Родительское собрание «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста».
консультация (подготовительная группа)

Пономаренко Ольга Вячеславовна

       Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста.

      Осанка – это привычная поза естественно, непринужденно стоящего ребенка.

 Осанка может быть:

Ø правильная (прямая посадка головы, слегка оттянутые назад плечи, прямая спина, подтянутый живот) – способствует укреплению и сохранению здоровья;

Ø неправильная (опущенная голова, согнутая спина, выдвинутые вперед плечи) – затрудняет кровообращение, дыхание, связана с чувством угнетения, подавленности.

      Выработка правильной осанки – сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_profilaktika_narusheniy_osanki.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад №11 «Голубой вагон» г. Сальска

Родительское собрание

 «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста».

                                                                   Инструктор по физической культуре

                                                                   высшей  квалификационной категории

                                                                                            Пономаренко О.В.  

г. Сальск

2019 год.

       Формирование правильной осанки составляет одну из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста.

      Осанка – это привычная поза естественно, непринужденно стоящего ребенка.

 Осанка может быть:

  • правильная (прямая посадка головы, слегка оттянутые назад плечи, прямая спина, подтянутый живот) – способствует укреплению и сохранению здоровья;
  • неправильная (опущенная голова, согнутая спина, выдвинутые вперед плечи) – затрудняет кровообращение, дыхание, связана с чувством угнетения, подавленности.

      Выработка правильной осанки – сложный процесс, начинающийся в младенчестве и продолжающийся длительное время. Хорошая осанка украшает фигуру человека, помогает ему овладевать сложными двигательными навыками. Неправильное положение тела связано с односторонним отягощением мышц, слабостью мускулатуры, привычкой опускать голову, подавать вперед плечи, горбатиться. Это создает неблагоприятные условия для функционирования органов кровообращения и дыхания, вредит здоровью детей.

     Осанка формируется под влиянием различных факторов:

  • наследственное строение организма;
  • внешняя среда;
  • воспитательное воздействие;
  • питание, одежда, мебель и т.д.

      На формирование осанки должны обращать внимание, как воспитатели, так и медики, родители. Дошкольников надо учить, как сидеть на стуле, за столом, учить ходить, соблюдая правильную осанку. Рациональная поза обеспечивает устойчивую работоспособность. Следует быть внимательными к позам детей во всех видах жизнедеятельности, воспитывать прочную привычку к правильному положению тела и в организованных занятиях, и в самостоятельных играх.

      Поза за столом при рисовании, рассматривании иллюстраций, при занятии настольно-печатными играми должна быть удобной: локти обеих рук на столе, предплечья симметрично и свободно лежат на поверхности стола, плечи находятся на одном уровне, голова чуть наклонена вперед. Расстояние от глаз до стола равно 35 см. Сидеть ребенок должен с одинаковой нагрузкой на обе ягодицы, не перекашиваясь на одну сторону. Стопы стоят на полу. Нельзя допускать, чтобы дети сидели скрестив ноги или зацепляли их за ножки стула. Для расслабления использовать физкультминутки.

     Немаловажное значение имеет поза во время сна. Длительность сна дошкольника заставляет быть особенно внимательными к положению его тела. Ребенку следует спать на полужесткой постели, с небольшой подушкой. Лучше всего если ребенок спит на спине. Сон на боку, особенно «калачиком» смещает лопатки, сдавливает верхние ребра в грудной полости, искривляет позвоночник.

     Поза при стоянии. Стоять надо с равномерным распределением тяжести тела на обе ноги. В естественном положении ноги слегка расставлены, так удобнее держать равновесие. Привычка стоять с опорой на одну ногу вызывает косое положение тела, неправильный изгиб позвоночника.  

