Семинар- практикум для педагогов "О здоровье всерьез"
материал

Чернышова Татьяна Николаевна

Цель:

  • Повышение компетентности педагогов в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей за счет использования здоровьесберегающих технологий

Задачи :

  • Обобщить материал по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
  • Углубление теоретической и практической подготовки педагогов;
  • Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателя, способствовать творческому поиску.
  • Развитие творческой активности, обмен опытом. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_o_zdorove.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Кизнерский детский сад № 4»

Семинар – практикум для педагогов

«О здоровье – всерьез»

Подготовила:

Воспитатель

I квалификационной категории

Чернышова Т.Н.

2020 год

«Единственная красота, которую я знаю – ЗДОРОВЬЕ»

Генрих Гейне (1797-1856) — выдающийся немецкий поэт.

Цель: 

  • Повышение компетентности педагогов в вопросе сохранения и укрепления здоровья детей за счет использования здоровьесберегающих технологий

Задачи :

  • Обобщить материал по применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми;
  • Углубление теоретической и практической подготовки педагогов;
  • Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателя, способствовать творческому поиску.
  • Развитие творческой активности, обмен опытом. 

Этапы проведения семинара - практикума:

1. Организационный (активизация деятельности);

2. Подготовительный (психологический настрой: приветствие, вступительное слово).

3. Основной (ознакомление с новыми знаниями, практическая деятельность).

4. Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь). 

1. Организационный (активизация деятельности)

Упражнение «Дождик».

Воспитатель: Приглашаю вас построиться в круг и всем вместе выполнить одно упражнение, которое называется «Дождик».

По моему сигналу и согласно тексту вы должны выполнять движения.

(Педагоги начинают стучать сначала одним пальцем правой руки по ладони левой (первые капли дождя), затем двумя, тремя (дождь набирает силу), наконец все аплодируют (идёт проливной дождь). Затем по убывающей, так же по инструкции ведущего, педагоги снижают силу и интенсивность хлопков и по сигналу ведущего «Солнце» враз прекратить аплодировать).

Воспитатель:

(Важно эмоционально комментировать команды):

1. «Начинается лёгкий летний дождик, он тихо стучит по крышам, по асфальту, по листикам»

- стучать сначала одним пальцем правой руки по ладони левой (первые капли дождя);

2. «Дождь набирает силу, тучи сгущаются, становятся тяжёлыми ...»

- стучать двумя, тремя пальцами (дождь набирает силу);

3. «Напряжение, злость, которая скопилась в туче и вас, прорывается в сильном ливне»

- все аплодируют (идёт проливной дождь).

4. «Вся усталость и напряжение из тучки вышло вместе с дождиком. Тучка стала облачком, дождик затихает, становится мелким и начинает проглядывать солнышко»

- стучать двумя пальцами правой руки по ладони левой, затем одним;

5. «Дождик перестал

( перестали хлопать).

Солнышко выглянуло, пригрело деревья, дома, каждого человека. Вы чувствуете, как отдохнули, забыли всё неприятное и обидное, стали весёлыми и сильными, и с таким отличным настроением мы поработаем сегодня на семинаре. Спасибо.

2. Подготовительный (психологический настрой: приветствие)

« Круг радости»

Воспитатель: Предлагаю поприветствовать друг друга на разных языках. Здравствуйте.

 ( Например: сывлах сунатап, чао, нин хао, бонжур, гутен так, ас – салам алейкум, здоровеньки булы, хаю-дую-ду, хелоу и т.д.).

(Каждый из педагогов здоровается на каком – нибудь языке).

3. Основной ( вступительное слово)

Воспитатель: Добрый день, уважаемые коллеги! Мы поздоровались с вами на разных языках. Тем самым пожелали друг другу здоровья. Я рада приветствовать вас на семинаре-практикуме «О здоровье - всерьез». Вы,  наверное, поняли, что главная тема нашей сегодняшней встречи — здоровье. Здороваясь, мы желаем друг другу здоровья. И это не случайно. Ведь еще в Древней Руси говорили: «Здоровье не купишь», «Дал бы Бог здоровье, а счастье найдешь». Замечательно, когда все здоровы, а особенно, когда здоровы дети. Сегодня мы поговорим с вами о здоровье всерьез.

Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья детского населения. Здоровье всегда считалось одной из высших ценностей человека, основой активной творческой жизни. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности не только творческие, гармонично развитые, активные, но прежде всего здоровые.

Среди множества причин и проблем называют снижение двигательной активности детей. Недостаток движения у дошкольников приводит к потери здоровья.

Проведенные исследования установили, что современные дети много времени   уделяют компьютерным играм. А как мы знаем, долгое проведение за монитором компьютера, ухудшает осанку, зрение, нервную систему детей.

В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки; вырабатываются черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни.

Как укрепить здоровье детей, избежать болезней?

Эти вопросы волнуют и родителей, и нас педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети вырастали и входили в большую жизнь не только знающими и образованными, но и здоровыми. Нам, взрослым, важно формировать и поддерживать интерес к здоровому образу жизни, как самих себя, так и наших детей.

Есть ли ключи к решению этой задачи? Это мы с вами постараемся выяснить на нашем семинаре.

Итак, начнем наш семинар. Мы уже неоднократно обсуждали с вами здоровьесберегающие технологии на предыдущих встречах. Предлагаю вспомнить

 ( записывает на доске технологии). Делятся на 2 команды.

Мозговой штурм

Ведущий: Продолжим наш семинар. Здоровье - главная ценность, которой человека наделила природа. Именно от нее зависит физическое и психическое состояние, работоспособность. А как по - вашему, что такое здоровье? (Высказывания педагогов)

Если хочешь быть здоровым, мало ешь и мало пей.

Здоровому врач не нужен.

Здоровье – это счастье.

Здоровье дороже богатства.

Здоровье - всему голова.

Здоров будешь – все будет и т.д.

Ведущий: По определению Всемирной организации здравоохранения:

Здоровье  – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. 

Ведущий: Что нужно делать, чтобы быть здоровым и взрослым и детям?

(Команды совещаются, записывают ответы, зачитывают их, дополняют друг друга.)

1. Следить за физическим состоянием.

2. Не заниматься самолечением.

3. Следить за состоянием зубов.

4. Чередовать виды деятельности.

5. Спать не менее 7-8 часов в день.

6. Заниматься спортом, закалять свой организм.

7. Делать по утрам гимнастику и т.д.

Ведущий: Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и весёлым. Ведь как говорили, древние греки: «В здоровом теле - здоровый дух». Привнося в свою жизнь навыки здорового образа жизни, мы прививаем нашим детям правила для сохранения их благополучия.

Наша цель – обеспечить детям основы здорового образа жизни и сформировать правильное отношение к своему здоровью.

Практическая деятельность - Задания для педагогов.

Ведущий: Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением, ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться это делать самому.

Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер. Мы с вами вначале семинара вспомнили виды здоровьесберегающих технологий, и теперь на практике выполним некоторые виды этих технологий.

Одной из форм оздоровительной работы является – пальчиковая гимнастика.

Мы все знаем, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Выполняя пальцами различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, что способствует развитию внимания, мышления, памяти, благотворно влияет на развитие речи и готовит руку к письму. Интенсивное воздействие на кончики пальцев стимулирует прилив крови к рукам. Это благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

Итак, начнем. У каждой команды лист с текстом пальчиковой гимнастики. Командам нужно придумать движения и продемонстрировать гимнастику в соответствии с текстом.

Технология - Пальчиковая гимнастика 

1 команда

Сбил, сколотил – вот колесо.

Сел да поехал. Ах, хорошо!

Оглянулся назад – одни спицы лежат.

2 команда

Жил-был зайчик длинные ушки.

Отморозил зайчик носик на опушке.

Отморозил носик, отморозил хвостик

И поехал греться к ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо, волка нет,

И дают морковку на обед.

Ведущий:  Молодцы. Спасибо. А сейчас к стихам подберем дыхательные упражнения.

Технология -Дыхательная гимнастика 

 (Команды выполняют по очереди).

