоговым мероприятием стал праздник «Бал цветов»,  в ходе которого дети читали стихи о цветах, исполняли танец цветов, пели песни,  отгадывали загадки, играли  в подвижные игры.

Ярким и незабываемым стал проект «Островок безопасности». Дети знакомились с правилами поведения на дорогах, с правилами пожарной безопасности, учились вести себя при чрезвычайных ситуациях. Воспитанники совместно с родителями участвовали в конкурсе рисунков «Огонь друг – огонь враг», в акции «Ладошка в ладошке безопасная дорожка», оформлении плакатов по ПДД.  Полученные знания о правилах дорожного движения закрепили в ходе викторины «Юные знатоки ПДД». В завершении проекта был организован флешмоб для детей и родителей «Красный, желтый, зеленый»

Мини-проект «Здоровейка» был направлен на становление у воспитанников ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

На протяжении всего летнего – оздоровительного периода родители являлись самыми активными участниками наших мероприятий: помогали в оснащении РППС групп и участков, участвовали в выставках и смотрах-конкурсах, праздниках и досугах.

Для повышения уровня информированности родителей был оформлен информационный стенд «Лето», на котором рассматривались вопросы воспитания и оздоровления детей в летний период, приготовленные педагогами и медицинской сестрой, фоторепортажи о летнем отдыхе детей.

III. Заключительный (сентябрь)

На данном этапе подводятся итоги летней оздоровительной работы, выявляются проблемы в организации летнего отдыха, оформлялись проекты

Все мероприятия в комплексе способствовали функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных сил по отношению к неблагоприятным факторам внешней среды, оздоровлению, укреплению иммунной системы детского организма.

Благодаря проведенной работе получили следующие результаты:

1. Снизилась заболеваемость в летний период, не было ни одного случая травматизма и инфекционных заболеваний

2. Увеличились показатели естественного прироста физического развития детей в летний период (антропометрические данные)

3. Повысилась  компетентность педагогов и родителей в области организации летнего отдыха детей

        Хорошими показателями подготовки к летнему оздоровительному периоду  являются комментарии родителей в «Книге отзывов и предложений»

Выражаю искреннюю благодарность коллективу детского сада №1 «Колосок» за такой красочный праздник «День семьи, любви и верности». Очень остались довольны!!! По возможности будем приходить на Ваши праздники чаще!!! С уважением Шмаль О.А.,

Очень хорошее впечатление оставило мероприятие по обучению детей правилам дорожного движения! Все прошло замечательно! Интересно! Динамично! Как всегда! Моя дочь Полина с радостью готовилась к этому празднику, и с удовольствием в нем участвовала. Огромная благодарность коллективу педагогов, подготовившему эту программу для ребят и родителей. Спасибо за ваш труд и неравнодушие!

 С уважением семья Байкиных

Таким образом, скоординированная работа, педагогов, специалистов и родителей позволила  эффективно  организовать  оздоровительную работу с детьми в летний период.

В будущем планируем:

1. Продолжать работу  в 2019-2020 учебном году по летнему оздоровительному проекту «Веселый летний марафон»;

2. Активнее использовать в работе туристические походы с привлечением родителей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы с детьми в летне-оздоровительный период в детском саду

Прекрасная пора - лето! Оно даёт возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями, неожиданностями, удовольствием и красотой....

Методические рекомендации по организации летнего оздоровительного периода в дошкольных образовательных учреждениях

Летний оздоровительный период в дошкольном образовательном учреждении решает немаловажные задачи:- укрепление здоровья детей;- развитие двигательной активности и приобщение к летним видам спорта;- соз...

Система работы по организации летнего оздоровительного периода в дошкольном образовательном учреждении детский сад "Алёнушка"

Система работы по организации летнего оздоровительного периода в дошкольном образовательном учреждении детский сад "Алёнушка" р.п. Дергачи Саратовской области...

Организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении

Летний оздоровительный период – сезонный отрезок времени, в который реализуется система мероприятий, направленных на оздоровление и физическое развитие детей...

Система работы по организации летнего оздоровительного периода в дошкольном учреждении

Данная работа является подведением итогов деятельности по организации летнего оздоровительного периода в ДОУ. Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по организации летн...