        Главным средством предупреждения нарушений осанки в детском саду являются физические упражнения. Упражнения укрепляют опорно-двигательный аппарат, тренируют различные мышечные группы. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ:

  • ООД по физическому развитию (3 раза в неделю);
  • прогулки (2 раза в день);
  • утренняя гимнастика;
  • физминутки;
  • элементы спортивных эстафет, подвижные игры и прогулки на свежем воздухе
  • закаливание.

      Физические упражнения группируем так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на организм ребенка и создавали условия для хорошей двигательной активности.

       В вводную часть занятия включаем разнообразные упражнения в ходьбе и беге, построения и перестроения; упражнения на развития равновесия и внимания; ориентир в пространстве.

          При выполнении общеразвивающих упражнений используем упражнения из разных исходных положений (стоя, сидя, лежа) – для укрепления различных групп мышц; упражнения с предметами (шарики, мячи, палки, обручи) и без предметов («все вместе», «сидя», «хлопки»).

         При проведении основной части занятия постоянно напоминаем, поправляем (спина должна быть прямая, живот подтянут, голова приподнята, руки в стороны или на поясе).

     Правильная организация условий жизни детей в д/саду и в семье, при соответствующей методике проведения этих упражнений, приводит к хорошим результатам в работе по профилактике нарушений осанки.    

        Актуальными задачами физического воспитания являются правильное формирование опорно-двигательного аппарата, а также профилактика и коррекция возможных нарушений. Это обусловлено, тем, что среди функциональных отклонений, выявляемых у детей дошкольного возраста, наибольший удельный вес составляют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки и уплощение стопы.

       В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут привести к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.    

       Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и изменяет положение позвоночника – это отрицательно влияет на осанку и общее состояние ребенка.  

       Недостаточное развитие мышц и связок стоп неблагоприятно сказывается на развитии многих движений детей, приводит к снижению двигательной активности и может стать серьезным препятствием к занятиям спортом.

       Успешная профилактика и коррекция плоскостопия у детей возможны на основе комплексного подхода:

  • создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы (ребристые и наклонные доски, гимнастическая стенка, обручи, мячи, палки, массажные коврики, специальные массажёры);
  • гигиена обуви и правильный ее подбор, воспитатели обращают внимание на обувь, в которой дети ходят в группе, на улице, и дают соответствующие рекомендации родителям;
  • регулярное использование природно-оздоровительных факторов: хождение босиком по траве, песку, гальке.    

      С этой же целью, используют хождение босиком на утренней зарядке, физкультурном занятии, во время закаливания.

       При планировании системы закаливания необходимо предусматривать применение специальных закаливающих процедур для стопы. Закаливание стоп способствует укреплению мышц, связок и суставов, стимулирует активные точки и зоны расположенные на стопе. Кроме того, стопа человека богато снабжена тактильными и температурными рецепторами, рефлекторно связанными с соответствующими зонами носоглотки и верхних дыхательных путей, в связи с чем, закаливанию стоп отводится огромная роль повышению резистентности организма.

       Таким образом, при совместной работе д/сада (медики, воспитатели, руководитель по физическому воспитанию) и семьи по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, при рациональном подходе и правильном подборе физических упражнений и инвентаря можно добиться хороших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением....

Профилактика и коррекция нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

Великая ценность каждого человека – здоровье. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением. ...

Рекомендации родителям «Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста»

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья вполне возможно" Академик, хирург Н. М. Амосов....

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста.

В последние годы все реже встречаются практически здоровые дети. Наиболее часто встречаются патологии нервной системы, опорно-двигательного аппарата, патологии дыхательной системы, патологии органов з...

Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста, не посещающих ДОУ, средствами физического воспитания (конспект занятия к проекту)

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:1.Развивать координацию движений, силу мышц стопы, ног.2.Воспитывать положительное отношение к образному восприятию слов и действиям в процессе двигательной деятельности....

Консультация для воспитателей на тему: "Профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста"

В программе воспитания в детском саду предусматривается целый ряд мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, формированию правильной осанки. Осанка формируется постепенно, по мере роста органи...