1 команда

Самолётик — самолёт 

Отправляется в полёт

Жу- жу -жу

Жу-жу-жу

Постою и отдохну

Я налево полечу

Жу – жу – жу

Жу- жу –жу

Постою и отдохну.

2 команда

Носиком дышу, дышу свободно, глубоко и тихо,

Как угодно.

Выполню задание,

Задержу дыхание…

Раз, два, три, четыре

Снова дышим: глубже, шире.

Технология - Психогимнастика 

(Команды выполняют по очереди).

Ведущий:  Спасибо. Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами.

Психогимнастика помогает детям:

  • адаптироваться в коллективе, заводить знакомства и дружить;
  • разобраться в себе, своих чувствах и чувствах других;
  • научиться демонстрировать и понимать эмоции;
  • избавиться от стеснительности, брезгливости, страхов и прочих неприятностей;
  • развить воображение и творческое мышление;
  • научиться контролировать свои движения.

1 команда - «Упрямое зеркало»

Взрослый предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало — оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает её и т. д. Играть можно парами, меняясь ролями, или всей группой, выполняя упражнения-«перевёртыши», причём каждый сам придумывает своё движение.
2 команда - «Веселые мартышки»

(Все движения психогимнастики выполняются по тексту)

Мы веселые мартышки, мы смеемся громко слишком.
Мы в ладоши хлопаем, мы ногами топаем.
Надуваем щечки, скачем на носочках,
И друг другу даже – язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску,
Оттопырим ушки, хвостик на макушке.
Шире рот откроем – гримасы все состроим.

ТехнологияСмехотерапия 

Ведущий: Спасибо, справились с заданием. Приступим к следующей коррекционной технологии. Сначала хочу прочесть вам сказку.   Немного о серьезном в шутку. Хочу прочитать вам сказку про Красную шапочку.

Сказка «Красная шапочка»

Бабушка, бабушка, а почему у тебя такое морщинистое лицо?
— 
Это потому, внученька, что я не любила умываться по утрам и вечерам.
Бабушка, а почему у тебя такие желтые зубы?
— 
Потому, что я их не чистила и курила, как и твой дедушка, внученька.
Бабушка, бабушка, почему у тебя такие тусклые глаза?
— 
Потому, что я не любила есть морковь, моя внученька.
Бабушка, бабушка, а почему ты вся дрожишь и медленно ходишь?
— Это потому, моя деточка, что по утрам я никогда не делала зарядку.

Ведущий: Уважаемые коллеги! Вывод такой: - Если вы не хотите выглядеть, как эта бабушка, ведите здоровый образ жизни!

Надеюсь, я вам немного подняла настроение. Итак, продолжим.

Смехотерапия — хорошее лекарство. И это лекарство не имеет побочных действий. Поэтому смейтесь на здоровье! Смех- панацея от всех болезней. Ведь он помогает справиться с хронической усталостью, повышает иммунитет, улучшает настроение, лицо и фигуру!

Смех  в нашей жизни также важен, как воздух, пища и вода. Минута смеха продлевает жизнь и очень полезна для всех нас и наших детей, поэтому стремитесь к тому, чтобы наши дети чаще улыбались и смеялись. Давайте удлиним нашу жизнь, выполнив следующие задания.

1 команда

1. «Простое скандирование»

Передвигаясь по комнате вперед-назад или по кругу, скандируем: «Ха-ха-ха», «Хо-хо-хо», и т.д.

2. «Смех по телефону»

Каждый из участников тренировки делает вид, что подносит к уху мобильный телефон, и, установив контакт глазами с другим участником, продолжает скандирование.

2 команда

1. « Мстительный смех»

Участники устанавливают зрительный контакт и, грозя друг другу пальцем, скандируют: «Ха-ха-ха», «Хе-хе-хе», и т.д.

2. «Разнообразный смех»

Участники стараются придумать как можно больше различных видов смеха и проскандировать его (Веселый смех: «Хи-хи-хи», зловещий смех: «Хо-хо-хо», заразительный смех: «Ха-ха-ха», и т.д.)

Ведущий: Спасибо. Было очень весело. Носите всегда с собой смех, радость и улыбку. Как говорил знаменитый барон Мюнхгаузен: «Улыбайтесь. Серьезное выражение лица – вовсе не признак ума. Все глупости в мире совершаются именно с этим выражением лица». Во время занятий, мы все с вами проводим с детьми физкультурные минутки, для того, чтобы научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой и поэтому сейчас у нас тоже будет динамическая пауза.

Физкультминутка «Мы пойдем сейчас направо» (Показываю я)

(Используется мультимедийное оборудование)

Технология - Игротерапия 

Ведущий: Спасибо, справились с заданием отлично. Продолжим семинар.

Игротерапия – психологический инструмент, направленный на работу с нарушениями психики у людей всех возрастов посредством участия в определённой игре. В игре достигается эмоциональное равновесие; исправляется поведение; развиваются социальные навыки; устраняются пробелы, созданные семьёй.

Детям, которые проявляют агрессию важно показать на контрасте, что существует и другая модель поведения, а также, что любой спор должен закончиться на позитивной ноте. В такие игры можно играть с двух лет. Сейчас мы тоже с вами поиграем.

1 команда - «Войнушка» (Игры, помогающие в коррекции агрессии).

Бросают друг в друга различными безопасными предметами: подушками, комками бумаги, плюшевыми игрушками, пользуясь щитами и укрытиями. И заканчивают борьбу ничьей и объятиями.

2 команда - «Кошки».

По очереди превращаются то в добрых, мурлыкающих и ласкающихся кошек, то- в злых и шипящих. Вместо кошек могут быть собаки, ёжики и любые другие животные.

4. Итоговый (подведение итогов, оценка работы, обратная связь).

 Ведущий: Спасибо, отлично справились с заданиями. Наш семинар подходит к концу. Предлагаю выполнить задание - «Зеркальное рисование».

( Это рисование двумя руками одновременно).

Отличное упражнение, которое улучшает эффективность работы обоих полушарий мозга. При выполнении этого задания расслабляются руки и глаза. Рисование таким образом, задействует оба полушария, фактически «подтягивая» одно из них, отстающее в развитии

Такой прием позволяет более эффективно корректировать отклонения в развитии речи детей. Попробуйте отобразить в своем рисунке ваше настроение, полученное от семинара (Рисуют и обсуждают свои рисунки). Спасибо.

Рефлексия:  «Общий комплемент всем».

Участники встают в круг, положить руки на плечи друг другу, и говорят (предварительно посовещавшись) хором общий для всех комплимент - Всем здоровья.

Высказывают свое отношение к прошедшему тренингу.

Завершение:

Ведущий: Уважаемые коллеги! Самое главное для человека в жизни – это его здоровье. Ведь недаром, как я уже говорила, испокон веков известна фраза «В здоровом теле – здоровый дух!».

Если вы здоровы, значит у вас, и настроение прекрасное и любое дело спорится. Носите всегда с собой смех, радость и улыбку.

А мне остаётся только поблагодарить вас за активное участие в работе семинара, вы прекрасно потрудились. Спасибо за внимание! Будьте всегда здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Здоровье детей в наших руках"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13327220","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"width: 387px; height: 300px;","width":"480"}}]]Охрана и укрепления здо...

Семинар – практикум по теме «Здоровье дошкольника»

Семинар – практикум по теме «Здоровье дошкольника»...

Семинар-практикум для родителей "Здоровый образ жизни в семье"

Материал представляет собой практическую разработку мероприятия для родителей коррекционной группы детского сада по формированию навыков здорового образа жизни в семье....

Конспект семинара-практикума "Растим детей здоровыми"

Ппредлагаю вашему вниманию конспект семина-практикума для родителей "Растим детей здоровыми". Материал будет полезен для воспитателей детских садов. Данный семинар-практикум был проведён с целью: Повы...

Семинар – практикум на тему «Здоровье, музыка, дети»

Презентация по семенару - практикуму на тему "Здоровье, музыка, дети"...

Семинар – практикум на тему «Здоровье, музыка, дети»

Семинар - практикум на тему "Здоровье, музыка, дети"...